Башкортостан-мой край родной.

участница "КРИТ 2023" обучающаяся 1 класса МБОУ СОШ с.Аккузево Дувалова Аделина Эдуардовна

Башкортостан мой — край родной! Горжусь твоею красотой!

Мы,обучающиеся 1,3 класса живем в прекрасной цветущей стране , в многонациональном Башкортостане, в богатом  Илишевском районе.Природа в Илишевского района необыкновенна хороша. Горы, леса, реки, озера окружают со всех сторон. А сколько разновидностей животных, птиц, рыб здесь, которые занесены в Красную книгу!

     Каждое время года особенно прекрасно. Весной текут ручейки, журчат реки. Мне нравится пускать по ним кораблики. Как приятно увидеть зеленеющую травку. Поднимается настроение, душа начинает петь, а сердце учащенно биться.

     Когда приходишь в лес, то чувствуешь, что попал совершенно в другой мир. Птицы ласково поют, набухают почки. И все кругом оживает. Летом вокруг тебя поля ароматных цветов, над которыми летают бабочки, шмели, пчелы. И все же удивительное чудо нашего края – исторический Хан-тау. С разных республик приезжают сюда люди отдохнуть, полюбоваться жемчужиной Башкортостана. Природа просто благоухает!

 

 

Понятие " Мой край родной" тесно переплетается с понятием "Учитель". Ведь учитель-это человек,который помогает увидеть прекрасное вокруг, познать край родной,ее богатства, учит любить и беречь родную природу. Поэтому в 2023г, который объявлен в России годом учителя,эту страницу я хочу посвятить своему учителю начальных классов.

В современном мире существует огромное количество разнообразных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – много лет назад. Одной из старейших профессий является профессия учителя.

 
Учитель – это человек, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера. Все профессии важны для нормального существования в цивилизованном мире. Но, если не будет учителей, то цивилизации придёт конец.
 
Быть учителем очень трудно. Необходимо обладать очень многими качествами: добротой, терпением, умом и любовью к детям. Хороший учитель будет любить не только свой предмет, но и учеников. Даже, если ребёнок не может решить задачу или написать сочинение, учитель всё равно найдёт в ученике что-то хорошее и неповторимое, и будет любить его.
 
Ребята в школе проводят большую часть дня. Родители видят своих детей утром и вечером. Учитель же находится рядом с ребёнком весь день, и не только учит его, но и воспитывает. Поэтому учитель не может вести себя так, как ему хочется. Он должен быть примером для подражания своим ученикам, и примером хорошим.
 
Учителю приходится придерживаться определённого стиля в одежде, и не только на работе, но и в общественных местах. Учитель должен всегда думать, что он говорит и какими словами. Дети находятся всегда рядом, и он не может плохо влиять на ребёнка.
 
Учитель должен быть честным, а иначе с подростками нельзя: они сразу чувствую фальш и не будут уважать человека, который им лжёт.
 
Ещё учитель должен обладать чувством юмора. Это не значит, что он должен травить байки с учениками, но необходимо во время сложного урока разрядить обстановку и дать время передохнуть ученикам.
 
Учитель должен быть взрослым человеком. Он не может быть ровней своим ученикам, даже если он только что окончил учебное заведение и всего лишь на пару лет старше своих учеников. Быть взрослым – значит нести ответственность. В присутствии учителя в классе он должен быть лидером, который ведёт за собой учеников.
 
Учитель не имеет право выгореть, то есть остыть к своей профессии. Он обязан интересоваться новинками в преподаваемом им предмете. Он должен постоянно развиваться и проявлять интерес к современному миру, чтобы лучше понимать учеников и быть способным предостеречь их от ошибок. Если дети видят, что учитель современен, то они прислушаются к его мнению.
 
Быть учителем очень сложно, но без учителя невозможно жить.
 
 
Учитель – это очень сложная профессия. Постоянное нервное напряжение и огромная ответственность. Надо уметь достойно пройти все детские проверки и остаться авторитетом в их глазах. Все мы должны ценить труд этих замечательных людей, принадлежащих к профессии учитель!
 
Именно такой является мой учитель Шайхетдинова Дамира Мирсагитовна.Она всегда открыта, приветлива. Всегда в поиске, постоянно самосовершенствуется,поэтому легко находит общий язык с родителями и обучающимися.Ее каждый урок продуман до мелочей, живая исследовательская деятельность детей, кропотливый поиск истины.
Когда я вырасту хочу стать учителем как Дамира Мирсагитовна.

 

Р. Миннуллин написал очень много стихотворений о красоте моего края , о величии р.Сюнь, о белоствольных березах д. Шамметово,вообще о моем крае.

КАЙТЫЙК ЛА ҮЗЕБЕЗГӘ!

Диңгез матур,
Сүз дә юк.
Мондый диңгез
Бездә юк.
Ләкин теге ягына,
Ләкин теге ярына
Йөзеп тә чыгып булмый,
Төбенә чумып булмый.
Тотып булмый балык та.
Юк биредә таллык та.
Тозлы икән суы да –
Чистартмыйлар шуны да.
Эчкә үк кереп булмый,
Иркенләп йөреп булмый.
«Кермә!» -диеп торалар,
Керсәң, кире боралар.
Кайтыйк ла
Үзебезгә –
Кечкенә
Сөнебезгә!

