Проект развития этно-краеведческого музея "ВОЗРОЖДЕНИЕ"

Сидорова Марина Терентьевна

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_proekt_nov.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:

Утвержден  и введен в действие

приказом №     от 2014 г

Директор МБОУ Ташкирменской ООШ

Лаишевского муниципального района РТ

_________________М.Т. Сидорова

Школьный проект

развития школьного этно-краеведческого музея

«ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Ташкирмень, 2014

Пояснительная записка.

 

        Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

       Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.

Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является сбор и сохранение информации о  памятниках истории и культуры: документальных, археологических, архитектурных, фольклорных.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение,  такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Основные цели проекта:

  • Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край,  почитающего его традиции, испытывающего гордость за  вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
  • Сохранение исторической памяти и наследия кряшен, развития интереса к истории своего народа, края, района.
  •   Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою отчизну.

 Основные задачи проекта: 


Образовательные

  • Научить ребенка видеть историко-культурный  контекст  окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки  зрения развития истории и культуры;
  • обучить  активным  формам  деятельности  в обстановке информационно-насыщенной работы; 
  • способствовать  активной мотивации  в познавательной деятельности и практическом  использовании полученных знаний;
  • обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;
  • сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
  • сформировать устойчивый интерес в изучении истории  и культуры края, района;
  • cформировать навыки публичных выступлений;
  • сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
  • сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей  причастности к иному  времени, другой культуры посредством  общения с памятниками истории и культуры;
  • сформировать  устойчивую потребность и навыки  общения с памятником, с музеем;
  • сформировать  уважение к другим  культурам, готовность понимать и принимать  систему  иных ценностей;

Развивающие

  • развивать уверенность  в реализации личностных качеств;
  • содействовать  раскрытию  творческого потенциала, творческой самореализации;  
  • способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
  • развивать предпосылки для  осознанного подхода обучающихся  к подготовке и проведению экскурсий;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать  потребность в самостоятельном  освоении окружающего мира путем изучения  культурного наследия  кряшен;
  • развивать  целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;

Воспитательные

  • воспитывать  гражданские качества, патриотическое отношение к России и к своему родному краю,  воспитывать любовь и уважение к малой и большой родине;
  • воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей;
  • воспитывать  культуру общения,   чувств,  творческого взаимодействия;
  • воспитывать  способность к эстетическому  созерцанию и сопереживанию;
  • воспитывать духовно-нравственные качества личности;

Сроки реализации проекта. 

Программа рассчитана на 5 лет (2013-2018 гг.)

Участники проекта. Совет школьного музея. Учащаеся – 10 – 16 лет.

2. Образовательное пространство реализации проекта

    Практическая значимость исторического краеведения – участие в решении задач учебно-воспитательного процесса школы. Историческое краеведение помогает учащимся  приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в учебном процессе и во внеклассной работе.

Формы реализации проекта

урочная деятельность                                       внеурочная деятельность 

      Уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства,  

интегрированные уроки, уроки технологии

   Традиционные школьные мероприятия, краеведческие экскурсии и походы,

кружки по интересам

Деятельность учащихся в реализации проекта

начальный уровень:

помощь в сборе информации

выставка рисунков

«Юный эколог»

основной уровень:

сбор и обработка информации

подготовка экспозиций музея,  оформление стендов

проведение экскурсий

фоторепортажи

работа в этно-краеведческом кружке

участие в конкурсах, акциях школы, района, республики

волонтерская деятельность

На базе музея проводятся тематические экскурсии, классные часы: «День народного единства, «Дети войны», Уроки мужества, Уроки памяти.  15 февраля  была проведена встреча с участниками боевых действий «Солдат войны не выбирает» в честь 25 -летия вывода советских войск из Афганистана.

 Экспозиция, посвященная истории пионерского движения, знакомит учащихся с детским движением советского периода.

Проводятся  предметные уроки на тему «История утюга», «Песни наших бабушек».  Экспозиция «Волжско-Камский заповедник» помогает при проведении уроков по окружающему миру. Проводятся уроки народной культуры,  например  на тему: «Бабушкины узоры», «Узоры на головном уборе, платье кряшенок».

Направления реализации проекта

Экологическое         «Кирмэн»        «Тропа предков»     «Звон серебряных

монет»

«Честь, доблесть, слава»

Экологическое  направление.

     Село Ташкирмень расположено в живописнейшем месте Лаишевского района. Дорога к селу пролегает через Волжско-Камский заповедник, а береговая зона омывается акваторией Куйбышевского водохранилища. Основной задачей данного направления является изучение флоры, фауны, ихтиофауны природного ареала села. В школе существуют традиционные акции по защите природы заповедника и окрестностей села: «Чистый берег», «Чистая поляна», «Посади дерево», «Подари дом птице», «День птиц»,  операция «Чистое село». Ежегодно в апреле в школе проводятся фотовыставка «Малая родина», экологическая  конференция  школьников. Собранные данные передаются в совет местного самоуправления и в дальнейшем обсуждаются на сельском сходе. Данное направление изучает не только природу. Важным элементом направления является пропаганда ЗОЖ.

Направление «Кирмэн».

«Кирмэн»  в переводе с татарского языка означает «крепость». Мы используем это понятие не как архитектурное, а как символическое  обозначение того, что современное поколение кряшен возрождает, хранит и  воспроизводит традиции. Собранный материал станет основой в открывшемся  музее, планируется создание таких экспозиций, как:

«История кряшен», «Одежда. Элементы  одежды мужчин и женщин кряшен»,  «Быт кряшен», «Система образования у  кряшен»,  «Топонимика села Ташкирмень», «Архитектурные и археологические памятники».

     Значимой частью данного направления является изучение истории просвещения кряшен. Целью исследования был поиск данных по истории миссионерства Русской Православной Церкви, по истории педагогики и просвещения нерусского населения России, деятельности просветителя нерусских народов Н.И. Ильминского.  Значение  исследования проявляется в накоплении сведений по истории кряшен, принятии ими Православия, возникновения алфавита, основанного на кириллице, самобытности их культуры и языка. Мы используем данный материал на уроках истории России и истории Татарстана при изучении тем по культуре и просвещению во второй половине 19 века. Исследовательская работа на тему «Миссионерско-просветительская деятельность Николая Ивановича Ильминского в судьбе кряшен» заняла второе место в 3 Фестивале наук в районе.

Направление «Тропа предков».

Главной идеей этого направления является обозначение экскурсионной тропы по историческим местам села, сбор, обработка и создание экскурсионного материала.  Это семь объектов:

  • Волжско-Камский заповедник и Куйбышевское водохранилище.
  • Церковь  св. Гурия;
  • Здание миссионерской школы;
  • Кала Башы (большое городище);
  • Бишек тавы (малое городище «Колыбель-гора»);
  • СДК и ансамбль «Сурэкэ»;
  • Этно – краеведческий музей при МБОУ Ташкирменская ООШ;

Создание экскурсионной тропы – это начальный этап проекта. Собран и  подготовлен материал, который и стал основой экскурсии по истории села. Наш проект экскурсионной тропы стал лучшим на районном этапе Республиканского конкурса экскурсионных маршрутов «Ожерелье Татарстана», приуроченного к Всемирной студенческой универсиаде 2013 года.

Направление «Звон серебряных монет».

Основной задачей данного направления является изучение и воспроизведение фольклора кряшен:

 - устное народное творчество кряшен села Ташкирмень;

 - обряды и обычаи;

 - праздники кряшен.

 Изучение элементов одежды и их значение в социуме предков:

 - женский головной убор – сурэкэ, мэлэнчек и др;

 - нагрудные женские украшения – тамакса, кукрэкчэ и др;

- обувь и одежда кряшен;

Для реализации поставленных задач данного направления с сентября в школе начал работу этно-краеведческий кружок «Көмеш тәңкә чыңы», одним из видов деятельности которого является разучивание и исполнение старинных обрядов и оригинальных песен кряшен села Ташкирмень. Ансамбль «Көмеш», созданный при кружке, уже проявил себя, заняв в октябре 2013 года на   зональном отборочном туре 6 Республиканского молодёжного фестиваля народного творчества «Ватан» сразу 3 призовых места.

Направление «Честь, доблесть, слава».

Главной идеей этого направления является воспитание гордости, гражданской ответственности за вклад предков в военную летопись государства. Сбор информации  о боевой славе села: об участниках русско-японской войны, первой мировой войны, ветеранах ВОв, тружениках тыла в годы ВОв, детях войны, об участниках военных действий в Афганистане, Чечне. Традиционными мероприятиями данного направления являются:

- Почетный караул в день 9 мая;

- Митинг «Память» - 9 мая;

- Акция «Обелиск» - уход и облагораживание памятника павшим воинам;

- Акция «Забота» - оказание шефской помощи ветеранам ВОв, вдовам, пожилым людям;

Месячник по военно-патриотическому воспитанию:

 - Смотр строя и песни;

- Оформление экспозиций в музее «Помним и чтим» - об истории семьи в военной летописи государства;  

- Конкурсы патриотической, военной  песни.

3. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Проект развития школьного этно-краеведческого музея обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему отечеству, к малой родине.
 Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея.  Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
         Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми,  изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, полученные при изучении школьного курса истории и обществознания, литературы,  реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история села Ташкирмень, деревни Макаровки  и Лаишевского района.

4. Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:

во-первых, уровнем сформированности  таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.

 Во-вторых, результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ и  массовых мероприятиях.