Страничка дефектолога Е.П. Гугучкиной

                                 Учитель-дефектолог                                             
Гугучкина Евгения Павловна image
       
Образование:                                                            
высшее профессиональное
       
Квалификационная категория:                              
высшая категория

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аутизм и общение: 5 способов коммуникации с вашим ребенком.

 

 

     

Любой родитель, который имеет ребенка с аутизмом, в какой-то момент задается вопросом о том, как их ребенок будет общаться с ним. Интересно, что во многих случаях учиться общению и коммуникации следует не самому аутичному ребенку, а именно его родителям. Существует 5 основных способов понять, что же они пытаются сказать, и все они имеют отношение к органам чувств человека.

 Большинство родителей считают, что когда у них будет ребенок, они научат его всему, что им нужно знать о мире. Однако если у ребенка развивается аутизм, то именно ребенок многому научит своих родителей, конечно, если родители готовы слушать и способны адаптироваться к их языку. Большинство детей с аутизмом говорят множеством различных способов, а не только словами. Зачастую они общаются посредством их чувств и языка тела, и нежелание понять этот факт приводит к моментам разочарования не только у ребенка, но и у его родителей.

Стратегии обучения тому, как общаться с аутичным ребенком, включают в себя следующие пять основных способов:

 1. Зрение

 2. Слух

 3. Осязание

 4. Обоняние

 5. Вкус

 Любопытно, что эти 5 основных способов общения с аутичным ребенком представляют собой те же способы коммуникации, которые используют все остальные люди. Разница, однако, состоит в том, что хотя дети с аутизмом способны воспринимать все эти 5 чувств, они испытывают трудности, выражая себя посредством речи. Так что помните, основная проблема коммуникации при аутизме – это что-то сродни «языковому барьеру».

Зрение

 В контексте аутичного человека зрение будет включать в себя такие вещи, как повышенная чувствительность к свету и особый интерес к определенным цветам или узорам. Большинство людей никогда не смогут понять, почему ребенку с аутизмом может понравиться определенная часть игрушки, а не игрушка в целом, а так происходит потому, что их больше привлекает цвет, рисунок или другие ее визуальные характеристики.

 Яркий искусственный свет, как в супермаркете, может быть особенно раздражающим для ребенка с аутизмом, потому что яркое искусственное освещение производит блики, что вызывает дополнительную нагрузку на глаза и заставляет их работать интенсивнее. Многие аутичные дети видят отблески потолочного освещения на фотографиях и изображениях. Вот почему они иногда смотрят на предметы из уголков глаз.

 Мигающие огни от экрана телевизора, компьютера и т.п. также могут вызывать зрительный стресс. Кроме того, некоторые аутичные дети также страдают от эпилепсии, а определенные вспышки света, блики или узоры могут очень легко вызвать у них эпилептический припадок.

 Понимание этих вещей поможет вам эффективнее взаимодействовать  с аутичным ребенком, когда их язык тела покажет, что свет или изображение каким-либо образом оказывают влияние на него.

Слух

Различные звуки, как правило, оказывают мощное влияние на ребенка с аутизмом. Настолько мощное, что, фактически, простой звук бегущей из-под крана воды может очень легко вызвать у ребенка истерику.

 Дети с аутизмом слышат фоновый шум телевизора, звук аквариумного фильтра, работающую печь, тиканье часов и все те другие шумы, которых вы не слышите, если вы этого не хотите. Они не могут просто «отключить» эти шумы, например, как можем мы. Они слышат все, и окружающая атмосфера превращается для них в хаос, особенно если они пытаются удержать в памяти какую-либо информацию.

 Понимание этого поможет вам общаться с вашим аутичным ребенком. Наблюдайте за языком их тела, и если они закрывают уши руками, ведут себя беспокойно или закатывают истерику, тогда прислушайтесь к окружающему шуму. Возможно, проблема может оказаться в тех звуках, которые доносятся до слуха вашего ребенка.

Осязание

 Если вы действительно хотите общаться с вашим аутичным ребенком, не следует ожидать, что это будет происходить посредством прикосновения. У многих детей с аутизмом через нервы проходят измененные сигналы. Если объятия или процесс одевания могут доставить вам удовольствие, то для аутичного человека они могут оказаться фактически болезненными ощущениями. И если у вас когда-либо был грипп, то вы помните это чувство, когда все ваше тело болит и ломит в самом его начале. Это именно то, что человек с аутизмом переживает большую часть времени.

 Вот почему некоторые дети с аутизмом раздевают себя: они не могут выдержать тех ощущений, которые им приносит одежда на теле. Так что вам придется подобрать легкую одежду из нежной ткани, которая не шумит, когда ребенок двигается, и является максимально комфортной в ношении. Не забывайте, что цвет для аутичного ребенка тоже имеет огромное значение.

 В разговоре о чувствах аутичного ребенка особого внимания заслуживает чувство голода. Оно может оказаться в 10 сильнее, чем у обычного человека, и проявляться в кусании губ, языка, аутоагрессии и аутостимуляции. Добавьте к этому чувство фрустрации от того, что ребенок не в состоянии вам об этом сказать, и вы осознаете всю серьезность этой проблемы. Текстура и фактура потребляемой пищи также может быть проблемой в случае ребенка с аутизмом.

 Кроме того, среди аутичных детей существует тенденция к возникновению более серьезных проблем поведения во время интенсивной нагрузки сразу на два или более органов чувств. Голод одновременно с запахом еды, которую ребенок не может съесть. Торговые центры, в которых присутствует высокий уровень шума, яркое освещение, разнообразие цветов и т.п., специально проектируются таким образом, чтобы овладеть вашим вниманием через органы чувств. Такие маркетинговые ходы, однако, могут нанести ущерб человеку с сенсорными расстройствами.

Обоняние

 Аутичный ребенок гораздо более восприимчив к различным запахам, чем обычные люди, и, как правило, обладает очень тонким обонянием.

 Список запахов, которые могут вызвать резкий дискомфорт у аутичного ребенка, можно перечислять долго, но возглавляют этот список духи, шампуни, продукты питания, грязные животные и т.п., и это может привести к возникновению нежелательных ситуаций. Понимание того, что запах, который вы слышите, ощущается вашим аутичным ребенком в 10 раз интенсивнее, поможет вам во взаимодействии с ним.

Вкус

 Наряду с чувством голода и запахами, вкус является очень мощным чувством у аутичных детей. Приятные и неприятные для вас вкусовые ощущения, безусловно, усиливаются в несколько раз у человека с аутизмом. Кроме того, они имеют свои собственные вкусовые предпочтения, поэтому не стоит сердиться, если ребенку не нравится приготовленная вами пища, потому что «невкусная» пища ощущается ими в несколько раз более интенсивно.

 Язык тела играет огромную роль в том, как человек с аутизмом пытается общаться с окружающими. Теперь вам не нужны специальные приспособления для того, чтобы понять, что крик вашего малыша в ресторане может быть вызван запахом пищи и / или дополнительным уровнем белого шума, который он слышит; или для осознания того, что он закрывает свои уши руками каждый раз, когда вы отправляетесь в детский аквариум на экскурсию, потому что работающие фильтры воды могут быть для него проблемой.

Возможно, аутичные дети не всегда понимают вас, но понимаете ли вы их? Обратите внимание на их язык тела и органы чувств, и только тогда вы сможете говорить с ними на одном языке.



Предварительный просмотр:

Советы родителям от дефектолога

Сегодня я предлагаю вашему вниманию советы по воспитанию и поведению с детьми. Помните ребенок – это личность и необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.

Советы родителям.

Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.

1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.

 2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.

 3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.

 4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.

 5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.

 7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.

 8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.

 9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.

 10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

 11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

 12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.

 13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

 14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.

 15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

 16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

 17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.

 18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.

 19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

 20. Дайте ребенку почувствовать что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.

 21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.

 22. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

23. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.

 24. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.

 25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

 26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

 Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...

Пальчиковые игры с различными предметами

С колючим мячом

По тропинке, по дорожке                     Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу с                     продвижением вперёд.

 Топают к нам чьи-то ножки.          

Это ёжик, посмотри,                              Катаем мячик в ладошках, пальцы широко

К нам пробрался из глуши.                     растопырить.

По столу всласть находился                    Лев.рукой катаем по столу мяч круговыми                            движениями.

И в ручей потом свалился.                    Перекидываем из руки в руку.

Уколоть он нас решил,                             Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти.

Только понял – нету сил.        

Он пофыркал, с пальцев слез         Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь.

И ушёл обратно в лес.                            Пр. рукой слегка ударять мячиком по

                                                                                     столу с продвижением вперёд.

Деревянный массажёр

Наши детские ладошки

Покатаем мы немножко.        Повертеть ладошками перед собой.

Обе вверх, вниз спусти

 И легонько, не дави!                 Одновременные движения ладонями по массажёру вверх-вниз.

Кожа чувствует шипы,

 А ты двигай, не спеши.        Продолжаем движения.

А теперь поочерёдно:

 Правой вверх, а левой

 вниз.                                              Попеременные спокойные движения.

Это нужно для массажа,

 Это вовсе не каприз.        

Шипы без дела не сидели.        Постучать пальчиками по шипам массажёра

Ладошки наши разогрели.        Повертеть ладошками перед собой.

Бусинки

На балу у Люсеньки                                        Нанизывание бусинок на леску

Рассыпались все бусинки

 Надо их помочь собрать,

 Что же будем помогать!        

Покрупнее в серединку.                        Самая крупная жемчужная бусинка  помещается в середину ожерелья.

Она красива – точно льдинка.

 Все цвета уже мы знаем –

 Бусы быстро нанизаем.

 Не ленимся, так и знай!

 Люся! Бусы надевай!        

Чётки

В нашей левой, правой ручке –        Показываются ладошки левой и правой руки,с надетыми на них чётками.

Вот такие, видишь, штучки

 Это косточки на нитке

 У меня и у Никитки.        

Пальцы двигаются дружно:                  Одновременное перебирание чёток пальчиками обеих рук.

Раз, два, три - вот так им нужно.

 Косточки перебираем

 И при этом повторяем:

 «Синий, синий в море кит,

 На волне легко лежит»        

Солнце (прищепки)

Вышло из-за тучки солнце                Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.

И глядит в моё оконце.

 От него лучей так много,

 Что просохли все дороги.

         

Тучки (прищепки)

А вот и облачко – смотри        

Прищепки вниз цепляем мы.                Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.

Это дождь идёт грибной:

 Весёлый, тёплый озорной.        

 

Кистевой эспандер

Кисти рук я развиваю,

 Эспандер в руках сжимаю.               Одновременное сжимание кистевых эспандеров в правой и левой кистях рук.

Раз, два – правой жму,

 Три, четыре – левой жму.

 Поработал так немножко

 Всё – горячая ладошка.        

 

Клавиатура компьютера

По клавиатуре пальчики        Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.

Прыгают, как зайчики.

 Пальцы, буквы нажимая,

 Развиваются, играя.        



Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям

будущих первоклассников.

   Вот и настал этот торжественный и волнующий день: Ваш ребёнок - первоклассник. Что ждёт его? Как всё сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша естественная родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребёнка. Пусть он идёт в школу с уверенностью в том, что учиться ему нравится, что он много уме6ет, а всему остальному обязательно научится.

  Надеюсь, что  советы и рекомендации помогут Вам сделать учёбу в школе для детей и для Вас интересной и приятной.

