Вокально-хоровая студия "Карамельки"

сайт студии вокала

В нашей студии очень талантливые детки -  веселые, умные, артистичные, дружные, а самое главное любящие музыку!

Новости

Викторова Юлия Петровна

7 апреля в Центре культуры ДДС ВСЖД "Железнодорожник " https://vk.com/uuclub_rzd прошел Творческий конкурс «Мисс Дюймовочка-2023»

В этом году у Конкурса юбилей - конкурс проводится уже 20 лет! 

Поздравляем наших участниц с замечательной победой в этом конкурсе -

Ерофееву Маргариту, ставшую Мисс Дюймовочкой

Березовскую Эвелину, которая стала Вице Мисс -2023!

 

 

 

Спасибо девочкам, которые помогали в творческом номере!!!

Викторова Юлия Петровна

31 марта в России впервые прошел День Машиниста. Дети Студии "Карамельки" поздравили сотрудников ОАО "РЖД" с праздником на сцене

Центра Культуры "Железнодорожник" г. Улан-Удэ

                                                 

Руководители студии: 
Викторова Юлия Петровна 
Скрипникова Татьяна Владимировна

30 и 31 января 2023 года в нашем детском саду состоялась премьера мюзикла «Вежливая сказка» (Автор Л. Холмовская), который  мы подготовили с участники вокально-хоровой студии «Карамельки» и хореографической студии «Танцующие эльфы».

Мюзикл – яркий музыкально-театральный жанр, в котором переплетаются диалоги, песенные формы, музыка и хореография. Именно поэтому детям очень нравится участие в постановках таких музыкальных спектаклей.

«Вежливая сказка» создана по мотивам сказки Р. Алдониной и Г. Левкодимова «Как начиналась вежливая песенка». Сюжет сказки незатейливый — про добрую и веселую девочку, которую за звонкий голосок прозвали Колокольчиком, и про ее друзей: поросенка Хрюшу, медвежонка Пошу, жеребенка Жужу, а еще Кролика и Кота, и еще маленькую Птичку — словом, про весь двор! Замечательная сказка учит малышей очень важному — быть вежливыми и об этом поется в заключительной песенке:

Давайте всегда дружить,
Давайте друг друга любить,
Культурно и вежливо будем всегда говорить
И радость друг другу дарить!

Зрители, дети и взрослые, получили огромное удовольствие от постановки. Но особенно Мюзикл понравился самим артистам, которые с удовольствием готовились, с нетерпением ждали премьеры и отлично выступили!

Внимание, внимание!!! Отчет студии допобразования!!!
Рабочая программа  "Камертончик"

 

 

Частное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №233  ОАО «РЖД»

Открытого Акционерного Общества 

«Российские железные дороги»

 

                                                               Утверждаю

Заведующий ЧДОУ

детским садом №233

                                                                                 ___________ Л.к. Чикаш

         «__»_____________ 20___г.

 

Рабочая программа

вокально-хоровой студии «Карамельки»

 

"КАМЕРТОНЧИК"

(для дошкольников 5-7 лет)

 

 

Составитель:

Музыкальный руководитель:

                                                                                                                               Викторова Ю.П.

 

 

 

г. Улан-Удэ

2022г.

 

 

Структура программы

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию

1.3. Основные принципы обучения пению

1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 5 - 7 лет

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Основные направления образовательной работы вокально-хоровой студии

2.2. Приёмы обучения пению

2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы

2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

2.5. Структура занятия

2.6. Примерное планирование по программе вокально-хоровой студии «Камертончик»

2.7. Педагогический мониторинг качества музыкального образования

2.8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.

 

Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большими возможностями эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря вокальным занятиям у ребенка развивается отзывчивость на музыку и музыкальные способности: звуковысотный слух, динамический и тембровый слух, память и музыкальное мышление. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, укрепляются психические функции, расширяются представления об окружающем мире, развивается речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. В пении взаимодействуют такие жизненно важные системы, как дыхание, кровообращение, эндокринная система и другие, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильное голосообразование является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, применяемые на занятиях, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, насыщая кровь кислородом, органы дыхания. Улучшается функция бронхов, возрастает качество иммунных процессов.Голос ребёнка - естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие - отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого внимания и бережного отношения.

Таким образом, задача охраны детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности.

Здоровьесберегающая технология - это система методов и приемов, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в непосредственно образовательной деятельности при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств духовного и физического развития ребенка, а также решают задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.

В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Таким образом, исходя из актуальности использования здоровьесберегающих и игровых технологий разработанаРабочая программа вокально- хоровой студии «Карамельки».

НовизнаПрограммы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа составлена с учётом нормативных документов:

 

• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» п.п.6,п3,ст.28 ФЗ- 273 от 29.12.2012г.

 

• ФГОС ДО No30384; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No1155;

 

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13;

 

• Конвенция о правах ребенка.

 

Программа дополнительного образования разработана с учётом:

 

• Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад № 233» ОАО «РЖД»

 

•Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.

 

• Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.

 

• Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения;

 

• Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет;

 

• Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;

 

• Тютюнникова Т.Э. Элементарноемузицирование с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

 

• Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать, играя.

 

• Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса

 

 

Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческихспособностей, исполнительского мастерства.

 

Программа вокально-хоровой студии «Карамельки» в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, ориентирована на обучение детей пению в возрасте 5-7 лет.Основная форма работы с детьми – занятия, длительностью до 30 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей до 30 человек. Программа рассчитана на 1 год.

В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе(хор) и индивидуальная работа (сольное пение).

В коллектив принимаются дети, обладающие необходимыми музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат и  проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальной студии, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении

музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.

Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала.

 

1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.

 

Цель -  Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей старшего дошкольного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность;

формирование эстетической культуры дошкольника: развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

Обучающие

 

• Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса;

 

• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

 

• Обучить детей вокальным навыкам;

 

• Привить навыки сценического поведения.

 

Развивающие

 

• Развивать музыкально-эстетический вкус;

 

• Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;

 

• Расширять диапазон певческого голоса;

 

• Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.

 

Воспитательные

• Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;

 

• Формировать музыкальную культуру;

 

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 

Оздоровительные

 

• Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;

 

• Формировать правильную осанку.

 

Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.

 

1.3. Основные принципы обучения пению

 

Программа соответствует следующим принципам:

 

• Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

 

• Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

 

• Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного – знакомого, к новому –  незнакомому.

 

• Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности - это образец исполнения песни педагогом.

 

• Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности

детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

 

• Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы

нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

 

1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 5 - 7 лет

 

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности.    Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.  Связки короткие. Звук очень слабый.

Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до². Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки  ми-фа - си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.У детей этого возраста  увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами.

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ раздел программы

 

2.1. Основные направления образовательной работы вокально-хоровой студии.

 

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу студии  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон;

- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);

- при включении в хор солистов;

- пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений;
  • активная концертная деятельность детей;
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры);
  • звуковоспроизводящая аппаратура (микрофон, флэш-носители  – чистые и с записями музыкального материала);
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

 

2.2. Приемы обучения пению:

 

• Показ с пояснениями или выразительный показ (рекомендуется а capello);Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

•Приемы разучивания песен, проходит по трем этапам:

-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

-работа над вокальными и хоровыми навыками;

-проверка знаний у детей усвоения песни.

•Приемы  работы над песней:

-споем песню с полузакрытым ртом;

-слоговое пение («ля», «бом» и др.);

-хорошо выговаривать согласныевконце слова;

-произношение слов шепотом в ритме песни;

-выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.

-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

-задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

-обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

-использовать элементы дирижирования;

-пение без сопровождения;

• Прием активизации мыслительной деятельности (проблемные вопросы)

•Оценка качества исполнение песни.Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности.

Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, и любую оценку деятельности  делать деликатно.

 

• Игровые  приемы. Использование пальчиковых игр, голосовых и речевых игр, артикуляционных и фонопедических игр и упражнений, игрушек, делают музыкальные занятия более продуктивными, исключают однообразие, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

 

2.3. Формы по реализации основных задач Программы

 

• Коллективная работа;

 

• Индивидуальная работа;

 

• Концертные выступления;

 

• Участие в творческих конкурсах различного уровня.

 

Методы:

 

• Беседа;

 

• Распевание по голосам;

 

• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

 

• Дыхательная звуковая гимнастика;

 

• Артикуляционные упражнения;

 

• Музыкально-дидактические игры и упражнения;

 

2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

 

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, представляющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности.

В ходе работы формируются певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).

Огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение формирование правильнойартикуляции гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

• выразительное, грамотное произношение;

• постепенное округление гласных;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

Формирование слуховых навыков:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

•различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Формирование навыка выразительной дикции-полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая, от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам.

В хоровом исполнении воспитывается чувство ансамбля путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться прислушиваться друг другу.

