МБОУ ДО "ЦРТДиЮ "Ровесник"

Страна: Россия

Регион: Сибирский

Населенный пункт: село Петровка

Год основания: 2012

Количество учащихся: 312


О нас


Наши достижения


Дополнительное образование

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           2017 год

 

 

 

                                      Содержание

 

 

I.Введение ________________________________________   стр 5-6

 

II.Основная часть __________________________________стр  6

 

История основания музея____________________________стр 6

 

Содержание и формы работы музея__________________ стр 6-7

 

Религиозная культура_______________________________стр 7-8

 

Основные педагогические технологии________________  стр 8-11

 

Инновационные направления_______________________   стр 11

 

Результаты деятельности_________________________ стр 11-13

 

III.Заключение____________________________________ стр 13-14

 

IV.Список литературы_____________________________стр 14

 

Приложения   ____________________________________стр 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

                                         Введение

 

 

 

                                                          «Считать, что прошлое безвозвратно 

                                                              кануло в Лету, - это значит лишить себя

                                                          нравственной опоры в истории. 

                                                         Нравственное воспитание народа          

                                                           должно идти в атмосфере неисчезающей

                                                       памяти».

                                                                                          (Академик Д.С. Лихачёв).

 

                                                                                                                                                          

      Картина мироздания строится в детстве благодаря способности ребёнка самостоятельно чувственно воспринимать, познавать и принимать многообразие внешнего мира. Способность ребёнка оценивать его, разумно жить, творчески преобразовывать, бережно сохранять и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря педагогическим усилиям взрослых людей. Духовный патриотизм прививается ребёнку с раннего детства, но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Духовно-нравственное воспитание как процесс содействия формированию у детей мировоззрения основывается на базовых ценностях традиционной и общенациональной культуры.

      Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы  много говориться о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Сегодня о проблеме духовно – нравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной. Основной целью духовно-нравственного воспитания  является ориентация подрастающего поколения  на ценности отечественной культуры, формирование у детей бережного отношения  к Родине, её культурно-историческому прошлому. Протоиерей Андрей Ткачёв пишет: «Родина и Бог  очень сплавлены, потому что Родина наша имеет прямое отношение к Богу. Русский человек зачастую не знает своей страны. Поэтому пренебрежительно к ней относится. А ведь это святая страна со святым народом».

      Проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи находиться в центре внимания общества, воспитание нравственности, патриотизма и духовности – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее.

 

 

                                                     

              Но это невозможно без создания  системы формирования интереса к истории своей страны. Андрей Ткачёв: «Нужно найти точку внутренней  опоры, точку силы в самой нашей народной жизни…в церковных корнях нашего бытия, то есть в церковной истории, знакомстве с русской святостью и попытаться транслировать все эти священные знания в сегодняшний день».  Кризис нашего общества носит  не столько экономический, сколько культурный и духовный характер. Важнейшей задачей воспитания детей является формирование духовности, нравственности, гражданской ответственности, патриотизма. Всматриваясь в прошлое нашей Родины, ясно понимаешь, что её история, есть история  борьбы нашего народа за свободу и независимость.  В этой борьбе важен вклад каждого гражданина страны. О героическом прошлом нашего народа и Родины следует помнить всегда и не стесняться рассказывать молодёжи. Для этого надо иметь не только время, но и место. Таким местом для нас стал школьный музей. Школьный музей призван способствовать формированию у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса силами дополнительного образования. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности ребёнка не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нём социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст духовного кода, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются  внешний отражённый в памятниках культуры  и искусства мир событий и явлений, и внутренний личностный мир человека.

      Школьный музей как пространство памяти ставит своей целью не только собирать, хранить и изучать предметы музейного значения, но и влиять на подрастающее поколение, пробуждая творческие интересы, формируя национальную идентичность посредством инновационных педагогических технологий.

 

Цель – формирование личностных качеств современного ребёнка посредством объединения семьи, школы, церкви, различных общественных организаций.            

