"ОБРАЗОВАНИЕ"

Шпилина Юлия Геннадьевна

МБДОУ "Ефимовский детский сад комбинированного вида" реализует  "Основную общеобразовательную программу, разработанную сроком на 6 лет (2013-2019год) на основе Примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы", под редакцией М.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика – Синтез , 2011 год). 

Образовательная программа МБДОУ "Ефимовский д.с.к.в." обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от1,5 лет до 7, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

художественно - эстетическому - формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие ребенка

познавательно - речевому - развитие речи и форм речевого развития детей, подготовка к обучению грамоте, развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира

социально - личностному - формирование навыков культуры общения и социолизации в обществе

физическому - внедрение здоровьесберегающих технологий,совершенствование двигательных навыков развитие основных видов движений

 

Образовательная программа детского сада разрабатывается на основе ФГОС дошкольного образования

 

на 01.09.2017 год - численность воспитанников - 122 ребенка.

Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ В ДОУ

В нашем дошкольном учреждении 7групп, 1 из них – группа компенсирующей направленности, функционирующие по профилям “Общее недоразвитие речи (ОНР)” и “Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)”. Большое количество детей с нарушениями речи требует четкой организации процесса предварительного обследования детей для представления их на психолого-медико-педагогическую комиссию с последующим зачислением в логопедические группы. Функцию предварительного обследования детей выполняет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ. Кроме того, ПМПк наблюдает психофизическое развитие детей, ведет консультативную работу с педагогами и родителями, отслеживает и корректирует развитие детей с нарушениями поведения. Четкая, слаженная работа специалистов консилиума  способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, профилактике детских заболеваний.

Состав ПМПк ДОУ:

- зам.зав.по УВР;

- педагог – психолог;

- учитель – логопед;

- воспитатели группы компенсирующей направленности;

- медицинская сестра ДОУ.

Документация ПМПк

- положение ПМПк;

- представление на ребенка воспитателей;

- журнал регистрации обращений в ПМПк;

- договор с родителями;

- обследование педагога – психолога;

- обследование учителя – логопеда;

- сведения о состоянии здоровья ребенка;

- протоколы заседаний.

ПРОГРАММА работы ПМП консилиума

Работа с детьми

  1. Первичная диагностика по мере поступления детей: общий уровень развития, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства.
  2. Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр специалистами.
  3. Плановая диагностика (начало и конец года): познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие.
  4. Проверка готовности к школьному обучению; выявление утомления и уровня работоспособности детей старшей и подготовительной групп (начало и конец года).
  5. Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).
  6. Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей.
  7. Логопедическая диагностика: нарушение звуковой и слоговой структуры речи, словарный запас, речевое общение, фонематическое восприятие, связная речь, темп, плавность речи. Формирование логопедических групп.
  8. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.
  9. Социологические мероприятия: социометрия, анкетирование, выявление детей с признаками коммуникативной дезадаптации.
  10. Психопрофилактические мероприятия.
  11. Коррекция познавательной сферы.
  12. Психомоторное развитие.
  13. Профилактические лечебные мероприятия.

Работа с воспитателями

  1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров (по плану МДОУ)
  2. Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей, их психофизиологических особенностях (в течение года)
  3. Рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической, физиолого-гигиенической (в течение года)
  4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года)
  5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей (по запросам)
  6. Подготовка психологического портрета групп и разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов.

Работа с родителями

  1. Социологическое анкетирование родителей; анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду; медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей.
  2. Индивидуальные рекомендации для родителей.
  3. Просветительская работа среди родителей: особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям; готовность ребенка к школьному обучению; профилактика соматических заболеваний.
  4. Консультационная работа специалистов ПМПк.
  5. Оформление информации в группах.

План работы ПМПконсилиума ДОУ на 2015-2016 учебный год

Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с воспитанниками, изучение личности дошкольника, составление (корректировка) индивидуальных  коррекционно - развивающих программ.

Состав ПМПк: Зам. зав. по УВР,  учитель-логопед, медицинская сестра, педагог- психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности.

Тема заседания

Сроки заседания

Работа с детьми

Сентябрь-октябрь

  1. Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр детей специалистами.
  2. Психологическая диагностика: познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки. Социометрия, анкетирование, выявление детей с признаками коммуникативной дезадаптации.
  3. Логопедическая диагностика: нарушение звуковой и слоговой структуры речи, словарный запас, речевое общение, фонематическое восприятие, связная речь.

Работа с педагогами

  1. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей, создания здоровьесберегающей среды в группе (по запросам).
  2. Консультирование по корректировке программы психолого-медико-педагогического сопровождения детей.

Работа с родителями

  1. Социологическое анкетирование родителей; анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду; медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей.
  2. Логопедическое анкетирование родителей (анамнез, раннее речевое развитие детей).
  3. Согласование с разработанными программами психолого-медико-педагогического сопровождения детей.
  4. Индивидуальное консультирование.

ЗАСЕДАНИЕ №1

Сентябрь  

Тема: «Итоги адаптации вновь поступивших дошкольников. Определение содержания ПМПк сопровождения»

План проведения:

1. Рассмотрение нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность ПМПк

2. Принятие плана работы ПМПк на 2015-2016 учебный год.

3. Определение состава специалистов ПМПк и

организация их взаимодействия

4. Итоги адаптации.

5. Определение методик и сроков комплексного обследования детей группы риска специалистами ДОУ по своим направлениям.

6. Психологическая готовность к школьному обучению на начало учебного года.

7. Рассмотрение заявок воспитателей и специалистов.

Работа с детьми

Ноябрь-январь

  1. Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей.
  2. Психопрофилактические мероприятия.

Работа с педагогами

  1. Семинары.
  2. Психологические тренинги для педагогического коллектива.
  3. Консультативная помощь.
  4. Изучение нормативных документов.

Работа с родителями

  1. Углубленная диагностика развития детей по запросам родителей.
  2. Индивидуальные рекомендации для родителей.
  3. Консультационная работа специалистов ПМПк.

ЗАСЕДАНИЕ №2

Ноябрь

Тема: «Анализ результатов обследования детей специалистами»

План проведения:

1.Обсуждение результатов комплексного обследования детей специалистами ДОУ

2.Определение образовательных маршрутов и характера комплексной коррекционной помощи данным детям

3. Анализ предварительной готовности к школьному обучению

  1. Обсуждение вопросов динамики речевого развития детей.
  2. Консультативная помощь в речевом  развитии ребенка.  

Работа с детьми

Февраль-май

  1. Плановая диагностика: познавательная сфера, эмоциональное благополучие, проверка готовности к школьному обучению; выявление утомления и уровня работоспособности детей старшей и подготовительной групп.
  2. Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).

Работа с педагогами

  1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров (по плану ДОУ)
  2. Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей, их психофизиологических особенностях.
  3. Рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической, физиолого-гигиенической.

Работа с родителями

  1. Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).
  2. Рекомендации специалистов по оздоровлению детей в летний период.

ЗАСЕДАНИЕ №3

 

Май

Тема: «Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ».

План проведения:

1. Анализ результатов диагностики и определение динамики коррекционно-развивающей работы с детьми, получающими медико-психолого-педагогическое сопровождение.

2. Анализ коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности

  1. Анализ коррекционно-развивающей работы с выпускниками подготовительных групп. Анализ итоговой диагностики готовности ребёнка к школе
  2. Состояние здоровья и физического развития детей группы риска.
  3. Подготовка рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей группы риска.
  4. Постановка предварительного речевого диагноза детям на следующий учебный год.
  5. Логопедическая диагностика: формирование группы компенсирующей направленности.
  6. Результаты психолого-педагогического обследования детей группы компенсирующей направленности.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Основной  целью  психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей,             в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

    Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников  в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Исходя из этого основной  целью  психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей,             в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

  В соответствии с поставленной целью  можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой: 

        1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;         

        2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;

        3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

        4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ  можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

- психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ,  диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;

- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности; 

- психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

- психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

    Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в группах раннего возраста, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

          Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).                        

Для обследования применяются следующие методики:

  •  «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
  • Мотивационная готовность (Л.А.Венгер)  (конец года).

     

  Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп  заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

   Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся  консультации в информационные папки в каждой группе.

Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников»  с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с  водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).

Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации  детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации  по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей  в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

    Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит  в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.  

Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

  • Поставленные цели и задачи реализуются
  • Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
  • Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
  • Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
  • Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: