Главные вкладки
Стехова Людмила Николаевна
сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: Учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: работа с одаренными детьми
Увлечения: музыка, театр
Регион: Ставропольский край
Населенный пункт: с.Обильное
Место работы: МКОУ СОШ №21
Звание, ученая степень: учитель высшей категории
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/stekhova-lyudmila-nikolaevna-66
Добро пожаловать на мою страничку
О себе
Люблю свою профессию, детей . Люблю учить и учиться.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Л.Н.Толстой "Война и мир", книги В.Распутина
Моё портфолио
Урок литературы в 7 классе
Предметная тема: « Нам жизнь дана, чтобы любить» ( по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Метапредметная тема: «Добро и зло»
Эпиграфы:
Побеждай зло добром. (Библия)
Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот,
Кто не может совершать зло. ( Ю.Никулин)
Цели урока: 1) предметная: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью, закрепление знаний о способах создания образа литературного героя;
2) методологическая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; художественного вкуса, потребности в самостоятельном творческом чтении;
3) метапредметная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости.
Задачи:
-проследить за мыслями, чувствами и поступками Юшки и окружающих его людей, попытаться понять, нужны ли сочувствие и сострадание людям;
-совершенствовать навыки теоретического анализа.
Ход урока:
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя о добре и зле.
- Какое из высказываний вам ближе и почему?
Побеждай зло добром. (Библия.)
Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)
Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
2.Слово о писателе
Родился будущий писатель в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899 году. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» – окружал будущего писателя с раннего детства и именно к нему он проникся большой и тёплой любовью. Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских, мать – домохозяйка, ведь семья была большая, 11 детей, а Андрей был старшим, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет. Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе – литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста. В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию. Техникум окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом. Во время Великой Отечественной войны Платонов был корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Летом 1943 он был на Курской дуге, а весной 1944 года участвовал в боях за освобождение Украины. А.Платонов написал много произведений и для взрослых, и для детей. Самые известные его рассказы для детей: «Никита», «Ещё мама», «Маленький солдат», «Июльская гроза», «Цветок на земле». Он выпустил в литературной обработке сборники русских народных сказок, куда вошли «Финист – ясный сокол», «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
3.Словарная работа
-Какова на ваш взгляд тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми)
-А идея? (Побеждай зло добром)
-Да именно эти слова из Библии являются одним из эпиграфов к нашему уроку. Вот на примере жизни героев попробуем доказать, что добро побеждает зло.
-Давайте составим словарь темы, чтобы нам легче было решать поставленную цель.
(На доске слова ДОБРО И ЗЛО ). Подобрать слова
Любовь жестокость
Терпение насилие
Искренность грубость
Чуткость черствость
Трудолюбие
-В « Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение добра: «Нечто положительное, хорошее. Полезное, противоположное злу», зла: «Результат неправедности, непослушания Богу, результат греха».
В «Советском энциклопедическом словаре» добро и зло- «нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие. С одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с другой- нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей».
4. Работа с текстом. Решение основной проблемы урока.
- К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Платонова «Юшка». Какие вопросы возникли у вас во время чтения рассказа и вы хотели бы их обсудить? Давайте попытаемся осмыслить содержание рассказа, поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле. Выясним, какие проблемы ставит автор в своём произведении.
- Итак, главный герой рассказа – Юшка, и мы знакомимся с ним с самых первых строк. Автор даёт подробный портрет Юшки, показывает отношение к нему детей и взрослых. Давайте поработаем в группах над этими эпизодами, чтобы найти ответ на интересующие нас вопросы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Детьми движет не злоба и не ненависть. Все вокруг отвечают злом на зло. Это норма. Зло для детей – источник радости и веселья.
- Давайте проследим за поведением, чувствами и состоянием героев:
Дети Юшка
… переставали играть, бежали, … ничего не отвечал и не обижался
кричали
… поднимали ветки и бросали… … шёл тихо и не закрывал лицо
… снова окликали, бросали, трогали … шёл и молчал
и толкали
… опять толкали и кидали комья … не трогал и не отвечал
земли
… сильнее толкали…кричали … говорил
вокруг Юшки
… делали слишком больно радовался
радовались
Антитеза в поведении героев
Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались. Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).
Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.
В «Словаре русского языка» С.Ожегова – 2 значения слова терзать:
1. Разрывать на части.
2. Мучить нравственно.
Какое из этих значений имел в виду автор, говоря, что люди терзали Юшку?
(Оба)
- Представьте себя на месте детей. А в стороне за вами наблюдают родители… (выступление 3-ей группы).
Сделаем вывод: какой Юшка в глазах детей и взрослых?
Старый, больной, странный, слабый, жалкий, неказистый, плохо одетый, невзрачный, тихий, молчаливый, ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «юрод негодный»…
- Скажите, ребята, а среди людей, окружающих Юшку там, где он живёт, есть ли те, кто сочувствует ему? Докажите. (Да: кузнец, Даша, столяр).
-Почему и те и другие желают Юшке смерти?
