СТРАНИЧКА ВОСПИТАТЕЛЯ

 

Как предупредить конфликт между  родителями и ребенком.

Воспитатель Ольга Мащенко

Для того что бы предупредить конфликт между  родителями и ребенком, необходимо помнить о некоторых психологических особенностях общения.

1.      В ссорах и скандалах никто ничего не может доказать. Потому что отрицательное эмоциональное воздействие блокирует возможность принимать, соглашаться, учитывать, понимать, то есть блокирует  работу мысли. Значит и незачем пытаться доказать что-то человеку, находящемуся в состоянии отрицательного эмоционального возбуждения.

2.      Нужно, чтобы для начала хотя бы один из участников ссоры усвоил вышесказанное. Если он это усвоил, значит ему легче выработать отказ от ссоры. Если он сумеет реализовать этот отказ, не даст втянуть себя в ссору, у него могут возникнуть положительные эмоции.

3.      Все скандалы имеют  очень напряженный тон. Отрицательное  эмоциональное возбуждение  быстро захватывает обоих участников, если не один из них не склонен пресечь конфликт.  Отрицательное эмоциональное возбуждение  одного человека никогда не сможет уменьшить  такое возбуждение у другого. Что бы погасить его необходимо прекратить его подкрепление.  Стоит кому-то одному выйти из конфликта, скандал может прекратиться.

4.      Ссора может прекратится из-за молчания одного, как вариант игнорирования ссоры. Но при условии: молчание не должно быть обидным, со злорадством.

5.      Ссору можно прекратить, если  спокойно выйти из комнаты, не хлопать дверью и не говорив обидных слов.

6.      Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выход, а тот, кто сумел пресечь скандал, не дал ему состояться.

Когда во взаимоотношениях родителей и детей возникают проблемы, то родители, как правило, видят причину в изменившемся поведении детей. И ждут, соответственно, что ребенок должен изменится, взяться за ум, начать слушаться. Родительские попытки решить эти проблемы, как следствие, тоже направлены на то, чтобы вызвать изменения в поведении ребенка. Если же отношения с родителями начинают восприниматься как проблема и самим ребенком, то он почти наверняка видит причины с точностью до наоборот: это все от того, что «предки заели», устанавливают необоснованные запреты, придираются по мелочам, и т.п. И ждет, что родители изменят свое поведение. Однако ни кто из них не прав, когда пытается решить возникшие проблемы, изменив поведение другого участника конфликта. Это тупиковый путь, ведущий лишь к усугублению конфликта и обострению взаимных обид. Реально можно изменить поведение лишь одного человека – самого себя. Попытки повлиять на других людей чаще всего ведут лишь к отчуждению.

В сфере детско-родительских отношений не последнюю роль играет фактор взаимоотношений супругов воспитывающих детей. Зачастую конфликты между родителями затрагивают и благополучие детей. Дети перенимают наше отношение к ссорам и скандалам. Нужно учить их отказываться от ссор. А это достигается силой собственного примера взрослых. Истеричность поведения старших, выкрики, угрозы уничтожают уважение к взрослым.

Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта ребенка, его эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.