КӨЗЛӘР БЕЛӘН БЕРГӘ
Көз килгән Сөн буйларына -
Җәйне алыштырып.
Шулай инде…
Табигатьне
Булмый ялгыштырып.
Үземнең Сөн буйларымны
Йөрим караштырып…
Сөндә уйный көзге кояш
Күзне камаштырып.
Сөн буйлары җитдиләнгән,
Яшеллеген җуйган -
Җиде төрле төс җитмешкә
Әйләнгән дә куйган.
Сөн буе кайдан җыйгандыр
Бу кадәрле төсне! -
Бу бит Фаил Зыязовның
Пейзажлары төсле.
Кайттым мин дә Сөн буена
Көзләр белән бергә.
Көзләр белән бергә китәм,
Көзләр белән генә…
Сөн буйлары шул кадәр дә
Балкып торыр икән! -
Миннән соң да мәңге шулай
Матур булыр микән?
7.10.03

ТАГЫН САЛКЫННАР БАШЛАНА…
Тагын салкыннар башлана…
Тагын шул урыс кышы –
Урысның шул озын кышы,
Корычтай кырыс кышы.
Тагын салкыннар башлана…
Үзәкне өзә торган,
Җилекләргә җитә торган,
Шулай да түзә торган.
Тагын салкыннар башлана…
Сизәм шәһәр халкыннан.
Өшеп-туңып үтте гомер,
Баш чыкмады салкыннан.
Тагын салкыннар башлана…
Кайчан гына яз иде.
Җиле салкын, иле салкын…
Ни язсаң да аз инде.
15.10.03

6 февраля обучающиеся МБОУ СОШ с.Аккузево присоединились к всероссийской молодежной акции «Письмо Защитнику Отечество». Старшеклассники написали искренние пожелания российскому бойцу, а 1,3 классы красочно оформили детские послания. Около 15 писем вскоре будут направлены на огневые рубежи, где вчерашние такие же школьники вступают в настоящий бой, где эти письма любят и ждут.6 февраля обучающиеся МБОУ СОШ с.Аккузево присоединились к всероссийской молодежной акции «Письмо Защитнику Отечество». Старшеклассники написали искренние пожелания российскому бойцу, а 1,3 классы красочно оформили детские послания. Около 15 писем вскоре будут направлены на огневые рубежи, где вчерашние такие же школьники вступают в настоящий бой, где эти письма любят и ждут.

Народный обряд «Карга буткасы» в деревне Кипчаково на сегодняшний день( апрель 2019г.)

Праздник устраивается в конце апреля до начала мая. Вся детвора деревни собирается  утром с ведрами и собирают продукты, ходят по деревне и кричат: Ярма, май, сот, йомырка (крупа, масло, молоко, яйца). . Ближе к обеду на возвышенности недалеко от деревни собирается все население деревни:и стар , и млад. Несколько мужчин готовят дрова, приносят около 12  котлов для всей деревни , разводят  огонь, ставят котлы на огонь.[Приложение 4.]. Опытные старшие женщины готовят продукты для каши, моют и  перебирают крупы, готовят молоко, масло, яйца. В это время дети играют. Взрослые общаются, веселятся.  Правда, сегодняшний обряд утратил былую огромную роль разных детских игр на празднике, отсутствуют состязания незамужних девушек в беге , заправив платья в штаны. Сегодня организовываются концерты, национальные игры для взрослых. Когда каша будет готова, все с тарелками направляются к котлу (казану), женщины раздают кашу.   Каждый получает свою порцию и рассаживается в кругу друзей, родных,  близких. Люди рассаживаются в круги и кушают вкусную кашу, у нее, действительно, необычный  вкус, ведь эта каша приготовлена по особому рецепту в котлах (казанах) на природе. [ Часть каши уносят  с котлом подальше и рассыпают на зеленой траве, как дар вестникам весны -грачам.Особое внимание прессы и телевидения привлекает сегодня праздник национального обряда, как единственный и уникально сохранивший традиции первоисточника.

2.2.Воспоминания жителей д.Кипчаково о фактах народного обряда «Карга буткасы» в  г. 20 века.

    По словам жителя  старшего возраста д.Кипчаково Ахметьянова Раиса Шарифьяновича (1936г.р.)  ,к этому празднику они, дети, готовились заранее. «Одежды у детворы в ту пору было мало. Что одежды, даже кушать вдоволь не могли, не хватало продуктов . Мы с нетерпением ждали обряда «Карга буткасы». Ведь в этот день разрешалось одевать наряд, который был представлен штанами и рубахой и вместе с мамами, бабушками шли на тобэк (поляну) на берегу реки Сюнь. Где разжигали костер и варили кашу. В то время собирался только народ поселения Кипчаково, в основном женщины и дети, всего около 20-25 человек. Хватало одного казана каши. Вечерами   праздник продолжали местные молодые ,они с гармонью выходили на лугу реки Сюнь, пели, устраивали народные гуляния.

                   Из воспоминаний Камалтдиновой Амины Аслямовны(1939 г.р.) 

-Я познакомилась с обрядом «Карга буткасы» в 1958 г, так как в этом году стала невестой в д.Кипчаково.С этого года и до этого года, со дня онования деревни, как рассказывали нм наши бабушки из д.Кипчаково, праздник проходил каждый год. Участвовали в нем только жители из д.Кипчаково, вечером праздник продолжали молодые на берегу реки Сюнь. Они выходили с гармошкой, устраивали народные пляски,игры.

 

2.3.Сравнительная характеристика действий древнего  и сегодняшнего обряда у северо-западных башкир в 18 веке   и обряда в деревни Кипчаково в 20-21 в .

Таблица 2.

 

Топография  обряда

У башкир 18-20 века, населявших западную часть Башкирии

В 21 век в д.Кипчаково Илишевского района

1

Время проведения обряда

За день до сабантуя

В конце апреля до начала мая

2

Место проведения

Близко к поселению, у реки, в 2-х км  

Близко к поселению, у реки

3

Кто осуществлял сбор продуктов для каши

мальчики

дети

4

Ингредиенты каши «Карга боткасы»

 

Вода, молоко, мясо, масло, крупы разные ,горох, яйц

Вода, молоко, мясо, масло, крупы разные ,горох, яйца

 

Оставление части каши для птиц

Часть каши рассыпается для птиц

Часть каши рассыпается для птиц

 

Наряд старшей женщины обряда

 

Бутафорский старинный костюм (башкейем).

Обычная одежда

4

Кто принимал участие в обряде

Женщины, девушки и мальчики до 13 лет

Все население

5

Участие населения в фольклорных  играх

Молодые женщины, девушки, дети

Взрослые, дети  

6

Названия игр

Хоровод (тунарак уйнайык),горелки,взапуски,

Заправив рубахи в штаны

Организация концерта ,народные танцы, детские игры

Таким образом, организация обрядового праздника «Карга буткасы» в деревне Кипчаково Илишевского района Республики Башкортостан сохранило свои национальные особенности:

1.Время проведения. Если в 18 веках в Западном Башкортостане  обряд проводился за день до сабантуя, то в сегодняшней деревне    «Карга боткасы» проводят в конце апреля, в начале мая .

2.Место проведения-вблизи деревни , в 2-х км от деревни

3.Сбор продуктов со всей деревни осуществляется детьми. Если в 18-в. это занятие предпочиталось мальчиками, то в сегодняшней деревни собирают  продукты  для каши дети :и мальчики, и девочки. Надо отметить , что численность детей падает в сегодняшней деревне с каждым годом, поэтому в обряде участвуют все желающие дети, независимо от пола.

4.Ингредиенты каши «Карга боткасы» сохранились. Они составлены продуктами, которые собирались у жителей д.Кипчаково: молоко, крупы, яйца, мука. Наряд старшей женщины представлен бутафорским старинным костюмом в 18в. Сегодня же женщина, ответственная за приготовление каши одевается в обычную одежду. [Приложение 4]

5. Состав населения,  участвующий  в обрядовом празднике «Карга ботксы» существенно изменился. Если в 18-20  веке в обряде заняты только женщины и дети, то на сегодняшний  праздник уже выходит все население не только этой деревни Кипчаково, даже из ближайших деревень.

6.Часть каши обязательно оставляют птицам. Эта традиция актуальна и на сегодняшнем празднестве в д.Кипчаково Илишевского района. Один котел (казан) уносит молодежь и рассыпает на поляне для грачей.

7.Соответственно участвуют в фольклорных играх все присутствующие. Очень жаль, что на сегодняшний день на обрядовом празднике утратили свое значение башкирские игры :Состязания незамужних девушек в беге, заправив платья в штаны, игры в «Горелки». « Тунарак уйнайык»- «Поиграем в кругу» часто проводятся на национальных праздниках и обряде «Карга боткасы», ее разновидность «Пляски в кругу»

Наша задача сейчас: сохранить национальный обряд в д.Кипчаково в первозданном виде , содействовать ее проведению, ознакомить с историей  обряда и донести ее до сознания подрастающего поколения как историческое богатство и жемчужину родного края

 

 

 

Взгляд в прошлоеНа территории современного Илишевского района люди проживали с доисторических времен. Самыми древними из известных памятников являются неолитические стоянки, которые датируются 5-3 тысячелетиями до нашей эры. Широкое освоение края начинается в бронзовом веке (cepедина II – начало I тысячелетия до н.э.) и связано с приходом племен абашевской культуры с запада. Вели они оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. В середине второго тысячелетия до н.э. абашевские племена были вытеснены в Зауралье и частично растворились в среде срубных племен. Археологические памятники, обнаруженные в окрестностях сельского поселения Аккузевский сельсовет, в основном расположены вдоль берега реки Сюнь. Племена срубной культуры (получила свое название по устройству могил в виде бревенчатых срубов) занимали территорию от Дуная до Зауралья. С середины и до конца II тысячелетия до н.э. население восточной части этой огромной общности населяли и наш край. Срубное население занималось скотоводческо-земледельческим хозяйством, для которого были благоприятные природные условия. Выращивали злаки, разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались обработкой металла. Жилища в поселениях состояли из бревенчатых сооружений в виде срубов или каркасных секций. Племена эти хорошо знали металлургическое производство. Срубная культура в окрестностях сельского поселения представлена I и II Князь-Елгинской стоянкой и Шамметовской стоянкой. На территории района обнаружены и памятники эпохи железа. Памятники бронзового и железного веков являются основным свидетельством обитания древних людей в Илишевском районе. К памятникам эпохи поздней бронзы относится Кипчаковское местонахождение. Из многочисленных памятников археологии наиболее изучены памятники пьяноборской культуры (III в. до н.э. – III в. н.э.). Наиболее известны Кипчаковское городище и могильники. Также к памятникам пьяноборской культуры относятся Князь-Елгинское селище, Шамметовское городище и селище. К концу первой половины первого тысячелетия н.э. на основе пьяноборской культуры формируется население бахмутинской культуры, которая принадлежала в свое время и ананьинцам, и пьяноборцам, т.е. существовали в течение более тысячи лет. Впоследствии бахмутинцы приняли участие в формировании башкирского народа, главным образом физического типа северных башкир.

 Осень – самое яркое и прекрасное время года. Это время года любил А.С. Пушкин, люблю и я. Листья опадают с деревьев и кружатся разноцветными хороводами. Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелету в теплые края. Можно прогуляться в парке. Удивительное ощущение испытываешь, когда под ногами чуть слышно, а то громко начинают шуршать листья.

     А как же красив и загадочен зимний лес! Снежинки переливаются на солнце, и, словно бриллианты рассыпаны по земле. Огромные, похожие на сказочных героев стоят в снегу. Деревья покрыты инеем, точно кто-то посыпал их серебром.

      Природа в моей республике прекрасна и уникальна. Я тем, что родилась и живу на такой чудной земле.

Предлагаю Вам экскурсию в славное прошлое моей малой Родины  с.Аккузево

Бессмертный полк села Аккузево Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. досталась нам дорогой ценой.

Отдавая дань памяти погибшим фронтовикам, ушедшим из жизни ветеранам, чествуя ныне здравствующих, мы понимаем: это благодаря их мужеству на передовой и героическому труду в тылу была достигнута Победа.

Мы помним обо всех, кто день за днем приближал Великую Победу.

По данным Илишевского райвоенкомата, по состоянию на май 1945г., по району было мобилизовано 10220 человек, в т. ч. 193 девушки.

