Инновационный проект "Здоровый малыш - будущее России"

Лысенко Юлия Валерьевна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Бальзинский детский сад «Василек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный проект

 

«Здоровый малыш – будущее России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

 творческая группа педагогов МБДОУ «Василек»

 

село Бальзино

 

 

 

I. Актуальность и новизна.

 

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

 Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Нам всем известно, что село Бальзино славится своими лыжниками, легкоатлетами, поэтому мы думаем, что важнее здоровья наших детей нет ничего.

 

 Проведенный опрос родителей показал, что:

 

 - 100% - родителей хотят видеть своих детей здоровыми;

 

 - 92% - всесторонне-развитыми, обладающими коммуникативными качествами.

 

 Работники  детского сада большое внимание уделяют здоровью детей. Мы  работаем по программе «Детство», автор Бабаева.

Данная программа  решает задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Но, однако, в программе недостаточно подробно освещены вопросы организации оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольного учреждения (закаливания, примерный режим дня, гигиенические условия).

 Мы проанализировали, статистику заболеваемости наших воспитанников и пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ недостаточно и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. Для того, чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

 Поэтому мы поставили перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

 

 В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

 

 1. Посредством конкретной практической деятельности педагогов создать условия для развития у детей системного мировоззрения, реальной компетентности, образованности, готовности к основному выбору своих поступков и ответственности за них перед собой.

 

 2. Определить модель двигательного режима в ДОУ, комплексно подходить к отбору программного содержания и методике проведения занятий по физической культуре. Также приемов руководств организованной и самостоятельной деятельности детей.

 

 3. Организовать профилактическую, оздоровительно - лечебную работу, обеспечить рациональное питание.

 

 4. Воспитание устойчивого интереса к спорту, физической культуре, расширение творческого потенциала родителей в процессе работы с педагогами ДОУ.

 

 Концептуальной основой деятельности ДОУ является обеспечение непрерывного адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.

 

 Таким образом, актуальностью  для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГТ и с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления, с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития. Осмыслив все эти проблемы, мы пришли к выводу, что развивающая оздоровительная работа с дошкольниками окажется эффективной в той мере, в какой она будет опираться на идеи особого научно-практического направления, которое Кудрявцев В.Т. назвал «педагогикой оздоровления». Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, гигиены, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его основоположников явился Ю.Ф. Змановский.

 

 Поэтому методологической основой нашей работы послужили теоретические труды:

 

 - программа «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского;

 

 - программа методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова.

 

 - «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет»

 

 - «Методические рекомендации по организации двигательно - оздоровитьных моментов на занятиях дошкольников в группе» В.Т. Кудрявцева.

 

 - Социально-оздоровительная технология 21 века «Здоровый дошкольник»,

 

 - Научно-методические статьи по проблемам оздоровления детей дошкольного возраста.

Новизной проекта является введение в образовательную среду ДОУ национальных народных игр бурят.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ.

 Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Наш детский сад  осваивает этот комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ

 

Формы работы

 

Время проведения в режиме дня, возраст детей     

Особенности методики проведения        

 

Ответственные

 

1

Остеопатическая гимнастика

 

-После сна в постелях каждый день.

-Старшая и подготовительная к школе группы.

 

Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта.    

 

Воспитатель

 

2

Фитбол

-Один раз в неделю во второй половине дня.

-Средняя и старшая группы

На мячах

Музыкальный руководитель, воспитатель.

 

3

Ритмика

-Один раз в неделю во второй половине дня.

- Средняя и старшая группы

По программе И. Бурениной

Музыкальный руководитель

 

4

Игровой час

(бодрящая гимнастика)

-После сна в группе каждый день.

- Все дети

Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

Воспитатель

 

5

Динамические паузы

-Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

-Начиная со 2-й младшей группы.

Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Воспитатели

 

6

Подвижные и спортивные игры

-Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно.

-Все возрастные группы.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей, используются только элементы спортивных игр.

 

музыкальный руководитель, воспитатели

 

7

Пальчиковая гимнастика

-С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно.

-Проводится в любой удобный отрезок времени.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами.

воспитатели

8

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп.

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.   

 

Воспитатели

 

9

Игровой массаж

Ежедневно в режимных моментах и на занятиях.

По методике А. Уманской и К. Динейки

Воспитатель

 

10

Лечебные игры

Ежедневно в режимных моментах, на занятиях.

По методике Галанова

Воспитатели

 

11

НРК. Народные игры бурят

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп.

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание проекта:

I этап: - сентябрь – октябрь 2012 года – подготовительный этап для ДОУ.

На данном этапе мы изучали методическую литературу, разрабатывали занятия, провели тестирование родителей, сделали диагностику степени развития  заболеваемости.

II этап: - ноябрь 2012 – май 2013 года – внедренческий этап для ДОУ.

На данном этапе наш детский сад по итогам месячника бурятского языка был составлен проект «Бурятские народные игры».

Организация праздников, недели здоровья, организация кружковой работы, занятия ритмикой, организация работы с семьей.

Введение остеопатической гимнастики,  азбуки телодвижения и т.д.

III этап: - июнь 2013 года – анализ проделанной работы, мониторинг, подведение итогов.

Данный этап предполагает подведение итогов:

- проводим диагностику по заболеваемости детей, 

- организация мероприятия под лозунгом «Здоровый малыш – здоровая Россия»

Продолжительность разработки проекта с сентября 2012 по июнь 2013 года.

Дополнительные возможности данной разработки:

Данный инновационная разработка может быть реализована, как сквозной проект ДЕТКИЙ САД – ШКОЛА, здоровыми должны быть наши дети.

Ожидаемые результаты:

Дети станут менее восприимчивые  к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям. Дети станут более спокойными, уравновешенными, жизнерадостными, будут отличаться высокой работоспособностью.