Образовательная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности образовательного процесса
Образовательная программа МБДОУ «ДСОВ № 108» разработана на основе изучения контингента родителей (образовательный, возрастной уровень) с учетом их социального заказа как активных участников педагогического процесса, определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также разностороннее развитие детей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, Москва: Мозаика – Синтез 2007 год с учётом Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва: Мозаика – Синтез, 2010 год, в которой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Основная общеобразовательная программа МДОУ рассчитана на 6 возрастных ступеней физического и психического развития детей дошкольного возраста:
- ранний возраст (для детей от 1,5 до 2 лет)
- младший дошкольный возраст:
- от 2 до 3 лет (первые младшие группы)
- от 3 до 4 лет (вторые младшие группы)
- от 4 до 5 лет (средние группы)
- старший дошкольный возраст:
- от 5 до 6 лет (старшие группы)
- от 6 до 7 лет (подготовительные к школе группы).
Основная общеобразовательная программа МБДОУ состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Общий примерный объем образовательной нагрузки вариативной части Программы в блоке совместной образовательной деятельности взрослого и детей рассчитывается с учетом времени, отведенного на реализацию инвариантной части Программы, количества приоритетных направлений деятельности учреждения, возрастом воспитанников. Удельный вес образовательной нагрузки в вариативной части Программы составляет дополнительно 5-6% к инвариантной части Программы, поскольку дошкольное учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности.
Учитывая большой спрос родителей на дополнительное образование художественно-эстетической направленности, в дошкольном учреждении была открыта изостудия «Акварелька» (И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007).
Организованная образовательная деятельность по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) проводится для детей четвёртого, пятого, шестого и седьмого года жизни года во второй половине дня после дневного сна продолжительностью от 15 до 30 минут, не чаще 1-3 раз в неделю в зависимости от возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиН.
Основная общеобразовательная программа реализуется через специфичные для каждого возраста воспитанников виды деятельности:
- двигательную;
- игровую;
- продуктивную;
- коммуникативную;
- музыкально-художественную;
- трудовую;
- познавательно-исследовательскую;
- чтение художественной литературы.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
При проектировании содержания Образовательной программы принимаются во внимание специфические климатические особенности региона (Иркутская область): состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы учитываются при составлении комплексно-тематического годового плана психолого-педагогической работы в ДОУ.
Принимая во внимание особенности сибирского региона (снежный покров держится до 6 месяцев в году), в ДОУ предусмотрены специальные тренировочные занятия на лыжах. Обучение навыкам ходьбы на лыжах осуществляется в старших – подготовительных группах при температуре воздуха не ниже 20С в безветренную погоду инструктором по физической культуре 1 раз в неделю, индивидуально техника ходьбы отрабатывается воспитателями во время прогулок.
Ведущие отрасли экономики (металлургическая, деревообрабатывающая) обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых.
При организации образовательного процесса в ДОУ учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является физическое направление в развитии воспитанников, способствующее гармоническому физическому и психическому развитию каждого ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Сохранение и укрепление здоровья детей, реализацию приоритетного направления в МДОУ обеспечивают парциальные программы:
- Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
- Н.А. Фомина. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Программа по физическому воспитанию дошкольников. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
- Н.Н. Ефименко. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПЕСС, 1999.
- Е.К. Воронова. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы
Цель и задачи деятельности МДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Целью деятельности МДОУ «ДСОВ № 108» является:
всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:
- Повышать функциональные и адаптационные возможности организма за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий, повышения качества медико-профилактической и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- Совершенствовать работу по охране и укреплению здоровья детей посредством формирования представлений о здоровом образе жизни и правилам личной гигиены;
- Создать богатую вариативную полифункциональную предметно-развивающую среду дошкольного учреждения, обеспечивающую успешное формирование, развитие и совершенствование всех сфер деятельности ребенка-дошкольника: познавательно-речевой, социально-личностной, художественно-эстетической, физической, творческой;
- Внедрять технологии взаимодействия ДОУ и семьи по решению задач всестороннего и полноценного развития личности дошкольника через вариативные формы организации коллективного, индивидуального и наглядно-информационного сотрудничества;
- Реализовывать комплексный подход к обучению и воспитанию через обновление содержания образовательного процесса на всех возрастных ступенях развития детей дошкольного возраста;
- Повышать профессиональное мастерство педагогов по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка на основе активного использования инновационных педагогических технологий.
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
Содержание общеобразовательной программы разработано в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста; соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, а также:
- направлено на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде;
- направлено на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.