Кружок по краеведению "Я-юный Волгоградец" МОУ лицей №2 Краснооктябрьского района г.Волгограда

школьный сайт

«Без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле» академик Д.С. Лихачёв

Регион: Волгоградская область

Населенный пункт: город Волгоград

Год основания: 2009

Количество учащихся: 32 человека

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв

О нас

Наш кружок был создан на базе МОУ лицея №2 г.Волгограда в 2009 году.С первых дней нам было интересно узнать историческое прошлое нашего города.Наши занятия всегда проходят в необычной форме.Руководитель кружка :Таболаева Ирина Владимировна рассказывает подробно о всех исторических событиях в интересных беседах,проводит с нами экскурсии,старается,чтобы через практическую исследовательскую деятельность мы открывали для себя наш город.У нас часто проходят праздники на военную тему,где мы знакомимся с новыми героями ВОВ ,которые защищали наш город от врагов,снова и снова вспоминаем детей ,которые воевали наравне со взрослыми.Очень часто посещаем Музей Обороны Царицына.Наши встречи проходяят всегда интересно.Экскурсоводы предлагают нам путешествие в древний  Царицын,рассказывают о традициях нашего города,проводят интересные праздники.

Наши достижения

Дополнительное образование

Отчёт о работе кружка дополнительного образования при МОУ лицее №2 Краснооктябрьского района города Волгограда за первое полугодие 2013 года

Краеведение учит людей любить не только  свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С.Лихачёв.

Развития работы по  краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России,  и для любого уголка  нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся.  Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе в исследовательском  кружке «Я- юный Волгоградец».Мною создан сайт нашего кружка ( Ссылка на наш сайт:<a href = "http://nsportal.ru/site/munitsipalnoe-obshcheoobra..." > школьный сайт</a>  )  ,куда мы с ребятами выкладываем самые интересные исследовательские работы по истории нашего  края . Именно в  начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного  и гражданского воспитания. Город - герой Волгоград… Это имя вписано в героическую летопись во всемирной истории. Здесь каждая улица, каждый дом овеяны дыханием беспримерного подвига.  Посещая выставки ,мы убеждались неоднократно, что  за свою более чем четырехвековую историю город часто оказывался в центре крупнейших событий. Дети  смогли узнать и полюбить свой город ещё с новой стороны , научиться гордиться им и людьми, которые многое сделали, чтобы он стал процветающим, героическим, красивым…Наш кружок по краеведение отражает ощущения интереса и любви к своему краю — его природе, особенностям, историко-культурному наследию. Интерес к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью. Современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше  осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности. Мы эту работу ведём в кружке «Я – юный Волгоградец», главными темами которого является краеведение. На данном этапе ведётся исследовательская работа по истории нашего города во времена Гражданской войны. Кружковцы принимают участие в проекте для одарённых детей «Алые паруса» с исследовательским  детско-родительским  проектом «Моя малая Родина». Создана инициативная группа (обучающиеся 4-х классов)по подготовке к неделе краеведения в начальной школе, которая составляет программу мероприятия, организует информационные часы для участников,  готовит задания и определяет сроки исполнения творческих работ.Сроки проведения: апрель-май 2014 г.

За первое полугодие 2013 г.мы посетили выставку героев Отечества в краеведческом музее ,провели открыто внеклассное мероприятие ко Дню героев Отечества, где ребята дополни свои знания о судьбе и подвигах А.Невского, Д.Пожарского, А.Суворова, детей-героев, вспомнили песни военных лет, вспоминали знаменитых земляков нашего края и их произведения (А.Пахмутову, В.Мигуля)

Воспитательные результаты внеурочной  краеведческой деятельности кружка «Я-юный Волгоградец» для обучащихся распределились  по трем уровням. 

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии Волгограда и Волгоградской области через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и лицея;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве. (экскурсии, выставки на заданную тему)

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своего лицея, к школьному опыту своих родителей. (проведение экскурса в прошлое лицея и работа с родителями, которые учились в лицее ,их профессии, призвания, составление презентации «Наш любимый лицей .Юбилей лицея»(школа №132))

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации. При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия я  учитывала не только индивидуальные возможности участников кружка, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели(библиотека №8,музей обороны Царицына, краеведческий музей Волгограда). Важной формой освоения и применения знаний была социально-моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…». На занятиях по этой теме я не только сообщала информацию, но и помогала детям выступать с мини сообщениями. На занятиях по этой теме  «Лицей, где я учусь» включала детей в творческую продуктивную деятельность: они фантазировали, рисовали, сочиняли, пели. При организации проблемно-ценностных дискуссий для обсуждения, например, символов Волгограда и Волгоградской области, учила детей приводить веские доводы и аргументы, выслушивать разные точки зрения, принимать результаты коллективного решения . Дети познакомились с природой и животным миром  Волгоградской области, районами Волгограда. Выявили животных и растений , которые занесены в Красную книгу, познакомились с промышленностью города и узнали о стратегической значимости города в годы ВОВ. Проводились воспитательные беседы по предотвращению террористических актов, умению людей ориентироваться в таких ситуациях беды и об ответственности тех , кто совершает такие действия. На занятиях  батюшка церкви Пресвятой Богородицы рассказывал детям об истории создания духовного верования в нашем крае, о разделении религии  и уважении к каждой из них. Ребята приняли участие в городском конкурсе «Рождественские встречи»в номинациях «Лучший костюм»,»Творческие работы»,»Конкурс чтецов о родном крае».Много работы проведено по подготовке празднования 71 годовщины Сталинградской битвы. Были организованы встречи с ветеранами Сталинградской битвы, созданы детьми презентации на тему «Война в жизни моей семьи».Главная задача реализации  Программы по краеведению  видится  в пробуждении  как можно у большего количества учащихся  стремления овладеть активными знаниями по истории и культуре Волгоградской области,  постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение   умений и навыков, знаний и в целом содержания программы  проектируется на основе заинтересованности, увлеченности обучающихся , родителей и педагогов.

Каждый уровень занятий  по краеведению – не только ступень освоения знаний обучающимися теоретических  и практических основ поисково-исследовательской, экскурсионной деятельности, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия.

Февраль 2014 г.                    Руководитель кружка: Таболаева И.В.

 

Наши проекты

Детско-родительский прект "Моя малая Родина"

Исследовательский проект "Война в жизни моей семьи"

Наши партнёры

1.Волгоградский областной краеведческий музей.

2.Библиотека № 8 Краснооктябрьского района

3.Краснооктябрьское отделение Волгоградской областной организации  "Дети военного Сталинграда"(руководитель: Сурова И.М.)

4.Волгоградская региональная общественно-патриотическая организация Клуб "Сталинград"(руководитель :Туров В.С.)

Дополнительная информация

Отчёт о проведенном мероприятии «День героев Отечества»

18 декабря 2013 года в рамках работы по формированию патриотического воспитания младшего школьника  среди 4-х классов состоялась игра-путешествие , посвящённая празднику «День героев Отечества».Каждая команда из пяти человек от класса  представила свою эмблему, девиз , речёвку по заданной теме. Обучающие показали свои знания о героическом прошлом нашего края, вспомнили былинных героев, пели песни военных лет, рассказывали о подвигах детей ,которых по праву считаются  Героями. Организаторам и ведущим этого мероприятия удалось  пробудить в растущем человеке любовь к родной земле,  сформировать у детей черты характера, которые помогут им стать человеком и гражданином общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, лицею, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развить интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

По итогам работы жюри определились победители игры:1 место-4 «А» (классный руководитель: Мезенцева В.В.);2 место-4 «В» (классный руководитель: Таболаева И.В.);3 место- 4 «Б» (классный руководитель : Горшкова Ж.А.)

Ответственный за мероприятие: Таболаева И.В.