Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108
Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей. В.А. Петровский писал: «Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми».
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности, другими словами, содержание и вид развивающей среды, организуемой педагогами нашего ДОУ, служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды воспитатели групп руководствуются тем, что необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создавать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией педагоги ДОУ ориентируют наполнение и построение развивающей среды на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника, таким образом, среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Предметно-пространственная среда в нашем дошкольном учреждении проектируется на основе:
- реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площади, конструктивных особенностей);
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципов построения предметно-пространственной среды.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги дошкольного учреждения придерживались всем Вам хорошо знакомых принципов личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ, обозначенных в 1993 году В. А. Петровским, Л. П. Стрелковой, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной и др. в Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду (Вы сейчас видите их на слайде).
На наш взгляд, вышеперечисленные принципы перекликаются и дополняются теми, которые были определены в проекте требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а позднее в федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости.
В современных детских садах все вышеназванные принципы осуществлялись и осуществляются лишь частично, поскольку для более полной их реализации требуется инновационное архитектурное проектирование, новый дизайн, промышленная продукция (оборудование, мебель, игрушки и др.) нового поколения.
Тем не менее, руководствуясь данными принципами, педагоги нашего дошкольного учреждения продолжают обустраивать жизненное пространство для своих малышей в разных возрастных группах. Предлагаем Вам посмотреть на результаты их творческой деятельности.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Обеспечивается использованием разновысокой мебели, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, подиумов, диванчиков, пуфиков, а также мягких модулей.
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды. Обеспечивается использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, использованием стен (н-р, на стенах могут быть развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки, и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов). Для самых маленьких детей (2—3 лет) используются живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться, видоизменяться.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды ориентирован на создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся; вариативное использование предметов (н-р, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора); полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в группе); встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные столы и полки и т. п.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности», предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования) – реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Обеспечивается использованием игровых и тематических зон, охватывающих все интересы ребёнка, лёгких перегородок, шкафных перегородок, созданием места отдыха, уединения.
5. Принцип учёта «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Обеспечивается созданием специализированных игровых зон.
6. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого осуществляется через «уголки уединения»; уютный уголок с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху; личное пространство ребёнка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.
7. Принцип открытости — закрытости. Открытость Природе – это организация «зеленых комнат»; открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки; открытость Обществу и открытость своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы, для чего в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы и т.п.
Построение развивающей среды с учётом изложенных выше принципов даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей овладению разными способами деятельности.
Рассмотрев возможные варианты обустройства пространства группового помещения с выделенными спальнями, педагоги при создании оптимальной предметно-пространственной среды, обеспечивающей интересную и содержательную деятельность детей в течение всего дня, распределяют рабочую, активную и спокойную зоны с учётом возможности пространства и рационального его использования. Вот что у них получается (слайды).
Несколько лет назад во все группы ДОУ были приобретены одинаковые детские игровые уголки «Жилая комната». Учитывая современные требования к организации игрового пространства в группах старшего дошкольного возраста, изложенные Коротковой, они были перепрофилированы в различные игровые центры (слайды).
Смеем надеяться, что организация жизненного пространства в нашем ДОУ на данном этапе отвечает (пусть пока частично) современным требованиям к организации ПРС, а материалы и оборудование, подобранные педагогами, создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, обеспечивающую реализацию основной общеобразовательной программы.
Презентацию можно посмотреть здесь: http://www.maaam.ru/users/files/download2037.html
Тимофеева Т.А., зам. зав. по ВМР
Воронина М.Н., старший воспитатель