1.04. Образование

Скащенкова Татьяна Ивановна

 

                                                                                                                                                                                                                           

Уровень общего образования- дошкольное образование

Форма обучения- очная

Обучение ведется на русском языке

Срок обучения - 5 лет

Количество групп- 5 групп

Общая численность воспитанников - 176 человека

 

 

                           ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

      В дошкольном учреждении реализуется основная образовательная программа дошкольного образования  муниципального  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Аленушка» г. Волжского Волгоградской области» (МДОУ д/с № 30)

Основная образовательная программа ДОУ разработана с учётом примерной основной образовательной  программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.

   Целью  программы является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

   Особое внимание уделено  обучению как средству воспитания и развития ребенка, личностно-ориентированному, индивидуальному подходу к ребенку, развитию способностей: физических, интеллектуальных, художественных, развитию любознательности как основы познава­тельной активности, формированию разных видов творчества, трудо­вых умений.

    В связи с приоритетным осуществлением развития воспитанников по познавательно-речевому направлению, в МДОУ реализуются парциальные программы:

1.Региональная программа по патриотическому воспитанию « Воспитание маленького волжанина» Е.С. Евдокимовой.

Целью программы «Воспитание маленького волжанина» является объединение усилий семьи, детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства в становлении, развитии, воспитании в ребенке Благородного Гражданина. 

 Задачи:

1.Определение целей-ориентиров для каждого участника воспитательно-образовательного процесса (педагогов, родителей, детей), направляющих внимание педагогов и родителей как на развитие актуальных для жизни ребенка интегративных качеств, так и на саморазвитие и совершенствование воспитывающих взрослых, как главного условия воспитания гражданина.

2.    Разработка содержания образовательного взаимодействия воспитывающих взрослых с ребенком, во-первых, обеспечивающего воспитаннику возможность познавать природу, историю, искусство и культуру родного края - Нижнего Поволжья, эмоционально откликаться на предъявляемые педагогами и родителями образы; во-вторых, определяющего формирование основ картины мира.

 3.  Развитие взаимно терпимых  и  ответственных  отношений воспитывающих взрослых (родителей, педагогов детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства), усиливающих воспитание нравственных качеств гражданина.

4.   Обеспечение овладения ребенком знаниями о природе, истории и культуре родного края – Нижнего Поволжья и такими качествами, которые стимулируют дальнейшую познавательную деятельность и устремленность к новому знанию, присвоения позитивных моделей поведения гражданина в природе и обществе. 

2.Программа « Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой.

Цель экологического образования - становление у детей научно- познавательного, эмоционально- нравственного, практически–деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

3.Программа « Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

Цель программы - формирование основы безопасного поведения дошкольников.        

                                   

                                                       ИНФОРМАЦИЯ О ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Общая численность воспитанников на 01.01.2021

 

176 чел.,

в том числе иностранных – 0

Численность воспитанников за счет бюджетных ассигнований федерального  бюджета Российской Федерации

Численность воспитанников за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации

 

175чел., 

в том числе иностранных – 0

Численность воспитанников за счет бюджетных ассигнований местного бюджета

1 чел.,

 в том числе иностранных – 0

Численность воспитанников по договорам об оказании платных образовательных услуг

92 чел.,

в том числе иностранных – 0

1.04.01 Программы 

https://nsportal.ru/sites/2018/10/22/1-04-01-raboc...

1.04.02 Документы по образовательной деятельности ДОУ

https://nsportal.ru/sites/2018/10/22/1-04-02-progr...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краткое описание ООП45.76 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 "Аленушка" г. Волжского Волгоградской области»

    Образовательная Программа дошкольного образования разработана и утверждена самостоятельно и является нормативно-организационным документом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 "Аленушка" г.Волжского Волгоградской области» и отражает специфику организации образовательного процесса в МДОУ в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 ( ред.21.01.2019г)

    Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013;

-Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003);

-Федеральные Государственные Образовательные стандарты начального общего образования (Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373);

- Федеральные Государственные Образовательные стандарты дошкольного образования ( приказ Минпросвещения РФ от 21.01.2019г);

-Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад  № 30 "Аленушка" г.Волжского Волгоградской области".

     Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

       В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:    

 • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

• партнерство с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;         

 • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учёт этнокультурной ситуации развития детей;

• обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

       Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

     Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

     Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

     Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

      Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста:

- Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- Восприятие художественной литературы и фольклора;

- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

- Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

  Структура основной образовательной программы  в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный). Каждый из основных разделов включает обязательную часть (на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы») и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика организации и приоритетные направления работы. В соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО включает следующие структурные элементы:

1. Целевой раздел.

2. Содержательный раздел.

3. Организационный раздел.

  Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

1. Целевой раздел

В данном разделе раскрываются:

• цели и задачи реализации ООП ДО;

• принципы и подходы к формированию ООП ДО;

• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

  Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответствуют целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием ДОУ, наличием приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

 Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.

  В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об организации и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются в организации, а также информация о дополнительных образовательных услугах.

  Планируемые результаты освоения ООП ДО. Эта часть ООП ДО составлена на основе соответствующего раздела примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополнена описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений                     

2. Содержательный раздел. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.  В соответствии с ФГОС, в этой части представлены:

• особенности образовательной деятельности;

• способы и направления поддержки детской инициативы;

• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной образовательной программы являются следующие:

- подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей и родителей, участие в конкурсах;

- проведение разнообразных встреч с родителями;

- привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах. Содержание психолого-педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы изложено по пяти образовательным областям:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Данный раздел ООП ДО выстроен на основе Примерной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы (обязательная часть) и дополнен материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены  парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной работы. В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

• сложившиеся традиции организации и групп.

3. Организационный раздел.

В этом разделе представлены:

• режим дня;

• традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия;

• особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

• требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

  Дополнительные парциальные  программы:

  "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;   

       Цель:  Формирование основы безопасного поведения дошкольников

 "Наш дом природа"Н.А. Рыжовой

       Цель: Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир,  природу, бережно относиться к ним.

" Воспитание маленького волжанина" под редакцией Е.С. Евдокимовой

      Цель: Объединение усилий семьи, детского сада в становлении, развитии, воспитании в ребенке Благородного Гражданина.

    Численность обучающихся по данным программам - 176 воспитанника.

В ДОУ используются современные методы обучения: проектный метод, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, игровые. Процесс обучения строится на дифференцированной основе, образовательная деятельность проводится по подгруппам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. Во вторую половину дня организуется кружковая работа.

Формы организации образовательного процесса

   Обучение и воспитание в НОДУ ведется на русском языке.

     В Учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

     Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

    Групповая форма организации обучения (индивидуальноколлективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

     Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

    Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОДУ).

Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой НОДУ. НОДУ проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОДУ, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. При проведении непосредственно образовательной деятельностивыделяется три основные части.

-Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

-Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

-Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.

         Требования к организации непосредственно образовательной деятельности

Гигиенические требования:

 -непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

-воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,

-не допускать переутомления детей на занятиях.

 -предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

   Дидактические требования:

 -точное определение образовательных задач НОДУ, ее место в общей системе образовательной деятельности;

- творческое использование при проведении НОДУ всех дидактических принципов в единстве;

 -определять оптимальное содержание НОДУ в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

 -выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОДУ;

- обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОДУ, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

 -использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

- систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования:

 -иметь в наличие продуманный план проведения НОДУ;

- четко определить цель и дидактические задачи НОДУ;

- грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

 -поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОДУ.

 -не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.

- НОД в ОДУ не должна проводиться по школьным технологиям;

- НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);

- организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития.

С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия. В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста. Классификация занятий в НОДУ)

Дидактическая задача:

1. Занятия усвоения новых знаний, умений;

2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3. Занятия творческого применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

Содержание знаний (раздел обучения)

1. Классические занятия по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

 прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр; - труда в природе и на участке;

- самостоятельной игровой деятельности;

- экскурсии;

 игры: - сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

- дежурство детей на занятиях

 труд:

 - коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

- развлечения, праздники;

- экспериментирование;

- проектная деятельность;

- чтение художественной литературы;

 показ кукольного театра;

- беседы;

- вечера-досуги;

   В НОДУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.

Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

- предметно-игровая,

- трудовая,

 -спортивная,

- продуктивная,

 -общение,

- сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения В НОДУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.