  1.  Будите утром ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «Вчера предупреждали».

  2. Не торопите. Умение рассчитывать время – Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придётся поработать.

  4. Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы не было плохих оценок».

  5. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

  6. Забудьте фразу «что сегодня получил», встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабится (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

  7. Если видите, что ребёнок огорчен, не допытывайте, пусть он успокоится, тогда и расскажет всё сам.

  8. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами.

  9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два – три часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучше время для приготовления уроков с 15 до 17.

  1. Не заставляйте делать все  уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные перерывы, лучше если они будут подвижными.
  2. Во время приготовления уроков не сидите «над душой» , дайте возможность ребёнку работать одному , но если уж нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я помогу» ), похвала (даже, если не всё получается ) – необходимы.
  3. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий : «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.                                      

   13. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с   другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости   и  неудачи.

   14. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребенком, свои разногласия, по поводу педагогической тактики, решайте без ребенка.

         Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом.

         Не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдете много   полезного.

   15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда  учиться сложнее, быстрее наступает утомляемость, снижена работоспособность.

          Это первые 4-6 недель для первоклассника (3-4 недели для учащихся 2-4 классов). Конец второй четверти, первая неделя после зимних    каникул, середина 3-й четверти- в эти периоды следует быть особенно          внимательными к состоянию ребенка.

  16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в  учебе.

17. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое  поглаживание - это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний неприятностей перед сном, напоминание о завтрашней  контрольной и т.п.

18. Верьте в ребенка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он «все может, всего достигнет», стоит ему захотеть.

19. Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачами, и, когда у ребенка уже опускаются руки, достаньте их!

      «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше   будет лучше. Я тебе помогу!»

20. Чем труднее и неудачнее сложился день для Вашего ребенка, тем внимательнее должны быть к нему Вы. Обязательно найдите за что похвалить ребенка и только после этого можете закончить разговор с ним.

21. Не заставляйте ребенка переписывать домашнее задание. Во-первых это не   интересно, утомительно, значит не приятно. Кроме того, не забывайте, что    ребенок утомлен, расстроен, у него еще слабо развиты мелкие мышцы рук.

     Переписывание ведет к переутомлению. Пусть учится делать уроки аккуратно сразу.

22. Низкая оценка- это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И Вы и ребенок должны понимать, что оценка как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь не доучили, не разобрались, недостаточно постарались; а не повод расквитаться с ребенком за Ваши, кстати добровольно взятые на себя, тревоги.

23. Обращайте внимание, акцентируйте, проповедуйте: нужны усилия.

      Дайте ему понять, что успех чаще всего зависит от усилий, чем от удачи, случая, Вашей помощи. Успевайте заметить и отметить любое усилие, которое   привело ребенка к успеху или улучшило качество работы. Избегайте  намеков   на то, что ошибка или неудача- следствие отсутствия способностей.

24. Помните, любую Вашу оценку ребенок склонен принимать глобально, считая,   что оценивают его личность: «тройка- я плохой».

25. Хвалите исполнителя, критикуйте- исполнение.

26. Не сравнивайте успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей Ваших знакомых. Сравнивайте ребенка только с ним самим. Раньше не умел, теперь уже   можешь.

27. Ставьте краткосрочные цели с тем, чтобы ощущение постоянного успеха не   покидало его. Частый успех развивает чувство мастерства, совершенства,      которое насыщает мотивацию к учению.

28. Заранее делайте ставку на успех: отбирайте для объяснений объем материала,   которым ребенок может овладеть наверняка (приложив, разумеется  некоторое   усилие).

29. Если дети тугодумы, чтобы «поднять их», прибегайте к позитивным установкам: «Это задание может показаться трудноватым, но я уверена, что ты с ним   справишься».