 

Наряду с развитием вокально-хоровых  навыков, воспитывается сценическая культура. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических

упражнений развиваются артистические способности детей.

 

Развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую

деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

 

 

2.5 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. часть (Вводная)

  • Музыкально-коммуникативная игра- приветствие
  • Подготовка певческого аппарата к работе

-дыхательная гимнастика

- артикуляционная гимнастика

- речевые и голосовые игры

  • Распевание.

Использование небольших песенок или попевок. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка – пальчиковые игры).

3. Основная часть. Работа над разучиванием  песенного репертуара.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

Так же результатом деятельности кружка можно считать выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в праздниках, конкурсах и фестивалях различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Примерное планирование по программе вокально-хоровойстудии «Карамельки»

Тема

Задачи

Репертуар

Сентябрь – диагностика музыкальных способностей детей

Октябрь

1.  Ознакомление с певческой установкой, дыханием.

Настроить на положительный лад.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Познакомить с дыхательной гимнастикой,учить вдыхать носом – выдох ртом (вдох-шумный, выдох «неслышный»)

Формировать ритмичный выдох, тренировать дыхание носом, разучить игру на преодоление болезней носа.

Распевать детей с пользованием мажорных интонаций

Повторение знакомого репертуара

«Ну-ка все встаньте в круг» Железнова Е.

Пальчиковые игры «Дружба», «В гости» дыхательная гимнастика А.Стрельниковой

Вокальные упражнение системы В. Емельянова- оздоровительные игры «Побулькаем», «Кто громче»

Попевки «Муха», «Паровоз»

Песни «Песенка моя яя яя»

«Ярмарка»

Ноябрь

1. Ознакомление с певческой установкой, дыханием.

Ознакомление с вокальными упражнениями по системе В.Емельянова.

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой.

Пение попевок «Паровоз», «Лягушка», «Василек».

Пальчиковые гимнастика «Сидит белка на тележке»

Ознакомление с песней «Булочки»

2. Формирование певческих навыков: певческое дыхание, звукообразование.

Учить петь выразительно, без напряжения, плавно.

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

 

Пение попевок «Лягушка», «Паровоз», слоговое пение.

Разучивание «Булочки»,

Ознакомление с песней «Отличное настроение»

3. Формирование певческих навыков: певческое дыхание, звукообразование.

 

Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, брать дыхание между музыкальными фразами.

Учить детей петь легким, естественным голосом.

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, вокальных упражнений по системе В.Емельянова.

Пение попевок «Петрушка», «Андрей-воробей».

Разучивание песен «Отличное настроение», «Булочки»

Ознакомление с песней «Снежная песенка»

 

4. Формирование певческих навыков: певческое дыхание, звукообразование.

 

Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, брать дыхание между музыкальными фразами.

Учить детей петь легким естественным голосом.

Учить детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок «Лесенка», «Петушок».

Разучивание песни «Снежная»

Разучивание песни «Попури» – работа над припевом. Разобрать мелодию песни, выучить слова.

Декабрь

1. Формирование певческих навыков: певческое дыхание, звукообразование.

 

 

 

 

Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, брать дыхание между музыкальными фразами.

Учить детей петь легким естественным голосом.

Продолжать учить детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз.

Вспомнить приемы красивого пения, показ муз.руководителем правильного и неправильного звукообразования.

Попевки: «Лесенка», «Андрей-воробей» - показывать рукой направление движения.

Игровые фонопедические упражнения «Погреемся» О.Арсеневская

Работа над песнями – работа над дикцией;

«Снежная песенка»

Вокально-игровая композиция «Собачки»

 

2. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

Вырабатывать у детей кантиленность в пении, развивать подвижность языка.

Выразительное исполнения песен.

Ознакомление с попевками «Музыкальное эхо», «Лошадка», «Ворон».

Ознакомление с песней «Почему медведь спит зимой».Работа над песнями - куплеты;

Игра «Лодочка» Е.Макшанцевой.

3. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения

Развивать глубину вдоха, правильным движением рук при упражнении.

Разучить комплекс оздоровительных упражнений, следить за точным выполнением всех движений языком

Вырабатывать у детей кантиленность в пении, развивать подвижность языка.

Выразительное исполнения песен.

Учить брать детей дыхание перед началом песни, одновременно начинать и заканчивать.

