Родительская школа

Михнёва Ирина Николаевна

 

 

подготовка к школе, готовность к школе, тесты

Скоро в школу!

                                                  Подготовила: Клименко Е.А.- старший воспитатель

МБДОУ «ДСОВ №47»

 

 

 «Скоро в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. 

       А если Ребенок идет в школу ПЕРВЫЙ РАЗ, то тем более… . 
 

 Родители начинают думать:
- готов ли мой ребенок к школе?

- хватит ли ему усидчивости?

- что делать, если ребенок не любит убирать за собой?

- как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит каракули?

- обучать ли ребенка чтению?

- в какую школу его отдать?

- какую учебную программу выбрать?

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»(Венгер Л.А.).

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физическойпедагогической и психологической подготовки.

 

  • В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.

  • Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.

  • Социальная готовность

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

  • Личностная готовность

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».

Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет. Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказывается отвечать у доски и с места. Ребенок скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неуспешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники, тетради, дневники.

  • Интеллектуальная готовность

Мы уже упоминали о навыках счета, письма, но на самом деле, развитие этих навыков невозможно без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

  • Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
  • Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
  • Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие.
  • Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Какими знаниями, умениями и навыками должен владеть ребёнок, поступающий в школу?

Ребенок должен знать полностью свое имя, отчество и фамилию, имена, фамилии и отчества родителей, номера их телефонов, свой адрес, хорошо также, если он помнит наизусть номер и адрес детского сада (школы), фамилию, имя, отчество воспитателей.
■ Ребенок должен знать, сколько ему лет.
 
■ Ребенок должен хорошо знать последовательность времен года и уметь хоть немного рассказывать о том, что в это время года происходит в природе, какие праздники празднуют люди; хорошо, если он будет иметь представление о том, сколько в году месяцев, сколько дней в неделе, что такое утро, день, вечер, ночь. 
■ Ребенок должен иметь представление о том, в каком городе он живет, как называется главная улица, какие в нем есть достопримечательности.
■ Ребенок должен знать, как называется страна, в которой он живет; хорошо, если он имеет представление о том, какие народы в ней живут, на каких языках они говорят, как выглядят флаг и герб страны.
■ Ребенок должен иметь представление о том, какие звери и птицы живут в лесу, в деревне, в городе, в жарких странах и т.д.
■ Ребенок должен  иметь представление о том, где работают его родители, какие существуют профессии, для чего они нужны.
■ Хорошо, если ребенок умеет описать картинку, составить по ней рассказ, разложить 3-4 картинки в нужной последовательности, рассказать, что на них происходит (например, мальчик взял санки – поехал с горы, упал – поднялся и отряхивает снег), если он умеет найти общее слово для ряда предметов (чашка+чайник+кастрюля=посуда), играть в «третий лишний» («лишняя» чашка, потому что в ней не кипятят воду, «лишний « чайник, потому что у нег носик, а у чашки и кастрюли его нет, «лишняя» кастрюля, потому что она не нужна для чаепития). 
Хорошо, если ребенок твердо знает что такое «длиннее» и «короче», «шире» и «уже», «тоньше» и «толще», «быстрее» и «медленнее» и т.д., что значит «поровну», «больше на один», «меньше на один», «сначала» и «потом» и т.д.

 

Умения

Не менее важно, чтобы ребенок обладал элементарными навыками самообслуживания. Если он не сможет быстропереодеться после физкультуры, привести себя в порядок после посещения туалета, завязать развязавшийся шнурок, пользоваться ножом и вилкой и т.д., у него наверняка появятся лишние трудности в школе.
Будет очень хорошо, если при поступлении в школу ваш ребенок будет уметь:
■ мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
■ умываться утром после сна и вечером - перед сном;
■ причесываться (своей расческой), утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);
■ при приеме пищи сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, тщательно пережевывать пищу;
■ пользоваться носовым платком;
■ вовремя ходить в туалет;
■ быстро одеваться, раздеваться, убирать постель;
■ при входе в помещение вытирать обувь;
■ переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

 

Социальные навыки

Школа – это не только учителя, это еще и ученики. И ваш ребенок должен научиться находить с ними общий язык – и со старшими и со сверстниками. Это очень сложно. И пока просто поговорим о том, что вас должно насторожить.
У ребенка, скорее всего, будут проблемы в общении с учителем и одноклассниками, если он:
 настроен исключительно на игру, не научился получать удовольствие от того, что узнает что-то новое;
■ недостаточно самостоятелен;
■ чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
■ не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
■ мало знает об окружающем мире;
■ имеет серьезные нарушения речевого развития
■ не умеет общаться со сверстниками, решает возникшие проблемы силой или сразу признает свое поражение, не умеет договариваться, идти на компромиссы;
■ не хочет контактировать со взрослыми или наоборот, слишком развязан.

Каждый из этих пунктов – повод для серьезного разговора с психологом. Возможно не только ребенку, но и вам придется изменить свое поведение, научиться чему-то новому.
Не уходите от проблем вашего ребенка, они не решаются сами по себе,  и не откладывайте  в «долгий ящик». Решайте их сейчас, пока у вас есть время. 
И еще помните, ваш ребенок идет в школу не за оценками, а за знаниями. Не говорите ему: «Ты будешь получать…», а настройте ребенка на то, что в школе он узнает много нового и интересного, получит нужные для него знания и умения.

 

Советуем…

 

 Что же делать, если вам кажется, что ваш ребенок не готов стать школьником?
 

Прежде всего, успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние».

- Посмотрите на своего ребенка со стороны.

- Почитайте «умные книги» (список прилагается).

- Поиграйте с ребенком в «умные игры» (игры будут даны).

- Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.

- Спокойно побеседуйте со своим ребенком:

- Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая).

- Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителем (не запугивая и не рисуя радужных картин).

- Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).

- Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные оценки (где и за что).

- Постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму.

- Расскажите, как приятно вам было идти в школу и чувствовать запах свежевыкрашенных парт, тонкий запах астр, георгинов, роз.

- Постарайтесь дать понять ребенку следующее:

«Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями».

- Для ребенка «первый раз – в школу», все равно что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут – тревога ожидания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам?

- Кто поможет нашему Ребенку? Только мы – родные люди.

http://detsad5.ucoz.ru/konsultKartinki/60.jpg- Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглаживаний в день).

Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т.д. постарайтесь настроить его на обучение.


Обратите внимание:

 

 

- К школе ребенка нужно готовить с рождения (а может быть, и раньше), тогда не будет паники перед школой.

- Лучше с самого начала запастись полезной литературой и постепенно её читать.

- Желательно с самого рождения играть с ребенком в «умные игры» (игры Б. Никитина, В. Красноухова, Зайцева, азбуки, домино, конструкторы и т. д.). Они универсальны и развивают умения, навыки, качества, которые необходимы в школе.

- Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет делать то же самое.

- Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).

- Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, словарями (самыми разными), справочниками, это снимет многие проблемы в школе.

- Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на интересных спектаклях, то это еще один «плюс».

- Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу), Вы много рассказываете ему о растениях, птицах, животных, а также даете высказаться самому ребенку и
  внимательно его слушаете – это еще один «плюс». Развиваются любознательность, речь, умение слушать и пр.

- Если Вы даете возможность высказаться ребенку по тому или иному вопросу и стараетесь выслушать его до конца, то помогаете развиваться его речи,
  его логическому мышлению, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.

- Если Вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного перенапряжения,
  рекламных шаблонов в речи, плохого зрения, недосыпания и многого другого.

- Если Вы вместе с ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои самодельные книжки, то Вы развиваете его творческое
  мышление, воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.

- Если Вы стремитесь понять слезы и переживания Вашего ребенка, то способствуете созданию более доверительных отношений между вами.

- Если Ваш ребенок с удовольствием заботится о Ваших родителях, то Вы воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына(дочь),и отца(мать).

- Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте 
  на самое видное место.

- Если Ваш ребенок стремится в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог…


Все это и многое-многое другое – слагаемые успешного обучения Вашего ребенка в школе.

Старайтесь:
 

- обойтись без «не»: не трогай – разобьешь, не делай – все равно не получится, не беги – упадешь. Не провоцируйте своего ребенка на отрицательные действия. Лучше скажите: «Отодвинь чашку от края», «Беги осторожно! Береги коленки!», «Попробуй! Если будет трудно, позови меня» и т.д.;

- обойтись без сравнения своего ребенка с другими. Сравнивайте своего ребенка с самим собой: «Вчера ты два слова прочел, сегодня уже три. Молодец!»;
 

- не говорить о недостатках своего Ребенка другим людям в его присутствии. Это только, кажется, что он чем-то занят и ничего не слышит;

- не советоваться с людьми относительно ребенка в его присутствии;
 

- не принимать «в лоб» все то, что написано в тетрадях - «подготовишках»: «Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься, его самочувствие и то, что в данном возрасте многое нужно делать через игру.

 

Успехов Вам и Вашим детям!