      Подчеркивайте, напоминайте, внушайте: учению нужно учиться. Решайте      проблемные задачи, учитесь находить ответы и постигать смысл с тем, чтобы    вместе познавать вкус и ценность учебы как таковой.

30. Любите ребенка таким, какой он есть!

Больших успехов Вам и Вашим детям!



Предварительный просмотр:

Питание для детей  - аутистов.

Все больше исследований о том, что аутизм – не только психическое заболевание, но в первую очередь – нарушение обмена веществ. Исследования показывают, что у детей-аутистов в пищеварительном тракте не до конца разлагаются два белка казеин и глютен. У людей, не больных аутизмом, эти белки разлагаются на составляющие и усваиваются, а у аутистов всасываются в кровь в виде эндорфинов – веществ, аналогичных наркотикам.
Поэтому дети-аутисты странно себя ведут и плохо реагируют на окружающее – они, по сути, находятся под постоянным действием наркотиков. Но чтобы добиться результатов, диета должна быть абсолютно строгой.

Пища, содержащая глютен:

- пшеница, ячмень, ячневая крупа, перловая крупа, рожь, овес, полба;
- хлебобулочные изделия, сладкая выпечка, торты и пироги печь самим;
- шоколадки (как плитки, так и батончики – пробуйте сами делать трюфели из какао), конфеты (я даю мармелад и аптечные леденцы, если нет карамели такой же марки);
- злаки к завтраку и мюсли;
- пицца, пироги и все на основе сыра и масла;
- все, что продается в магазине без этикетки о составе;
- продукты, в состав которых входит солод (ячмень) и амидон. Пшеничный сироп, мальтодекстрин, декстроза и аромат мальта неопасны (см AFDIAG – Французскую ассоциацию Непереносящих глютен).

Пища, содержащая казеин:

- молоко животных (можно растительное – рисовое);
- маргарин, если он содержит молоко или его компоненты; – творог, сыр, молочные десерты, йогурты, мороженое (замораживайте сами сок и помешивайте его каждые 10 минут – будет мороженое);
- и любые продукты, содержащие молоко (пирожные и пироги, булочки, шоколадные батончики, конфеты, шоколад, даже черный, и т.д). Заменяйте молоко рисовым, кокосовым, каштановым или миндальным)
- масло, взбитое самостоятельно и БИО, может усваиваться некоторыми (но не следует увлекаться)

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ

Содовые, фосфаты, колоранты и консерваторы.
Нужно избегать белый сахар и сахарозаменители и сахар вообще.
Для подслащивания использовать: сироп агавы, клена, мед,  тростниковый сахар или неочищенный сахар.

В зависимости от индивидуальной чувствительности: кукуруза, рис, яйца, цитрусовые, помидоры, яблоки, какао, грибы, арахис, шпинат, бананы, горох, фасоль, бобы и т.д.

ЧТО МОЖНО

- Злаки : киноа, гречка, пшено, рис, амарант (щирица), тапиока, маниока, кассава.
Употреблять ли кукурузу – посоветоваться с врачом индивидуально.
В зависимости от индивидуальной чувствительности: орехи (грецкие, лесные, миндаль, кешью, фисташки, и т.д.), авокадо, оливки, и т.д.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОДУКТЫ

- Побольше овощей: цветная капуста, брокколи, стручковая фасоль, кабачки, баклажаны, морковь, лук-порей и репчатый, огурцы, свекла, грибы (немного), тыква, салат, и др.
Далее : картошка, каштаны (осторожно, они не все съедобные), крахмалосодержащие (чечевица, бобы, горох) – этого тоже немного.

- Мясо: любое (если нет аллергии – проверьте, может быть, аллергия на говядину, т.к. ее протеины «напоминают» молочные. Осторожно с колбасеыми изделиями, которые могут содержать композанты молока; проверяйте этикетки ветчины, колбас, сосисок и т.д.

