Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова

сайт ОГБПОУ Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова

Здесь начинается твой путь к успеху!

Регион: Ивановская

Населенный пункт: Тейково

Год основания: 1930

Количество учащихся: 345

«Век живи – век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, scio me nihil scire (ничего не знаешь)», - утверждал Козьма Прутков. Что ж, им, мудрецам, виднее, и трудно с ними не согласиться. Ведь чем больше человек знает, тем больше его размеры незнания. Новые знания рождают новые вопросы. Нельзя знать всё. Познать непознанное и совершенствовать свои знания – это те цели, ради которых стоит жить, а для этого нужно не созерцать, а действовать.

Добро пожаловать на наш  мини-сайт. 

 Давайте вместе двигаться вперёд, ибо non progredi est regredi. А «природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи).

О нас

Вот уже 90 лет существует в Тейкове образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж, ранее Профессиональное училище №24 г. Тейково. О нем слышали все, а многие учились здесь.

«Люди как реки» – сказал когда-то Л.Н. Толстой. И это верно, потому что разные этапы жизни формируют характер человека, который подвержен изменениям. Это утверждение великого писателя и знатока человеческой души с уверенностью можно отнести и к любому образовательному учреждению, которое имеет такую богатую историю как наш колледж.

В настоящее время Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П. Буланова  является современным двухуровневым образовательным учреждением, где ведется подготовка  по 2 ступеням: профессиональная подготовка квалифицированных рабочих и служащих: "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования",  «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Мастер по рксонту, а также профессиональная подготовка специалистов среднего звена: «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «Техническое облуживание и ремонт радиоэлектронной техники»,.«Техническое облуживание и ремонт автомобильного транспорта", Высококвалифицированный педагогический коллектив, постоянно пополняемая материально-техническая база позволяют осуществлять подготовку настоящих специалистов, мастеров своего дела

Нам 90! Но мы молоды и современны! Мы занимаем и будем занимать активную позицию в общественных делах нашего региона и страны в целом.

 

Тейковский индустриальный колледж внесен в Книгу Почета 2015 года Всероссийского реестра организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей, активно участвующих в социально-экономическом развитии субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

Наши достижения

Наши проекты

Исследовательская работа

«Наш колледж в годы войны»

(80-летию ПТО, 90-летию колледжа и 75-летию Победы посвящается)

 

 

 

«Народ – подвижник и герой»! Такими словами хочется начать мой рассказ. 1418 дней и ночей наши прадеды шли к заветной цели – к Победе в Великой Отечественной войне! Ценой неимоверных усилий и человеческих жизней они смогли добиться Победы! Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившийся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Ведь страна не смогла бы пережить столь тяжелое испытание, если б не жила единой мыслью «Всё для фронта! Всё для Победы!». Солдаты самоотверженно воевали, защищая свою Родину, но так же жил и тыл: ведь фронту нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, чтобы бить фашистов, а также одежда, лекарства и еда. Всё это делал тыл.

Я бы хотел посвятить свою работу именно тылу, рассказать о героизме мастеров производственного обучения, преподавателей и студентов  – поэтому я выбрал тему: «Всё для фронта! Всё для Победы!»

Весть о начале войны в погожий день 22 июня 1941 года принес в Тейково фабричный гудок хлопчатобумажного комбината. Этот долгий и тревожный звук запал в память всех, кто его слышал. Какими неожиданными оказались прозвучавшие затем по радио слова Советского правительства: «…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…». Заявление заканчивалось словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит, победа будет за нами!». Но между началом войны и Днем Победы прошло 1418 дней и ночей, наполненных кровопролитной борьбой, страданиями и беспримерным мужеством наших людей.

Не дожидаясь повесток, многие мужчины города Тейково сами шли в военкомат, чтобы их немедленно отправили на фронт. Большинство из тех, кто не был военнообязанным, тоже шли на сборный пункт и записывались добровольцами. Среди них было немало девчат, убеждавших, чтобы их тоже немедленно послали на курсы санитаров, медсестер, радистов. Добровольцы отлично осознавали, что война – серьезное испытание, что не всем доведется вернуться домой к родным и близким, но в критическое для страны время они меньше всего думали о себе, о своем благополучии.

Без малого 17 тысяч тейковчан ушли сражаться с врагом, и каждый третий не вернулся с войны. На фронт ушли 47 сотрудников и учащихся нашего колледжа. 15 из них не вернулись. Их имена высечены на мемориальной доске, открытой в мае 2010 года к 65-летию Победы. Среди них Герой Советского Союза Буланов Алексей Парфенович, чье имя носит наш колледж.

Советский солдат смело смотрел в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

Именно по-фронтовому трудилась молодежь и преподаватели нашего Ремесленного училища. Ведь для фронта нужна помощь: танки, пушки, самолёты, техника, орудия. Труженики тыла заслуживают не меньшего уважения и почёта, как и солдаты, воевавшие на полях сражений.

«Каким же было наше образовательное учреждение в то время? Как проходили занятия? Оказывали ли  помощь  фронту?», – вот список вопросов, в которых я решил разобраться. Для этого я посетил музейную комнату, архив колледжа и использовал пожелтевшую тетрадь с записями преподавателя той поры  Лыгина Александра Тимофеевича 1901 года рождения, который работал мастером – механиком с 1948 по 1954 год.  Эти записи меня очень заинтересовали.  Начну свой рассказ по порядку.

Индустриализация сельского хозяйства, проводимая в стране, наложила отпечаток и на наш колледж (ранее ремесленное училище энергетиков №3). Она требовала новых квалифицированных кадров. Указом Президиума Верховного Совета от 1940 года «О государственных трудовых резервах» была поставлена цель планового и массового обучения молодёжи  при полном обеспечении учащихся бесплатным трёхразовым питанием, одеждой и обувью. Такого обучения людей в производственных целях ещё не знала мировая практика. В нашем ремесленном училище за год планировалось подготовить  квалифицированных рабочих. Всего же за время войны было подготовлено через систему Трудовых резервов 2 миллиона 480 тысяч рабочих. Это больше, чем выпустили все школы и ФЗУ за годы довоенных пятилеток.

Тейковское ремесленное училище энергетиков №3 было организовано на базе Школы Торфяного Ученичества. Здесь готовили специалистов различных профессий для Тейковского торфопредприятия и других предприятий Ивановской области. В 1941 году мирный труд был прерван вероломным нападением фашистской Германии. Вчерашние воспитанники училища вставали к станкам, часто руки не доставали до кнопок и рычагов, и приходилось подставлять ящики. Выпускники училища трудились на военном заводе им. В.А. Дегтярева в Коврове. Помнят труд молодых рабочих из Тейковского ремесленного училища Донбасс и Калининская ГЭС.

В это тяжелое военное время училище вносило свой вклад в дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками не только в тылу, но и на фронте. На основании Указа от 2 сентября 1940 года лица, окончившие ремесленные училища, считались мобилизованными на 4 года на предприятия и учреждения, куда они распределялись. Создавались мобильные трудовые отряды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года устанавливался восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя, запрещались самовольные уходы рабочих и служащих с предприятия или учреждения. Самовольный уход с работы карался направлением в трудовой лагерь сроком на 4 месяца. Прогул одного рабочего дня грозил удержанием заработной платы в размере 25% сроком 6 месяцев. Опоздание на работу свыше 21 минуты наказывалось удержанием 25% заработной платы сроком на три месяца. Если за месяц набиралось несколько опозданий сроком свыше 21 минуты, то отдавали под суд с назначением наказания – лишение свободы сроком до двух лет. Эти жёсткие меры позволили увеличить выпуск промышленной продукции для обороны страны в связи с угрозой агрессии против нашего государства.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы). 28.12.1940 г.: «Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года».

 

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. ГОРКИН

В военное время в училище был сложившийся коллектив преподавателей, мастеров производственного обучения. Александр Тимофеевич Лыгин вспоминал: «Коллектив имел отличную репутацию за подготовку и воспитание рабочих. РЭУ №3 стало очень привлекательным и для семей с трудным материальным положением, неполных семей. Ведь здесь учащиеся были на полном государственном обеспечении. Но женщин-матерей очень тревожило, что их дети по окончании училища попадут на предприятия с железной дисциплиной, и очень боялись, что сыновья и дочери могут попасть под суд за опоздание на работу. Ведь сами женщины могли босиком по снегу бежать к табельной доске, лишь бы не считаться опоздавшим из приказа».

Из  книги приказов по Ремесленному училища№3 г. Тейково Ивановской области от 26 октября 1941гг: «Учащемуся 5гр. слесарей механического цеха Данилову Б. М.за частые пропуски занятий в октябре объявить строгий выговор с предупреждением об исключении из училища и отдачи под суд согласно указа от 28.12.1940 г.»