 

Задачи:

- привлечение детей к сохранению культуры прошлого нашей Родины;

- привлечение к составлению музейных экспозиций;

- воспитание уважения к историческому и культурному прошлому малой родины и России в целом посредством использования современных методов и технологий;       

                                                      

- овладения практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

 

Прогнозируемые результаты:

Повышение общего кругозора обучающихся, пробуждение познавательной активности.

Научить детей самостоятельно делать свой выбор в мире чувств, ценностей и отвечать за этот выбор.

Развить навыки коммуникативной культуры, возможность самовыражения обучающихся.

Сохранение и популяризация истории малой Родины и страны в целом.

 

                                  Основная часть

 

                         История основания музея

     Создавая школьный музей, я понимала, что он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Музей – это книга памяти, ведь собранные в нём документы и экспонаты хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и народов.

      Я с большим удовлетворением замечала как работа по созданию музея всё более и более увлекала и сплачивала ребят. С самого начала работа в музее оказывала на ребят глубокое эмоциональное, информационное воздействие, приобщала их к материальным, культурным, духовным ценностям родного края. Собрать материал для музея – дело не простое. Началась кропотливая работа, надо было систематизировать имеющийся материал, реставрировать экспонаты, оформлять стенды, собрать фотодокументы.

      В настоящее время музей насчитывает более 500 экспонатов и ежегодно благодаря обучающимся, учителям, просто неравнодушным гражданам, экспозиции музея пополняются. Музей располагает двумя комнатами. Центральная музейная комната состоит из зала «Боевой Славы» и зала «Истории школы». Следующая комната полностью посвящена экспозиции «Русская изба».  В 2015 году школьный музей успешно прошёл паспортизацию в Москве и получил регистрационное свидетельство. Музей является действующим. Здесь всё время проходят различные тематические вечера, праздники, экскурсии. Всё это помогает мне в моей профессиональной деятельности. Выбрали актив музея, составили перспективный план, по которому ребята занялись самыми разнообразными видами деятельности: поисковой, лекторской, проектной, просто встречами с замечательными людьми.

 

За основу были взяты два направления:

* «Школьники – школьникам» (экскурсии, занятия, встречи, подготовленные обучающимися для обучающихся под руководством руководителя школьного музея), диалог внутри поколения о ценностях и непреходящих смыслах исторических явлений;

* «Школьники представителям других поколений» (экскурсии, вечера памяти, праздники и т.д) – умение воспринимать опыт предшествующих поколений.

Действующие экспозиции:

·        «Мы помним ваши имена»

·        «Курская дуга»

·        «Наша любимая школа»

·        «Люби и знай свой край»

·        «Русская изба»

       Школьный музей имеет свои особенности. Он создаётся детьми и для детей. Он может быть и лабораторией и мастерской и предметным кабинетом. Музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуальные и эмоциональные процессы личности. Передача через экспонаты знаний, сбор и систематизация материала, литературных источников способствует росту в душах ребят любви к своему краю, бережного отношения к людям, природе, памяти.

 

                            Содержание и формы работы музея

      Актив музея совместно с руководителем проводит работу по следующим направлениям:

-организует сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;

-осуществляет поисковую работу по всем направлениям деятельности музея;

 

                                                                              

-обеспечивает сохранность музейных документов и материалов, ведёт инвентарные книги музея;

-проводит экскурсии по действующим экспозициям музея, беседы, встречи, лекции;

-сотрудничает с другими музеями и общественными организациями (советом ветеранов, Домом Культуры, депутатским корпусом, спонсорскими организациями);

-организует встречи с ветеранами Великой отечественной войны и их родственниками, репрессированными, участниками аварии на Чернобыльской АЭС, участниками локальных войн и др.;

-проводит конкурсы, встречи с интересными людьми, праздники, экспедиции, уроки мужества, открытые столы и другие мероприятия, посвящённые учителем школы,  выпускникам, почётным жителям села.

-собирает свою видеотеку по ветеранам войны и учителям школы;

-помогает обучающимся в написании докладов, статей, рефератов;

-на базе музея проводятся классные часы, открытые уроки;

-музей осуществляет связь с родственниками ветеранов войны, ведётся переписка с ними, обмен информацией, известными людьми Петровского сельского поселения и их родными;

-создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, печатается в местных и районных СМИ, выступает на школьном телевидении;

-участвует в различных конкурсах, презентациях, распространяем  свой опыт путём публикаций на сайтах и в международных сборниках.

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность

 

 

 

                              Основные направления

                                 деятельности музея

 

 

 

 

Фондовая работа

 

 

 

 

 

 

 

Экспозиционная работа

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

Поисковая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

Информационная работа

 

 

 

 

 

 

 

                                    Религиозная культура

 

     

 

 

 

 

    

 

                                  Религиозная культура

 

           Русская духовность тесно сплела корни традиционных народных представлений с православными канонами. Музейные экспонаты религиозного значения помещают посетителей в огромный и неисчерпаемый духовно-нравственный мир русского народа, предоставляя возможность ознакомиться с истоками и культурой православия. Наш музей располагает рядом экспонатов: это Библии ХVIII и ХIХ веков, оклад Евангелия, найденный Петровым – основателем села. Вниманию посетителей представлены иконы, как старинные, так и в современном исполнении. У некоторых икон свои замечательные истории, которые рассказываются ребятам, при проведении экскурсий. В настоящее время много пишется, говориться о духовно-нравственном возрождении русского народа. По моему мнению, важная роль в этом принадлежит именно православию.

         В своей работе я много внимания уделяю темам, посвящённым изучению религиозных праздников. Эти темы очень важны для духовно-нравственного воспитания детей, так как круг церковных праздников задаёт для человека благотворный ритм жизни и способствует его духовному росту. Деятельность музея положительно влияет на духовно нравственное воспитание обучающихся, ориентируя их на  знание культурного наследия православия.

Очевидно, что без духовности, которую прививали нам наши предки на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение. В религиозных праздниках сохраняются, утверждаются и творчески развиваются основные жизненно важные ценности народа. Я согласна со священником Константином Камышановым, который пишет: «Наше личное преображение не обязательно должно проходить на горе Фавор и быть озвученным громами и подсвеченным молниями. Оно должно проходить тихо и просто...»

 

                                                           

                             Педагогические технологии

 

       В своей практике я использую современные педагогические технологии: игровые, информационно-коммуникативные, проектные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технологии на основе исследовательской деятельности.

 

                     Информационно-коммуникативные

       Одним из факторов, активизирующих познавательную, исследовательскую работу обучающихся в музее является создание электронных материалов на компьютере, участие в телекоммуникационных проектах. Наша творческая работа - проект «История нашей школы» была опубликована в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/node/1580961 и участвовала в ХХ11 муниципальной научно-практической конференции школьников. Работа Антоновой Марии «Музейная экспозиция о школе» стала лауреатом Международного детского фестиваля «Звёзды нового века» в номинации социальные проекты и опубликована на сайте http://znv.ru/57121. Ребята сами ведут страничку, рассказывающую о деятельности музея в сети Интернет. Интеграция информационно - коммуникативных технологий в работу школьного музея даёт возможность расширить кругозор обучающихся, активизировать их мыслительную деятельность.

 

                      Научно-исследовательская деятельность

       Одна из ведущих направлений деятельности музея. Исследовательская работа с музейными фондами сосредоточена на изучении музейных материалов, коллекций и экспонатов. Исследовательская работа в школьном музее ведётся в открытом режиме, предполагающем постоянную динамику её развития, корректировку, вариативность с учётом социальных запросов и потребностей её посетителей. В число традиционных мероприятий на базе музея входит и проведение конкурсов творческих работ: «Этих дней не смолкнет слава», «Нет фашизму», которые выполняются с использованием материалов и документов экспозиций. Участвуют в таких конкурсах обучающиеся всех возрастов с1-го по 11-й классы.

