МБОУ "Тетюшская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза П.С.Ханжина"

Сайт юных краеведов "Родной край"

Тетюши: маленький город с большой историей

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: Город Тетюши

Год основания: 1906

Количество учащихся: 744

Последние обсуждения

История Великой Отечественной войны

Какое значение имела наша Победа в Великой Отчественной войне? Что мы должны предпринять, чтобы не допустить её фальсификации?Что вы думаете о подвиге нашего народа в этой войне? Как связана ваша семья с историей Великой Отечественной войны? Пишите на наш сайт *"Гостевая"!

"Нанизаны мы на единую нить, Вовек нашу дружбу водой не разлить!"
Габдулла Тукай

Сайт "Родной край" объединяет всех тех, кто интересуется историей и , в особенности, тех, кто интересуется историей старинного волжского городка Тетюши в Республике Татарстан - маленького города с большой историей.  Мы приглашаем к общению и сотрудничеству и школьников и взрослых. 

О нас

В нашей школе объединение юных краеведов существует с 2001 года. Школьники совершили немало увлекательных путешествий, экскурсий, экспедиций. Принимали участие в настоящих археологических раскопках  на Богдашкиснком городище (2003 г.) под руководством ученого А.А.Бурханова, на Тетюшском городище (2007-2013 гг.) под руководством ученого К.А.Руденко. Участники объединения разыскали место древнейшей стоянки на территории республики "Красная Глинка" на берегу Волги в районе села Бессоново Тетюшского района. Школьники собрали богатый  наглядный материал для музея и для уроков истории. К нам приходят творческие молодые люди: будущие историки, поэты, художники и просто ученики, интересующиеся историей. С 2014 года в нашей школе ведется элективный курс "История Тетюш и Тетюшского края", разработанный учителем истории нашим руководителем Юрием Владимировичем Мышевым. Много интересного по истории нашего родного края мы узнаем на этих занятиях. А ещё мы проводим исторические игры, викторины, исследуем исторические тайны и загадки.

Наши достижения

Тимарин Алексей. Лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество». 2011, 2012 гг.

Чернов Влад.  Лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество». 2012 г.

Костягина Александра. 9А класс. Всероссийский конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». 3 место. 2012 г.

Евсеев Максим, Прокофьев Константин.  Лауреаты районного конкурса «Дебаты старшеклассников по правовым проблемам»

Митрюшкина Настя «Булгарский след в истории Тетюш» 1 место в районном конкурсе исследовательских работ, 3 место в республиканском конкурсе «Булгары – величие древности». 2012 г.

Артюшкина Кристина «Природа города Тетюши» - 2 место, участница республиканского экологического конкурса. 2012 г.

Глазкова Татьяна. Участие во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Лаборатория историка: источник и метод». 2013 г.

Мусагутдинова Руфина, Харитонова Елена 11Б класс, победители 1 тура олимпиады по истории России Поволжской региональной олимпиады. 2011г.

 Костягина Александра. 10А класс. Победитель региональной научно-практической конференции «Камаевские чтения». 2013 г.

.Глазкова Татьяна.  Победитель муниципального этапа республиканского конкурса сочинений «Будущее моей страны-в моих руках». 2012г.

Евсеев Макcим, финалист Всероссийского конкурса законопроектов «Моя законотворческая инициатива».  Тема работы: «Проект закона «Молодёжное правоохранительное движение». 2012 г.

Герасимова Юля, обладатель всероссийского гранта за работу «Лениградский блокнот», победитель республиканского конкурса исследовтаельских работ,  исследовательских работ (II место во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. «Россия ХХ век»). 2011, 2012 гг.

Учащиеся школы приняли участие в республиканском этапе Всероссийкого фестиваля научных обществ учащихся «Есть идея». Были награждены дипломами: Багров Сергей, Митрюшкина Настя, Татаркин Никита, Хаертдинова Алина. 2012 г. 

Борисов Олег, победитель Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия - ХХ век".2014 г.

Кузнецов Дмитрий, победитель республиканского конкурса социальных проектов. Тема работы "Родная улица моя". 2014 г.

Районная конференция юных краеведов. Икин Дмитрий 2014 г., 2 место

 

Ученица 11 класса Демахина Татьяна в 2018 году стала победителем Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек в истории. Россия –ХХ век» с работой, также стала победителем республиканского конкурса «Камаевские чтения» и республиканского конкурса «Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения». Ученик 10 класса Кулагин Артем представил научную работу в конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ-2016». Ученица 10 класса Глазкова Татьяна представила проект по истории края на конкурс проектных и исследовательских работ, проводимый общероссийской Ассоциацией учителей истории и обществознания «Лаборатория историка: источник и метод». Ученик 8 класса Кузнецов Дмитрий стал победителем в конкурсе проектов «Молодежные инновационные проекты в социальной сфере», разработал проект «Интернет-площадка «Я-тетюшанин». Ученица 11 класса Гильманова Эдуарда успешно выступила в республиканском конкурсе «50 инновационных идей, разработав проект Интернет-площадки «История и культура Республики Татарстан». Команда старшеклассников (10-11 классы) в 2019 году стала победителем муниципального этапа республиканского интеллектуального турнира «знаток истории Отчества», успешно выступила в финале турнира в Казани.

Дополнительное образование

               

МБОУ «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семёновича»

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

 

 

Программа исторического кружка

 

 

«Родной край»

         

 

2014-2015 учебный год            

 Автор: Мышев Юрий Владимирович – учитель истории МБОУ «Тетюшская СОШ № 1 им.Ханжина П.С.»

Классы 6Б, 6В.

Количество часов:34

Количество занятий: 1 раз в неделю.

 

Учебно-методический комплект:

- Учебное пособие для учащихся Мышев Ю.В. Древний край Тетюшский. Тетюши, 2006

- Учебное пособие «История Тетюш и Тетюшского края».Тетюши, 2013.

- Сборник исторических статей «Есть на Волге городок». Казань, 2004

- Материалы и исследования по средневековой археологии Восточной Европы. Казань, 2009.

- Сборник тестов и поисково-познавательных задач. Тетюши, 2013

- Видеофильмы «Археологические раскопки на территории Тетюш». 2007-2013 гг.

 

                                       

                        

 

 

 

 

 

 

 

        Программа

    кружка «Родной край»                

                                 

 

Пояснительная записка.

 

                                                    «История в действительности  является                       

                                                       матерью знаний просвещения,

                                                 всеобщей школой рода                                    

                                                       человеческого».                                                                               (Ш. Марджани)

 

Цели и задачи.

Цель кружка: заинтересовать учащихся историей родного края, углубить их знания по истории, привить навыки самостоятельной исследовательской работы. Подготовить учащихся  к участию в археологических раскопках на территории края.

Задачи курса – показать связь истории родного края с историей Татарстана и России, её особенности, с целью понимания  учащимися значимости истории родного края, воспитывать уважительное отношение к традициям своим и чужим.

   Занятия  построены по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам истории родного края, особенностям развития нашего края, а также проследит динамику исторического развития и выделить основные этапы.

Задачи:.

-                     сбор краеведческого материала по истории Тетюшского края через организацию поисково – исследовательской  работы учащихся;

-                      развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к исследовательской и пропагандистской работе по краеведению;

-                     способствовать социализации учащихся, формировать у них черты  конкурентоспособной личности;

-                     способствовать формированию толерантности, поликультурности.

-                      сформировать у учащихся целостное представление об истории родного края;

    -  осветить основные события, показать их общие черты и различия;

    -  охарактеризовать наиболее яркие личности в истории края, их роль в истории;

    -  воспитывать толерантность у учащихся, уважительное отношение к разным конфессиям, культурам.

 - развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своего края, своей страны;

-   изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования.

•  работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

•  определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

•  изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

•  анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

•  давать оценку отдельным явлениям культуры;

•   составлять характеристику исторических деятелей;

•  участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение

Методы и приемы:

Работа с раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации;

 - беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

 - работа с помощью схем, наглядных пособий;

 -  работа с исторической картой;

-написание исследовательских работ.

 

 В 2007-2013 гг. велись раскопки на территории Тетюш институтом истории АН РТ под руководством доктора исторических наук К.А.Руденко.  Работы проводились  в районе города Тетюши и на Богдашкинском городище, где находился летописный булгарский город Ошель. В них  участвовали учащиеся нашей школы.

С Тетюшами связана жизнь и деятельность выдающихся ученых археологов Гайнетдина Ахмерова  и Николая Филипповича Калинина. внесших большой вклад в изучение древней истории Тетюш и Тетюшского края. Считаем важным изучить тетюшский период деятельности ученых, их достижения в области археологии и вклад в изучение древней истории Тетюшского края.

 Необходимо познакомиться с работой археологов, принять участие в археологических раскопках на территории района и города.

 Планируем уделить внимание сбору устных исторических источников: сказаний, легенд, преданий, фольклора.

По итогам работы собранный материал будет обобщен.

 

  Данная программа рассчитана на учащихся средних классов. Программа тесно связана со школьными программами по истории России и истории Татарстана и предусматривает использование материалов на уроках истории и во внеклассной работе. Программа позволяет реализовать возможности для самостоятельной творческой работы, индивидуальных исследований учащихся, учитывающих возрастные особенности, их интересы и склонности. Предусмотрены практические занятия, изучение исторических источников, экскурсии.

 

Мониторинг, (оценивание результатов деятельности)

 

Знания учащихся контролируются посредством:

- написания исследовательских работ, защиты проектов;

-  участия в дискуссиях по истории родного края;

- сбора и оформления материалов по истории родного края.

 

               

 

 

 

 

Учебно – тематический план

                                    

                               

 

                   Тема

Количество часов:

Теории:    практики:   всего:

1. Вводное занятие.

2. «Мои Тетюши, волжский

городок старинный».

3. По следам седой древно-сти».

4. «Волжские ветры Булгар». Ранние поселения Булгар.

5. «Археология – наука непростая…»

а) История археологии.

б) Что необходимо знать археологу?

в) Старые Тетюши

г)  Булгарские города  в крае (Богдашкино, Б.Тарханы)

д) Великий Булгар: история города.

з) История   Казани и Казанского  Кремля.

6. Знаменитые люди нашего края.

7.  Итоговые занятия. Защита исследовательских работ и проектов.

 

 

 

 

 

  Всего                     

   1                               1

 

   2                1             3

 

   2               1              3

 

   3                1             4

                            

 

   3                                3

   1                1              2

 

    3               1              4

 

    3                               3

    2                               1

 

    3                               3

 

    5                                5

 

   2                                 2

                                    

 

       

 

 

 

                                    34        

    

Содержание изучаемого курса.

 

1.      Вводное занятие (1 час)

а) Организационный час. Программа и план объединения. Цель и задачи, направления работы. Форма занятия – беседа, анкетирование. Задача: организационная; выявление интересов участников.

б) Экскурсии в историю родного края, историю Татарстана, историю Казани. Форма занятия – обзорная беседа, ознакомление с материалом.

Задача: пробуждение интереса к истории края.

в) Экскурсия в краеведческий музей. Посещение школьного музея  Викторина: «Как мы знаем историю нашей школы?»

Литература и пособия: карта Татарстана, фотографии, журналы: «Татарстан», «Казань», «Эхо веков», материалы по истории Тетюш.

 

2.      «Мои Тетюши, волжский городок старинный…» (3 часа)

 

а) «Нанизаны мы на единую нить…». Кто были предками татар, русских, чуваш, мордвы? Форма: исследование исторических источников, анализ статистических материалов по национальному составу района и города в XIX – XX вв. Задача: формирование толерантности, уважение к культуре разных народов, проживающих в крае.

б) Работа над составлением карты расселения народов в нашем районе. Форма: практическая, исследовательская. Работа со справочниками.

в) Народные праздники, обычаи, фольклор народов проживающих в нашем районе. Форма: конкурс. .

г) Экскурсия на берег Волги. Викторина «Что мы знаем о Тетюшах?»