(Для себя – считают, что им будет лучше жить без него;
для Юшки – чтоб он не мучился, не страдал). Считают, что его жизнь – мучение для него. Смерть может избавить его от этих мучений.
-Возникает вопрос: вправе ли кто-либо решать, кому жить а кому умирать, имеет ли кто-либо право покушаться на жизнь другого человека?
-Спросим Юшку, как он считает, в тягость ли Юшке его жизнь? (Нет, не в тягость, он уверен, что живёт не зря, что люди любят его, что он нужен людям). «А по надобности мы все равны…». Все люди рождены для жизни, и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убий!»
- Почему это происходит? Автор опять помогает нам с помощью художественной детали.
«Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду».
Родители: «…и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»
«Отдохни», – сказал прохожий и ушёл домой пить чай.
- Чего хотят люди?
- Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях. Значит, в семьях не читали Евангелие, никогда не говорили о духовных ценностях.
- Автор показал нам и другого Юшку, каким его никто из его знакомых не видел и не знал. Мы видим Юшку не страдающего, больного, жалкого, а счастливого и здорового. Когда? Каждое лето Юшка уходил из деревни. Никто толком не знал – куда. В стороне от людей он преображался.
(Читаю:
«В июле или августе… не скрывал более своей любви к живым существам». Кто продолжит? О чём пишет Платонов дальше? ( Юшка целовал цветы, гладил кору деревьев, всматривался в лица жуков и бабочек…). Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? Олицетворение. Найдите примеры (облачка рождающиеся, умирающие; голос рек бормочущих). Эпитеты: светлая теплота, сладкий воздух.)
Вывод: Юшка близок к природе, он сам – частица этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останется бессловесным, он не ответит ударом на удар, злом на зло.
- Что будет, если ударить топором по берёзе, сосне? (Сок побежит, смола выступит). А у Юшки от ударов? В глазах постоянная влага.
- Куда уходил Юшка каждое лето? (Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, не пьёт чай и не меняет одежду, чтобы она могла учиться и жить в достатке).
Вывод: какой Юшка на самом деле?
Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий, терпеливый, умеет сострадать, чутко сочувствовать, человеколюбивый, милосердный, бескорыстный, он побеждает зло добром, он живёт по законам Божьим.
- Юшка никогда никому не приносил зла, никогда никого не обидел (рисунок из учебника).
-Зачитаем эпизод «Встреча с весёлым прохожим».
Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?
- Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни. Именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя же всё время терпеть.
-Чем помешал Юшка весёлому прохожему?
Что он сказал, увидев Юшку? «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело?» А другие говорили так:
«Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?»
Подберите однокоренные слова: блаженный, благополучный, благодарный, благовоспитанный, благонравный.
- Почему так принижено слово «благо» в грубое «блажной»? От жестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах. Он где-нибудь называет сердце жестоким?
«Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое».
-Что значит слепое?
«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
-Что произошло после смерти Юшки? Поняли ли они, что по отношению к Юшке поступали неправильно?
(Они все пришли на похороны, попросили прощения у Юшки и … забыли.)
-Жить без Юшки стало хуже. Почему?
«Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».
- Значит прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен?
Да, прав. Он был мудрее их.
- Обратимся к эпиграфам. Что же, зло победило? Ведь Юшка погиб? Нет.
-«Добро из добра приходит». Платонов воспевал добро, подчёркивал, что оно всегда побеждает зло. Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?
- Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечит людей от туберкулёза. Её все называют дочерью доброго Юшки.
- Такой приём, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми:
добро Юшки продолжила девушка, которой он помог вырасти и получить образование.
- Прочитайте, как выглядела девушка.
«Девушка на вид была…»
- На кого похожа девушка? На Юшку. Но девушка ему не дочь, не родня. Что же делает их похожими? Доброта, которая есть в них, делает их родными.
- Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнают после его смерти?
Вывод. В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.
- Чему учит писатель?
А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.
-Проблема взаимоотношений человека с человеком, добра и зла – вечная проблема, которая находит своё отражение и в Библии, и в произведениях УНТ, в творчестве писателей и поэтов (слова Б.Пастернака).
-И Платонов верил в это и хотел, чтобы в это верили и мы.
5.Подведение итогов урока
-Как вы можете объяснить пословицу «Не делай добра – не получишь зла».
«Добро уныло и занудливо,
И постный вид, и ходит боком,
А зло обильно и причудливо,
Со вкусом, запахом и соком.» (И. М. Губерман)
-О чем заставил задуматься рассказ А.Платонова «Юшка»?
-К каким выводам вы пришли?
Вывод: Обсуждая смысловые версии, дети приходят к выводу: «У Юшки, несмотря на неказистую внешность, добрая, отзывчивая, настоящая душа». Возможно, ученики придут к другому выводу.
6.Домашнее задание: написать мини-сочинение 1. «Хотели бы вы быть похожими на Юшку? Почему?», 2.»Что значит уметь любить человека?», 3. «Можно ли назвать Юшку красивым человеком?»
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты