МИП: УМК по работе с проволокой

МИП «Создание развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов, проявляющих повышенную мотивацию к занятиям по направлению «Общекультурное» (работа с проволокой), в условиях сельской школы-интерната Крайнего Севера»

Прекрасное - своими руками!

Регион: ЯНАО

Населенный пункт: с. Панаевск

Не привыкайте к чудесам, – /Дивитесь им, дивитесь!
Вадим Шефнер "Миг"

Тема площадки: «Создание развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов, проявляющих повышенную мотивацию к занятиям по направлению «Общекультурное» (работа с проволокой), в условиях сельской школы-интерната Крайнего Севера».

Цель деятельности площадки: разработка и реализация УМК «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» как одно из условийсоздания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов, проявляющих повышенную мотивацию к занятиям по направлению «Общекультурное» (работа с проволокой), в условиях сельской школы-интерната Крайнего Севера.

Задачи деятельности площадки:

  1. Скорректировать дополнительную общеразвивающую программу «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» согласно образовательным запросам потребителей;
  2. Разработать учебно-методический комплект (УМК) «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»:
  1. разработать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) к занятиям 1, 2, 3 года обучения по программе «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»;
  2. разработать рабочую тетрадь-портфолио «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» для 1, 2, 3 года обучения по программе «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»;
  3. разработать методические рекомендации по проведению занятий для 1, 2, 3 года обучения по программе «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»;
  1. Провести процедуру рецензирования образовательных продуктов инновации (по годам создания) в Новгородском институте развития образования, организовать профессионально-общественное обсуждение деятельности ОО по организации внеурочной деятельности.
  2. Реализовать УМК «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» на базе Панаевской школы-интерната;
  3. Создать развивающую среду для воспитания и социализации обучающихся начальных классов, проявляющих повышенную мотивацию к занятиям по направлению «Общекультурное» (работа с проволокой), в условиях сельской школы-интерната Крайнего Севера;
  4. Провести аналитико-диагностическиепроцедуры и внести коррективы (в случае необходимости);
  5. Разработать новостной блог «Прекрасное – своими руками!» по реализации программы площадки;
  6. Создать условия для участия УМК «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» в прохождении лицензирования;
  7. Осуществлять диссеминацию положительного опыта, создавая условия для трансформирования УМК «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» в образовательный процесс ОО Ямальского района, ЯНАО.

 

Основная идея площадки: через разработку и реализацию УМК «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» по обучению школьников навыкам работы с проволокой в рамках внеурочной деятельности создать условия для формирования творческой, эмоционально и культурно развитой личности, с чувством прекрасного, обладающей коммуникативными и общекультурными компетенциями, способной на разработку и реализацию творческих проектов.

 

УМК включает:

  • дополнительную общеразвивающую  программу «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки. 1, 2, 3 классы»;
  • ЭОР (тематические презентации);
  • рабочую тетрадь-портфолио;
  • методические рекомендации по проведению занятий.

Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства, с литературно-художественными темами. Интеграция основана на привлечении лингвистического материала (этимология слова, его закрепление в речи в форме фразеологизмов), на использовании тематических подборок литературного материала (малые жанры фольклора). Её содержание построено таким образом, что воспитанники кружка под руководством педагога смогут не только создавать поделки из проволоки, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и узнавать новое об окружающем их мире. Полученное знание служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой. Отличительной особенностью программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.

Электронные образовательные ресурсы (тематические презентации) являются неотъемлемым элементом проводимых занятий и содержат основные его логические части.

Рабочая тетрадь-портфолио. Тематически и структурно материал тетради-портфолио соответствует содержанию программы «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»/Авторы-составители: Н.В. Ничков, Т.А. Ничкова.

Тетрадь-портфолио содержит интегративный методический инструмент овладения универсальными учебными действиями (УУД) - пошаговые алгоритмы изготовления проволочных моделей, технологические карты, шаблоны, а также задания, предназначенные для закрепления практических навыков плетения по контуру, на основе базовых фигур,  направленные на формирование образного и логического мышления: поиск выхода из лабиринта, математический изо-диктант, ребусы, кроссворды, раскрашивание по опорным значкам и т.п.

Интеграция тем, направленных на развитие технического мастерства, с литературно-художественными темами носит практико-прикладной характер и укрепляет межпредметные связи в процессе освоения наук.

 Ребёнок осваивает содержание образовательной программы дополнительного образования в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путём поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы—изделие из проволоки, защищать проект.

Накопительная форма—портфолио—позволяет учитывать результаты, достигнутые ребёнком в процессе работы: от  моделирования изделия при помощи геометрических фигур до создания его из проволоки, а также совмещает функции фотоальбома.

Методические рекомендации по проведению занятий. Методические разработки представлены как в форме традиционных конспектов, так и в виде технологических карт занятий.

Инновация педагогически целесообразна, так как УМК будет способствовать более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к творчеству, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

 

Обоснование значимости деятельности площадки для развития региональной системы образования:

  1. результаты инновации могут оказать конкретную и конструктивную помощь в организации процесса реализации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе-интернате Крайнего Севера;
  2. возможность трансформирования УМК «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» в образовательный процесс ОО ЯНАО.

О нас

Юридическое наименование организации: Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение «Панаевская школа-интернат»

Юридический адрес: 629707, Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Панаевск, ул. Обская, д. 6

 

ФИО руководителя: Дубникова Елена Васильевна

Телефон, факс, e-mail: 8(34996) 21-1-67;  т/факс 8(34996) 21-1-37, 89096ps@mail.ru

 

Разработчики:

Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, учитель-исследователь

Ничков Николай Викторович, учитель технологии, педагог дополнительного образования

Бородина Галина Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы

Дополнительное образование

Обоснование возможности деятельности площадки в соответствии с законодательством об образовании: программа инновационной площадки разработана на основе действующих федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление инновационной деятельности в сфере образования:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июля 2013 г. N 611 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);
  • Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 – 2015 годы»;
  • Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (от 15 октября 2014 г. №2243);
  • Приказ департамента образования ЯНАО от 11.12.2013 г. № 1784 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  • Временное положение об установлении дополнительных педагогических квалификаций «Учитель-исследователь», «Учитель-методист», «Учитель-наставник» в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2014 учебный  год;

Во-первых, одним из основных направлений деятельности инновационных площадок (Приказ Минобрнауки РФ от 23 июля 2013 г. N 611 г.) является «разработка, апробация и (или) внедрение: <…> учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность <…>», что и предусматривает  программа данной инновации.

Во-вторых, согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе, необходимо учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности автономного округа, а предлагаемый к разработке УМК будет включать национально-региональный компонент.

В-третьих, в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" большое внимание уделено вопросу поддержки талантливых детей: «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности», чему также способствует разрабатываемая инновация, так как рассчитана на детей с повышенной мотивацией к занятиям по направлению «Общекультурное» (работа с проволокой), а входящая в УМК рабочая тетрадь-портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые ребёнком в процессе работы: от  моделирования изделия при помощи геометрических фигур до создания его из проволоки, а также совмещает функции фотоальбома.

В-четвёртых, несмотря на то, что, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ ФГОС НОО  введён с 1 сентября 2011-2012 учебного года, до сих пор ощущается нехватка программ (а тем более УМК) по организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное», так как запросы потребителей разноплановы. Также необходимо учесть специфику  сельских школ-интернатов Крайнего Севера, где школа зачастую является основным (а иногда и единственным) социокультурным центром.

В-пятых, согласно системно-деятельностному подходу, предписываемому ФГОС, работая по программе «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки», ребёнок осваивает содержание образовательной программы дополнительного образования в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путём поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы—изделие из проволоки, защищать проект.

В-шестых, согласно проекту установления дополнительных педагогических квалификаций «Учитель-исследователь», «Учитель-методист», «Учитель-наставник» в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа работа педагогов в инновационном режиме способствует приобретению качественных характеристик «Учителя-исследователя».

 

Предложения по распространению и внедрению результатов деятельности площадки в массовую практику: муниципальная/региональная апробационная площадка (МАП/РАП), муниципальная/региональная стажировочная площадка (МСП/РСП), сетевые мероприятия, создание и поддержание информационного поля.

 

Обоснование устойчивости результатов деятельности площадки после завершения её работы: мониторинг уровня усвоения воспитанниками кружка «Прекрасное – своими руками!» программного материала в соответствии с требованиями новых стандартов; изучение социального заказа потребителей.

Наши партнёры

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

 

Контакты

Телефон, e-mail: 8(34996) 21-1-67;  ta.nichkova@mail.ru

 

Навигация