Директор: КАБЕШЕВ

Шла война. Сама жизнь обучающихся проходила при плохом отоплении. На занятиях сидели в верхней одежде. Первая проблема очень проста. Не было топлива, поэтому необходимо заготовить дрова в лесу. На железных санках, в руках – вчетвером доставляли дрова в училище. Треть учащихся были девушки- с косичками, бантиками. Они валят березу, обрубают сучья, пилят по размеру. Здесь уже не до бантиков и косичек! Этот путь для многих был испытанием.

 Другой проблемой было продовольственное обеспечение. Норма хлеба учеников училища была 800 граммов. Норма достаточно высокая, так как в школах – 400 граммов. В 1942-м году запомнились черные щи. После этого все поголовно мучились страшной изжогой. Второе блюдо-каша перловая или пшенная. Жиры и мясо никому не запомнились. Выделяемые средства явно не обеспечивали нормального питания. Выход был единственным - посадка картофеля. Решали эту проблему силами учащихся. В условиях военного времени это было единственным решением. Техники никакой не было. Не было даже лопат и грабель, чтобы подготовить поле для посадки. Было решено изготовить инвентарь силами самих учащихся. Под руководством мастеров  Шмакова Я.А. и Дмитриева П.П. из листовой стали было изготовлено 80 лопат. На грабли пошли обрезки труб, отходы полосовой и угловой стали, провод-катанка. И вот были готовы 30 граблей.

Хочется отметить, что все работы выполнялись без прекращения учебного процесса.

По приказу от 11 января 1942 по РЭУ №3 введено всеобщее обязательное обучение учащихся. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны СССР  –  это военное обучение.  В училище его вёл бравый военрук Иван Семёнович Борисов. Его требования к строевой подготовке неукоснительно выполнялись. По городу мы всегда ходили строем. К празднику готовились особенно напряжённо. Сначала военрук проводил занятия с каждой группой отдельно. Потом –  со сводной колонной училища. После многочисленных занятий Иван Семёнович сказал, что ребята училища на параде не подведут. Военрук не считал пустяком отсутствие пуговиц на шинели или грязную обувь.  К параду 7 ноября 1942 года в честь 25-й годовщины Октябрьской революции всем учащимся было приказано привести свой внешний вид в идеальный порядок.

     И вот наступило 7 ноября 1942 года. Училище было построено возле школы №6 на Октябрьской улице. Погода была ветреная, холодная, с небольшим морозцем. После выступлений с трибуны, войска под маршевую музыку двинулись по направлению к вокзалу для погрузки в эшелоны. Ремесленное училище шло вслед за войсками. «Мне отлично было видно одобрительную улыбку генерала, военных и гражданских лиц на трибуне», – заметил Иван Семенович. Училище шло хорошо, печатая шаг и держа равнение в колоннах. А в строю шли мальчишки и девчонки, которым было не более 16 лет. Этот день стал светлым днём в условиях войны.

Шла война. Многого недоставало. Например, электротехнику, изучали при наличии наглядной демонстрации изучаемого на столе преподавателя. В результате этого сам учебный процесс становился интересным и занимательным. Не было лампочек даже на 60 вольт, да и освещение часто отключалось. Пришлось заняться изготовлением банок-аккумуляторов для карманного фонаря, который был нужен  и для хозяйственных целей. Ученики Жуков В. и Киселёв Н. изготовили батареи, в которых электролитом была поваренная соль, а электродами – цинк  и медь. Гачин В. приспособил для хозяйственных целей небольшую по мощности динамомашину. Староста Болотов В. «секретно»  над чем-то колдует со своим товарищем. Мой аккумулятор оказался громоздким, так как банки были из стекла, но использование его пришлось отложить – наступила весна и дни стали светлее. Дома вместо лампочки висел понижающий трансформатор небольшой мощности с тремя автомобильными лампочками. В училищной столовой висели фанерные круги с лампочками на 6 вольт. Получалось подобие люстры.

     «Из обмундирования,– пишет А.Т. Лыгин, – учащиеся получили шинели, бывшие в употреблении, но в приличном состоянии. Особой моей заботой был правый карман шинели, в котором я носил кислотный аккумулятор. По совету Л.М. Соколова,  я сшил карман из шерстяного материала, не подвергающегося воздействию электролита из серной кислоты. По моему горькому опыту мне было уже известно, что хлопок разрушается от контакта с серной кислотой. В моих брюках были штопаные места, испорченные электролитом».

 Шла война. Вся страна жила вестями с фронта. Если позволяло время, все прослушивали сводки СовИнформБюро по несколько раз в день. Привычная для этого времени картина: вся семья у репродуктора, суровые лица взрослых и детей. Мужчина в доме – это редкость, лишь отвоевавшие фронтовики-инвалиды, непригодные для военной службы и те, у кого была броня. Остальные мужчины воевали на фронте, лечились в госпиталях. Многие получили похоронки и извещения о том, что их родные пропали без вести.

«Всё для фронта! Все для победы!» – этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали главной силой на трудовом фронте. Мои земляки - тейковчане сделали немало для победы над фашистской Германией. Выполняя лозунг Коммунистической партии СССР, провозглашенный И.В. Сталиным  от 29 июня 1941 года, Тейковское ремесленное училище получило военный заказ.

Из приказа №285 по Тейковскому Ремесленному училищу №3 от 9 декабря 1941 года:

 «В связи с проведением оборонного заказа нашим училищем, выполнение которого в установленное сжатое время является главной задачей на сегодня, обязываю всех мастеров производственного обучения приложить все усилия в деле выполнения этого заказам по деталям в ранее установленные сроки.»                                                   

                                        Директор Рем. училища: КАБЕШЕВ

На основании этого приказа было установлено количество и срок изготовления  деталей, которые нужно изготовить к 18.12.1941 г.:

  • крючья[1] рычагов – 940штук
  • флянцы[2] к оси накладки – 2880штук
  • серьги и шайбы –1920штук
  • упор тормоза – 480штук
  • кронштейн ( щеки) – 480штук

Ответственными по приказу были мастера производственного обучения слесарей: Гарин Н.В., Бобков В.М., Булатов А.П., Галанин, Малышев, Мельников, Ягодкин, Солодов, Лыгин А.Т., Кузьмичев.

Кроме этого нужно было:

–  изготовить захваты для крепления станковых пулемётов на лыжи;

– изготовить корзины под коробки с пулемётными лентами для транспортировки их в боевой обстановке на волокушах.

     Самая  ответственная работа возлагалась на мастеров производственного обучения Шмакова Якова Алексеевича и Дмитриева Петра Петровича. Она выполнялась двумя группами учеников-слесарей в две смены. Заказ выполнялся из полосовой стали. Если её не хватало, то вырубали листовую, обрабатывая полосы в тисках. Это тяжёлая ручная работа, требования к которой были очень жёсткими. На мастеров это накладывало особую ответственность. Ведь в случае брака отвечать бы пришлось по законам военного времени. Перед руководством училища и педагогическим коллективом во всей остроте встала проблема переноса слесарных мастерских, цеха со станками, инструментальной кузницы, разного рода инвентаря, предметов хозяйственной деятельности и прочего. Всё это находилось в местечке с южным названием Батум[3], которое было на приличном расстоянии от училища. Мастера и учащиеся затрачивали огромное количество полезного времени на бесконечные хождения до мастерских и обратно в училище. А люди и без того были уставшими в это сложное военное время. Решено было перенести все мастерские на заранее подготовленную площадь в училище. Всё это было сделано силами самих учащихся и их мастеров. Из труб и угловой стали были изготовлены сани, способные выдержать значительный груз. И начались демонтажные работы. Подготовку и транспортировку вели группы под руководством Шмакова Я.А. и Дмитриева П.П.  Параллельно с демонтажем шли наладочные работы под руководством Малышева В.Н., Мельникова А.М., Варламова И.И. Нелегко было и директору училища А.И. Кабешеву Практически на руках учащихся и педагогического состава училища был перенесён небольшой завод!

Из книги Бориса Иванова «Это было в Донбассе»[4] я узнал, что сам автор окончил Тейковское ремесленное училище в 1944 году. «В те дни наша 11 группа слесарей мастера П.П. Дмитриева…выполняла спецзаказ»,- пишет автор,- мы изготавливали так называемые корзинки для крепления коробок с пулеметными лентами. Мы гордились тем, что работаем для фронта, хвалились перед сверстниками, продолжавшими учебу в школе, что выполняем спецзаказ».

Самым старшим  и ответственным был мастер  Шмаков Я.А.  Ему на начало войны было 43года. В архиве я нашел его личную карточку.

Выписка  из личных карточек рабочих и служащих 1940-1966 годов:

  • Имеется учетная карточка 78

Шмаков Яков Алексеевич,1898 года рождения, проживающий по адресу:2-Комсомольская д.45, принят на работу 1 декабря 1940 года мастером производственного обучения слесарей. Рабочий Награжден в 1944 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и благодарностью в 1950 году в день десятилетия трудовых резервов.( Приказ №175по ПУ3)

Шла война. Наступил апрель 1942 года, время завершения решающей битвы под Москвой. Она положила начало коренному перелому в ходе войны, развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии, нанеся ей невосполнимый и непоправимый ущерб. Автор заметил: «Мы чувствовали, что в этой первой победе есть и наш трудовой вклад, вклад Тейковского ремесленного училища №3».

На основании приказа Тейковского ремесленного училища от 6 января 1942 года объявлены благодарности и назначены премии в размере от 15-40 рублей 11 лучшим учащимся: Ананьеву Г.И., Кислякову Б.И., Чумакову Б.Я., Белышевой Л.В., Иванову, Матвеевой М.Ф., Будаловой Н.И., Пепкасову Н.И., Попову М.Б., Ежову А.Л., Солодову Б.К. Для них были приобретены билеты на концерт.

Я уверен, что труд учащихся, мастеров производственного обучения и преподавателей носил характер самоотверженности, выносливости и стойкости. Трудовые будни — а выходных и отпусков просто не было — стали героическими! Земляки, лишенные всех бытовых благ, истощенные, в холодных помещениях, несли свою трудовую вахту, и не восемь часов, а по полторы-две смены, то есть, по 16 часов. А на обед, что был здесь же, — похлебка из картошки. Несгибаемой воли были эти люди!

Трудно себе представить, что выпало на долю людей того времени. Каковы были испытания, на чем держались их сила и выносливость в самые трагические минуты?! Откуда брались душевные и физические силы?!

 Гордость охватывает меня, когда думаю, что страна не только воевала, она жила суровой и трудовой жизнью, кроме того, вся страна работала на благо Победы. Подавляющая часть населения страны всей душой приняла лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!».

Наши мастера, преподаватели и учащиеся работали с полной отдачей, терпеливо переносили трудности военного времени, понимали необходимость суровых мер по поддержания порядка и дисциплины. Такой народ невозможно поработить!

И память о тех временах никогда не уйдет! Мы помним и гордимся стойкостью, мужеством и свершениями наших земляков!

 «Всё для фронта, всё для победы!» – этот призыв для них с невиданной силой помог Победе.

Для них каждый день в тылу был тем же фронтом, тем же сражением. Сложная обстановка военного времени требовала колоссального напряжения сил. Победило упорство, их несокрушимая воля. Люди работали, не считаясь со временем и усталостью, но они твёрдо верили, что приближают светлый день Великой Победы над врагом! Они настоящие герои!

 

Сорокин Павел Андреевич,

студент 4курса, группы № 13

 по специальности «Техническое обслуживание и

ремонт автомобильного транспорта»

 

Меркурьева Вера Анатольевна,

преподаватель общественных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Крючья – крючки для рычагов

[2] Флянцы-– это плоская деталь с отверстиями, выступающая соединительной частью труб. 

[3] Батум- это местечко, находящее в 3км от училища, имеющее название Нижний фабричный двор

[4] книга нашего выпускника Ремесленного училища, который участвовал в восстановлении Зуевской ГРЭС в 1943-44г.г.

 

Наши партнёры

Наиболее перспективными социальными партнерами, с которым мы сотрудничаем на протяжении многих лет, являются ОАО «Тейковское сетевое предприятие» в лице Генерального директора Сергеева Владимира Анатольевича, ОГКУ «Тейковское лесничество» в лице главного лесничего Избалыкова Владимира Геннадьевича, ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Нельша», генеральный директор Бабуров Александр Витальевич, Тейковский филиал ОАО «Московского машиностроительного завода «Вперед», директор Рыбкин Сергей Валерьевич, ИП Малюгин Дмитрий Валентинович.

Контакты

Телефоны:
8-(49343)-2-24-51, 8-(49343)-2-18-50
Факс: 8-(49343)-2-21-52;
Почтовый адрес:
155047, Ивановская область, г. Тейково, Красноармейский проезд, 2
Проезд: от авто - и железнодорожного вокзала на автобусе № 1 до остановки "Магазин Элиот"
Электронная почта: 
tik37iv@yandex.ru
Электронная почта заочное отделение: tikzo@yandex.ru
Телефон заочного отделения: 8-(49343)-2-18-50