Побуждать детей импровизировать, эмоционально исполнять образы героев песни

Выполнение упражнений «Ладошки», «Погончики» из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, вокальных упражнений «Лошадка», «Рыбка», «Капелька»

Пение попевок: «Музыкальное эхо», «Лягушка».

Повтор песни «Булочки», работа над текстом «Сагаалган»,

«Почему медведь зимой спит»Импровизация по тексту песни- инсценировка

 

4. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен.

Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения и самостоятельно и в сопровождении инструмента.

 

Работа над дикцией, четким произношением слогов, сочетанием согласных.; индивидуальная работа с солистами

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок «Андрей-воробей», «Музыкальное эхо».

Работа над песней «Сагаалган»

Выбрать солистов для песни «Веснушки» работать над своевременным вступлением(Соло+хор)

Игра «Лодочка» Е. Макшанцевой.

Январь

1. Закрепление навыка правильного певческогодыхания, певческой позиции

 

Разучить новое упражнение.

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку; развивать память, внимание

Развивать подвижность языка.

Развивать координацию речи с движением

Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

 

Выполнение упражнения«Обними себя» из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой,

Игры на формирование правильной осанки «Роботы», «Восточный носильщик»

Речевые игры «Ой мороз», «Смешинка»

Пение попевок «Лесенка», «Музыкальное эхо», «Лошадки» муз. Лещинской.

Закрепление пройденного материала «Почему медведь зимой спит»

Игра «Лодочка» Е. Макшанцевой.

2. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

 

 

 

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок «Скок, скок, поскок», «Лошадки» муз. М.Лещинской.

Повторение песен пройденного материала.

Ознакомление с песней «Мой лучший папа»

 

 

3. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Повторение попевок «Музыкальное эхо», «Лягушка», «Паровоз».

Разучивание песни «Мой лучший папа» - работа над куплетом.

Повторение песен «песенка моя», «Веснушки»

Игра «Спой свое имя».

 

Февраль

1. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения

Учить детей делать глубокий короткий вдох через нос и долгий выдох с произнесением жужжащего звука

Укреплять голосовые связки детей при помощи упражнений

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Выполнение упражнений «Надуй шарик», «Жуки»из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой,

Оздоровительные упражнения В. Емельянова «1, 2, 3—10!», «Бегемотик»

Пение попевок «Вокализ», «Андрей-воробей».

Работа над песней «Мой папа» - припев.

Ознакомление с песней «Военное поппури»

Вокальные импровизации «Пароход гудит» Бырченко.

2. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Учить произносить отдельные слоги «ха, хи, хо», в различном темпе и интонацией(характер)

Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой,

Вокально-Речевая игра

«Магазин игрушек»

Пение попевок «Паровоз», «Музыкальное эхо».

Разучивание песни «Военное поппури»

Повторение песен «Веснушки», «Мой папа».

Ознакомление с песней «Планета детства»

Игра «Котята и Барбос».

3. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок «Петушок», «Лошадки», «Кукушка».

Разучивание песни «Планета детства»

Повторение песен «Военное попури», «Веснушки».

Вокальные импровизации «Гуси» Бырченко.

4. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Ознакомление с упражнением для развития слуха и голоса «Мы поем» Арсеева.

Пение попевок «Паровоз», «Музыкальное эхо».

Работа над песней «Поппури» – куплеты.

Повторение песен «Планета детства», «Веснушки », «Песенка моя».

Игра «Дирижер»

 

Март

1. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Учить правильному положению корпуса при дыхании, ритмичному вдоху-выдоху

Развивать речевой и музыкальный слух, память , внимание, координацию

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Дыхательная гимнастика «Повороты головы»

пальчиковые игры: «В лесу»,

Повторение упражнения «Мы поем» Арсеева.

Пение попевок «Андрей-воробей», «Лесенка», «Музыкальное эхо».

Работа над песней «Планета детства»

Повторение песен «Военное поппури», «Простая песенка».

Ознакомление с песней «Хитрый кот».

2. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, речевая игра «Магазин игрушек».

Пение попевок «Паровоз», «Петушок».

Разучивание песни «Наследники Победы» - ознакомление с литературным текстом.

Повторение песен «Простая песенка».

Ознакомление с песней «Зеленые ботинки».

Игра «Дирижер».

3. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Укреплять голосовой аппарат, учить контролировать силу выдоха

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, упражнений «Ракета», «Бегемотик» по системе В.Емельянова.

Пение попевок «Мы поем» Арсеева, «Лошадки», «Велосипед».