                

                    Поисково-собирательская деятельность

       Занимает ведущее место в работе актива музея. История родных мест дорога и близка сердцу каждого, она вокруг нас: в памятниках, обелисках, исторических местах, в окружающих людях. Благодаря этой работе в музее оформлены экспозиции: «Люби и знай свой край», «Наше село прежде и теперь»,  «История школы», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны». Занимаясь поисково-собирательской деятельностью, ребята самостоятельно изучают публикации, материалы музея, встречаются с ветеранами и старожилами села. Главная задача, которую я ставлю перед собой – максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Основное направление военно-патриотической экспозиции «Мы помним ваши имена», это пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Данная экспозиция помогает расширять знания ребят об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувство уважения к её истории. При этом используются подлинные документы. Всё это оживляет учебный процесс, наполняет его конкретным содержанием, способствует более прочному овладению знаниями.

Неоценимый вклад в победу над врагом  в Великой Отечественной войне внесли жители нашего села. Большая часть экспозиции, посвящена воинам – участникам Великой Отечественной войны. Сотрудничество со спонсорами, принесло свои результаты, оказана помощь в приобретении баннера «Курская дуга», который помогает экскурсантам окунуться  в те далёкие военные годы. Музей хранит воспоминания фронтовиков, имеет видеотеку, где отражены так же рассказы ветеранов о войне. Мы неоднократно навещали ветеранов, вели беседы об их боевых заслугах. Ребята с особым вниманием и трепетом относятся к таким встречам, смотришь их и души «переворачиваются»  от сострадания, сочувствия и гордости за наших солдат – победителей. В нашем музее особое место отведено нашему соотечественнику-Герою Советского Союза Папелю Арнольду Оскаровичу. Рассказ о подвиге этого героя во время войны вызывает у ребят положительные эмоции.                                                                             

         Ребята, слушая рассказ экскурсовода, понимают, ради чего стоит рисковать своей жизнью. Именно на таких экскурсиях у школьников начинают пробиваться ростки нравственности, мужества, заполняется душевная пустота.

Не так давно состоялась встреча выпускников и трудармейцев, жертв политических репрессий. Встреча прошла в тёплой непринуждённой обстановке в форме «круглого стола». Гости поделились воспоминаниями, рассказами о тех далёких днях, а ребята задавали им вопросы.

        Хочется отметить музейную экспозицию, посвящённую воинам-интернационалистам. Патриотическое воспитание, представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. В музее проходят интересные встречи с участниками Афганской и Чеченской войн. Ежегодно на базе музея проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами, вахты памяти.

       Недавно страна отметила 30ю годовщину взрыва на Чернобыльской АЭС. В качестве приглашённого гостя  был непосредственный участник тех далёких событий Виктор Васильевич Сахнов. Ребята со вниманием выслушали рассказ ликвидатора аварии, задавали множество вопросов. Проявляли неподдельный интерес к личности самого Виктора Васильевича. Дети восторгались мужеством и героизмом наших соотечественников, ценой своих жизней спасавших советский народ от радиационной катастрофы. Такие рассказы воспитывают патриотизм в душах ребят, готовность прийти на помощь Родине, если она в этом нуждается.  Как результат этой встречи - авторская работа Волковой Дарьи заняла 3 место на областном конкурсе экологических плакатов  в номинации «Долг и мужество» (посвящённая памяти героям-ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС). Умение эмоционально откликаться на происходящее вокруг - это самый трудно фиксируемый результат музейно-педагогической деятельности, но в то же время и самый значимый. Свою задачу я вижу в том, чтобы помочь детям понять величайшие духовные ценности русского народа, развить основы нравственности.

 

                                           Краеведение

       Значительное место в нашем музее уделено теме изучения родного края, являющийся необходимым компонентом образовательного процесса. Актуальность этого направления я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, ответственных за свою Малую родину  стремящихся к созиданию на ней. Ребят всегда интересовала история нашего родного края. Они с увлечением занимаются изучением истории села, людей, проживающих в нашей местности. Поиск продолжается и сегодня. Изучаем современное село, его людей. Использование местных краеведческих материалов воспитывает у ребят гражданские чувства – любовь к своей Родине, её природе, истории, культуры родного края. У ребят прикосновение к жизненному опыту, или подвигу своих односельчан усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее, глубокое сопереживание. В нашем музее собраны материалы о почётных людях села, об их трудовом прошлом, составлен альбом фотографий с кратким описанием жизненного пути каждого.

       Накопленный опыт позволил нам совершенно под другим углом посмотреть на школьный музей. Это не хранилище экспонатов, а центр воспитания духовно-нравственных качеств личности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, обучающиеся получают более конкретные и образные представления  по истории, культуре  и природе своего родного села. Подлинные материалы, представленные в нашем музее, помогают расширить знания современных школьников об истории нашей страны, в освещении важнейших периодов его жизни.

 

                                      Игровые технологии

       Большинство ребят активны, легки на подъём и как все дети, очень любят играть. Я это использовала в своей деятельности, организуя мероприятия в музее: «Широкая Масленица», «Вечёрошные игры», «Разгуляй». Тенденция современных экспозиций – это создание целостности зрительного образа, благодаря включению зрителей в некое специфическое действо со своим языком, сюжетом, художественной выразительностью замысла. Благодаря музейной экспозиции выстраивается целостная композиция, и ребята попадают в мир прошлого. Дети одеваются в народные костюмы прошлого века, и разыгрывается целое представление.    Включение  метода театрализации делает посещение музея незабываемым событием. Удачно подобранный сюжет помогает понять и усвоить обрядовые традиции сибиряков. Для путешествия во времени  широко используются музейные предметы, фотографии, иногда даже стиль разговорной речи. Посредством театральной игры ребёнок сможет превратить себя в реального персонажа определённой исторической эпохи и обстановки, которая представлена в музее. Чтобы сыграть свою роль ребёнок должен всё узнать о своём герое, о времени, в котором он действовал, о предметах, которые его окружали, а потом в школьном музее изучить экспонаты, присущие этому. Празднично обрядовая культура является неотъемлемой частью духовной культуры народа. В Древней Руси  «Масленица» праздновалась с большим размахом, каждый день масленой недели имел своё название.

В музее дети разыгрывают целый спектакль, рассказывающий об этом празднике, причём в него активно вовлекаются и зрители. Интересна композиция «Валенки»: некий купец идёт по базару и выбирает себе вполне определённый товар – валенки. Ребята, они же продавцы, нахваливают свой товар, заодно демонстрируя свою пару валенок. Вся композиция звучит в стихотворной форме. Стихи сочиняли сами. Принимая участие в такой постановке, дети в лёгкой непринуждённой форме  узнают, что валяная обувь служила сибирякам, оказывая не только согревающий эффект, но оказывала массажное действие, избавляла от ревматизма. Знакомятся  с выдумкой мастеров, каждый из которых привносил в изделие частицу себя.  Валенки были и разрисованные и расшитые, с аппликациями, украшенные тесьмой и бисером.

        Вместе со специалистами из сельского Дома Культуры, разыгрываются постановки, и дети погружаются в атмосферу, где  в многоцветье традиционной одежды, многоголосном пении  для них оживает история. Я считаю, что подобные праздники не только знакомят ребят с определёнными событиями истории родного края, но и вызывают желание познать прошлое.            В результате у детей происходит формирование ценностных ориентаций, бережного отношения к Родине, к своему народу, его традициям, культуре, обычаям.