- Рыба: предпочитайте маленькую (предпочтительно жирную или «голубую» из-за Омега-3): сардины, скумбрию, кильку, селедку чтобы избежать перенасыщенности ртутью больших рыб (тунец и др.). Однако, Балтийское море полно диоксина, который не выводится из организма…

- Десерт: во-первых, фрукты; бананы, виноград (хорошо для дезинтоксикации), груши, сливы, ананас, абрикос, и т.д. свежие или в компотах. Домашняя выпечка из муки каштанов, риса, гороха, гречки, крахмала, масла (оливки, грецкий орех, подсолнечное, виноградных косточек, если найдете – пальмовый маргарин или растительный маргарин), яиц (нельзя, только если есть аллергия, а так в выпечке они легко усваиваются), мало сахара, но можно мед, стевию, изюм и т.д.

- Вода: как можно больше для вывода шлаков, попеременно мягкую (Volvic и др.) и минерализованную (см. этикетки по минерализации), сок: ананас, абрикос, изюм, морковь, апельсиновый и соки красных ягод можно включать, если нет на них реакции.

- Добавки в салат: растительное масло (оливки, тыквенных косточек – самое лучшее от глистов, кольза, подсолнух, грецкий орех, виноградные косточки) и травы (кинза и молотый кориандр для детоксикации, лук и чеснок, укроп, петрушка, базилик и т.д).

- Завтрак: сухофрукты (изюм, чернослив и др.), орехи, злаки без глютена, яйца, ветчина (варите сами свинину на медленном огне несколько часов), домашняя выпечка, мед, варенье и фруктовое пюре без сахара (можно с фруктозой), рисовое, кокосовое и миндальное молоко, хлеб без глютена и галеты, блины, оладьи и домашние вафли.

- Полдник: Фрукты, фруктовые пюре и компоты, домашняя выпечка.



Предварительный просмотр:


Дельфинотерапия - альтернативный психотерапевтический метод, в основе которого лежит общение человека и дельфина. Процесс происходит под наблюдением ряда специалистов: ветеринара, психолога, тренера.

Один из вариантов терапии - пациент сам «выстраивает» общение с дельфином, выбирая способы взаимодействия (совместное плавание, игры и т.п.) Однако когда дело касается маленьких пациентов (а дельфинотерапия часто рекомендуется именно для реабилитации малышей), процесс специально организуют в зависимости от поставленной цели (физиотерапевтической, психокоррекционной, психопрофилактической и т.п.).

Дельфинотерапия  особо рекомендована при следующих заболеваниях:


- неврозы, посттравматические стрессовые расстройства
- расстройства слуха и речи;
- депрессии;
- генетические патологии (в т.ч. синдром Дауна);
- ранний детский аутизм;
- расстройства памяти;
- минимальная мозговая дисфункция.

Лечебные факторы
Эти ласковые и игривые животные обычно относятся к человеку чрезвычайно бережно и доброжелательно. Их природный оптимизм, удивительная музыкальность (дельфины отдают предпочтение классической музыке) и высокая степень обучаемости не перестают удивлять и восхищать ученых всего мира.
Общение с дельфином дает ребенку сильнейшую эмоциональную «подзарядку», а ультразвуковое эхолокационное воздействие дельфина вызывает химические и электрические изменения в организме, а также, благодаря увеличению выброса гормонов, улучшает межклеточный обмен веществ. Искренность и дружелюбность дельфина, постоянные проявления внимания с его стороны к маленькому пациенту помогают тому снять нервное напряжение, избавиться от застенчивости, заинтересоваться внешним миром.

