Публичный отчет

Публичный отчет МОУ гимназии №46 за 2010-2011 учебный год
 
Директор МОУ гимназии № 46 М.В.Сурнина
 
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование.
В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
 
В 2005 года был дан старт четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.
 
Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Все ключевые направления развития общего образования отражены в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА», выдвинутой президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Предлагается 5 направлений развития школьного образования: обновление образовательных стандартов; система поддержки талантливых детей; развитие учительского потенциала; современная школьная инфраструктура; здоровье школьников.
 
Каким должно быть общее образование, образовательная стратегия нашей гимназии в текущем году, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?
 
Концептуальные основания развития гимназического образования определяют моделирование системы управления в гимназии, и представлены через характеристику образовательной политики.
Приоритеты в управлении развитием гимназии состоят в следующем:
          создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования;
          координация деятельности всех подсистем культурно-воспитательного пространства гимназии;
          создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов и учащихся;
          актуализация творческого потенциала учащихся и педагогического коллектива;
          модернизация материально-технического обеспечения деятельности гимназии.
Структура инновационного управления гимназией в перспективе будет выстраиваться на более высокой степени децентрализации. Такое управление потребует гибких организационных структур, содержанием управленческой деятельности которых станет разработка и реализация инновационных проектов развития.
 
В 2010-2011 учебном году в Гимназии обучалось 1204 обучающихся в 45 классах-комплектах:     на первой ступени – 16 классов, (445 учащихся), на второй ступени – 24, (621 учащихся), на третьей ступени – 5 (138 учащихся). Средняя наполняемость классов – 27 человек.
 
Каковы же особенности учебного процесса и его результаты за прошлый учебный год? Какие задачи предстоит решать в этом учебном году?
Программа образовательного процесса (образовательные стандарты) гимназия реализовала, прежде всего, через учебный план, который составлен на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ и состоял из двух компонентов: инвариантной и вариативной и учебных программ.
Научно-педагогическими основами учебного плана гимназии являются: полнота, целостность (внутренняя взаимосвязь компонентов), сбалансированность (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьными компонентами, преемственность между ступенями и классами (годами) обучения, гибкость плана, отсутствие перегрузки, четкая направленность плана на реальные возможности класса, ребенка, с учетом методической, материально-технической базы).
Стратегическая задача, которая решалась педагогическим коллективом, была реализация Программы развития и Образовательной программы МОУ гимназии № 46 с целью создания эффективной личностно-ориентированной системы культурологического типа обеспечивающей высокий уровень качества образования, усиления его гуманитарных функций, использования современных личностно-ориентированных и информационно образовательных технологий.
Содержание образования в гимназии было направлено на воспитание и развитие ключевых компетенций - целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личностной ответственности обучающихся за свою судьбу.
Учебный план и логика его построения отражали основные задачи и цели, стоящие перед гимназией, создавали возможности для развития способностей каждого ребенка с учетом его интересов и психологического развития.             
Принцип построения учебного плана 10 - 11 классов на 2010-2011 учебный год основан на идее трехуровневого федерального компонента государственного стандарта: базового, профильного и углубленного.        Профильные предметы - социально-гуманитарный профиль: это русский язык, литература (изучается углубленно), обществознание, право. Профильные предметы - социально-экономический профиль: это русский язык, математика, обществознание и экономика.
Особенность регионального и гимназического компонентов учебного плана состоит в его ориентации на усиление гуманитарного образования и создание условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, развития их интересов и способностей, навыков учебной и научно-исследовательской деятельности, на создание условий предпрофильной подготовки и профильного обучения, необходимых для подготовленности к различным видам профессиональной деятельности. Гимназический           компонент учебного плана МОУ гимназии № 46 предусматривает:
- существенное обогащение образования в сравнении с государственным стандартом на основе культурологического подхода (второй иностранный язык с 7-го класса, МХК, развитие речи, риторика, речь и культура общения, художественные образы отечественной культуры и др.);
- обеспечение изучения литературы, русского языка на основе образовательных программ для углубленного изучения предметов.
Итак, все параметры, определяющие гимназическое образование в соответствии с данным видом ОУ были выдержаны в прошлом учебном году.
 
Введение ФГОС еще одно из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Ст. 14, п. 5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Содержание учебного материала изменится несильно, однако необходим упор на развитие личности и универсальные учебные умения. Следует уделять большое внимание межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации.
Новый стандарт призван возродить и воспитательную работу. Экзамен "на предмет воспитанности" проводить не будут, но в системе образования есть свои социологические исследования, которые позволят проверить результат. Стране нужны достойные люди, сильные личности, патриоты.
 
... Далее большие перемены затронут среднее звено школы, а затем старшеклассников. Для них сделают упор на самостоятельную работу, посещение библиотек, занятия по интересам. Одним словом, новшества нужны для того, чтобы детям было интересно учиться. На книжном языке педагогики это называется формированием мотивации.
С 2011-2012 учебного года начинается внедрение ФГОС второго поколения в начальной школе. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Работа гимназии и методического объединения учителей начальных классов должна быть направлена на реализацию стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности. (Прошли обучение на курсах повышения квалификации 5 учителей – Шульгина В.П., Москаленко Г.П., Лотникова Л.И., Додильная Г.Ю., Кукла С.А.)
Особое внимание следует уделить отработке алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения; формированию механизма использования возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:
·        информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
·        коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
·        самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
·        самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
 
Для реализации программы по введению ФГОС должны быть получены следующие результаты:
·        разработана нормативно-правовая база гимназии в соответствии с требованиями ФГОС;
·        разработаны механизмы, призванные обеспечить организационное, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС.
·        определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности учащихся;
·        разработан план методической работы гимназии, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС.
 
Одним из показателей качественного образования являются результаты государственной (итоговой) аттестации и уровень качества и обученности на 3-х ступенях обучения.
На протяжении 2010 – 2011 учебного года в гимназии осуществлялся педагогический мониторинг. Основными целями   которого является - отслеживание и анализ уровня промежуточной аттестации по предметам, анализ результатов по четвертям, полугодиям с целью выявления всесторонней информации о функционировании и развитии образовательной системы гимназии и ее отдельных звеньев.
По итогам года наиболее высокие результаты качества обученности в параллелях 3,4,11 классов. Качество обученности выше среднего гимназического в 1-4 и 10-11классах, хотя 5-9 классы показали постоянно растущие результаты.Отмечается тенденция снижения качества при переходе от первой ступени обучения ко второй; однако при переходе на 3-ю ступень обучения качество знаний обучающихся возрастает. Так  качество знаний на первой ступени - 63%, то при переходе на вторую ступень оно снизилось на 28%, а при переходе на третью ступень снизилось на 17%, но, по сравнению со второй ступенью, выросло на 11%. В чем причина? Это требует серьезных и глубоких исследований, выводов. Данные анализа должны стать предметом обсуждения на всех уровнях управления качеством образования: администрации, методсовета, предметных МО, классных руководителей, психологов.
         В сравнении с прошлым годом значительно выросли показатели качества успеваемости в   параллелях 6 (на 3%), 7 (на 4%), 9 (на 1%) и 11 (на 56%) классов, осталось на прежнем уровне в параллели 5 классов, а в параллели 8 классов качество снизилось на 2%, в 10 классах снижение на 33%.
На протяжении многих лет пятиклассникам нелегко дается переход в школу второй ступени, в этом году разница в качестве успеваемости между 4 и 5 классами составила 17%. При переходе со второй ступени обучения на третью качество успеваемости снизилось на 4%. Т.о. необходимо активизировать работу педагогов-психологов, а, особенно, классных руководителей 5,10 классов и учителей-предметников, работающих в 5, 10 классах, им необходимо нацелить свою деятельность на создание благоприятной обстановки для обучающихся, при переходе от одной ступени обучения к другой.
Результаты успеваемости в 2010-2011 учебном году по четвертям следующие:

 

 

Результаты
успеваемости
1 четв. (%)
2четв.(%)
3четв.(%)
4четв.(%)
Год (%)
УСП
КАЧ
УСП
КАЧ
УСП
КАЧ
УСП
КАЧ
УСП
КАЧ
1-4 классы
100
59
100
65
100
63
100
64
100
63
5-9 классы
96
26
96
28
96
28
97
35
99
35
10-11 классы
-
-
96
30
-
-
100
38
100
46
ИТОГО
97
35
97
37
97
40
99
44
99,6
45

 

 

 

 

Результаты успеваемости за 2010-2011 учебный год.
классы
аттестовано
«5»
«4»
«3»
«2»
1-4кл.
340
34
181
125
0
5-9кл.
620
29
191
396
4
10-11кл.
138
10
54
74
0
ИТОГО
1098
73
426
595
4

 

 
Государственная (итоговая) аттестация – 11 классы.
         На 25.05.2011 года в МОУ гимназии № 46 обучалось 55 выпускников 11-х классов. Все обучающиеся 11 классов допущены к государственной (итоговой) аттестации. Все выпускники гимназии сдавали экзамены государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
11 классы.
         В гимназии два выпускных класса: социально-гуманитарный и социально-экономический. Все предметы, вынесенные на экзамены по технологии ЕГЭ, были выбраны выпускниками гимназии. Причем, выбор экзаменов выпускниками гимназии на государственной (итоговой) аттестации полностью соответствовал профильной направленности классов, в которых обучались данные выпускники.
Количество выпускников, сдававших ЕГЭ по предметам:

 

 

Предмет
11А
11Б
Всего
Колич.
%
Колич.
%
Колич.
%
Русский язык
28
100
27
100
55
100
Математика
28
100
27
100
55
100
Литература
3
11
1
8
4
7
Английский язык
6
22
1
8
7
13
Обществознание
23
72
13
48
36
65
История
5
18
2
16
7
13
География
3
11
3
11
6
11
Биология
4
14
7
26
11
20
Химия
1
4
2
7
3
13
Физика
6
22
14
52
20
36
Информатика и ИКТ
1
4
2
7
3
13

 

 
        
 
 
 
         Профильность обучения на третьей ступени обучения положительно отразилась на результатах государственной (итоговой) аттестации в 2011 году. Средние баллы результатов экзаменов выпускников 11 классов гимназии в сравнении со средними баллами по Октябрьскому району более высокие и, по многим предметам, выпускники заняли не ниже 6 места по Октябрьскому району:

 

 

№пп
Предмет
Средний балл по району
Средний балл в МОУ гимназии № 46
Место в районе
1
Русский язык
54,7
76
1
2
Математика
54,9
55,6
6
3
Литература
57,4
73
3
4
Обществознание
57,6
65,6
3
5
История
50,0
57,9
5
6
Английский язык
63,4
73,4
4
7
Биология
56,9
66,5
3
8
Химия
56,4
55
10
9
Информатика
61,2
72
1
10
Физика
52,9
59,4
3
11
География
51,7
61,2
6

 

 
         Все выпускники 11 классов получили аттестаты об основном (полном) среднем образовании. 10 выпускников награждены медалями за отличные успехи в учении:

 

 

Золотой медалью –
Пастушенко Олег Юрьевич,
 
Серебряной медалью
Афанасьева Анна Михайловна,
 
Бодак Евгения Георгиевна,
 
Крикущенкова Екатерина Александровна,
 
Москаленко Петр Михайлович
 
Наводников Максим Александрович,
 
Солина Ксения Александровна,
 
Солодухина Вероника Владимировна,
 
Шитова Евгения Андреевна,
 
Якимченко Людмила Александровна

 

 
         Гуманитарная направленность обучения в гимназии соответствует высоким результатам на ЕГЭ по предметам социально-гуманитарного и социально-экономического профиля. Многие из выпускников (Афанасьева А.М., Шапошникова А.Е., Бодак Е.Г., Солина К.А. и т.д.) показали отличную подготовку по нескольким предметам учебного плана гимназии, изучавшимся на углубленном и профильном уровнях.
         Высокие баллы на ЕГЭ получили следующие выпускники МОУ гимназии № 46:     
 
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
РУССКИЙ ЯЗЫК: порог – 36, всего участников – 779, МОУ гимназия № 46 - 55

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
75 - 79
Афанасьева Анна
(по Октябрьскому району – 4 человека)
Бицук Ирина
Донец Виктория
Солина Ксения
Термолаян Надежда
Шитова Евгения
Шапошникова Анастасия
(по Октябрьскому району – 17 человек)
Кудинова Яна
Москаленко Петр
Якимченко Людмила
Данилова Екатерина
Мистейко Елизавета
Пастушенко Олег
Крикущенкова Екатерина
(по Октябрьскому району – 30 человек)
Бодак Евгения
Витковский Евгений
Наводников Максим
Прокопов Никита
Данилова Александра
(по Октябрьскому району – 17 человек)
Тырлова Ольга
Солодухина Вероника
(по Октябрьскому району – 41 человек)
Дерещук Дмитрий
Дреер Ирина
Тимошенко Юлия
(по Октябрьскому району – 29 человек)

 

 
ЛИТЕРАТУРА: порог – 32, всего участников – 35,  МОУ гимназия № 46 - 4

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – 1 человек)
 (по Октябрьскому району – 30 человек)
Касаркина Валентина
по Октябрьскому району – 1 человек)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Якимченко Лидмила
Шитова Евгения
(по Октябрьскому району – 10 человек)

 

 
 
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: порог – 39, всего участников – 499,  МОУ гимназия № 46 - 36

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Афанасьева Анна
Крикущенкова Екатерина
(по Октябрьскому району – 5 человек)
Касаркина Валентина
по Октябрьскому району – 8 человек)
Бодак Евгения
(по Октябрьскому району – 19 человек)
 Бугданова Анна
Донец Виктория
Кудинова Яна
Витковский Евгений
Солина Ксения
Тарасенко Алена
Крикущенкова Екатерина
(по Октябрьскому району – 55человека)

 

 
ИСТОРИЯ: порог – 30, всего участников – 131,  МОУ гимназия № 46 - 7

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – 2 человек)
Бодак Евгения
по Октябрьскому району – 3 человек)
 (по Октябрьскому району – 1 человек)
 Воронцова Татьяна
(по Октябрьскому району – 12человека)

 

  
 
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: порог – 30, всего участников – 60,  МОУ гимназия № 46 - 7

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – 3 человек)
Афанасьева Анна
по Октябрьскому району – 5 человек)
Касаркина Валентина
Якимченко Людмила
(по Октябрьскому району – 12 человек)
 Кудинова Яна
Шитова Евгения
(по Октябрьскому району – 11человека)

 

 
МАТЕМАТИКА: порог – 24, всего участников – 776,  МОУ гимназия № 46 - 55

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
Нет
по Октябрьскому району – 3 человек)
Нет
 (по Октябрьскому району – 13 человек)
 Афанасьева Анна
Бицук Ирина
Москаленко Петр
Данилова Екатерина
Крикущенкова Екатерина
Пастушенко Олег
Солодухина Вероника
(по Октябрьскому району – 63 человека)

 

  
 
БИОЛОГИЯ: порог – 36, всего участников – 172,  МОУ гимназия № 46 - 11

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – 1 человек)
 Нет
(по Октябрьскому району – 2 человека)
Данилова Екатерина
по Октябрьскому району – 3 человек)
Нет
 (по Октябрьскому району – 6 человек)
 Белимова Дарья
Данилова Александра
Мистейко Елизавета
(по Октябрьскому району – 12 человека)

 

 
ИНФОРМАТИКА: порог – 40, всего участников – 120,  МОУ гимназия № 46 - 3

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
Нет
по Октябрьскому району – 1 человек)
Дерещук Дмитрий
 (по Октябрьскому району – 6 человек)
 Наводников Максим
(по Октябрьскому району – 31 человека)

 

 
 
ГЕОГРАФИЯ: порог – 35, всего участников – 55,  МОУ гимназия № 46 - 6

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
Солина Ксения
по Октябрьскому району – 2 человека)
Нет
(по Октябрьскому району – 1 человек)
 Нет
(по Октябрьскому району – 3 человека)

 

 
ФИЗИКА: порог – 33,  всего участников – 258,  МОУ гимназия № 46 – 20

 

 

Количество баллов
100
95 - 99
90 - 94
85 - 89
80 - 84
70 - 79
 Нет
(по Октябрьскому району – НЕТ)
 Нет
(по Октябрьскому району – 1 человек)
 Пастушенко Олег
(по Октябрьскому району – 2 человека)
Нет
по Октябрьскому району – 1 человек)
Нет
(по Октябрьскому району – 5 человек)
Овсиенко Антон
(по Октябрьскому району – 10 человек)

 

 
 
Мониторинг результатов ЕГЭ выпускников МОУ гимназии № 46
            за период 2007-2011 года.
             

 

 

предмет
Средний тестовый балл
Динамика
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011г.
Русский язык
57
63
65,2
64
76
Математика
59
48
51
51,3
55,6
Физика
45
65
63
51
59,4
География
48
-
66
64,75
61,2
История
57
67
54
42,2
57,9
Обществознание
45
71
63
58
65,6
Биология
47
 
60
48,5
66,5
Информатика
 
 
67
-
72
Английский язык
 
 
50
-
73,4
Литература
 
 
49
62
73
Химия
 
 
54
-
55

 

Выпускники 11 классов продемонстрировали  высокие результаты по окончанию гимназии:
·        с отличием окончили гимназию – 10 человек – 18%,
·        на «4» и «5» - 33 человека – 60%.
Таким образом, успеваемость выпускников 11 классов в 2011 году составила 100%, а качество успеваемости – 78%.
 
Результаты государственной (итоговой) аттестации – 9 классы.
         На 25.05.2011 года в МОУ гимназии № 46 обучалось 126 выпускников девятых классов. Все обучающиеся 9 классов допущены к государственной (итоговой) аттестации. Среди   9-тиклассников 122 выпускника сдавали экзамены государственной (итоговой) аттестации в новой форме, 4 выпускника - в традиционной форме (трое из четырех – в условиях, исключающих влияние негативных факторов на состояние здоровья – 2 обязательных экзамена – русский язык и алгебру).
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
9 классы.
Количество выпускников 9 классов, сдававших экзамены по выбору по предметам:

 

 

№ пп
Предмет
Количество выпускников
%
1.   
Литература
2
2
2.   
Геометрия
21
17
3.   
Информатика и ИКТ
9
7
4.   
История
11
9
5.   
Обществознание
66
54
6.   
География
64
52
7.   
Биология
24
20
8.   
Физика
8
7
9.   
Химия
13
11
10.                      
Физкультура
23
19
11.                      
Английский язык
5
4

 

 
         Следует отметить, что выпускники 9 классов для прохождения государственной (итоговой) аттестации выбрали все предметы учебного плана          9 классов. В МОУ гимназии № 46, на протяжении многих лет, осуществляется ранняя профильная ориентация обучающихся на изучение предметов социально-гуманитарного и социально-экономического профилей, а в 9 классе проводится предпрофильная подготовка по данным направлениям. Интерес к изучению предметов данных профилей иллюстрируется выбором предметов на ГИА, причем в классах гуманитарной направленности (9В, 9А) выпускники выбрали в качестве предметов по выбору на экзаменах – обществознание, литературу, а в классах естественнонаучной направленности (9Б,9Д) – геометрию, информатику, физику, химию.
 
 
Результаты прохождения государственной (итоговой) аттестации выпускниками 9 классов в новой форме:

 

 

№ пп
Предмет
«5»
«4»
«3»
Усп.
Кач.
Ср. балл
Повыс.
Пониз.
Подтв.
1
Русский язык
5
70
47
100
61
3,7
24 – 20%
7 – 6%
91 – 74%
2
Математика
47
65
10
100
92
4,3
84 – 69%
1 – 0,8%
37 – 30%

 

                   
                   
         Результаты прохождения государственной (итоговой) аттестации выпускниками 9 классов в традиционной форме:
 
 

 

 

№ пп
Предмет
5
4
3
Усп.
Кач.
Ср. балл
Повыс.
Пониз.
Подтв.
1
Литература
1
1
0
100
100
4,5
0
0
2-100%
2
Геометрия
14
7
0
100
100
4,7
9-43%
0
12-57%
3
Информатика
6
2
1
100
89
4,6
1-9%
1-9%
9-82%
4
История
6
2
3
100
72
4,0
5-45%
0
6-55%
5
Обществознание
26
31
9
100
87
4,2
16-24%
6-9%
44-67%
6
География
22
37
5
100
92
4,3
17-27%
0
47-73%
7
Биология
12
7
5
100
73
4,3
41-7%
0
20-83%
8
Физика
1
5
2
100
75
3,9
2-25%
0
6-75%
9
Химия
3
7
3
100
77
3,8
1-8%
0
12-92%
10
Физкультура
22
1
0
100
100
5
1-4%
0
22-96%
11
Английский язык
3
1
1
100
80
4,4
1-20%
2-40%
2-40%

 

 
                   
Получили высокие баллы при прохождении государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку (при максимальном первичном балле - 41):
 
 

 

 

Предмет
Количество баллов
36-38
34-35
Русский язык
Кочетков Р.С.
Шмидт Т.А.
Артюхова М.С.
Бережная А.А.
Борисова А.И.
Губина Г.Ю.
Дымиха М.Я.
Чуркина Е.С.
Гузаревич А.С.
Дудатьева А.А.
Кириллова В.И.
Лисикян Ю.А.
Мирошникова А.В.
Провозина А.С.Токарева Т.Е.
 
ИТОГО (колич.)
8
6

 

 
Получили высокие баллы при прохождении государственной (итоговой) аттестации в новой форме по математике (при максимальном первичном балле - 34):
 

 

 

Предмет
Количество баллов
29 - 31
26-28
Алгебра
Мирошникова А.В.
Солодко Д.Ф.
 
Артюхова М.С.
Вереникина А.А.
Даниленко М.В.
Дао М.Н.
Кириллова В.И.
Лисикян Ю.А.
Любимова Е.М.
Мануковская С.М.
Шаров А.С.
 
ИТОГО (колич.)
2
9

 

 
         Все выпускники 9 классов получили аттестаты о среднем общем образовании и, среди них один, выпускник 9 «Г» получил аттестат особого образца – Кочетков Роман Сергеевич. На «5» окончили 9 классов – 2человека – 2%, на «4» и «5» - 36 человек – 29%. При окончании 9 класса успеваемость составила – 100%, качество успеваемости – 31%.
 
Важнейшим инструментом решения проблем, связанных с созданием условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей и социальную защиту является программа «Одаренные дети» - следующее направление «ННШ».
         В числе главных гуманитарных ценностей образования в гимназии выделяются ценности интеллектуального, индивидуально-творческого развития личности. Педагогическим коллективом внедряются основные положения городской концепции и программы «Одарённые дети».
Проблема поиска и развития одарённых детей связана с подготовкой учителей для работы с ними. Как правило, к педагогам предъявляются определённые требования: высокий уровень интеллекта, постоянный творческий поиск, широкий круг интересов и умений, доброжелательность и чуткость, живой, активный характер. Задача такого педагога заключается в создании развивающей среды для одарённых детей.
В гимназии успешно реализуется программа проекта «Творческая деятельность учителя и учащихся» в рамках программы «Одаренные дети».
Задачи проекта:
·        создание и обоснование системы творческой деятельности учащихся как средства формирование духовного потенциала личности, творческого самовыражения
·        развитие навыков научно- исследовательской деятельности, опыта проектной деятельности, стимулирующих развитие творческих способностей учащихся.
·        формирование профессионально-творческой компетентности учителей в сфере развития творческого стиля мышления и культуры учащихся.
В работе с одаренными детьми положительный результат дают педагогические технологии, используемые нашими учителями:
·        Поиск и выявление одаренных детей. Диагностические методики для изучения склонностей, способностей учащихся в различных видах   учебно-познавательной, художественно-эстетической деятельности.
·        Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одаренными детьми.
·        Организация индивидуальных консультаций для учащихся и учителей по проблемам исследований.
·        Работа с родителями одаренных детей.
Формы работы с одаренными детьми:
·        Участие во Всероссийской предметной олимпиаде всех уровней Межвузовская олимпиада. Международные олимпиады «Медвежонок», « Кенгуру», « Волкодав». Интернет – олимпиада. Межпредметная олимпиада «Эрудит». Математические бои.
·        Участие в городских мероприятиях, проводимых Центром по работе с одаренными детьми: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»,
городской проект «Путешествие в страну знаний». Участие в ДАНЮИ
·        Конкурсы, фестивали различных уровней, в том числе и по информационным технологиям
·        Участие и результативность в работе кружков, секций дополнительного образования
·       Конференции (краеведческая, экологическая, учебно-исследовательсккая);
·        Выставки технического творчества и прикладного искусства.
·        Творческие объединения учащихся
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся представлена работой в проблемных группах в сотрудничестве с учителем.
Ярким примером такого сотрудничества служит ежегодные учебно-исследовательские конференции, которые стали эффективной формой представления результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Учебно-исследовательская конференция проводится в конце учебного года  как итог работы за год, ее девиз «Творчество в школе - путь к духовному благополучию России», ее тема «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как фактор повышения качества образования»
         Конференция – 2011г. была посвящена 300-летию со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова.
         Всего в конференции приняло участие - 78 гимназистов в 7 секциях.
         Познакомившись с выступлениями участников конференции, одна из выпускниц выразила общее мнение: «Каждый, кто хотел, взял у школы очень многое. Меня, помимо всего прочего, научили говорить: говорить долго и четко, не боясь аудитории и не опуская глаз. Интересно, что это умение – большая радость».
На основании приказа Управления образования г.Ростова-на-Дону № 287 от 13.04.2011 г., в соответствии с результатами Всероссийского конкурса «Православная инициатива – 2011» Центром по работе с одарёнными детьми «Дар» ДТДиМ с апреля по май 2011 г. реализовался проект «В начале было Слово» - руководитель проекта Двуреченская В.Н., заместитель директора по УВР.
Гимназия приказом Управления образования города была определена пилотной площадкой для реализации проекта, в реализации которого приняло участие свыше 300 обучающихся. 20 из них стали призёрами этого проекта, были награждены в День празднования славянской культуры и письменности грамотами.
В рамках этого проекта в гимназии прошли:
просветительские мероприятия, конкурсные программы, интернет-викторина.
Ответственно отнеслись к участию в проекте «В начале было Слово».
МО учителей русского языка и литературы (руководитель Алтухова И.В.), МО учителей начальных классов (руководитель Рыкова Л.В) и МО учителей музыки и искусства (руководитель Ильина Е.А.)
Следует отметить учителей Ляшову Н.Н., Шульгину В.П., Додильную Г.Ю., Москаленко Г.П., Ильину Е.А., Юркину Г.А., Тягунову Т.А., Смирнову Н.А., Сухову Р.Ф., Васьковскую Н.В., Ушакову Ю.В., Алтухову И.В., Ярёменко М.Я., Колодяжную Е.Н., Борзенко С.В.
Убедительны достижения обучающихся в 2010-2011 учебном году:
1.Участие во Всероссийской предметной олимпиаде:
Школьный этап.
В октябре 2010 года был проведен День науки. В нем участвовали все ученики со 2-ого по 11-ый классы. 710 учащихся приняли участие в олимпиадах по русскому языку, математике, физике, биологии, химии, истории, обществознанию, иностранному языку, географии, экономике, праву, психологии, ОБЖ.
Городской этап.
119 учащихся 8-11-ых классов приняли участие в городском этапе, из них победители и призеры:
Дымихд Надежда                           9 Г класс,1-е место, психология, Косикова Л.В.
Афанасьева Анна                  11 А класс, 2-е место, психология, Косикова Л.В.
Ганжа Виктория                    10 В класс, 3 место, психология, Косикова Л.В.
Шмидт Татьяна                     9 Б класс, 3 место, психология, Косикова Л.В.
Шитова Евгения                   11А класс, 1 место, литература, Алтухова И.В.
Кочетков Роман                    9 Г класс, 2 место, география, Бедрак С.Е.
Дорошенко Владимир             10 В кл., физкультура , 1 место, Мелихов О.Н.
Чуркина Кристина                 9 А кл., физкультура, 2 место, Пытель М.Е.
Региональный тур.
В региональном туре олимпиады по литературе участвовала ученица 11А класса Шитова Евгения, призером по географии оказался Кочетков Роман, ученик 9 Г класса.
Межвузовская олимпиада
14 обучающихся 10-х классов приняли участие в олимпиаде по экономике в РИНХе.
Международные игры
         «Кенгуру»          - 229 обучающихся, победителей на уровне ОУ - 23
         «Медвежонок» - участников 292, победителей на уровне ОУ - 29  
«Бульдог»- участников 107, победителей на уровне ОУ - 27
Математические бои-
Участников - 36, награждены грамотой - 6 обучающихся гимназии.
2.Участие в городских мероприятиях, проводимых Центром по работе с одаренными детьми:
- В городской интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» (руководитель Колодяжная Е.Н.) команда школы заняла  3-е призовое место, награждена Грамотами Управления образования г. Ростова – на -Дону, Благодарственным письмом за участие в районном, городском, международном турах интеллектуального клуба старшеклассников. Призеры игры: учащиеся 11-х классов: Пастушенко Олег, Москаленко Петр, Бицук Ирина, Афанасьева Анна, Бодак Евгения, Овсиенко Антон.
- За участие в 2010 -2011 учебном году в проекте Центра по работе с одаренными детьми «Дар» Дворца творчества детей и молодежи города Роства-на-Дону «Путешествие в страну знаний», гимназия награждена   Дипломами Управления образования города Ростова-на-Дону за игру по истории, литературе, химии (3 место), психологии, математике и информатике (1 место)
Финалисты проекта Центра по работе с одаренными детьми - «Путешествие в страну знаний» - 7 человек из выпускников 11-х классов.
В городском конкурсе  по информационным технологиям учащиеся 9 –х классов заняли призовые места:
- Вереникина Алина - 9 Д класс, Диплом 1-й степени (учитель Посниченко И.А.)
- Кочетков Роман -9 Г класс, Диплом 3-й степени (учитель Посниченко И.А.)
- Дейнеко Анастасия -9 Д класс, Диплом 1-й степени (учитель Посниченко И.А.)
- Берестов Роман -9 В класс, Грамота (учитель Посниченко И.А.)
- Иванюченко Алексей – 9 В класс, Диплом 2- й степени (Посниченко И.А.)
 
Выставка детского технического творчества 2010-2011 учебного года отличалась многообразием жанров. Привлекали посетителей выставки изделия из природного материала (учитель Перфилова Л.Г.),. материалы по дереву и учебно-наглядные пособия (учитель Стрюк Ю. И.).
Свыше 70 работ были представлены от гимназии на районную выставку, 3 работы отправлены на городскую выставку.
Много интересных работ было в номинации «Дымковская игрушка»
 (учитель Ильина Е.А.).
 
     Результативна работа в достижениях учащихся в дополнительном образовании:
·        Городские соревнования «Юные патриоты России» -1 место (учитель Пытель М.Е.
·        Городские соревнования «Безопасное колесо» - 2-е место (рук.  Гордиенко П.П.)
·        Первомайская эстафета - 2011 - 1-е место
·        Зональный конкурс «Поющий дорожный знак» - 2 место, 4В кл.- (кл.руководитель Москаленко Г.П.) 
·        Международный фестиваль «В мире танца», 2011г. - 1-е место, танцевальный коллектив «Золотые колоски» (рук Корнилова О.Ф.)
·        Всероссийский фестиваль «Южный ветер», 2011г. - 1-е место, танцевальный коллектив «Золотые колоски» (руководитель Корнилова О.Ф.)
·        Областной чемпионат по современной хореографии (апрель 2011 г.) - танцевальный коллектив «Радуга» стал победителем (руководитель Дробышева Н.А.)
·        Международный фестиваль - конкурс «Национальное достояние 2010». Новикова Евгения, ученица 7 Д класса, отличница учебы. Дипломом 1-й степени 
- Косикова Александра (5Б класс, учитель Долгова Е.А.), 2-е место в 3-ем Городском конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб», посвященном истории государственной символики российской истории и Ростовской области, в номинации «Литературное творчество",  младшая группа;
- Бурлуцкий Владимир (3Б кл., учитель Гурьева Т.А.), 1-е место в 4-м (заочном) Городском исследовательском и творческом конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб», посвященном истории государственной символики российской истории и Ростовской области, в номинации «Литературное творчество (поэзия) ";
- Боевец Роман (3Б кл., учитель Гурьева Т.А.), 1-е место в 4-м (заочном) Городском исследовательском и творческом конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб», посвященном истории государственной символики российской истории и Ростовской области, в номинации «Литературное творчество (поэзия)";
- Шмидт Татьяна (9Б кл.), 1-е место в конкурсе, посвящённом 70-летию трагедии Змеёвской балки;
- обучающиеся 6В класса (11 человек, учитель Хрупалова М.М.) в конкурсе, посвящённом 70-летию трагедии Змеёвской балки;
- Черкасова Екатерина (7Г кл., учитель Ю.В.Ушакова), 2-е место в международном конкурсе «Почта России» в номинации «Письмо от имени дерева в защиту леса»; и другие.
За 2010 – 2011 учебный год гимназия награждена благодарственными письмами, дипломами, грамотами, их всего – более 20.
 
Решение основных задач, определенных в национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа» ложится на учителя, учителя гимназии № 46.
Естественно, современная школа требует и новых учителей. Сегодня нужны педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.
Педагогическое сообщество гимназии богато на яркие личности, талантливых учителей, воспитывающих таких же учеников.
Статус гимназии побудил методическую службу активизировать работу по профессиональному совершенствованию учителей, которое на прямую связано с повышением качества образования.
2010 – 2011 учебный год прошли курсы ПК при ИПК и ПРО 8 человек (предметные), «Пользователь персонального компьютера» - 20 человек на базе гимназии, 5 человек по ФГОСам, 1 по внедрению программного обеспечения ЛИНУКС.
Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации гимназии. Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей образования, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом и творческим потенциалом.
 
В истекшем году активизировалась инновационная деятельность педагогов гимназии:
-       организация деятельности уполномоченных по правам ребенка (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №85 от 23.01.2009 г. «Об организации деятельности уполномоченных по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»;
-       реализация проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования» (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №1155/03.1 от 12.02.2010 г. «О реализации проекта по созданию и развитию социально-педагогических сообществ в сети Интернет»;
-       областная пилотная площадка по апробации учебного комплекта по английскому языку 2 кл. серии «Forward» издательства «ВЕНТАНА – ГРАФ» (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №845 от 27.10.2010 г. «О присвоении статуса областной инновационной площадки образовательным учреждениям…»);
-       реализация проекта по стимулированию познавательной деятельности учащихся в области ИКТ, (письмо Межрегионального центра качества и инноваций №2387-УМ1 от 11.10.2010 г. «О развитии познавательной деятельности в области ИКТ»);
-       реализация проекта по разработке и экспериментальной апробации комплексной инновационной дополнительной образовательной программы обучения иностранным языкам (на основе деятельности НОУ ДО ШКОЛЫ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ «ПРИОРИТЕТ»*);
-       ________
-       _________
Обобщен опыт:
·        Учителей русского языка и литературы (на районном семинаре, Алтухова И.В.),
·     Бедрак С.Е., учитель географии, «Исполнение проектной технологии на уроках географии», Всероссийская научно- практическая конференция, 4 – 6 мая 2011 г.
·        Евдокимовой И.С., учителя математики «развитие исследовательских способностей и интеллектуально-познавательной компетенции учащихся».
·        Сурнина М.В., директор МОУ гимназии № 46, Богомолова Г.П., Южный федеральный университет: «Технология эффективного управления развитием образования в современной гимназии», «Повышение качества воспитательной системы гимназии на основе личностно-ориентированного подхода» издательство «Спутник», Москва, 2010 г.; «Сотрудничество школы-гимназии и семьи в системе воспитательной работы», издательство «Спутник», Москва, 2010 г.
·        Косикова Л.В., педагог-психолог МОУ гимназии № 46, кандидат психологических наук, «Проблемы подготовки будущих учителей к работе в условиях включенного обучения», издательство «Спутник», Москва, 2010 г.; «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного образования», издательство «Спутник», Москва, 2010 г.
·        Бедрак С.Е., учитель географии, «Исполнение проектной технологии на уроках географии», Всероссийская научно-практическая конференция, 4 – 6 мая 2011 г.
·        Публикации в журнале: «Образование Дона» - с 2007 года; в информационно-аналитическом журнале «Мне интересно» - февраль-март 2011 г.; «Престиж Дона» – с 2011 года.
 
Ежегодно учителя гимназии принимают участие в профессиональных конкурсах. Лауреатам конкурса «Учитель года - 2011» в номинации «Педагогический дебют» (районный этап) стала Колодяжная Евгения Николаевна; молодой специалист, учитель английского языка, в номинации «Самый классный классный» - Ляшова Н.Н., Долгова Е.А. и стали дипломатами.
В конкурсе «Директор школы - 2011» приняла участие Сурнина Марина Викторовна, директор гимназии, став лауреатом городского этапа конкурса.
 
Анализ методической работы позволяет сделать выводы и определить
проблемы, которые необходимо решать в новом учебном году:
·        Обеспечить мотивационную готовность педагогического коллектива гимназии к работе по стандартам нового поколения;
·        Разработать и внедрить рейтинговую систему оценки результатов инновационной деятельности педагогов и использовать ее как основу материального стимулирования учителей.
 
Впервые за последние десятилетия в России дан старт грандиозному проекту модернизации образования, который позволит в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обновить материально-техническую базу гимназии. В 2010 – 2011 учебном году получено современное оборудование лаборатории химии и физики, имеется лаборатория биологии.
         За счет бюджетных средств приобретено в этом учебном году: интерактивная система – интерактивная доска, компьютер, проектор (кабинет № 19), произведена замена административных компьютеров, ЖК телевизор с встроенным DVDустановлен в кабинете русского языка и литературы (кабинет № 2), мобильная система оценки уровня знаний учащихся, современный сенсорный экран – расписание и др. как средство доступной и открытой информации. С 1.09.2010 года введено в действие современное технологическое оборудование в отремонтированной столовой. Что должно позволить нам увеличить количество питающихся обучающихся до 90 %. Но самым значимым является увеличение фонда учебников в библиотеке.

 

 

Контрольные показатели работы библиотеки
2009-2010 учебный год
2010-2011 учебный год
Книгообеспеченность художественной литературой
5,7
6
Фонд учебников
Контрольные показатели работы библиотеки
2009-2010 учебный год
2010-2011 учебный год
Фонд учебников (экз.)
2217
7113
Книговыдача учебников
2003
4080
Контрольные показатели работы библиотеки
2009-2010 учебный год
2010-2011 учебный год
Книгообеспеченность (учебники)
2
6,2

 

(Данные на 01.6.2011 года)
Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно реализуется через введение новой системы оплаты труда работников общего образования, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.