Сайт подготовительной компенсирующей группы "Одуванчик"

Сайт группы

Наша группа "Одуванчик",

А детишки - семена.

Подрастут, подует ветер

Разлетятся кто куда.

А пока мы в нашей группе

Очень весело живём.

Познаём мы мир и дружим.

И взрослеем день за днём!

Барсукова Ольга Александровна

воспитатель высшей квалификационной категории

 

Милевская Екатерина Николаевна

воспитатель

Нижельская Инна Вячеславовна

помощник воспитателя

Черникова Алина Александровна

учитель-логопед

 

 

 

Цветы небычной красоты

 

 

 

 

 

 

Прощание с елочкой

 

Новый год

День Народного единства

Сказка Старика-Годовика

 

 

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут:
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!

Россией зовется общий наш дом!
Пусть будет уютно каждому в нём!
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве - сила России!

 

И у нас в саду веселье.

Начался учебный год.

Поздравляем всех, с днем знаний.

Много нового нас ждет.

 

День защиты детей

9 мая - Праздник памяти и славы

 

 

Наши будущие защитники страны

 

Новый год

В гостях у Осени

Летний праздник

"День Нептуна"

Летний праздник 

"Проделки Дюдюки"

 

День России

Мамин праздник

 

Широкая масленица

 

 

 

День защитника Отечества

Новогодний калейдоскоп

 

Краски осени

 

Участие детей в концерте к Дню дошкольного работника

Участие детей на параде 9 Мая

Беседы по ПДД

Удивительный мир растений

Зимние забавы

Кругом радость, звонкий смех!
Утром выпал первый снег!

 

Шагает осень золотая,
Раскрасив все под хохлому…
Ты посмотри, краса какая! -
Прошепчут елки на ветру…

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка рисунков «Портрет мамы»

 

 

 

 

Выставка поделок из природного материала

 

 

Консультация для родителей

«Совместный труд ребенка и взрослого»

   Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали  настоящими людьми, любили труд, были счастливы.

   Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».

   Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, взрослые.

   Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств,

например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.

Большую роль играют трудовые навыки

при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

  Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил.

   Задачи трудового воспитания связаны с содержанием труда

(система трудовых действий), с целями воспитания (идеал поведения в труде). Но навыки формируются не ради навыков, они являются важным средством реализации конечной цели трудового воспитания – формирования готовности к труду на общую пользу. Поэтому трудовое обучение и трудовое воспитание задачи их решать в совокупности.

формировать новые умения и навыки и закрепляет уже имеющиеся; воспитывать интерес к труду; умение собственными силами достигать результата, пробуждать и развивать чувство удовлетворения своей работой, уверенность в том, что если хорошо подумать и постараться, то многое можно сделать самому, помочь окружающим.

   Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда; понимание общественных мотивов труда побуждает даже непривлекательные виды труда выполнять охотно.

   Дети должны уметь выполняют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд.

   Осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребенка, осознании им  своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками.

Надо побуждать детей к тому, чтобы они по собственной инициативе принимались за труд, обеспечивающий игру: изготовление игрушек и оборудования, их ремонт.

   Следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда; понимание общественных мотивов труда побуждает даже непривлекательные виды труда выполнять охотно.

   Самообслуживание

– труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды.

   В самообслуживании перед ребенком становится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы совместной деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно заниматься рисованием и т. д.

   Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше, тем менее ребенок владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

   Самообслуживания старших детей – включение их в обучение детей более младших: братика, сестренки элементарным умениям. Так, помогают малышам овладевать некоторыми правилами самообслуживания. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувства ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Хозяйственно – бытовой труд

Дети осуществляют с учетом подражание взрослым.

Задача родителей

– поддерживать и поощрять настроение «я сам! », а также научить детей целенаправленному действию. Поощряя ребенка к труду, важно чтобы он видел и цель действия, и результат работы. (мама вымыла пол, стены, двери,. они стали чистыми). Дети усваивают, что взрослые заботятся о них, и им надо помогать.

хозяйственно-бытового труда

- создает возможность для систематического вовлечения детей в работу, воспитывая у них привычки ежедневного труда, воспитывая такие качества личности как, самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым, стремление сделать для них что- то приятное.

После еды помочь маме, бабушке убирать посуду; по окончанию игры убирают игрушки на место, моют кисточки, стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в ежедневной уборке комнаты (протирают мебель, моют игрушки, и пр.) Дети должны делать это аккуратно и старательно

   Таким образом, в процессе хозяйственно-бытового труда, решаются задачи развития не только трудовой деятельности, но и воспитания личности дошкольника.

