Образовательная деятельность

Пояснительная записка к основной общеобразовательной программе в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 108»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obrazovatelnogo_processa.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности образовательного процесса

Образовательная программа МБДОУ «ДСОВ № 108»  разработана  на основе изучения контингента родителей (образовательный, возрастной уровень) с учетом их социального заказа как активных участников педагогического процесса, определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также разностороннее развитие детей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с «Программой  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, Москва: Мозаика – Синтез 2007 год с учётом Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва: Мозаика – Синтез, 2010 год, в которой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Основная общеобразовательная программа МДОУ рассчитана на 6 возрастных ступеней физического и психического развития детей дошкольного возраста:

  1. ранний возраст (для детей от 1,5 до 2 лет)
  2. младший дошкольный возраст:

- от 2 до 3 лет (первые младшие группы)

- от 3 до 4 лет (вторые младшие группы)

- от 4 до 5 лет (средние группы)

  1. старший дошкольный возраст:

- от 5 до 6 лет (старшие группы)

- от 6 до 7 лет (подготовительные к школе группы).

Основная общеобразовательная программа МБДОУ состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Общий примерный объем образовательной нагрузки вариативной части Программы в блоке совместной образовательной деятельности взрослого и детей рассчитывается с учетом времени, отведенного на реализацию инвариантной части Программы, количества приоритетных направлений деятельности учреждения, возрастом воспитанников. Удельный вес образовательной нагрузки в вариативной части Программы составляет дополнительно 5-6% к инвариантной части Программы, поскольку дошкольное  учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности.

Учитывая большой спрос родителей на дополнительное образование художественно-эстетической направленности, в дошкольном учреждении была открыта изостудия «Акварелька» (И.А. Лыкова.  Программа  художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.  М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007).

              Организованная образовательная деятельность по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) проводится для детей четвёртого, пятого, шестого и седьмого года жизни года во второй половине дня после дневного сна продолжительностью от 15 до 30 минут, не чаще 1-3 раз в неделю в зависимости от возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиН.

Основная общеобразовательная программа реализуется через специфичные для каждого возраста воспитанников виды деятельности:

  1. двигательную;
  1. игровую;
  2. продуктивную;
  3. коммуникативную;
  4. музыкально-художественную;
  5. трудовую;
  6. познавательно-исследовательскую;
  7. чтение художественной литературы.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд,  познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

При проектировании содержания Образовательной программы принимаются во внимание специфические климатические особенности региона (Иркутская область): состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы учитываются при составлении комплексно-тематического годового плана психолого-педагогической работы в ДОУ.

Принимая во внимание особенности сибирского региона (снежный покров держится до 6 месяцев в году), в ДОУ предусмотрены специальные тренировочные занятия на лыжах. Обучение навыкам ходьбы на лыжах осуществляется в старших – подготовительных группах при температуре воздуха не ниже 20С в безветренную погоду инструктором по физической культуре 1 раз в неделю, индивидуально техника ходьбы отрабатывается воспитателями во время прогулок.

Ведущие отрасли экономики (металлургическая, деревообрабатывающая) обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых.

При организации образовательного процесса в ДОУ учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является  физическое направление в  развитии воспитанников, способствующее гармоническому физическому и психическому развитию каждого ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

           Сохранение и укрепление здоровья детей, реализацию приоритетного направления в МДОУ обеспечивают парциальные программы:

  1. Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  2.  Н.А. Фомина. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Программа по физическому воспитанию дошкольников. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
  3. Н.Н. Ефименко. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПЕСС, 1999.  
  4. Е.К. Воронова.  Программа обучения плаванию в детском саду. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы

Цель и задачи деятельности МДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Целью деятельности МДОУ «ДСОВ № 108»  является:

всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности  к школьному обучению.

 Для достижения цели необходимо решать  следующие задачи:

  1. Повышать функциональные и адаптационные возможности организма за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий, повышения качества медико-профилактической и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  2. Совершенствовать работу по охране и укреплению здоровья детей посредством формирования представлений о здоровом образе жизни и правилам личной  гигиены;
  3. Создать богатую вариативную полифункциональную предметно-развивающую среду дошкольного учреждения, обеспечивающую успешное формирование, развитие и совершенствование всех сфер деятельности ребенка-дошкольника: познавательно-речевой, социально-личностной, художественно-эстетической, физической, творческой;
  4. Внедрять  технологии взаимодействия ДОУ и семьи  по решению задач всестороннего и полноценного развития личности дошкольника через вариативные формы организации коллективного, индивидуального и наглядно-информационного сотрудничества;
  5. Реализовывать комплексный подход к обучению и воспитанию через обновление содержания образовательного процесса на всех возрастных ступенях развития детей дошкольного возраста;
  6. Повышать профессиональное мастерство педагогов по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка на основе активного использования инновационных педагогических технологий.

Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы

Содержание общеобразовательной программы   разработано  в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей  дошкольного возраста; соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, а также:

  1.    направлено на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;
  2. соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
  3. соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  4.    сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  5.    обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  6.   строится на адекватных возрасту видах деятельности и  формах работы с детьми;
  7.   в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и  интеграции содержания дошкольного образования;
  8.   основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  1.   предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде;
  1.   направлено на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.