Консультации для родителей

Кокорина Елена Витальевна

Предварительный просмотр:

Десять заповедей родителей.

 

...Не жди, что твой ребёнок будет таким как ты. Или таким как ты хочешь. Помоги ему стать самим не тобой, а собой.

...Не думай, что ребёнок твой: он Божий.

...Не требуй от ребёнка платы за всё, что для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.

...Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

...Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжелее не меньше, чем твоя тебе. А может и больше. Потому что у него нет ещё привычки.

...Не унижай!!!

...Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, мучь - если можешь и не делаешь.

...Помни - для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

...Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

...Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общайся с ним, радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

        Рекомендации для родителей первоклассников.

Накануне  1 сентября, нового и радостного для многих детей и родителей события в их жизни, и тех, и других охватывает волнение, терзают сомнения: а справится ли ребенок с новыми физическими и психологическими нагрузками, сумеет ли адаптироваться к школьному обучению? Время, естественно, ответит на этот вопрос и все расставит по своим местам, но...

Но хотелось бы сделать все необходимое и возможное, чтобы избежать серьезные трудности адаптации, исправить тревожное положение вещей, если таковое имеется. В этом родителям завтрашних первоклассников способны помочь игры, упражнения и рекомендации, которые мы предлагаем. 

1.  Игра «На уроке». 

Ее может организовать родитель завтрашнего первоклассника, оставаясь внешним наблюдателем. Объединившись с родителями таких же дошкольников, он проводит игру в группе нескольких детей, предварительно распределив между ними роли учителей и учащихся. И затем, оставшись наедине с ребенком, анализирует его поведение на каждом этапе игры.
Лучшим является такой вариант игры, когда в «классе» разные уроки и самые разнообразные виды занятий. Можно сделать «учителем» кого-то из родителей, который, например, на «уроке чтения» будет читать какую-нибудь сказку, а дети после прослушивания сначала по очереди перескажут ее содержание, а затем придумают и расскажут свои сказки. Либо поочередно, приводя по одной фразе, сочинят вместе новую сказку. Родитель или ребенок в роли «учителя» вызывает своих «учеников» (родители тоже могут ими быть) и каждому из них предлагает выполнить какое-либо задание «на оценку».
Подобные уроки дают хороший обучающий эффект и формируют эмоционально-волевую сферу личности, однако при их проведении необходимо проявлять педагогический такт, строго следить за тем, чтобы благополучие одних не достигалось за счет других, то есть никого из «класса» нельзя выделять как лучшего, всем следует выражать одобрение. Иначе у «отстающего» снизится интерес к занятиям в таком «классе», а это чревато отрицательными последствиями.

2.  Игра «А ну-ка найди». 

Если ваш ребенок тревожится из-за того, что плохо читает, поиграйте с ним в эту игру. Вырежьте несколько карточек (до 15) и на каждой напишите печатными буквами очень разборчиво какое-нибудь слово. Разложите их в беспорядке на столе (можно не переворачивать). Попросите ребенка найти какое-либо из написанных слов. Пока он ищет карточку, прочитает немало слов. Если ему понравилась игра, немного усложните ее. Успехи успокоят малыша.

  1. Игра «Отвернись и назови». 

Хорошо развивает внимание и наблюдательность. На столе расставляют определенное количество игрушек, и ребенок в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем он отворачивается и называет игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно выполнять и несколько иначе. Например, вы можете убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или просто переставить предметы местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе. Надо сказать, что задания, когда ребенку дается некоторое время рассматривать какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно распространены. Это, например, может быть какая-то картинка, по которой затем будут задаваться разные простые вопросы. Такие картинки вы найдете в любой иллюстрированной книжке. Вы меняете варианты вопросов в зависимости от того, что именно изображено на картинке.

 
4. Игра «"Да" и "нет" не говорите». 

Учит сосредоточивать и концентрировать свое внимание, развивает умение слушать, вникать в смысл произносимых фраз. В нее дети играют с большим удовольствием. Суть игры заключается в том, чтобы задавать детям такие вопросы, которые спровоцировали бы их на употребление запретных слов "да" и "нет". Играть можно как вдвоем, так и группой. Можно также играть с фантами, когда проштрафившийся отдает свой фант ведущему. Вы можете самостоятельно определить отдельные условия игры, например, если ребенок в течение трех минут был настолько внимательным, что не употребил запретных слов, его можно считать победившим.

  1. Игра «Поставь себя на место другого». 