   Труд детей в природе

- Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как и в другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают, что влага- источник питания, дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений (появление всходов облиственность, цветение, плодоношение, в процессе труда усваивают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные, существующие в жизни природы.

   С помощью взрослых кормить рыб, птиц, черепашку, поливать комнатные растения, протирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. рыхлят землю, кормят животных, меняют им воду; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи

При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели,

   Детей необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковиц растений, сгребать листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в цветочные горшки, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке овощей и фруктов на зиму дома. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.

   Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать, подвязывать растения, собирать урожай. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

Важно формировать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению родителей, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы.

Ручной труд.

   Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Бумагу : можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно : пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать.

Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой. корой и др., - дает родителям возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы

Л. Воронковой «Маша-растеряша»,

В. Осеевой «Лекарство»,

стихи К. Чуковского «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка чумазая»,

З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки»,

Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама»,

С. Капустикян «Кто скорее допьет», и др.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». 

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. 

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. 

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

 «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. 

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 

При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. 

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. 

 

 

 

 

 

Консультация

«Значение декоративного рисования для ребёнка»

 

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств. Наверняка в каждой семье есть вещи, созданный человеком, народными мастерами — матрешки, посуда, расписанная гжелью или жостовской росписью, хохломские миски и ложки, платки, полотенца. И пусть они созданы не вручную, но до сих пор несут клад глубины русской души. Всегда при виде таких вещей возникает желание приобрести их, чтоб они радовали нас просто своим присутствием, без надлежащего использования.

Если посмотреть вглубь лексического значения «Декоративно- прикладное искусство», то можно увидеть, что с лат. Decoro - украшаю, деятельность человека, направленная на создание нужного ему изделия. На наш взгляд, декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

С раннего детства, занятия с ребенком творческой деятельностью - является неоценимым шансом формирования гармонично развитой личности. Для вашего ребенка занятия лепкой, рисованием, конструированием — это настоящий праздник, куча новых эмоций, которыми он обязательно поделиться с вами.

Одним из способов подготовки ребенка к школе в интересной, ненавязчивой форме является декоративное рисование и декоративная лепка. Для успешного овладения письмом у ребенка должна быть развита мелкая моторика пальцев. Этому способствует декоративная лепка с ее мелкими деталями украшений. Тонкая работа при рисовании орнамента так же развивает мелкую моторику и улучшает координацию движения рук. Рисование тонких завитков, ровных и волнистых непрерывных линий, ровных штрихов при закрашивании – все это способствует укреплению мышц пальцев и формированию навыков, необходимых для письма.

Мелкая моторика тесно связана и с речевой функцией. Отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга. Кроме того, изображение орнаментов позволяет совершенствовать технические приемы работы: при повторе узоров легче усвоить способ деятельности, отработать силу нажима на карандаш, ритмичность повторяющихся движений и их амплитуду (размах), научиться проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, волнистые линии, делить отрезки на равные части, выполнять развивающие глазомер несложные рисунки, упражняться в симметричном расположении элементов. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм. Симметрия, соразмерность отдельных элементов, четкость в исполнении орнамента, закрепляются знания геометрических форм, ориентировка в пространстве. Таким образом, закрепляются элементарные математические представления. На успехи ученика влияет уровень развития познавательных процессов и функций: восприятия, представления, воображения, памяти и мышления. Изучение орнаментального искусства способствует развитию восприятия, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

И еще немаловажным элементом подготовки ребенка к школе является укрепление волевых качеств ребенка, выработка усидчивости. Кропотливая работа по рисованию мелких элементов узора (орнамента) способствует развитию у ребенка этих качеств. Так, получая удовольствие в процессе творчества, ребенок незаметно накапливает и развивает качества, необходимые для успешного обучения в школе.

Поэтому, рекомендуем родителям дома создавать условия для свободного творчества детей (рисования, лепки, работы с ножницами). Поверьте, ваш ребенок с наибольшим желанием выполнит задание типа

«Укрась полоску орнаментом» или «Нарисуй куклу в красивом платье», чем строгое, четкое «Напиши строчку крючков (букв)». Некоторых детей вообще трудно заставить что-либо писать, а вот рисовать любят практически все.

 

 

 

Консультация для родителей

«Чему учит сюжетно–ролевая игра»

 

Далеко не каждые родители догадываются об истинном предназначении сюжетно-ролевой игры, которая существенно отличается от обычной ребячьей забавы.

Здесь ребенок САМ выступает в роли режиссера, разыгрывая с небольшими по размеру игрушками определенный сценарий. Тематика игр может быть самой разной — стройка, магазин, гости, война… Но при этом в отличие от обычных ролевых игр (в дочки-матери, в доктора) в роли родителя или врача выступает не сам малыш, а игрушки и куклы, которые взаимодействуют между собой. Все действие обязательно дополняется игровыми наборами декораций: кукольной посудой, кубиками, транспортом и прочими предметами игрового обихода.

То есть ребенок словно ставит спектакль, являясь его режиссером. Он озвучивает кукол по ролям, катает их на машине, сажает за стол… И если для обычных ролевых игр чаще всего обязательно нужен партнер (учитель и ученик, продавец и покупатель), то для сюжетно-ролевой игры достаточно кукольного домика или набора солдатиков — и ребенок сможет занять себя сам. А при желании — поиграть вместе с друзьями.

Потребность стать режиссерами чаще всего возникает у детей в возрасте 3-5 лет.

До этого карапузу куда интереснее подвижные игры с мячиком или одной-двумя крупными и яркими игрушками. У дошкольника уже достаточно развита мелкая моторика рук и внимание, чтобы манипулировать со множеством мелких предметов одновременно. Также подросший ребенок может сосредоточиться на одном занятии довольно долгое время. А вот крохе младше трех лет наборы с мелкими деталями давать не следует: в лучшем случае он быстро растеряет их, в худшем — попытается попробовать на вкус или даже вдохнуть. Зато мальчишкам и девчонкам, которым уже есть четыре года, эти игры не только помогут развлечься, но и научат разным полезным навыкам.

Малыши обожают чувствовать себя немного волшебниками: словно по мановению их волшебной палочки возникает сюжет, в котором герои влюбляются, живут и спасают друг друга.

Преимущества режиссерских игр

Фигурки имеют маленький размер, ими удобно манипулировать, развивая точность, координацию и аккуратность. А это обязательно пригодится при письме и рисовании!

У крохи в такой игре появляется возможность в ненавязчивой форме изучить правила хорошего тона, что, несомненно, понадобится ему в детском саду и школе. Ведь игра предполагает определенный сюжет, соблюдение норм этикета: например, игрушечный продавец должен быть вежливым, а учитель — требовательным, но добрым.

Сюжетные игры развивают фантазию и нестандартность мышления, ведь и в магазин, и в школу можно играть абсолютно по-разному, каждый раз придумывая новые и новые события, задействуя все новых и новых персонажей. Двух одинаковых игр просто не может быть!

Малыш научится видеть себя со стороны, смотреть на любую конфликтную ситуацию немного отстраненно и критично. А значит, ссор на детской площадке станет намного меньше.

Режиссерские игры помогают застенчивым и стеснительным детишкам начать общаться со сверстниками, ведь опыт, полученный в такой игре, можно легко перенести в жизнь.

Арсенал ролевых игр

Сейчас в продаже есть очень много тематических наборов для режиссерских сюжетно-ролевых игр.

Среди самых популярных наборов для девочек — семейки животных с комплектом мебели, одеждой и целыми городками, которые они обживают. Играть в такую игру — сплошное удовольствие, фигурки малы и приятны на ощупь.

Столь же нравятся девчонкам и «Звери в кармашке» — маленькие щенки с предметами ухода за ними. Набор продается в специальной сумочке-кармашке, что позволяет взять его с собой на прогулку или в детский сад.

Для игр в парикмахерскую подойдут кошечки с красивыми длинными волосами и расческами, резинками и заколками в комплекте.

Ролевая игра — тренировка каких-то умений и навыков, которые пригодятся малышу в жизни.

Подобные сюжетные игры учат девочку быть заботливой, внимательной к себе и другим и, конечно же, знакомят ее с азами моды, что ей, несомненно, пригодится.

Мальчики придут в восторг от любого конструктора типа «Лего», ведь с его помощью можно построить целый город и населить его жителями.

Обычно в набор входят не только кубики, но и маленькие человечки: строители, пожарные, доктора, водители. А в комплект «Полицейские против бандитов» входят не только фигурки людей, но и транспорт, оружие, служебные собаки и даже тюрьма. Так что справедливость в конце игры обязательно восторжествует!

И, конечно же, не забывайте о старых знакомых — солдатиках, которые обязательно понравятся будущим защитникам. В процессе таких игр мальчик научится отличать добро от зла и быть смелым и решительным. Этот год — юбилейный год Бородинской битвы. Почему бы вам не устроить дома реконструкцию этого сражения, в котором проявили доблесть наши предки? Можно ограничиться наступлением «наших», а можно и детализировать битву, пользуясь в качестве «методического пособия» романом Льва Толстого «Война и мир», в котором ход сражения описан довольно точно.

Конечно, есть у сюжетных наборов и минус — стоят они обычно недешево. Поэтому имеет смысл купить лишь один-два набора, а затем дополнить их всеми нужными игрушками, купленными отдельно. Например, жильцами большого кукольного дома могут стать фигурки из шоколадных яиц. А полигон для солдатиков или супергероев можно построить из обычных кубиков. Покажите ребенку, что комбинировать наборы — это интересно. Тем самым вы не только избавите себя от каждодневных требований «Мама, ну купи!», но и научите кроху мыслить творчески.

И тогда малыш вскоре придумает свой счастливый сценарий не только сюжетно-ролевой игры, но и собственной жизни!

Во что играем?

Семья кукол решила построить дом. Они купили кирпичи и занялись строительством. Старшие носили кирпичи, младшие красили стены. Потом они поставили мебель и сели пить чай.

Медвежонок-спортсмен на тренировке сломал ногу. Его отвезли на «скорой помощи» в больницу и наложили гипс. Подружка-белочка пришла в больницу навестить его и принесла ему малины. Мишутка обрадовался и вскоре выздоровел.

Звери решили открыть магазин. Зайка будет торговать капустой, лиса — грибами, а ежик — яблоками. Они раскладывают товар по прилавкам и ждут клиентов. Куклы и звери становятся в очередь, платят деньги и выбирают продукты, а потом готовят из них обед.

В дом к кукле-моднице забрался грабитель и украл все ее наряды. Она вызывает полицию, машина с мигалкой едет по следам преступника. Полицейские ловят его и заставляют вернуть все вещи на место.

В городке начался пожар. Звери спешно спасают вещи. Пожарные спешат на вызов, другие машины уступают им дорогу. Пожарные разматывают шланг, выдвигают высокую лестницу и тушат загоревшийся дом. За оперативность и смелость смельчаков награждают медалью.

Куклы устраивают показ мод. Они надели красивые платья и идут в парикмахерскую делать прически. На показ собирается весь кукольный город, а самой модной кукле достается золотая корона и титул «Мисс Очарование».

Предложите малышу поиграть в цирк: «Смотри, какая веселая обезьянка! Она знает много трюков и шуток. Давай поиграем в цирк. Посмотреть на выступление обезьянки придут волк, котенок и слон!»

Необходимые наборы для ролевых игр.

Детские магазины игрушек предлагают изобилие специальных наборов для ролевых игр. Какие же из них наиболее интересны и практичны?

Набор-конструктор или кубики, и большое количество прилагающихся деталей.

Транспортные средства: железная дорога, аэроплан, ангар, гараж.

Парикмахерская с разными аксессуарами: ножницами, расческами, зеркалом, заколками и резинками для волос.

Наборы по уходу за куклами: коляска, бутылочка для кормления, пустышка, погремушка и сменная одежда.

Кукольный домик, внутри которого есть мебель, посуда, одежда и еда.

Набор с медикаментами или детская аптечка для игры в доктора: лекарства, стетоскоп, лор -инструменты, машина «скорой помощи».

Важную роль в выборе ролевого набора играет также его нужный размер. Главные герои, мебель, транспортные средства и прочие предметы должны быть миниатюрными и целиком помещаться на детской ладошке. Ведь арсенал средств для ролевых игр предназначен не для ребенка, а для его солдатика, куклы или зверька.

 

 

Консультация для родителей

«Занимательные опыты с детьми дома»

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

 Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
любое место в квартире может стать метом для эксперимента.

Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например,: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.   Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?

Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности:

Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.

Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?

Ремонт в комнате – Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?

Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

-Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?

Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.

 

Опыт:" Цветы лотоса".

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт: «Подводная лодка».

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая Исоленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Опыт: "Соломинка-пипетка".

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.


Опыт: Домашние леденцы  «Сладкие кристаллы».

Поиграйте с вашими детьми в кулинаров – очень увлекательное занятие!!!  Готовьте дома вместе со своими детьми!!! Вспомните, не так ли поступали наши бабушки и прабабушки! Предложите ребенку приготовить домашние конфеты «Сладкие кристаллы».  Растворите в стакане теплой воды пол стакана сахара. Возьмите ложку или вилку и привяжите к ней чистую нитку с большим узелком на конце.  Положите эту ложку сверху стакана, поперек, а конец ниточки опустите в сахарный раствор. Важно!!! Нитка не должна касаться стенок стакана!!!  Ни по бокам, ни снизу!!! Наберитесь терпения и ждите пока  вода испариться! Весь процесс займет несколько  дней, сколько точно сказать трудно, так как это зависит от температуры и влажности воздуха в вашем доме. Возле батареи процесс идет значительно быстрее. Когда вода из стакана  испариться,  сахар налипнет на нить, принимая причудливые формы.  Все!!! Сладкие кристаллы можно пробовать. Вкусно? «Сладкие кристаллы» – замечательные экологически чистые конфеты!!! Без красителей и другой химии!!! Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Можно, в принципе, добавить и пищевой краситель, но это если у вашего ребенка нет аллергии. Тогда получатся  «Сладкие кристаллы»  с разным вкусом и цветом. 

Мыльные пузыри


Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
 

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.


 «Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.

- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

 

 

Как научить детей охранять природу 

 

«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»
К.Г. Паустовский

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Я считаю, что именно в семье ребёнок может получит первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, — писал М.М.Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу»

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно.

Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка приро-да.

Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Прочитайте стихотворение С.Есенина:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело- укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)

На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошёл, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру «Найди приметы весны». (Солнце ярче светит, небо голубое-голубое, появились первые цветы и т.д)

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом – это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарствен-ные растения, назовите их, объясните пользу.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц- это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Мы и природа – одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым.

 

 

 

Консультация для родителей

 «Три основных способа познания окружающего мира»

 

С  раннего детства каждый ребёнок  обнаруживает свои сенсорные предпочтения т.е. то, к какой именно информации его влечёт зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как «зритель», «слушатель» и «деятель».

Иногда ребёнок отдаёт настолько решительное предпочтение какому-нибудь одному способу обучения, что остальные каналы получения информации как бы «блокируются», что приводит к одностороннему развитию.

 «Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией. Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонкомоторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, необходимо особое внимание уделять развитию их языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

 «Слушатели» познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя. Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

 «Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активнее движение. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их явное предпочтение физического восприятия восприятием зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

У вас и у вашего ребенка могут совпасть, а могут и не совпасть сенсорные предпочтения, но совершенно очевидно, что они будут оказывать влияние на все стороны его жизни, начиная с поведения в обществе и кончая выбором увлечений и способностью преодолевать жизненные трудности.

 

 

 

 

 

 

 

Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5-6 лет)

Ознакомление с окружающим

• уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.

• Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада

• Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).

• Знать название города, деревни, где живут, улицу.

• Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес

Экологическое воспитание

о растениях

• узнавать и называть 6-7 растений и их части

• уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности

• выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями

• определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя)

• знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается)

о животных

• уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т.д. )

• знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, размножение, рост, развитие и т.д.

• уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела

• конкретизировать представления о проявлении чувств : голод, боль, радость, привязанность

• продолжать знакомить с дикими животными

• называть 4-5 зимующих птиц , различать их по внешнему виду,

рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.

о неживой природе

• формировать элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду)

Развитие речи

• Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно

• Использовать в речи существительные, обозначающие профессии; подбирать к существительному несколько прилагательных; уметь составлять пары антонимов (противоположные по смыслу слова) и синонимов (разные по звучанию, но одинаковые по смыслу слова)

• Употреблять в речи простые и сложные предложения

• Пользоваться прямой и косвенной речью

• Поддерживать непринужденную беседу

• Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым, а также фантазировать на свободную тему

Художественная литература

• определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.

проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.

драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.

вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки), 2-3 считалки, загадки.

называть любимого детского писателя.

Математика

• считать в пределах 10 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего?»; порядковый счет, отвечать на вопрос «какой?»

• сравнивать 2 группы предметов, выраженные числами 9 и 10

• чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник. Знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, пятиугольник) – количество углов, сторон, их равенство и неравенство

• определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

• знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом

• ориентироваться на листе бумаги рисование

• размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов

• сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз.

• Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы

Лепка

• Лепить предметы, состоящие из нескольких частей

• Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания

• Владеть навыком округлого раскатывания

• Владеть навыком рационального деление пластилина

• Использовать в работе стеку

• Умение передавать в лепке движения

• Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.

Аппликация

• Правильно держать ножницы и действовать ими

• Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа

• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой

• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать

Конструирование

• учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме

• планировать этапы создания собственной постройки

• создавать постройки по рисунку

• работать коллективно

конструирование из бумаги

• Владение навыком сгибания бумаги

• Проглаживание пальцем места сгиба

• Умение использования чертежей

• Знание терминов: сгиб, пунктир, штриховка

8. Игровая деятельность.

К концу года дети могут:

- договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры.

- разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

- использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).

- создавать творческую предметно-игровую среду, использовать полифункциональный материал, предметы заместители и др.

- в дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш.

- объяснять правила игры сверстникам.

Экскурсия на 9 мая 

Расписание образовательной деятельности подготовительной группы «Одуванчик»

 

понедельник

Логопедические подгрупповые занятия

1.Лепка/аппликация (9.00-9.30)

2.Физическая культура (11.00-11.30)

вторник

Логопедические подгрупповые занятия

1.Познавательное развитие (9.00-9.30)

2.Музыка (10.25-10.55)

среда

Логопедические подгрупповые занятия

1.Познавательное развитие (9.00-9.30)

2. Физическая культура (10.30-11.00)

четверг

Логопедические подгрупповые занятия

1.Формирование элементарных математических представлений (9.00-9.30)

2.Рисование

3.Физическая культура (на прогулке)

пятница

1.Формирование элементарных математических представлений (9.00-9.30)

2.Музыка (9.35-10.05)

3.Развитие речи (10.15-10.45)

 

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе.

Развитие личности старшего дошкольника

До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.

Ребёнок этого возраста умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары дней до нескольких недель. Малыш этими занятиями не только заполняет свободное время, но и получает первые трудовые навыки, развивает воображение и мышление.

Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть.

У ребёнка активно формируется концепция самосознания, развивается гендерная идентичность, он учится понимать, к какому полу относится. У девочек формируется мягкий уступчивый стиль поведения, у мальчиков, наоборот, активный, что даёт им возможность познавать внешний мир. Игра у детей в этом возрасте подчиняется гендерному принципу. Девочки выбирают  «дочки-матери», «школу», «магазин», мальчики вместо кукол берут машинки, солдатиков.

Развитие эмоциональной и волевой среды

В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо.

В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.

Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей.

Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не чувствует себя защищённым и реагирует на нарушение негативно. И что важно, в 6–7 лет в эмоциональной сфере происходит утрата непосредственности и наивности в поведении. Поведение ребёнка начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует возрастным изменениям организма.

В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап – «я это делаю».

Развитие психических процессов

У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона.

У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.

Логическое мышление

Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности.

Речевое и социальное развитие

Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.

К первому классу дошкольник в норме должен знать своё окружение, близких друзей и родственников, понимать, кем они ему доводятся, знать имена, запоминать истории, связанные с ними. Взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня.

Физиологическое развитие

Для детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и излишняя обидчивость.

Развиваются дыхательная и сердечная системы. В этом возрасте для гармоничного развития ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры. Заметили, что малыш замкнут, отказывается от общения с друзьями, жалуется на плохой сон и аппетит? Не оставляйте это без внимания. Конечно, эти симптомы не всегда является показателем заболевания, однако профилактический визит к врачу, психологу, логопеду поможет не упустить серьёзных проблем со здоровьем.

Навыки обихода

Шести-семилетние дети уже способны самостоятельно одеться, обуться, умеют застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Старшие дошкольники соблюдают ежедневные ритуалы, например последовательность действий во время сборов в детский сад, на прогулку, подготовки ко сну. Будущему первокласснику уже можно доверить простую работу по дому: полить цветы, убрать на письменном столе, собрать игрушки.

Поскольку малыш в это время активно растёт, необходимо обратить внимание на его режим дня, питание и сон.  

Советы родителям:

  • Составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время. Так у вас будет время заранее к нему привыкнуть.
  • Определите психологическую готовность ребёнка к обучению.
  • Подберите школу для будущего первоклассника. При выборе школы обязательно уточните, по какой учебной программе предстоит обучение в начальной школе. Выберите программу, которая учитывает индивидуальность каждого ученика.
  • Научитесь разговаривать с ребёнком на равных. Если ему становится грустно или страшно, поддержите его.
  • Больше хвалите и меньше критикуйте. Учитесь объяснять и договариваться с дошкольником, не повышая голоса. Это поможет сформировать правильную самооценку, которая очень способствует хорошей обучаемости и успеху в жизни в целом.  

 

Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет

По программе Н. В. Нищевой.

  1. С. Воронин «Настоящий тигр», «В старом сундуке» (из книги «Необыкновенная ромашка»).
  2. Украинская народная сказка «Рукавичка».
  3. В. Липский «Волшебный утюжок» (из книги «На золотом крыльце сидели»), «Новый передник» (из книги «Задушевное слово»).
  4. Украинская сказка «Как кот ходил с лисом сапоги покупать», «Чудесные лапоточки» (из «Книги для чтения»).
  5. К. Чуковский «Федорино горе».
  6. Я. И В. Гримм «Горшок каши».
  7. Д. Александров «Зимняя сказка».
  8. Я. Аким «Первый снег».
  9. С. Козлов «Зимняя сказка».
  10. К. Ушинский «Петушок с семьёй».
  11. Русская народная сказка «Курочка Ряба».
  12. В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок», «Петух и краски», «Три котенка».
  13. Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».
  14. С. Маршак «Усатый-полосатый».
  15. Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок».
  16. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
  17. Русская народная сказка «Колобок».
  18. Шарль Перро «Красная шапочка».
  19. В. Маяковский «Что такое хорошо?»
  20. С. Маршак «Вот такой рассеянный».
  21. С. Михалков «Дядя Стёпа».
  22. В. Токарев «Весенняя сказка».
  23. Н. Гусарова «Весна».
  24. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
  25. В. Зотов «Мать-и-мачеха » (из книги «Лесная сказка»).
  26. Русская народная сказка «У страха глаза велики».
  27. Русская народная сказка «Привередница».
  28. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
  29. Л. Толстой «Мальчик стерёг овец…».
  30. Сказка «Три поросёнка» (в пересказе С. Михалкова).
  31. Е. Чарушин «Воробей».
  32. Л. Толстой «Хотела галка пить…».
  33. Русская народная сказка «Гуси – лебеди».
  34. В. Зотов «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»).
  35. К. Чуковский «Муха – цокотуха».
  36. Л. Берг «Рыбка».
  37. А. Вольский «Запомни, юный пешеход».
  38. А. Горская «Правила – наши помощники».
  39. В. Зотов «Одуванчик», «Колокольчик» (из книги «Лесная мозаика» ).
  40. К. Чуковский «Краденое солнце».
  41. Русская народная сказка «Пых».
  42. Русская народная сказка «Семь Симеонов – семь работников».
  43. В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
  44. А. Жабский «Контрольная дойка».
  45. Белорусская народная сказка «Легкий хлеб».
  46. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
  47. С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок».
  48. Л. Толстой «Слон».
  49. Б. Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра».
  50. Е. Чарушин «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»).
  51. С. Сахарнов «Морские сказки».
  52. С. Воронин «Добрая раковина» (из книги «Необыкновенная ромашка»).
  53. К. Юон «Мартовское солнце».
  54. А. Грицай «Половодье».
  55. Н. Ромадин «Март».
  56. А. Кулькова «Ледоход» .
  57. В. Сухомлинский «Весенний ветер».
  58. Книга «Моя Родина».
  59. Е. Осетров «Моя Москва».
  60. Л. Ермолаева, И. Лебедева «Чудесный город».
  61. Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком».
  62. С. Маршак «Разноцветная книга».
  63. К. Чуковский «Сказки».
  64. С. Михалков «От трех до десяти».
  65. А. Барто «За цветами в зимний лес».
  66. И. Бродская «Апрель».
  67. А. Грицай «Первые дни мая».
  68. С. Воронин «Моя береза. Весной»
  69. А. Н. Толстой «Желтухин».
  70. Л. Черский «Спасибо» (из книги «Задушевное слово»).
  71. С. Воронин «однажды весной», «Дети старой кряквы», «Девять белых лебедей» (из книги «Необыкновенная ромашка»).
  72. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано».
  73. Л. Пантелеев «Буква ТЫ».
  74. А. С. Пушкин «Сказки».