                      Личностно-ориентированные технологии

          Наши дети слишком разные, с разными интересами, разным темпераментом, разного возраста, разными запросами, следовательно, подходы к ним должны быть разные.  Бесполезно ждать от ребёнка творческой активности без руководства взрослого. И здесь на первый план выступает личность педагога, который должен уметь подобрать ключик к каждому ребёнку, коллекции школьного музея позволяют организовать работу с ребятами разных возрастов. Так с младшими школьниками использую народные сказки. Дети через сказку знакомятся с основными чертами традиционно-бытовой культуры русского народа и сибиряков в частности, получают представление об  условиях их жизни в прошлом. Дети среднего звена с увлечением занимаются реставрационной работой, и тогда музей на время превращается в реставрационную мастерскую. Работа способная заинтересовать и увлечь каждого! И разве не увлекательно видеть, как под умелыми руками музейный экспонат приобретает новые краски, получает свой статус в экспозиции, дети обращают внимание на то, из каких материалов был сделан тот или иной экспонат, какой обработки подвергался, на эстетику, восхищаются работой и умением древних мастеров. Обучающиеся старших классов: привлекаются к созданию и систематизации музейных фондов, помогают в проведении экскурсий («Школа юного экскурсовода»). Одним из самых важных элементов деятельности музея является системная подготовка экскурсоводов для обзорных и тематических экскурсий. Наши экскурсоводы могут не только сами прикоснуться к истории своей малой Родины, но и провести экскурсии в школьном музее для школьников и гостей. Для этого в музее была создана лекторская группа из числа обучающихся нашей школы. Со дня основания в музее экскурсии ведут талантливые ребята нашей школы: Иванов Михаил, Анисимов Николай, Яковлева Алина, Веденёва Маргарита, Захарчук Вероника, они проводят экскурсии для ребят из соседних сёл и гостей музея. Так, например, наш музей посетили обучающиеся Калиновской, Девятериковской школ, а также школьники села Пушкино, Омского района.

          Опыт подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее, используя отдельные его экспозиции при изучении определённых тем учебной программы. Урок в музее активизирует в равной степени и сильных и слабых учеников, так как создаётся возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия. При изучении отдельных тем по истории проводятся экскурсии: «Курская дуга», «Битва за Москву», «Сталинградская битва - предпосылки коренного перелома».

 

                          Здоровьесберегающие технологии

         Тематические экскурсии «Экология и быт Сибиряков». Посетив данную экскурсию, дети на конкретных примерах могут увидеть, в каких домах жили наши предки, в какую одежду они одевались, из какой посуды кушали, какими предметами утвари они пользовались. Одежда и обувь изготавливалась из экологически чистых материалов, которые обладали высокой гигроскопичностью, доставляя истинное наслаждение своему владельцу в процессе носки. Представление  «В гостях у травницы Лизаветы», знакомит ребят с полезными свойствами трав, включает в себя дегустацию фиточая.

 

                                 Проектные технологии

        В настоящее время проектная работа получила широкое распространение в самых различных сферах, в том числе и музейной. Метод проектов оправдал себя как средство активизации обучающихся, развитии их творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В школьном музее разрабатываются и реализуются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты: «Экспонат в фокусе», «История одной вещи», «Наши выпускники», а результаты  служат основами новых экспозиций: «Ими гордится Петровка», «Люби и знай свой край», «Школьные традиции», и др.

Ребята из лекторской группы музея готовят различные тематические экскурсии, в которых раскрывается  история, культура, экология родного края, быт Сибиряков. «Приметы сельского быта» экспонируемые в музее, показывают, насколько несовершенен и тяжёл был быт деревенского жителя.

        Имеющиеся в нашей экспозиции экспонаты предметов русского быта, позволяют использовать их на уроках изобразительного искусства в начальной школе и среднем звене.

Русская культура всегда была богата баснями, притчами, сказками  проведение мероприятий, связанных с зимним праздничным циклом: «Вечёрки», «Святки» - способны погрузить ребят в сказочный мир, раскрыть удивительную картину прошлой жизни наших предков. Зажигаются свечи. Создаётся уютная и в то же время непринуждённая атмосфера. Ребята имеют возможность послушать особые песни-колядки, в которых прославлялся праздник, высказывались пожелания добра. Всё это, несомненно, доставляет удовольствие посетителям. Ребята из лекторской группы музея разыгрывают  интерактивные спектакли, в которых посетители своими глазами могут увидеть народные обычаи, всё это сопровождается песнями, заигрышами, небылицами, хороводами. С этой целью привлекаются работники Петровского Дома Культуры, с которым у нас сложилось продуктивное сотрудничество.

Современные дети очень искушённые, с разными интересами, взглядами на жизнь, со своими представлениями о ней, поэтому наша работа ориентирована на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и уважения.

 

                             Инновационные направления

*В настоящее время ведётся работа по созданию виртуального музея, который будет существовать на базе школьного сайта. Это  специализированный мини сайт, который будет представлять собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления  музее.

*В 2017 году на базе нашей школы было создано школьное телевидение, с его помощью мы хотим снять фильм о нашем музее и поучаствовать с ним в конкурсе фильмов о музеях.

* Осуществляется сбор документов и материалов на установление памятной доски на здании школы Герою Социалистического труда Никонову Валентину Ивановичу.

* Ведётся работа в недавно созданной районной «Ассоциации молодых краеведов», куда вошёл краеведческий музей Петровской СОШ №1.

*Участвуя в специализированных семинарах, курсах, я стремлюсь повысить свою компетентность как руководителя школьного музея и просто православного человека.

 

                                     Результаты деятельности

 

       Нашему музею всего три года, однако, за этот непродолжительный период времени мы достигли определённых результатов:

 

  Дата

                     Название конкурсного мероприятия

 

 

                            Муниципальный уровень

   Участник

 

2014г

-  муниципальная конференция «Героико-патриотическое воспитание в муниципальной системе образования»

 

Щипачёва Т. В.

2014г

- районная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень» номинация «Родословие», работа «Музей имени мамы»

 

Анисимов Николай

2014г

- районная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»

Яценко Анастасия

2014г

- районная диалоговая площадка «Использование культурно-образовательных ресурсов для социально-личностного развития ребёнка»

 

Щипачёва Т. В.

2015г

- Районный мастер-класс «Школьный музей как воспитательный центр открытого образовательного пространства»

 

Щипачёва Т. В.

 

 

                      Областной (региональный) уровень

 

 

2013г

- «Научно-практическая конференция в сфере профилактики правонарушений, экстремизма, наркомании, ВИЧ-инфекции среди обучающихся»

 

Щипачёва.Т.В.

2014г

- Научно-методический семинар «Теория и практика работы  с аудиторией в условиях музейной экспозиции»

 

Щипачёва.Т.В.

 

                                                                              11                                                                          

2014г

- Областная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»

 

Яценко Анастасия

2015г

- Областная акция: «Дети – детям»

 

 

 

Иванов Михаил, Анисимов Николай, Гузь  Анастасия

 

2015г

- Творческая лаборатория «Словесная культура православия как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания»

 

Щипачёва Т. В.

2016г

- литературно-историческая панорама «Соль земли Омской», организованная  Омской Епархией русской православной церкви совместно с региональным общественным движением деятелей православной культуры и просвещения «Содружество «София», «Омской государственной областной научной библиотекой имени А. С, Пушкина» и факультетом культуры и искусств ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

 

Волкова Дарья

2016г

- ХХ1 областная молодёжная научно-краеведческой конференция «омское Прииртышье: природа, история, культура» (Министерство культуры Омской области и Государственный Историко-краеведческий музей)

 

Савицкий Евгений

2016г

 

- Конкурс «Сохраним природу-сохраним планету», номинация «Долг и мужество»

 

Волкова Дарья

2017г

- Областные педагогические чтения «Особенности формирования национальной идентичности молодого поколения в Омской области»

 

Щипачёва Т.В

2017г

- Семинар «Омская икона: история, иконография и методика проведения занятий»

 

Щипачёва Т.В

 

 

                              Всероссийский уровень

 

 

2015г

- Всероссийский творческий конкурс «Рассударики». Номинация: «Нравственно-патриотическое воспитание», работа «Мы помним ваши имена».

 

Анисимов Николай

2016г

- Всероссийский детский творческий фестиваль конкурс «Святые заступники Руси» (учредитель Русская православная церковь)

 

Саркисян Лиана

2017г

-Всероссийский конкурс работ в области педагогики. Воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

 

Щипачёва Т. В.

 

                              Международный уровень

 

 

2015г

 

 

- Диплом лауреата Международного фестиваля детского творчества за конкурсную работу «Музейная экспозиция о школе»

Антонова Мария

 

2016г

 

- Диплом победителя 1 место в международном творческом конкурсе «В Таланте» (работа: «История родного села»

Волкова Дарья

 

 

 

 

                      Публикации в печатных изданиях

 

 

2014-2015гг

- Публикации в районной газете «Омский пригород», статьи: «Школьный музей этнография, история, экология», «Музей связал прошлое и настоящее», «День героя Отечества в Петровской СОШ №1»

 

Щипачёва Т. В.

2013г

- Международный сборник отчётов и очерков о работе школьных музеев «Музей как культурно-образовательная ниша» Центра Научных инвестиций, статья «Нестандартные формы проведения занятий в школьном эколого-краеведческом музее»

 

Щипачёва Т. В.

2016г

Центр Научных инвестиций, сборник «Школьные музеи и библиотеки в системе духовно-нравственного воспитания молодёжи», статья «Из опыта работы школьного музея»

 

Щипачёва Т. В.

 

                             Публикации в Интернете

 

 

2014г

Создала персональный сайт в социальной сети работников образования http://nsportal.ru//   

           

Щипачёва Т.В.

 

2015г

Социальная сеть работников         образования проект «История нашей школы» http://nsportal.ru//

 

Антонова Мария

 

                                                    Заключение

            Школьный музей стал основой многофункционального педагогического комплекса, способствующего всестороннему развитию обучающихся школы в направлении патриотического воспитания, в духе мира и милосердия с опорой на духовно-нравственные традиции нашего народа. Для полноценного развёртывания данной работы сложилась система социального партнёрства, представленная несколькими категориями социальных партнёров:

культура - районный краеведческий музей, расположенный в селе Пушкино и его руководителем Васильевой Н.Д. (наш музей является членом районной ассоциации краеведов), Петровский Дом Культуры.

образование - образовательные учреждения омского района, и города Омска.

социум - совет ветеранов, сельская администрация, депутаты местного сельского совета.

           Одним из видов деятельности музея является издательская работа, которая осуществляется в виде публикаций в международных издательствах, районных и местных СМИ, выпуске буклетов, создании сайтов в сети Интернет. В музей обращаются жители села, приезжие родственники, с целью получения необходимой информации по самым разным вопросам. Обращаются родственники с письмами через Интернет, в частности по участнику войны Рыжих И. С.

 

К основным итогам оценки деятельности школьного музея можно отнести:

1)     Ежегодное увеличение численного состава актива и лекторской группы музея.

2)     Расширение социального пространства, в рамках которого существует музей.

3)     Популяризация работы в СМИ, привлечение к участию в конкурсах различного уровня в Интернете.

4)     Участие в конференциях, семинарах, круглых столах.

О важности и нужности нашей работы говорят отзывы в «Книге отзывов» регулярно проводимое анкетирование обучающихся нашей школы:

                             Результаты проведения анкеты «Наш музей»

 

 

вопрос

    да

    нет

1.

Нравится ли вам посещать школьный музей?

    245

     -

2.

Способствуют ли экскурсии в музее расширению вашего кругозора, обогащению вас новыми знаниями?

    238

    7

3.

Помогают ли экскурсии в изучении общеобразовательных предметов?

    231

    14

4.

Хотели бы вы непосредственно участвовать в деятельности музея, формировании музейных фондов?

    117

    128

5.

Хотели бы вы рекомендовать вашим родителям, друзьям посетить наш школьный музей?

    245

     -

 

                                                               

Время диктует новые условия, многое меняется, но в этом стремительном потоке жизни были, есть, и будут незыблемые ценности, которые мы обязаны сохранить. Поэтому работа школьного музея будет продолжена дальше…

 

        

 

 

                                               

         

 

 

 

 

                                                            

 

                                                     

 

 

 

   

                                          

 

Наши проекты


Наши партнёры


Контакты


Дополнительная информация