Эта игра полезна всем: и детям, и взрослым, но предназначена, в основном, для ребенка с выраженными качествами лидера, который подавляет и обижает других детей. Сначала ему в эмоционально благоприятной обстановке задаются примерно такие вопросы: «После того, как ты сделал (сказал) это, что он (она) может чувствовать и как отреагировать?», «Представь, что не с ним (ней) так поступили, а с тобой. Что бы ты почувствовал и как отреагировал?». Затем, после беседы, разыграйте конкретную ситуацию, продуманную вами заранее, где вы неожиданно для ребенка выступите по отношению к нему в роли обидчика, типичной для вашего ребенка. Пусть даже вы поведете себя с ним несколько грубовато, чтобы он прочувствовал на себе, «прожил» это. После обсуждения все встанет на свои места. Старайтесь рассматривать самые разные ситуации. Очень важно, чтобы свои лидерские качества ребенок использовал с пользой для себя и не во вред окружающим.

6. Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти. 

Ребенку зачитываются следующие предложения текста.

«Злой кабан сидел на ветке. Пароход ходил по клетке. 
Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки. 
Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила.
Буратино шил себе штаны. Портной все поел блины.
Еж накрыт к обеду был. Чиж усами шевелил.
Рак летал под облаками. Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе. Мальчик булькал на костре.
Здесь приказывают нам все расставить по местам!».


     Сначала ребенку дается задание вспомнить и называть главные слова или словосочетания, которые он запомнил (злой кабан, пароход, соловей, дикобраз, кошка, Маша, Буратино, портной, еж, чиж, рак, стол, чайник, мальчик).
Затем зачитывается стихотворение еще раз и задаются вопросы: «Что делал злой кабан?» и т.д. по очереди. Ребенок отвечает на вопросы, все расставляя по местам.

     
7. Примеры задачек на развитие внимания и сообразительности.

  • Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
    По какой дороге ехала легковая машина?
    А грузовая?
  • Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.)
  • Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)
  • У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)




Предварительный просмотр:

Национальный, религиозный, молодежный экстремизм

Одной из особенностей современной России стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций в РФ, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной, прежде всего, с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, товарищеский, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Наиболее важной является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено тем, что  до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе.

Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.



Предварительный просмотр:

Противодействие экстремистской деятельности на территории области

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма и терроризма.

Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные Законы: «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О прокуратуре Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», Концепция Противодействия терроризму в Российской Федерации».

Положение статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Также часть 2 статьи 29 Конституции не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В вышеуказанных законодательных актах содержатся правовые определения и организационные основы противодействия экстремистской и террористической деятельности, в частности под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Экстремизм же представляет собой возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Экстремизм – это приверженность к  крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности, выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, мятеж, повстанческая деятельность, террористические акции. Экстремизм более широкое понятие т. к. террористические акции, терроризм - это только одна из форм экстремизма.

Терроризм – это мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении, и достигаются преследуемые террористами цели.

Одной из форм проявления экстремизма является распространение фашистской и неонацистской символики, символики экстремистских организаций таких как:

-специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии, изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.;

-специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания («фашист», «нацист», «скинхед» и т.п.);

-специфические унизительные или ругательные наименования и определения представителей какой-либо национальности;

-специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских формирований («русофоб», «ZOG» и т.п.);

-специфические имена и клички известных и авторитетных лиц в конкретных радикальных движениях («Лимонов», «Тесак» и т.п.);

-использование специфических кличек при написании интернет-материалов («Фюрер», «White warrior», «Геринг» и т.п.);

-именные наименования существующих экстремистских группировок («Сварожичи», «Русский кулак» и т.п.).

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В отношении таких общественных и религиозных объединений выносится решение о приостановлении деятельности. За невыполнение указанного решения и продолжения осуществления деятельности наступает административная ответственность в соответствии с требованиями ст. 20.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В отдельных случаях судом принимается решение о ликвидации и запрете деятельности в связи с осуществлением экстремизма. За организацию деятельности общественных или религиозных объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете предусмотрена  уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ.

К экстремисткой деятельности относится пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. 

Статьёй 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Уголовная ответственность за указанные действия возникает у лица, достигшего 16 лет.

За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности также предусмотрена уголовная ответственность по ст.280 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С 14.11.2013 ответственность за преступления террористической направленности усилена.

Предусмотрено возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, за счет средств террориста, а также за счет средств его родственников и близких лиц, если есть достаточные основания полагать, что деньги и иное имущество получены в результате террористической деятельности.

Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации пополнился новыми составами преступлений, связанных с терроризмом.

Так, установлена уголовная ответственность за прохождение обучения террористической деятельности, организацию террористического сообщества и организацию деятельности террористической организации (статьи 205.3, 205.4, 205.5 УК РФ).

Создание террористического сообщества наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет; а за участие в террористическом сообществе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Вместе с тем, законодателем установлено, что лицо, добровольно прекратившее участие в террористическом сообществе и сообщившее о его существовании, будет освобождено от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в террористическом сообществе в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

Таким образом, достаточно большое количество преступных деяний относятся к преступлениям экстремисткой направленности. Таковыми могут быть и деяния, предусмотренные статьями 148,149, 205-214, 275-282.2, 357, 360 УК РФ.

Если же преступление совершено по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды, то данное обстоятельств является отягчающим и влечёт за собой усиление уголовной ответственности, а вышеуказанные мотивы в ряде статей УК РФ являются квалифицирующими признаками и также отягчают ответственность.

Наиболее распространённой является экстремистская деятельность, связанная с  массовым распространением экстремистских материалов, особенно в сети Интернет.

Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Такие информационные материалы признаются экстремистскими судом на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
        Авторы печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов или произведений, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, признаются лицами, осуществлявшими экстремистскую деятельность, и несут ответственность в установленном законодательством порядке.
В Российской Федерации создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, запрещается.

По решению суда на основании заявления прокуроров подобные организации подлежат ликвидации, их деятельность – запрету. При необходимости до рассмотрения судом указанного заявления прокурор своим решением вправе приостановить деятельность общественного или религиозного объединения.

Обращу ваше внимание на то, что перечень объединений и организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, и перечень экстремистских материалов размещены в сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
Встречаются случаи, когда некоторые деструктивные лица не желают останавливаться и продолжают свою деятельность, несмотря на принятые решения о приостановлении деятельности объединения.

За такое правонарушение установлена административная ответственность по статье 20.28 КоАП РФ в виде административного штрафа на организаторов в размере до 2 тыс. руб.; на участников – до 1 тыс. руб.
Если такая активность проявляется участниками организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистских действий, то они подвергаются уголовному преследованию по статье 282.2 УК РФ, что в зависимости от обстоятельств наказывается штрафом до 300 тыс. руб. или лишением свободы до 3 лет.

За распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения возникает административная ответственность по статье 20.29 КоАП РФ в виде штрафа на граждан до 3 тыс. руб. либо административный арест; на должностных лиц - до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности. Сами материалы конфискуются.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности караются по статье 280 Уголовного кодекса Российской Федерации штрафом до 300 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 3 лет. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма по статье 205.2 УК РФ - штрафом до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 5 лет. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, - штрафом до 1 млн. руб. либо лишением свободы на срок до 7 лет.

Отдельно хотелось бы осветить ответственность за совершение наиболее тяжких преступлений – совершение террористического акта и содействие этому в виде финансирования, советами, предоставлением информации, обещанием скрыть преступника либо иного пособничества (это статьи 205, 205.1 и 205.2 УК РФ). За такие преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 20 лет со штрафом до 1 млн руб.

В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Так, в ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов» запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

Каждому гражданину нужно проявлять активность в общественной жизни, своевременно сигнализировать в правоохранительные органы, органы прокуратуры о фактах возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, вовлечения в неформальные группировки экстремистского толка молодежи, пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики, призывов к осуществлению, финансированию указанных деяний, распространения экстремистских материалов, либо материалов содержащих признаки экстремизма. Информация об этих проявлениях будет очень важна.

В связи с чем прокуратура Российской Федерации и другие правоохранительные органы рекомендует гражданам обращать внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи и сообщать о них сотрудникам правоохранительных органов, никогда не принимать от незнакомцев пакеты и сумки, не оставлять свой багаж без присмотра, стараться не поддаваться панике в любой ситуации.



Предварительный просмотр:

Родителям об экстремизме

В настоящее время в мире все чаще говорят о проблеме экстремизма. И для этого есть все основания. Никто из нас не застрахован от его проявлений.

Экстремизм  – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Базовой основой экстремизма является агрессивность, наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом).

Под экстремизм могут попадать действия отчаявшихся или неуравновешенных людей, а также партий, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы.

Экстремизм – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации».

Одной из форм проявления экстремизма является распространение фашистской и неонацистской символики, символики экстремистских организаций.

-специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии, изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.;

-специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания («фашист», «нацист», «скинхед» и т.п.);

-специфические унизительные или ругательные наименования и определения представителей какой-либо национальности;

-специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских формирований («русофоб», «ZOG» и т.п.);

-специфические имена и клички известных и авторитетных лиц в конкретных радикальных движениях («Лимонов», «Тесак» и т.п.);

-использование специфических кличек при написании интернет-материалов («Фюрер», «White warrior», «Геринг» и т.п.);

-именные наименования существующих экстремистских группировок («Сварожичи», «Русский кулак» и т.п.).

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

- действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом Российской Федерации.

- действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень.

В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную,  гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения,  влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до 15 суток.  

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются лишением свободы на срок до 4 лет, а совершенные с использованием сети Интернет- до 5 лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека либо группы либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются лишением свободы на срок до 4 лет.

Уголовно-наказуемыми являются призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации (ст.280.1 УК РФ); организация экстремистского сообщества (ст.282.1 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации и участие в ней (ст.282.2 УК РФ); финансирование экстремистской деятельности (ст.282.3 УК РФ), а также иные преступления, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой национальной, религиозной ненависти или вражды – побои, угрозы убийством, хулиганские действия, вандализма, надругательство над местами захоронений и другие.

Наиболее опасным проявлением экстремизма является террористическая деятельность.

Помимо собственно совершения террористического акта (ст.205 УК РФ), законодательством предусмотрена ответственность за склонение и вербовку лиц с целью совершения преступлений террористического характера; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; организация или участие в деятельности запрещенной террористической организации; захват заложника; участие в незаконных вооруженных формированиях.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.

        Экстремисты  для привлечения сторонников, спонсоров, нагнетания страха на тех, против  кого  они  выступают  и  других  целей используют Интернет для создания коммуникативных и организационных площадок:

- собственные сайты как основные источники текстовых и аудиовизуальных материалов;

- сообщества в социальных сетях либо страницы  виртуальных  личностей,  которые  пишут в своих новостных лентах экстремистские  тексты,  размещают  экстремистские видеозаписи;

- текстовые  материалы,  возбуждающие  религиозную  рознь,  путем  добавления  в  доступные  документы  социальной  сети «ВКонтакте», анонимных хостингов для публикации, библиотек и торрентов; - распространение  инструкций  по  изготовлению оружия и взрывчатых веществ; сбор  средств  на  экстремистскую  деятельность

Чтобы воздействовать на людей, манипулировать  ими  в  своих  интересах,  террористы используют приемы психологической атаки. Лица, состоящие в созданных ими интернет-сообществах, имеют общие интересы и цели,  их  взаимодействие  отличается  интерактивностью, отсутствием психологических барьеров для общения на интересующую их темы.

Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 13 лет – в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

         1. Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

         2. Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

         3. Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

         2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

         3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Уважаемые родители будете внимательными к своим детям, беседуйте с ними о дружбе между национальностями, о толерантном отношении друг к другу. Предостерегите их от негативного влияния экстремистских идей.  



Предварительный просмотр:

Экстремизм в Интернете

Экстремизм в Интернете – это в первую очередь пропаганда. Пропагандируется комплекс целей и ценностей, которые исповедуют экстремисты, доказывается их «прогрессивность» и «неизбежность», обличаются противники и несогласные. Если организация исповедует некую субкультуру – то там могут даваться советы по стилю поведения, одежды, внешнего вида и тому подобному. Даются «советы» и «консультации» и насчет повседневной жизни – что следует делать, а чего не следует, и как «правильное» делать правильно. Далее следует призыв «присоединяться» и участвовать в «борьбе» - в той или иной форме. В последнее время все чаще встречается «ликбез» по взаимоотношениям с правоохранительными органами, носящий характер «юридического просвещения». 

Делается это, как правило, посредством Интернет-сайтов соответствующих движений и организаций, а также на общественных и политических форумах и в блогосфере. Причем эти сайты, хоть и на русском языке, могут хоститься в доменной зоне почти любой точки земного шара – скажем, в США, где их контент подпадает под защиту свободы слова. В Интернет-среде могут назначаться акции, посредством сетевых ресурсов происходит широкое оповещение как ее будущих участников, так и обычных граждан (в число которых входят и СМИ, любящие новостные поводы). «Опытные» организации и их члены дают в Интернете советы, как «грамотно» организовать акцию, что и как делать на каждой ее стадии и после нее. Бывает, что учат и тому, как организовывать провокации. 

В чем опасность Интернет-пропаганды экстремистов? В первую очередь в романтизации того, что они считают «активным протестом» - такая «романтика» направляет энергию в деструктивное русло. Особенно это касается молодежи, которая зачастую полна внутреннего протеста.  Под влиянием такой пропаганды формирующиеся личности начинают отрицать общепринятые ценности, вести себя асоциально и вместо образования и профессионального совершенствования сбиваются на такое, что трудно отграничить от обычного хулиганства.  

Классика экстремизма вполне неплохо прописана в российской Конституции. Это разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, призывы к незаконным насильственным действиям в отношении инакомыслящих, а также к насильственному изменению конституционного строя.

К «группе риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная где-то с 13 лет – в эту пору идет окончательное становление человека как самостоятельной личности.  

Основные признаки того, что молодой человек\девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим: 

- его\ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, могущие быть использованы как оружие;

- он\она проводит много времени за компьютером и\или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному\вузовскому обучению, художественной литературе\фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер. 

Понятное дело, что функция воспитания ребенка и формирования личности должна лежать на школе и на родителях, однако в нынешние времена школа от воспитательной функции фактически устранилась. Поэтому основную «борьбу за души» надлежит вести все-таки семье. Обязательным условием этой «борьбы» должна быть мягкость и ненавязчивость. Не следует категорически осуждать увлечение молодого человека – такая манера точно натолкнется на протест.