Процесс и результаты
Курс дельфинотерапии состоит из нескольких этапов: подготовительного, основного и заключительного. Сначала врач знакомится с индивидуальными особенностями ребенка, беседует с его родителями и составляет план работы. Затем наступает черед собственно терапии, в основе которой зачастую лежит игровой метод. Дети играют с дельфинами в мяч, кормят их мелкими рыбешками, плавают рядом, держась за плавник, гладят их и разговаривают с ними. Игры и сеансы плавания могут чередоваться со светолечением, рефлексо- и виброакустической терапией, беседами с психологом.
Общение с дельфинами восполняет дефицит положительных эмоций и способствует речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом, активизирует работу мозговых структур и всего организма в целом, стимулирует процесс развития личности. На заключительном этапе курса специалисты (детские психологи, физиотерапевты, дефектологи) сравнивают состояние ребенка до и после проведения терапии.

Фото: http://tusa74.ruО позитивном воздействии верховой езды на физическое и эмоциональное состояние человека было известно еще во времена Гиппократа. Сегодня иппотерапия (слово происходит от греческого «hippos - лошадь) - нечто среднее между психотерапией и лечебной физкультурой - активно используется для реабилитации детей-инвалидов.
Как это действует?
Получаемые седоком во время верховой езды импульсы (около 110 в минуту) имитируют движения идущего человека, а движение мышц лошади оказывает массирующий и согревающий эффект на определенные группы мышц всадника, в результате чего усиливается кровоток в конечностях. Для того, чтобы удержать равновесия, наезднику волей-неволей приходится синхронизировать и координировать свои движения. Двигаясь вместе с лошадью, всадник побуждает к работе даже те мышцы, которые обычно бездействуют; при оптимальной нагрузке укрепляется мышечный корсет. Лечебная верховая езда также стимулирует развитие мелкой моторики.
Общение с лошадью - непревзойденный «инструмент» психологической реабилитации. Плавное ритмичное движение успокаивает нервы; занятия верховой ездой создают позитивный эмоциональный настрой, помогают победить депрессию и обрести веру в себя.
Кому показана иппотерапия?
Этот метод показан всем детям и взрослым, нуждающимся в физической и психосоциальной реабилитации. Особенно иппотерапия рекомендуется детям с врожденными мозговыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, возникших в результате поражения центральной нервной системы, сердечнососудистыми заболеваниям и комплексными нарушениями развития. Взрослым рекомендуется при рассеянном склерозе, простатите, желудочно-кишечных заболеваниях.
Поскольку в процессе езды верхом внутренние органы работают в полную силу, а мозг активно обогащается кислородом, иппотерапию включают в программы по реабилитации людей, перенесших инсульты и инфаркты.
Результаты
Иппотерапия помогает улучшить координацию движений, минимизировать последствия стрессовых ситуаций, увеличивает подвижность и объем движений, улучшает мышечный тонус и повышает устойчивость к нагрузкам.
В России на сегодняшний день работает несколько реабилитационных Центров, проводящих занятия для больных детишек. По утверждениям врачей-физиотерапевтов и детских психологов, общение с лошадьми буквально на глазах меняет их маленьких пациентов. Доверие к лошади - большой, доброй и теплой - малыши переносят на окружающих людей, которых раньше избегали и боялись. Во время занятий детям приходится постоянно концентрироваться на своих действиях, запоминать и планировать их последовательность, что активизирует психические процессы. Способность управлять мощным животным дает ребенку веру в собственные силы, а для стеснительных и замкнутых детей контакт с лошадью является возможностью попрактиковаться в социальном взаимодействии.

В Санкт-Петербурге

Оздоровительный конный центр “Солнечный Остров”,        Самарский Владислав Валериевич. Тел: (905)-257-95-71, (812) 235-77-83.

          mail@sunny.spb.ru          www.sunny.spb.ru/

Школа для детей с ограниченными возможностями на ул. Руднева. Тел (812) 558-76-76. Берчина Ольга Николаевна, тел. (812) 511-56-00.

Кентаврик”, Поклонногорская ул. 14; (812) 511 5600, +7 (911) 916 2952                                            E-mail: mail@kentavrik.org  

АЭЦ “Петербургская Усадьба”. Тел/факс (812) 246-08-98.

Учебно-оздоровительная база ЛВЕ “Манеж”. Лахтинский пр-д, д.100 , Чаплыгина Ирина Юрьевна, т./ф.: (812) 326-29-89. Петербургская Ассоциация родителей с детьми-инвалидами. Тел (812) 275-53-46, Урманчеева Маргарита Алексеевна



Предварительный просмотр:

Кризис трех лет.

Уважаемые родители ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов). Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис.

Признаки кризиса трех лет

УПРЯМСТВО 

Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

СТРОПТИВОСТЬ 

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СВОЕВОЛИЕ 

Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ 

Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

ДЕСПОТИЗМ 

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ 

Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.

1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).
Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.
Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
пережить кризис трех лет

  • Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
  • Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
  • Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (По-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
  • Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
  • Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
  • При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.
  • Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть По-очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...
  • Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
  • Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Кризис семи лет.

Уважаемые родители, обратите внимание это очень важно. Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие возрастные кризисы:

  кризис новорожденности;

  кризис трех лет - переход от младенчества к дошкольному возрасту;

  кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

  кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.

Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу). На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).

Итак, кризис семи лет.

Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.

Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

1. Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).

2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.

Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.

Признаки кризиса

Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.

Возможные неблагоприятные последствия.

Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Советы родителям

  • Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  • Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  • Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  • Поощряйте общение со сверстниками.
  • Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  • Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  • Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  • Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННО АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

В процессе воспитания детей с отклонениями в развитии важную роль играет правильное отношение родителей к ребенку. Случается, что родители чрезмерно опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей капризности, упрямства, агрессивности, безразличия и безучастности ко всему происходящему вокруг. В этих случаях у детей снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желании заниматься игровой и любой другой деятельностью.

Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка. Они требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая речевых, двигательных возможностей, прибегают к наказаниям. В результате у детей появляется излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Как следствие этого, отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела. Для создания благоприятных условий воспитания в семье, родителям прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т. д.

Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни ребенка расширяется его кругозор, обогащается память, формируются наблюдательность и любознательность.

Огромное значение имеет формирование у детей адекватной самооценки, развитие у них необходимых в жизни волевых качеств. Родители должны умело формировать мотивационную сторону поведения и интерес к занятиям по овладению речевыми и двигательными навыками, другими видами деятельности. Формирование активных качеств личности в условиях семьи следует начинать с таких видов деятельности, как игра и элементарный труд. При организации игровой и трудовой деятельности нужно разъяснять ребенку их значение и смысл, наглядно демонстрировать их конечный результат.

В процессе игровой и трудовой деятельности дети научаются выполнять требования и инструкции взрослых, считаться с интересами окружающих, доводить начатое дело до конца. Если ребенок не хочет выполнять то или иное действие, важно добиться от него осознания цели выполняемого действия путем подсказки со стороны взрослых.

В ходе усвоения нового действия родители должны постоянно оказывать ребенку помощь. Варианты помощи меняются в зависимости от возраста ребенка. В младшем дошкольном возрасте родители в основном показывают, как надо выполнять действия или задания. Так, при обучении складывать целое изображение из частей родители сначала могут сами сложить картинку, а затем предложить ребенку собрать изображение по образцу. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется сопровождать показ действия словесной инструкцией. Родители побуждают ребенка подумать, каким способом лучше выполнить то или иное задание. Постепенно требования к ребенку повышаются, предъявляемые задачи усложняются, что способствует развитию у него волевых качеств. Переход к решению более сложных заданий возможен лишь при условии, что ребенок поверил в свои возможности и его не останавливают отдельные временные неудачи. Для формирования у детей адекватной самооценки взрослые должны постоянно оценивать результаты их деятельности, особенно в случаях, когда ребенок очень старался и приложил много усилий.

Существует необходимость включения ребенка в повседневную жизнь семьи. Ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в домашних делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.Оптимально организованные условия жизни в семье создадут ребенку с отклонениями в развитии предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации.