"ОБРАЗОВАНИЕ"
МБДОУ "Ефимовский детский сад комбинированного вида" реализует "Основную общеобразовательную программу, разработанную сроком на 6 лет (2013-2019год) на основе Примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы", под редакцией М.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика – Синтез , 2011 год).
Образовательная программа МБДОУ "Ефимовский д.с.к.в." обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от1,5 лет до 7, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
художественно - эстетическому - формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие ребенка
познавательно - речевому - развитие речи и форм речевого развития детей, подготовка к обучению грамоте, развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира
социально - личностному - формирование навыков культуры общения и социолизации в обществе
физическому - внедрение здоровьесберегающих технологий,совершенствование двигательных навыков развитие основных видов движений
Образовательная программа детского сада разрабатывается на основе ФГОС дошкольного образования
на 01.09.2017 год - численность воспитанников - 122 ребенка.
Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_po_fgt_na_2013-19g.doc | 1.87 МБ |
psih.-med.konsilium.doc | 70.5 КБ |
psihologo-mediko_pedagogicheskaya_rabota_v_dou.doc | 45 КБ |
Адаптированная основная образовательная программа | 559.73 КБ |
Учебный график | 311.62 КБ |
Учебный план | 344.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МЕДИКО-ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ В ДОУ
В нашем дошкольном учреждении 7групп, 1 из них – группа компенсирующей направленности, функционирующие по профилям “Общее недоразвитие речи (ОНР)” и “Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)”. Большое количество детей с нарушениями речи требует четкой организации процесса предварительного обследования детей для представления их на психолого-медико-педагогическую комиссию с последующим зачислением в логопедические группы. Функцию предварительного обследования детей выполняет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ. Кроме того, ПМПк наблюдает психофизическое развитие детей, ведет консультативную работу с педагогами и родителями, отслеживает и корректирует развитие детей с нарушениями поведения. Четкая, слаженная работа специалистов консилиума способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, профилактике детских заболеваний.
Состав ПМПк ДОУ:
- зам.зав.по УВР;
- педагог – психолог;
- учитель – логопед;
- воспитатели группы компенсирующей направленности;
- медицинская сестра ДОУ.
Документация ПМПк
- положение ПМПк;
- представление на ребенка воспитателей;
- журнал регистрации обращений в ПМПк;
- договор с родителями;
- обследование педагога – психолога;
- обследование учителя – логопеда;
- сведения о состоянии здоровья ребенка;
- протоколы заседаний.
ПРОГРАММА работы ПМП консилиума
Работа с детьми
- Первичная диагностика по мере поступления детей: общий уровень развития, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства.
- Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр специалистами.
- Плановая диагностика (начало и конец года): познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие.
- Проверка готовности к школьному обучению; выявление утомления и уровня работоспособности детей старшей и подготовительной групп (начало и конец года).
- Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).
- Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей.
- Логопедическая диагностика: нарушение звуковой и слоговой структуры речи, словарный запас, речевое общение, фонематическое восприятие, связная речь, темп, плавность речи. Формирование логопедических групп.
- Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.
- Социологические мероприятия: социометрия, анкетирование, выявление детей с признаками коммуникативной дезадаптации.
- Психопрофилактические мероприятия.
- Коррекция познавательной сферы.
- Психомоторное развитие.
- Профилактические лечебные мероприятия.
Работа с воспитателями
- Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров (по плану МДОУ)
- Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей, их психофизиологических особенностях (в течение года)
- Рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической, физиолого-гигиенической (в течение года)
- Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года)
- Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей (по запросам)
- Подготовка психологического портрета групп и разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов.
Работа с родителями
- Социологическое анкетирование родителей; анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду; медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей.
- Индивидуальные рекомендации для родителей.
- Просветительская работа среди родителей: особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям; готовность ребенка к школьному обучению; профилактика соматических заболеваний.
- Консультационная работа специалистов ПМПк.
- Оформление информации в группах.
План работы ПМПконсилиума ДОУ на 2015-2016 учебный год
Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с воспитанниками, изучение личности дошкольника, составление (корректировка) индивидуальных коррекционно - развивающих программ.
Состав ПМПк: Зам. зав. по УВР, учитель-логопед, медицинская сестра, педагог- психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности.
Тема заседания | Сроки заседания |
Работа с детьми | Сентябрь-октябрь |
| |
Работа с педагогами | |
| |
Работа с родителями | |
| |
ЗАСЕДАНИЕ №1 | Сентябрь |
Тема: «Итоги адаптации вновь поступивших дошкольников. Определение содержания ПМПк сопровождения» План проведения: 1. Рассмотрение нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность ПМПк 2. Принятие плана работы ПМПк на 2015-2016 учебный год. 3. Определение состава специалистов ПМПк и организация их взаимодействия 4. Итоги адаптации. 5. Определение методик и сроков комплексного обследования детей группы риска специалистами ДОУ по своим направлениям. 6. Психологическая готовность к школьному обучению на начало учебного года. 7. Рассмотрение заявок воспитателей и специалистов. | |
Работа с детьми | Ноябрь-январь |
| |
Работа с педагогами | |
| |
Работа с родителями | |
| |
ЗАСЕДАНИЕ №2 | Ноябрь |
Тема: «Анализ результатов обследования детей специалистами» План проведения: 1.Обсуждение результатов комплексного обследования детей специалистами ДОУ 2.Определение образовательных маршрутов и характера комплексной коррекционной помощи данным детям 3. Анализ предварительной готовности к школьному обучению
| |
Работа с детьми | Февраль-май |
| |
Работа с педагогами | |
| |
Работа с родителями | |
| |
ЗАСЕДАНИЕ №3 |
Май |
Тема: «Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ». План проведения: 1. Анализ результатов диагностики и определение динамики коррекционно-развивающей работы с детьми, получающими медико-психолого-педагогическое сопровождение. 2. Анализ коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности
|
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.
Основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.
Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.
Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:
- психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;
- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;
- психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;
- психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в группах раннего возраста, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.
Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).
Для обследования применяются следующие методики:
- «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
- Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года).
Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».
Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.
Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).
Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.
Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.
Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.
Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:
- Поставленные цели и задачи реализуются
- Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
- Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
- Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
- Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.