Этнокраеведческий музей с. Ташкирмень Лаишевского района РТ

Кряшены - забытый народ???

История малых народов- это вековая история многонационального государства

Подъем национального самосознания, стремление народов к обеспечению условий для их возрождения и развития, сохранения родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев – реальность сегодняшнего дня. Пользоваться заслуженным уважением окружающих возможно только тогда когда уважаешь себя и своих соседей, знаешь свое место  в мире природы и в мире людей.

Новости

Сидорова Марина Терентьевна

В 2015 году школа с. Ташкирмень отмечает  25-ти летие! Мы приглашаем всех выпускников и бывших работников школы к нам на праздник!

Сидорова Марина Терентьевна

экспозиция музея, посвященная воинам из нашего села "Честь, доблесть, слава" заняла 2 место в районном смотре конкурсе компьютерных презентаций музеев Боевой славы.

Сидорова Марина Терентьевна учитель истории и обществознания

Сабанаева Валентина Михайловна учитель русского языка и литературы

Буров Сергей Александрович  учитель ОБЖ и физической культуры

1 место в конкурсе экскурсиооных проектов "Ожерелье Татарстан", посвященный Универсиаде 2013, муниципальный этап

2 место в 3 фестивале наук секция краеведение

2 место в  районном конкурсе компьютерных презентаций музеев Боевой славы

Призеры Республиканского конкурса "Путешествие к истокам"

Лауреаты 2 Республиканской НПК "Краеведческий калейдоскоп - 2016"

Победители муниципального конкурса "Моя малая родина"

Призеры муниципального конкурса "Летопись родного края"

Постоянные участники мероприятий благотворительного фонда А. Вавиловой

5 ноября 2013 года наша школа выезжала на экскурсию в г. Казань в музей Казанского кремля

Введение.

Благодатная Лаишевская земля издревле была населена людьми. Об этом свидетельствуют многочисленные и разнообразные археологические памятники, начиная от стоянок эпохи мезолита и неолита и заканчивая поселениями и кладбищами периода Казанского ханства. Интенсивному заселению Лаишевского края во всех отношениях способствовало удобное его географическое, геополитическое местонахождение в междуречье Волги и Камы. Начало массового заселения Лаишевского края булгаро-татарами приходится на ХІІ-ХІV вв.. В период Казанского ханства Лаишевская сторона была одним из центральных, важнейших в политическом и хозяйственно-экономическом отношениях территорий этого феодального государства. Большую роль в колонизации Лаишевской стороны сыграли церковные феодалы, получившие здесь от рук царя в вотчину большие земельные площади. Одним из итогов завоевания Русским государством Казанского ханства, последующей национальной, социально-экономической политики правительства  стало появление в Лаишевском крае определенного количества «новокрещеных» - татар, фактически или же лишь номинально принявших православную веру. В современном Лаишевском крае сохранилась лишь одна деревня, в которой живут крещеные татары, а если быть точными, кряшены - это Ташкирмень. Но когда возникло это селение? Кто жил изначально на этой земле? Что за этнос - кряшены? Как православие повлияло на архитектуру села, традиции и обычаи кряшен?

В ходе экскурсии я познакомлю Вас с историческими местами села Ташкирмень, с архитектурными зданиями, фольклором кряшен.  Расскажу, как сегодня жители села стараются сохранить наследие предков. Постараюсь  показать специфику селения, его уникальность.

Цель экскурсии:

- ознакомить с культурным наследием кряшен и историческими достопримечательностями села Ташкирмень.

Задачи экскурсии:

- повышение уровня знаний  в области краеведения;

- совершенствование культурного и образовательного уровня участников экскурсии.

Наша экскурсия будет интересна как для взрослых,  так и для детей.

Продолжительность экскурсии 2 часа.

 

Ход экскурсии: Ташкирмень – этнографическая жемчужина Лаишевского края.

Дорогие гости добро пожаловать  в Татарстан. Я приветствую Вас на татарской земле. Мы въезжаем на территорию Макаровского сельского поселения, где располагается объект нашей экскурсии село Ташкирмень. Обратите внимание, в каком живописном месте находится наше село -  в зоне Волжско – Камского заповедника.

    Мы подъезжаем к селу и сейчас я расскажу Вам о истории Ташкирмени. Село Ташкирмень – это древнейшее единственное в своем роде село Лаишевского района, где проживают кряшены. Кто такие кряшены? Кряшены – специфическая этнографическая группа татарского народа, отличающаяся от татар своим вероисповеданием, культурой, языком. По некоторым историческим источникам известно, что в период Волжской Булгарии, Золотой орды, Казанского ханства в Ташкирмени проживали татары-мусульмане, но после завоевания Казани Иваном Грозным, население Ташкирмени стали составлять кряшены. Куда делось прежнее население? Возможно оно было крещено или погибло в результате трагических событий, или мигрировало в другие местности. Само селение в период Казанского ханства располагалась юго-западнее современного села и называлась «Ханкирменью», что означает ханскую крепость. Все жители села говорят на татарском языке, в котором есть много особенностей – это старотатарский язык, свободный от заимствований из персидского и арабского языков. На особенности говора  татар кряшен села Ташкирмень указывают и языковеды-лингвисты, которые выделяют Ташкирменский подговор в говоре татар-кряшен Заказанья. Оригинальный разговор кряшен  села Ташкирмень можно услышать, пообщавшись с местными жителями  села.

   История самого селения уходит вглубь веков. Источники позволяют сделать вывод, что это селение является одним из древнейших Лаишевской стороны. Оно существовало ещё в 10 веке. Об этом свидетельствует тот факт, что близ села обнаружен древний мусульманский могильник.

Дорогие гости мы подходим к одному из древнейших археологических памятников, который датируется 5-7 веками,  городище №1, или большое  городище, которое в народе, на местном наречии называется «Кала Башы» или «Главная крепость». Городище расположено между деревнями Ташкирмень и Макаровка. Занимает мыс между правым берегом реки Меши, отделенный мощным полукольцевым валом, поднимающимся над уровнем площадки почти на шесть метров. С городища открывается величественный вид на реку Каму. Обратите внимание, что с вала городища видны окрестности г. Лаишево. Не исключено, что столь удобное местоположение памятника использовалось древними людьми для сигнализации. В 60-е годы, когда Куйбышевское водохранилище подмыло торец вала, было зафиксировано, что его конструкция включала обугленные бревна и мощные пласты обожженной глины, похожей на камень. Возможно, поэтому и назвали деревню «Каменная крепость» - Ташкирмень. Данное городище очень почитается жителями села. В престольный праздник нашего села - Троицу – все жители и гости поднимаются на городище, чтобы поклониться этой земле. В этот день окна домов, ворота украшают ветвями берёзы, что является олицетворением символа жизни. Старейшие жители села с рассветом  приходят на городище и проводят обряды, читают молитвы, просят здоровья и хорошего урожая, а так же поют песни предков. Местные жители и гости приходят сюда в  день Святой Троицы и проходят 3 круга вокруг городища, тем самым очищая себя и приобретая запас энергии до следующего года. Если Вам удастся попасть в село Ташкирмень в день Святой Троицы, то обязательно посетите это священное для кряшен городище.

Далее  прошу Вас пройти  к следующему археологическому памятнику 8-9 века. Это  древне-мусульманский могильник, городище №2, или малое городище, которое также на местном наречии называется  «Бишек Тау» или «Колыбель гора». По народным преданиям здесь в древние времена велись ожесточенные бои, в результате чего большинство населения было уничтожено. Название «Башек Тау» связано с интересной легендой. В ней говорилось, что в давние времена в этом районе шли войны. Все мужчины ушли, чтобы защищать селение. В домах остались лишь женщины и дети. Враги приближались. Их предводитель, хан, ворвался в дом на возвышенности у ручья. Но женщина не растерялась, быстро перенесла ребенка в угол, схватила жердь от колыбели и так ударила его, что он больше и не встал, А враги, растерявшись, вынуждены были уйти. Вот такая есть легенда. К сожалению, малое городище начало размываться ручьями. Старожилы села берегут эти городища.

 Следующий объект нашей экскурсии  - храм святителя Гурия Казанского – наша гордость. Строительство каменного храма было начато в 1895 году по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского и по инициативе Братства Святителя Гурия и заведующего Центральной крещено-татарской школой Тимофея Егорова, чтобы жившие в селе крещеные татары могли участвовать в богослужениях на родном языке. Большую часть средств на строительство храма пожертвовал помещик д.Макаровка  А.А. Де-Ларю, он же возглавил и строительный комитет. На храм также жертвовали архиепископ Казанский и Свияжский Владимир, священник И. Кроншдатский. В первый раз храм освятили в 1914 году, в канун Первой Мировой войны, в честь Святителя Гурия Казанского.  В советское время храм уцелел почти в первозданном виде. Жители села храм не осквернили, не растащили его на кирпичи. Недаром сейчас, с восстановлением храма, их потомки так потянулись к вере. Вторая жизнь храма началась в девяностые: его наскоро привели в порядок и снова освятили. Но священники здесь не задерживались. Старинный храм снова оказался заброшен. Казалось – навсегда. Сейчас Вы видите отреставрированный храм. Вернуть храм верующим удалось благодаря усилиям и материальному вкладу директора благотворительного фонда «Альпари» Андрея Дашина. Требовалось отремонтировать кровлю, снять и отреставрировать малые купола и кресты, изготовить центральный купол и резной иконостас, обновить фасад и внутреннюю отделку, провести коммуникации. Большую помощь оказал глава  Лаишевского муниципального района Михаил Афанасьев, и во многом духовную жизнь в селе Ташкирмень удалось возродить именно благодаря сотрудничеству власти и благотворителя. В 2011 году храм был освящен в третий раз в честь Всех Казанских Святых. В настоящее время настоятелем в храме является отец Виталий Беляев. Дорогие гости Вы можете зайти в храм, поставить свечи, приложиться к мощам святых Гурия и Варсонофия.

   Далее пройдем к зданию, которое было открыто в 1869 году – это здание Миссионерской (инородческой) школы. Начало строительства школы в с. Ташкирмень связано с образовательным проектом Н.И. Ильминского, который предусматривал обучение нерусских народов России на их языке. С этой целью был создан кряшенский алфавит. Строительство школы началось на средства помещика А.А. Де-Ларю, который долгие годы был попечителем этого учебного заведение: предоставил мебель, учебники. Это  Г – образное здание, двухэтажное, на невысоком цоколе. Фасады прорезаны прямоугольными окнами с лучковым завершением. Памятник гражданской архитектуры, выполненный в классицистических традициях. Школа открылась в 1875 году, в 1883 году на средства того же помещика пристроен пристрой для младшей группы. В советские времена в здании учились только начальные классы. Позже в здании  размещалась администрация Мешинского совхоза. В 1996 году произошел пожар. Здание пострадало изнутри, полностью сгорела крыша. В 2002 году здание было выкуплено и  восстановлено по усмотрению нового владельца, который все же сохранил фасад здания.

 Далее я предлагаю пройти в местный Дом Культуры, где располагается ансамбль «Сурэкэ». Нас встречает кряшенка в национальном костюме. Она расскажет о фольклоре кряшен села Ташкирмень. 

Основан ансамбль  в 1995 году, руководит им Казанбаева Валентина Владимировна. Название ансамбля «Сурэкэ» - это головной убор женщин – кряшенок.  Обратите внимание на мне головной  убор моей прабабушки, которому более 150 лет. Как Вы видите, передняя часть сурэкэ расшита серебряными нитями. Замужние женщины носили поверх сурэкэ платок. Кисти, которыми завязывался головной убор, имели большое значение – по ним определяли сколько у женщины детей. Платье шилось длинное, глухое из плотной шерстяной ткани, позже шили из ситца, бязи. Существовали и рубахи с юбками. Все костюмы Вы можете увидеть на участниках ансамбля. В состав ансамбля входят жители села разных возрастов. Участники ансамбля сумели воспроизвести не только костюм кряшен, но и старинные песни, танцы и обычаи.

Ансамбль является дипломантом, лауреатом международных, всероссийских, республиканских и районных фестивалей. В 2007 году ансамблю «Сурэкэ» было присвоено звание народного фольклорного ансамбля. Традиционная культура  кряшен  достаточно своеобразна. Фольклорное искусство ансамбля «Сурэкэ» вызывает большой интерес в обществе, свидетельством тому является вхождение ансамбля в экскурсионный тур Ожерелье Татарстана. Гостями нашего села являются туристы из различных уголков земли. Это немцы, французы, испанцы, финны, якуты, итальянцы и другие. Сейчас участники ансамбля исполнят для Вас кряшенский танец. Все желающие могут присоединиться к танцу.

Свою экскурсию я хочу завершить посещением этно-культурного музея с. Ташкирмень, который находится в здании Ташкирменской основной школы. Материалы для музея собирались несколько лет и вот в 2012 году усилиями директора школы Кормилицына Михаил Николаевич, руководителя  музея Бурова Сергея Александровича, при непосредственном участии учащихся школы и жителей села Ташкирмень и деревни Макаровка, музей открыл свои двери всем желающим приобщиться к наследию предков.

Заключение.

   Наша  экскурсия подошла к концу. Я надеюсь, что сумел Вас заинтересовать и убедить в том, что история села Ташкирмень начинается еще в древнейшие времена и что традиционная культура кряшен во всех её проявлениях – это ценнейший вид культуры, который воплотил в себя православную культуру,  и сумел сохранить свою самобытность. Это уникальная культура ценна для всей  истории человечества.

      Всегда рады видеть Вас  в «Жемчужине Лаишевского края».