Из ушедших на фронт вернулись с победой 3379 человек, не вернулись 6841. Нельзя не написать об участии уроженцев сельского поселения Аккузевский сельсовет в Великой Отечественной войне. Практически все мужское население призывного возраста взяли в руки оружие в годы Великой Отечественной войны, показали образцы мужества и героизма. Многие из них так и не вернулись с полей сражений. Из 327 военнослужащих, призванных из сельского поселения Аккузевский сельсовет, 240 погибли или безвести пропали. В настоящее время, для увековечивания памяти погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., практически в каждом населенном пункте, стоит свой обелиск (памятник). 82 В селе Аккузево, у здания клуба был установлен обелиск, на котором был прописан список из 242 воинов, ушедших из с. Аккузево (Аккузевского сельсовета) и погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне. Теперь старого обелиска уже нет… В 2015 году, рядом со зданием Администрации сельского поселения, воздвигнут новый мемориал аккузевцам, погибшим на фронтах в Великой Отечественной войне. Огромная благодарность Администрации сельского поселения Аккузевский сельсовет и всем жителям села в увековечивании памяти тех, кто ценой жизни ковал нам победу. На мраморных плитах мемориала выбиты 163 фамилии воинов, погибших в Великую Отечественную войну и 69 фамилий односельчан, вернувшихся домой с победой. Все они из населенных пунктов СП Аккузевский сельсовет: Аккузево, Шаметово, Кипчаково, Князь-Елга, Калинино. В 2013 г. жители Шамметово установили мемориал уроженцам деревни, погибшим на фронтах в Великой Отечественной войне, и вернувшимся домой с Победой. Здесь на мраморных плитах выбиты 79 фамилий погибших воинов и 47 фамилий, вернувшихся домой с Победой. Учитывая, что в списках сельского поселения значатся 327 военнослужащих, мы решили дополнить списки аккузевцев, как погибших, так и вернувшихся домой с победой, для того чтобы ни один солдат, уроженец сельского поселения, не остался забытым. Нами были рассмотрены фронтовики и участники из сельского поселения, о которых была найдена хоть какая-то информация. Вспомним всех поименно. НИКТО НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБЫТ! Для уточнения списка аккузевцев, погибших и вернувшимся домой, было рассмотрено большое количество материалов из различных источников, в т.ч. обобщенные электронные банки данных и многотомники со списками погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и возвратившихся домой с победой. Объединив все вышеуказанные сведения, нами составлен «Обобщенный список погибших и без вести пропавших в Великой Отечественной войне, уроженцев Аккузевского сельсовета Илишевского района РБ» (Приложение 9). Как видим, в списке 273 военнослужащих, погибших и безвести пропавших в Великой Отечественной войне, уроженцев СП Аккузевский сельсовет. Из них представляют: с. Аккузево – 83; д. Калинино – 13; д. Кипчаково – 35; д. Князь-Елга – 55; д. Шамметово – 82 военнослужащих. У 5 военнослужащих из списка мемориала не определен населенный пункт. В список также попали военнослужащие, родившиеся на территории СП, но призванные в действующую армию из других военкоматов. Составленый нами «Обобщенный список возвратившихся домой с победой в Великой Отечественной войне, СП Аккузевский сельсовет Илишевского района РБ» представлен в Приложении 10. В списке 170 военнослужащих, уроженцев СП Аккузевский сельсовет, 83 вернувшихся с фронта домой. Из них представляют: с. Аккузево – 53; д. Калинино –5; д. Кипчаково – 28; д. Князь-Елга – 28; д. Шамметово – 56 военнослужащих. В список вошли так же военнослужащие, которые не родились в СП, но проживали в послевоенный период на его территории. Есть и такие, кто не вернулся после Победы в родные края и состоял на учете в других РВК. В список вошли также те, кто проходил службу в трудармии. Т.о. по полученным данным, в действующую армию во время Великой Отечественной войны из СП Аккузевский сельсовет (в т.ч. из других мест) было призвано 419 военнослужащих, из них 273 (62%) военнослужащих погибли или безвести пропали и 170 (38%) военнослужащих вернулись домой. Все представленные выше списки подтверждены документами из архивных источников, доказывающих обоснованность и достоверность приведённых в нем сведений. И, если и есть какие-то неточности, то они перенесены из самих источников информации. Акция «Бессмертный полк» призвана показать, что память об участниках Великой Отечественной войны и гордость за их подвиги будут вечно жить в памяти соотечественников. И пусть не сами они 9 Мая будут проходить с шествием по улицам села и деревень сельского поселения, а их портреты пронесут родственники, их дети, внуки и правнуки или вообще незнакомые люди, но каждый участник акции, пропустив через себя боль, гордость, радость, будет чувствовать свою сопричастность к Великой Победе. Невозможно поставить точку в создании «Бессмертного полка» села Аккузево. Гражданский долг каждого из нас – сохранить память о поколении людей, живших в годы Великой Отечественной войны. Это и военнослужащие, и работники тыла, и узники концлагерей, и дети войны. Одним словом, все те, кого непосредственно коснулись события суровых лет… Думаем, что их правнуки, внуки, сыновья когда-нибудь дополнят «Бессмертный полк» села Аккузево портретами своих отцов, дедов, прадедов… Нельзя забывать и о тех, кто работал в тылу. Именно их самоотверженный труд во время войны приблизил Победу. В данной книге представлены Герои тыла СП Аккузевский сельсовет Илишевский район – Список награждённых медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.» (Приложение 11). Пока мы их помним, они живы

                                                                                                       Исторические происхождения топонимов моего с.Аккузево 

                                          «Деревня Аккузево

– поселение вотчинников-булярцев. Название деревни явно антропонимического характера. Поселение носит имя башкира-булярца Аккуза Мулеева. Это видно в договоре 1712 г. о припуске в 10 дворах в д. Аккузево Булярской волости башкир Енейской волости из одноименной деревни.

В XVIII – XIX вв. село Аккузево была небольшой деревней и состояла из трех улиц. Село условно делилось на 3 части:

                                            Югары Оч, Урта Оч, Тубэн Оч.

                                                        Югары Оч 

– верхняя часть с. Аккузево (улица). Улица начиналась около притока 3-х речек – Тонык Чат, Урта Чат, Кызыл Чат. В настоящее время улица называется Таш-Елга. На Югары Оч, за оврагом Чугермек чокары, рас- 24 полагалась еще одна улица из 10 домов под названием Какре урам (рус. кривая улица). В настоящее время этой улицы нет.

                                                              Урта Оч

– средняя часть с. Аккузево (улица), заселенная в основном башкирами, а также отделившимися от родителей детьми. В настоящее время улица называется Центральная.  

                                                              Тубән Оч

– нижняя часть с. Аккузево (улица), за оврагом Бикамая (Бикэмэй чокыры), в основном была заселена татарами-тептярями, переселившимися в село в XVIII веке. В настоящее время улица называется Речная. В народе ее еще называют Типтяр урамы (рус. Типтярская улица). Раньше на пригорке, в сторону д.Кипчаково находилось типтярское кладбище – Типтяр зираты. Старое, уже закрытое и засаженное деревьями кладбище у Дома Культуры называется Иске зират (старое кладбище). Здесь хоронили башкир, позже начали хоронить и татар. Новое кладбище в селе называется Яңа зират.

Во второй половине XIX века, на Югары Оч, у места слияния трех речек был пруд, построенный башкиром Басыром, названный Басыр буасы. Там же находилась его водяная мельница – Басыр тегермене. Здесь же была вырыта большая яма и от речки проложен канал (арык), через который заполнялась яма водой. В эту яму с водой укладывалась кора липы (юка), из которой после вымачивания сдирали лыко. Из лыка делали мочалу, плели лапти, веревку, кисти, домашнюю утварь, коробочки и т.д. Рядом для нужд кузницы получали древесный уголь, сжигая на костре дубовые (имян) поленья.

 На Тубән Оч, старик Сафа (Мухсиметхазипов Ахметсафа) построил пруд – Сафа буасы. Там же, за оврагом Бикамая (Бикэмэй чокыры), Сафа построил водяную мельницу, названную Сафа тегермене, которая действовала до 60-х годов ХХ века. На въезде в с. Аккузево со стороны с.Исанбаево есть мост через р. ТашЕлга, названный Олы күпер (рус. Большой мост).

По дороге из с. Аккузево в д.Кипчаково, находилось небольшое озеро под

названием Ачыкуль (рус. горькое озеро). Вода в озере была мягкая и женщины в нем стирали белье.

В годы коллективизации в с. Аккузево проживали казахи – переселенцы

со своими верблюдами. Жили в землянках на Тубен оч. С помощью верблюдов они месили смесь глины с соломой и изготавливали саманный кирпич.

Строили из самана дома, склады, помещения для скота и научили этому

местное население. Воду возили из озера Ачыкуль.

Между с. Аккузево и д.Кипчаково, в овраге создали пруд Гайши – Гайша

буасы, а мост через овраг получил название Гайша купере.

Адиба каеннары (березы Адибы) – березовая лесопосадка сталинских

времен в сторону д.Кипчаково, посаженная бригадой Адибы Шакуровой. К

тому времени, Адиба Шакурова выучилась на курсах по посадке деревьев.

В лесопосадке также участвовали Хамида Гайнуллина и Миннежамал Шаймарданова. Девушки бросили жребий, как назвать лесопосадку. Жребий выпал на Адиб

ЛЕГЕНДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОПОНИМОВ

Хан-тау

  В 5 км. к западу от с.Аккузево, на высоком правом берегу р.Сюнь, расположена небольшая гора, называемая в народе Хан-тау (рус. гора хана). Среди местных жителей существует легенда, что мятежный башкирский хан выступил против правительственных войск Петра I. Недалеко от горы Хантау есть гора Питер-тау, т.е гора Петра. Там стояли петровские войска, а на горе Хан-тау войска этого хана. По легенде, плохо вооруженное войско хана было разбито войсками Петра I.

                                                Хан зираты

Рядом с горой Хан-тау находится небольшое урочище, называемое в народе Хан-зираты (рус. ханское кладбище). В 60-70 годы прошлого века, когда при вспашке колхозного поля стали находить человеческие кости, местное население, по мусульманскому обычаю, засадило эту местность деревьями. Тогда и вспомнили легенду о ханском воинстве. Предположили, что здесь и был захоронен башкирский хан и его воины. Это урочище стали называть Хан-зираты, т.е. ханское кладбище. 

                                                Биктимир куагы

 – болотистые заросли кустарников Биктимира в сторону с.Исанбаево. Название получило по имени Биктимира, жителя села, который умер, заблудившись в зимний буран среди болот и кустарников;

 Еще две легенды села Аккузево. Дезертир по имени Бихмей Качак во время Великой Отечественной войны скрывался от властей на Урта оч зиараты в срубах могил. Бихмей был хитрым и находчивым. Его несколько раз ловили, но каждый раз ему удавалось сбегать. Никто не знает, куда он потом исчез. Еще до Октябрьской революции 1917 года в июне месяце был страшный трехдневный снежный буран. В это время житель села по имени Можекай поехал на своей лошади на базар в с. Верхнеяркеево, в пути заблудился и замерз около леса Озын кул. Снежный буран в июне месяце в народе прозвали Можекай бураны (рус. буран Можекая).

 1.Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды  великан снял с себя этот пояс, растянул его и положил через всю землю. Длина его оказалась 2500км. Он, как барьер, отделил Европу от Азии.

О каком поясе идет речь в этой сказке?

Уральские горы. Уральские горы имеют очень много названий. В переводе с тюркского –это «пояс». В античные времена их называли Рефейские горы, в 17 веке –каменный  пояс».

 

2. Какое количество людей проживает на территории нашей республики?

Население нашей республики составляет более 4 млн. человек.

3. Представители каких национальностей проживают в Башкортостане? Назовите несколько из них.

На территории Башкортостана проживают представители более 110 национальностей: русские, чуваши, марийцы, башкиры, татары, удмурты, казахи, узбеки, армяне, белорусы…

 

4. Какими лесами славится Башкортостан?

Основными угодьями в Республике Башкортостан являются леса с насаждениями липы. По запасам липы всех возрастов первое место в РФ  принадлежит Р Б, где площади липовых лесов составляют 1091 га .  Липа – красивое и ценное в хозяйственном отношении дерево. Это единственное дерево, которое обходит стороной вредитель лесов – короед. На территории нашей республики произрастает только мелколистная липа. Она обладает высокой нектаропродуктивностью,  дает от 600 до 1000 кг/га сладкого нектара.

 

5. Какой национальный напиток изготовляют из молока кобылицы? 

Кумыс – кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи молочнокислых палочек и дрожжей. Кумыс является национальным напитком башкир, традиция производства которого уходит корнями в далекое прошлое. Умение делать вкусный кумыс издавна ценилось и передавалось от поколения к поколению. 
Кумыс обладает значительной питательной ценностью и способен стимулировать биологические процессы в организме. Благодаря наличию алкоголя, углекислоты и молочной кислоты кумыс возбуждает деятельность желудочных желез и улучшает пищеварение. Антибиотические вещества кумыса повышают сопротивляемость организма к инфекции, а молочнокислые бактерии создают благоприятную для организма микрофлору кишечника.

6. Этот продукт ароматен, его вкус и целебная сила объясняются редкостным сочетанием растительности Башкортостана. О каком продукте идет речь?

Башкирский мед для Республики является визитной карточкой. Это заслуга уникальности природы Республики Башкортостан. Башкортостан — единственное место на Земле, где сохранилась добыча дикого лесного меда – бортничество. Ученые многих стран изучают состав Башкирского меда, но искусственно создать подобное лекарство пока не удается. Интересный факт заключается в том, что аналогов башкирского меда нет ни в России, ни в одной другой стране нашей планеты. Уникальность Башкирского меда состоит в многообразии целебных свойств. Он собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем. При этом местные жители получают мед не только с помощью таких целебных трав, как ромашка или шиповник, но и из редчайших растений: ковыль волосатик, тимофеевка степная, типчак, чабрец, и другие растения.

 

7.На башкирской земле текут более 600 рек. Но эта река самая большая из них. Она – красавица для Башкортостана, что Волга для России, Днепр для Украины. Тысячу лет с любовью и нежностью поют о ней башкиры.

Что это за река? 

Агидель или река Белая. Очень протяженная река, ее длина 1430 километров. Площадь бассейна 142 000 кв.км. Река Белая начинается в болотах между горных хребтов Иремель и Аваляк на высоте 744 метра. Берет начало из нескольких родников. Впадает в реку Каму. Относится к бассейну Каспийского моря.

На Белой возникли многие крупные города Башкирии: Белорецк, Мелеуз, Салават, Ишимбай, Стерлитамак, Уфа, Бирск, Дюртюли, Агидель.

                         

8. На территории нашей республики находится уникальная гора, которая в переводе с башкирского обозначает «горящая». Как она называется эта гора?

Янган  Тау. В переводе с башкирского «горящая гора». На вершине горы на высоте  413 метров над уровнем моря располагается уникальный курорт России золотая  здравница Башкортостана «Янган Тау». Только там находится единственное известное в России месторождение горячих газов, выделяющихся из недр в виде сухих и паровоздушных струй.

 

9. Республика Башкортостан – одно из суверенных государств в составе Российской Федерации. Ее День рождения отмечен в наших календарях красным цветом. В этот день 25 лет назад Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Назовите этот день календаря.

11 октября.                            

 

10. В соответствии с Конституцией 12 декабря 1993 года был избран первый Президент Республики Башкортостан. Назовите его.

Рахимов Муртаза Губайдулович.

11.Как называется  высший орган власти в Башкортостане?

Государственное собрание Курултай РБ – это высший и единственный законодательный орган государственной власти. Действует в соответствии с Конституцией РБ.

 

12. Башкортостан славится не только своей природой, но и своими талантливыми жителями. Башкортостан – Родина известного русского писателя. Назовите его.

Аксаков Сергей Тимофеевич родился в г.Уфа. Его произведения «Аленький цветочек», «Детские годы Багрова внука», «Записки о рыбалке», «Семейные хроники».

                   

13. Назовите один из известнейших памятников нашей республики.

Памятник Салавату  ЮлаевуПамятник легендарному народному герою является самой большой скульптурой всадника в Европе. Его высота достигает 9,8 метра, вес 40 тонн. Считается, что этот памятник стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 долгих лет. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Монументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Отливали памятник в течение полутора месяцев.

 

14.В Башкортостане  много сел, деревень, поселков городского типа и достаточно много городов. Сколько в нашей республике городов?

Агидель, Баймак, Белебей, Белорецк, Бирск, Благовещенск, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбай, Кумертау, Межгорье, Мелеуз. Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак,Туймазы, Уфа, Учалы, Янаул.

 

15. В Бурзянском районе существует пещера, на стенах которой древние люди оставили изображения мамонтов и диких лошадей. Как называется эта пещера?  

