Методическая копилка

ОТРЫТАЯ СТУДИЯ  РОСТ

Предварительный просмотр:

 ОДАРЕННОСТЬ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ - ТЬТЮТОРА

Вихлянцева Марина Петровна –

учитель матемаики первой квалификационной категории

Балацкая Татьяна Алексеевна –

Учитель химии первой квалификационной категории

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

      Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

В лексиконе педагогов есть такое слово - "обучаемость". Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Потом, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые хорошо учатся". Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Поэтому их основные оппоненты в данном вопросе - психологи - не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками.  

Хотя мы не можем не отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно одаренный человек обычно более способен к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда однозначно характеризуют эту способность.

Проведенное нами диагностирование по выявлению одаренности показало, что  в средних классах прослеживается уже более узкая картина по интересам, но, а в старших классах видна четкая наклонность ребенка.

Для себя мы выделила три типа одаренности. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Большинство победителей олимпиад и конкурсов из этой группы. Наша задача, как учителя  состоит в том, чтобы постоянно поддерживать их познавательный интерес к моему предмету, приобщая их к решению олимпиадных задач, исследовательской работе.

Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть « академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Среди учеников нашей школы есть учащиеся и этого типа одаренности. Они блестяще усваивать программу, то есть отлично учатся. Например, выпускники школы, которые с успехом подтвердили свои знания на ЕГЭ. Они принадлежат именно к этому типу одаренности.

Еще один тип одаренности - это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей - ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует.. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником. Жалко, что не всегда реальное совпадает с действительным, так как родители хотят, чтобы их дети получили престижные профессии и нашли хорошую, высокооплачиваемую работу и не считаются с их интересами. Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим учителем и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога.

Мы считаем, что понимание типологии одаренности - это первый и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Очень часто можно услышать из уст коллег, что одаренный ребенок обязательно проявит себя в какой-то области знаний. Да, это так, но... Первостепенная задача учителя - увидеть такого ребенка, его способности и интересы. А дальше кропотливый, целенаправленный труд педагога по развитию замеченных способностей. Мы уверены что , это довольно непросто. А как считаете вы?

Хочется закончить свое выступление следующими словами: “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”



Предварительный просмотр:

Факультативные занятия в практике общеобразовательной школы

Балацкая Татьяна Алексеевна

 учитель химии МКОУ СОШ №14 пос. Пятигорский

Предгорного района Ставропольского края

  Факультатив (лат. facultatis - необязательный) – учебный курс, необязательный для посещения.

Факультативное занятие в школе – необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в  соответствии с желаниями и интересами учащихся.

 Факультативные занятия введены с 1967 – 68 гг. в соответствии с Постановлением КЦ КППС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения средней общеобразовательной школы».

 Исходя из вышесказанного, можно отметить, что факультативный курс – это совокупность факультативных занятий определенной тематики, т.е. это более широкое понятие и оно охватывает больший объем учебной информации и учебного времени.

Классификация факультативов

По образовательным задачам (т.е. по содержанию образования):

  1. по углубленному изучению учебных предметов,
  2. по изучению дополнительных дисциплин, по изучению дополнительных дисциплин с приобретением специальности,
  3. межпредметные факультативы.

Каждый из факультативов делится в зависимости от дополнительных целей на:

  1. теоретические
  2. практические
  3. комбинированные

Факультативы по развивающей цели делятся:

  1. те, которые раскрывают развитие человеческой цивилизации и ее проблемы, место и значение человечества в мире,
  2. те, которые раскрывают содержание разных видов человеческой деятельности в сфере материальной и духовной культуры,
  3. те, которые знакомят со способами, техникой выполнения конкретного вида деятельности, с сущностью и способами творческой деятельности,
  4. те, которые раскрывают структуру личности, условия развития ее психических функций, значения и способы самопознания и самосовершенствования,
  5. те, которые раскрывают сущность и значение человеческого общения, определяют уровень развития личности, ее наклонности, способности.

        Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что факультативные занятия способствуют формированию устойчивости профессиональных интересов старшеклассников, дают возможность реализации межпредметных связей, дифференциации учебных заданий, использованию разнообразных форм и методов учебной работы.

       Более глубокое, чем в обычных предметах, содержание факультативных курсов требует иных методов и организации учебных занятий, в известной мере приближающихся к вузовским. Правомерность и реальность такой постановки вопроса подтверждается и тем, что факультативные занятия будут проводиться только с учениками, желающими более полно удовлетворять свои научные интересы и обнаружившими определенные способности в изучении избранных наук. Общеизвестно, что такие ученики обладают и большими познавательными возможностями.

       Для организации факультативных занятий исходя из указанных выше их особенностей, характерно сочетание лекционного изложения материала с семинарами, лабораторно-практическими занятиями и лабораторными практикумами.

       На факультативных занятиях несколько иное место, чем на обычных уроках, отводится лекции. При изучении факультативных курсов, лекция в большей мере выступает как способ передачи научной информации. Лекция позволяет глубже раскрыть основные вопросы каждой темы, с меньшей затратой времени сообщить ученикам больший объем научных знаний. Но, как известно, высокий теоретический уровень обучения достигается не описательным сообщением фактов, а выявлением отношений изучаемых явлений, причинно-следственных связей и закономерностей. В ходе лекции учитель может сопоставлять, анализировать научные факты, ставить проблемы и направлять мысль учеников на их решение, рассуждать, доказывать, опровергать и т.п. и все это способствует не только глубокому усвоению материала, но и развитию теоретического мышления старшеклассников. Лекционный метод на факультативных занятиях применим в 10 – 11 классах.

       Углубленное изучение программного материала факультативных курсов требует работы учащихся не с учебником, а с несколькими источниками. Здесь нужно и умение отбирать материал в соответствии с предложенным заданием, и выделять наиболее существенное, и конспектировать.

       Одной из форм организации факультативных занятий могут быть семинары. Семинарское занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной работы школьников по заданиям учителя. В докладах и выступлениях учащихся обобщаются результаты их работы над учебной и дополнительной литературой и самостоятельных наблюдений. Большое обобщающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают старшеклассников свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с их товарищами, теоретически объяснять жизненные явления.

       По своему содержанию семинарские занятия можно разделить на три основные группы. В одном случае, их целью является углубленное изучение отдельных наиболее важных вопросов той или иной темы. В другом – всей темы, если материал ее не представляет больших трудностей.  В третьем – обобщение всего изученного материала по большим темам или даже разделам учебной программы. Семинарские занятия следует чаще проводить для обобщения результатов самостоятельного изучения отдельных тем программы факультативных курсов.

       В литературе указывают, что факультативы способствуют развитию творческой деятельности и основательной активности обучения. Основу творческой деятельности составляет самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, готовность искать альтернативу способа решения, способность комбинировать ранее усвоенные и известные способы деятельности в новый способ. Занятия позволяют шире использовать индивидуальный подход в обучении, тем самым повышать уровень успеваемости, заинтересованности в изучении географии и всесторонне развивать подрастающее поколение для профессиональной деятельности.