д) Защита творческих работ, сочинений, рассказов, стихов, рисунков, на тему «Мой любимый край». Индивидуальные задания: сочинения о любимых уголках края; выяснить этимологию известных сел.

е) Требования к написанию исследовательских работ по истории края.

ж) Археология Татарстана и Тетюшского края. Литература и пособия: предметы быта и украшения разных народов, справочники, статистические материалы. («Археологические памятники Татарской АССР», Казань, 1987).

 

3.      «По следам седой древности » (3 часа)

 

а) «Зилант, рыцарские копья и щиты». Форма: турнир смекалистых. Задания: нарисовать и защитить свой вариант герба города, объяснить смысл символов герба Тетюш, историю его создания.

б) «В лабиринте преданий». «Собираем местные легенды».

в) Экскурсия-исследование: где были первоначально Тетюши? (изучение старого района города, реки Волги). Составление картосхемы.

г) Дискуссия. Когда возникли Тетюши? Что означает название нашего города. Индивидуальное задание: выяснить в каких книгах и в связи с какими событиями упоминаются Тетюши?

д) Беседа: каково происхождение города Тетюши?

е) «От неандертальцев до абашевцев». Древние племена на территории края.  Знакомство с работой археологов.

Индивидуальное задание: написать рассказ о жизни первобытного племени на берегу реки Волги, сделать сюжетный рисунок.

ж) Ананьинцы в нашем крае. Что мы знаем об этих племенах?

з) В поселках именьковцев. Экскурсия на гору «Вшиха».

Литература: «Археологические памятники Татарской АССР», Казань 1987г. Ахмаров Г. Отчет о поездке в Тетюшский уезд 1909г. Казань 1910г.

 

4.      «Волжские ветры булгар» (4 часа)

 

а) На рубежах Волжской Булгарии. Изучение археологических находок из Большетарханского могильника. Практическое занятие: выяснение хозяйственной, бытовой жизни булгар.

б) Где на территории Тетюшского края жили булгарские племена?

в) Творческие, индивидуальные работы: описать места расселения булгар на территории района (сочинения, рисунки, ).

г) Тайны булгарских надгробий. О чем могут рассказать надписи на надгробных памятниках? Форма: групповая работа. Написание творческой работы: «Может ли говорить камень?»

д) Беседа «Ранние булгары на территории нашего района»

е) Исследование на тему: «Где находился легендарный город Ошель? »

ж) Неразгаданные загадки в истории края. Аукцион исторических тайн: Какую тайну ты хотел бы разгадать?

з) Подготовка и проведение экскурсии для школьников.

и) Требования к написанию исторических сочинений.

Литература: «Археологическая карта Предволжья», Казань, 1985. Д.Г. Мухаметшин, Ф.С. Хакимзянов. Этнографические памятники города Булгар. Казань, 1987г., Р.Х. Фахрутдинов. Мелодия камней, Казань 1986 г.

 

5.      «Археология – наука непростая…» (16 часов)

 

а) История археологии. Знаменитые археологи: Шлимман, Картер, Лики, Шампольон, Гротефенд. Известные археологи республики: Смирнов А.П., Халиков А.Х., Хузин Ф.Ш., Старостин П.Н., Калинин Н.Ф., Фахрутдинов Р.Х.

Трудности и романтика профессии археологов. Новые достижения археологов республики.

Возможности науки. Способы датировки находок. .

б) Что необходимо знать археологу.

Знания, умения, навыки, необходимые археологу. Понятия, термины, обозначения, принятые в литературе по археологическим исследованиям. Знаменитые археологические экспедиции.

Посещение мест, где проводились раскопки.

Старые Тетюши. Изучение и описание.

г) Историческое расследование: где находился летописный Ошель?

е)Археологические раскопки в Болгарах.

     з) Археологические раскопки в Казанском Кремле.    

     и) Методика написания исторических сочинений, рассказов.

Литература: «По следам древних экспедиций». М. 1983.

С.С Айдаров, А.Х. Халиков, Н.З. Юсупов. Память поколений, Казань, 1980.

Р.Х. Фахрутдинов «Мелодия камней». Казань. 1986 г. Археологические памятники Татарстана, Казань, 1987 г.

 

6. Знаменитые люди нашего края.(5)

Г.Ахмеров. Н.Ф.Калинин. А.Х.Халиков. П.Н.Старостин. Адам Олеарий. С.Т.Разин.

А.Н.Воробьёв. С.Дёмина. С.С.Яруллин.

7.Итоговые занятия. (2 часа) Защита исследовательских работ, проектов.

ЛИТЕРАТУРА

 

         1. Айдаров С.С., Халиков А.Х., Юсупов Н.З. Память поколений. Казань 1986г.

         2. Археологические памятники Татарской АССР (Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х.) Казань 1987г.

      3. Археологическая карта ТАССР. Предволжье (А.Х. Халиков, Р.С. Гибяшев, С.В. Кузьминых) Казань. 1985г.

 4.Археология. Методическое пособие.-Казань, 2002

 5. Ахмаров Г. Отчет о поездке с археологической целью летом 1909г. в Свияжский и Тетюшский уезды Казанской губернии. Казань 1910г.

        6.  Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. «Наука», М., 1964.            

        7. «Есть на Волге городок».(Тетюши). Казань, 2004.      

         8. Ефимова С.Г. Палеоантрополгия Поволжья и Приуралья. – М., 1991       

7. «Записки Тетюшского музея» Казань 1928

        9.  Заусайлов В.И. Древние каменные орудия, собранные в пределах Казанской губернии. Казань, 1884.

        10. Калинин Н.Ф. От Сюкеево к Камскому Устью (археологические разведки) Казань. 1926.

11. Мышев Ю.В. В гости к неандертальцам // Республика Татарстан.-2002.-18 июля.

12. Мышев Ю.В. Под град Ошель на Волге… // Республика Татарстан.-2003.- 6 ноября.

13.Мышев Ю.В. Тетюшская Троя // Республика Татарстан. – 2009. – 9 октября

14. Мышев Ю.В.Нью-Тетюши. // Знамя. – 2009.-№3

15. Мышев Ю.В. Тау-Теш. //Идель. – 2009.-№9

          16. Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. «Наука», М., 1967.         

          17. Фахрутдинов Р.Х. Очерки по истории Волжской Булгарии, «Наука» М. 1984

         18. Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С.. Эпиграфические памятники города Булгар. Казань 1987г.

         19  Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань 1990г.

         20. Путешествие Ибн – Фадлана на реку Итель. (Пересказ Султана Шамси)М. 1992

         21 Смирнов А.П. Работы Поволжской экспедиции М. 1962.

          22 Тетюшам- 220 лет (рекомендательный список литературы) Тетюши. 2001 г.

          23. Фахрутдинов Р.Х. Мелодии камней. Казань 1986г.

         24.Халиков А.Х. Археологические исследования края за 50 лет. Казань. 1969.

        25. Халиков А.Х., Мухамедова Р.Г., Старостин П.Н. Из археологии Волгокамья. Казань, 1976.

 

  Сайт www.nakarte.ru

               www.mojgorod.ru

 

  Сайт Тетюшского муниципального района http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2012-10/3269.html#ixzz1zDLUzZf8
 

 

 

 

 

 

Наши проекты

1.    Великая Отечественная война и наш край.

2.    Учителя и выпускники нашей школы - участники Великой Отечественной войны.  

3.      Археология Татарстана и Тетюшского края.

4.     История Татарстана и Тетюш в лицах.

5.     Летопись родного края.

6.     Туристско-краведческий маршрут «Тайны древней истории Тетюского края» 

7.     Сохранение исторического центра Тетюш. 

8.     Викторина «Брейн-ринг: «Как я знаю историю своего края»

9.     Видеофильм «Археологические раскопки на горе Вшиха».

10.   Молоствовы и Тетюшский край.

11.   Купечество Тетюш в дореволюционный период.

 

Наши партнёры

Тетюшский краеведческий музей.

Тетюшская Центральная библиотека..

Тетюшская детская библиотека.

Контакты

E-mail школы № 1: Tetushiscool1@rambler.ru.