Шульган Таш На территории нашей республики много тысяч лет назад жили первобытные люди, охотились на бизонов и мамонтов, используя каменные копья и топоры. Этому есть доказательства. Шульган  Таш – одна  из крупнейших пещер на Южном Урале. Огромный вход в нее (в виде сорокаметровой арки) поражает воображение. В 1959 году в Каповой пещере нашли уникальные наскальные рисунки, возраст которых почти 20 тысяч лет, это свидетельствует о проживании здесь древних племен.

 

16. Башкирский народ очень любил и любит национальные праздники. Один из них потерял свои национальные черты и стал всенародным. Назовите его. Сабантуй. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками. Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он – настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.

Моя родина – Башкортостан.

 

Башкортостан- земля моя!

Люблю твои леса, поля.

Богат ты, милый, край родной.

Горжусь, как все, и я тобой.

 

  Родина – это самое родное, что есть у человека, это то место, где человек родился и вырос. Я родился и вырос в Башкортостане. Это замечательное место, пропитанное свежим воздухом и теплыми лучами солнца. В этом крае я учился ходить, говорить, видеть все прекрасное. 

  Каждому человеку дорог свой родной край, каждому кажется свой край самым красивым уголком во всем мире. Мы любим его за то, что именно здесь мы родились, выросли, сделали свои первые шаги, первый раз сказали слово «мама»,  в первый раз пошли учиться в школу… Мы любим свой край, потому что здесь у нас все самое близкое, родное: мама, папа, родные, друзья,  наша красивая и богатая природа, наша родная матушка-земля!.. Я горжусь своей родной землей, своим краем.

  Башкортостан…  Когда я слышу это слово, передо мной встают гордые, высокие горы, привольные без конца и без краю степи, стремительные горные реки, чистые, прозрачные озера, густые чащи лесов… Когда я слышу слово «Башкортостан», представляю Салавата Юлаева, которым гордится каждый житель Башкортостана. Когда я слышу слово «Башкортостан», я слышу пение курая, который рассказывает о красоте башкирской земли и никого не оставляет равнодушным.

  Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. В Башкортостане очень много цветов,  красивых деревьев, особенно мне нравится, как цветет красавица яблоня и липа. Может быть именно поэтому наш край славится пчеловодством. Башкирский мед очень полезен, он обладает целебными свойствами. Каких только видов меда нет в Башкортостане! Он славится на весь мир.

  Наш Башкортостан не только красив, но и сказочно богат. Хлеб, скот, рыба, леса и поля – все в изобилии есть у нас. Богат и  нефтью, целебными родниками, чистым воздухом, лошадьми, историей и талантами. Сотни людей с разных уголков мира приезжают в нашу республику, чтобы лечиться, наслаждаться свежим воздухом, чудной природой.

   Но главное богатство нашего края, я думаю, - люди. Все они трудолюбивы и талантливы. Это их труд вложен в промышленность, сельское хозяйство, в обучение детей,  лечение людей,  науку,  чистоту городов и сел. Гости нашей республики удивляются и чистоте, и порядку, и красоте, и новым технологиям нашего производства. Нам всем хочется, чтобы наш край – родной Башкортостан – был всегда развитым, преуспевающим, чтобы жители республики были уверены в завтрашнем дне.

  Мне очень дорог мой родной край! Многие, я думаю, хотели бы увидеть наши края. А мне повезло: я живу здесь. И я нисколько не жалею, что родился в таком прекрасном крае. Я очень люблю нашу республику и горжусь ею, потому что она одна такая неповторимая, дивная, чудная, и желаю ей только процветания!

 

«Цвети, родной Башкортостан,

Среди лесов, среди полей.

И с каждым годом, милый край,

Ты будь прекрасней и сильней!»

                                                 Башкирские национальные загадки.

 1.Ее не жуют, не кусают,

Да без нее еды не бывает.

/Соль/

 

     2.Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют.

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

В рот попадет, а в нос ущипнёт.

/Кумыс/

 

3.Не снег, а бел, не лед, а тверд,

Не соль, а тает.

/Сахар/

 

     4. Внутри черная, снаружи белая.

Зимою много ест,

Летом спит.

Сама в избушке, голова в небе.

/Печь/

 

5.Нет ни крови, ни души,

А играет – хоть пляши.

/Гармонь/

 

6.Голос птиц, мелодии рассвета-

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка.

/Курай/

 

ИГРА «ЮРТА»

Ребенок рассказывает правила игры и дети играют под музыку.

Дети делятся на две команды. Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.

Восп.  Вот со всеми заданиями мы справились. Много узнали о нашей Республике. Ребята, а теперь  вспомним что мы узнали о нашей Родине? (Игра  мячом)

1. Столица республики Башкортостан?

2. Глава республики Башкортостан?

3. Назовите города Башкортостана.

5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты (перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай)

6. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане?

7. Чем богата наша республика?

8. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан(Мед)

9. Башкирский национальный герой(Салават Юлаев)