Разучивание песен «Зеленые ботинки», «Наследники Победы».

Повторение песен «Военная игра».

Игра «Дирижер».

 

4. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

 

Выполнение упражнений «обними себя», «Жуки» из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок «Мы поем», «Велосипед», «Кукушка».

Разучивание песни «Хитрый кот». А. Петряшевой

Повторение песен «Булочки», «Зеленые ботинки» «Простая песенка».

Игра «Дирижер.

Апрель

1. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Учить детей следить за осанкой и правильным вдохе-выдохе. Выолнять дыхательные упражнения ритмично, под счет

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ритмический  слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики А.Стрельниковой,

Пение попевок «Андрей-воробей», «Ворон», «фокус-покус».

Работа над песнями «Наследники Победы»,,«Военное попури»,

 

 

Игра «Хлоп раз еще раз» Макшанцевой

2. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

Стимулировать творческие импровизации, самостоятельность в выполнении заданий.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Повторение попевок «Лягушка», «Паровоз», «Ворон».

Разучивание песни «Хитрый  кот»

Повторение песен «Военное поппури»,

Ознакомление с песней «Сладкоежки»

Игра «Дирижер».

3. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

Стимулировать творческие импровизации, самостоятельность в выполнении заданий.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок «Музыкальное эхо», «Лесенка».

Разучивание песен «Хитрый кот»,

Повторение песен «Сладкоежки», «Наследники Победы» «Планета детства».

Игра «Дирижер».

4. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

Стимулировать творческие импровизации, самостоятельность в выполнении заданий.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок «Петушок», «Мы поем», «Лошадки».

Повторение песен «Военное поппури», «Наследники Победы»

«Хитрый кот».

Игра «Хлоп раз еще раз»

 

Май

1. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

Стимулировать творческие импровизации, самостоятельность в выполнении заданий.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Повторение попевок «Музыкальное эхо», «Лесенка», «Петушок».

Повторение песен «Хитрый кот»,, «Простая песенка»,  «булочки»- работа над художественным образом.

Игра «Хлоп раз» муз. Е. Макшанцевой

 

2. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.Стимулировать творческие импровизации, самостоятельность в выполнении заданий.

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок на выбор детей. Повторение песен «Веснушки», «Песенка моя» - сравнение. Обсуждение названий песен, мнение детей об этом, обсудить какие еще названия могут быть для этих песен.

Игра «Дирижер»

 

3. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Развивать подвижность языка. Выразительное исполнение песен. Учить правильно передавать мелодию, петь умеренно, тихо, в разных темпах, без сопровождения инструмента и в сопровождении инструмента.

Стимулировать ладотональный слух, поощрять первоначальные поиски несложных песенных импровизаций.

Стимулировать творческие импровизации, самостоятельность в выполнении заданий.

 

Выполнение упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковой, вокальных упражнений по системе Емельянова.

Пение попевок «Мы поем», «Лягушка».

Закрепление изученного материала, пение песен по выбору детей. Распределение музыкального репертуара по характеру музыки. Подготовка к отчетному концерту

 

Игра «Дирижер»

 

4. Закрепление навыка правильного звукообразования и звуковедения.

Основы Сценического мастерства.

 

Вырабатывать у детей кантиленность в пении.

Стимулировать творческие

импровизации, вырабатывать сценическое поведение на концерте

 

Закрепление музыкального материала.

 

Отчетный концерт

 

 

2.7. Педагогический мониторинг освоения детьми рабочей программы

Вокально- хоровой  студии  «Карамельки»

 

Требования к уровню освоения программы

 

Ребенок  должен знать:

- исполняемые песни, выученные в течение года.

 

Должен уметь:

- петь самостоятельно, эмоционально-выразительно, смузыкальным сопровождением и без него;

- заинтересованнослушатьпесню,чувствовать её характери настроение;

- петь несложные песнив удобном диапазоне,исполнять их

выразительно имузыкально, правильнопередавать мелодию;

- различать в песнях вступление, припев, запев, проигрыш,заключение

-петь по руке дирижёра;

- самостоятельно импровизировать мелодии на заданнуютему.

- сохранять правильноеположение корпуса припении, свободноартикулируя, правильнораспределяя дыхание;

 

Должен владеть:

- певческими умениями и навыками (звукообразование,звуковедение, точность интонирования, певческая дикция,правильное дыхание).

- петь индивидуально иколлективно, ссопровождением и безнего.

 

Должен иметь представление:

- о различных видах песни;

- об истоках народной песни;

-о специальных терминах, связанных с певческойдеятельностью.

 

В мониторинг качества музыкального образования входит:

 

• Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков, развития уровня творческих и коммуникативных способностей воспитанников.

 

• Оценка качества промежуточных результатов программ

 

Методика диагностики построена на принципах, предлагаемых Е.А. Касмицкойи Гогоберидзе А.Г.

В основе разработанной диагностики лежит методикаО.Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»),а так же рекомендации по развитию певческого голоса В.В. Емельянова и М. А. Лазарева.

 

 

В соответствии с изученными методиками были определены уровни развития голоса и вокально–хоровых навыков для детей 5-7 лет.

Цель –  определение общего уровня развития голоса и овладения вокально–хоровыми навыками.

 

№ п/п

 

Критерии диагностики певческих хоровых навыков

 

 

 

Оценка

/баллы

  Уровень             

Точность              интонирования

Звуковеде

Ние

Дикция

Сила голоса

Певческие позиция и  дыхание

Навык выразительно

го пения

Умение петь в ансамбле

1.

 

Низкий1балл

Интонация отсутствует, «гудошник»

 

 

Пение отрывистое

 

Невнятная дикция, речевые нарушения

 

Голос слабый сиплый, не яркий

 

Корпус слабый, плечи опущены. Дыхание  зажато, берется непроизвольно, часто

 

неэмоционален

 

Не умеет петь в ансамбле, не слушает соседа

7-11

Баллов

 

   «Н»

2.

Средний 2балла

Интонирует направление движения музыки, чистые несколько нот

Голос естественный, иногда крикливый

Произношение в целом правильное, иногда не верно произносятся глас.исогл. в слове.

Голос яркий,

Сила звука неустойчивая

Удерживает корпус некоторое время, дыхание

произвольное, иногда рвет фразы

Старается, но лицо не выразительное

Старается выделиться, иногда выкрикивает, начинает раньше

Других

12-16

Баллов

 

   «С»

3.

Высокий 3 балла

Поет достаточно чисто, иногда не интонирует широкие скачки

Пение естественное, без напряжения, протяжное

Дикция четкая , формирование гласных правильное

Голос сильный, хорошо подвижен

Правильная позиция во время пения, без напоминания, дыхание свободное, по фразам

Поет выразительно, участвует мимика, передает характер голосом

Чувствует ансамбль, одновременно начинает и заканчивает пение.

17 – 21

 Балл

  «В»

 

 

 

При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально–хоровыми навыками все баллы суммируются:

 

н (недостаточный) уровень – от 7 до 11 баллов,     

с (средний) – от 12 до 16 баллов,  

д (достаточный) –от 17 до 21 баллов

Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в год (сентябрь-май) в форме группового и индивидуального обследования. Все данные заносятся в таблицу, по которой  делаются соответствующие выводы и проводится коррекционная работа.

 

 

2.8. Список литературы:

  1. Арсеневская О.Н./Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия,игры, упражнения. –Волгоград: Учитель,2011.-204с.
  2. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2011 г.
  3. Васильев М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». М. 2005, 129 с.
  4. Вайчене А.И. К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 2007, 220 с.
  5. Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М.: Просвещение, 2007, 196 с.
  6. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2008, 112 с.
  7. Демченко Д. С. “Вокальные игры с детьми” - М. «Луч», 2009, 86 с.
  8. Емельянов В.В.“Развитие голоса. Координация и тренаж” - СПб, 2007, 19с.
  9. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 2009, 143 с.
  10. Железнов С.С. Весёлые уроки М. Прогресс, 2005, 162с.
  11. Зимина А.Н. “Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста” - М., “Владос”, 2010, 242 с.
  12. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2009, 248 с.
  14. Комиссарова Е. В. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2009, 69 с.
  15. Кончева А. С., Яковлева М. А. “Вокальный словарь” - С-пб, “Музыка”, 2008, 156 с.
  16. Михайлова М. А. “Развитие музыкальных способностей детей” - Ярославль, “Академия развития”, изд. 3, 2012, 118 с.
  17. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., № 11.
  18. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  19. Щетинин, М.Н.// Стрельниковская дыхательная гимнастика . – М.; Айрис- пресс, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

репетиции в Центре Культуры "Железнодорожник" настоящее событие!!

 

занятия студии проводятся 2 раза в неделю
вторник 11.45
четверг 11.45