Стрекалов Алексей Львович

Сайт преподавателя математики

Миром правит любовь

Профессия: преподаватель

Профессиональные интересы: русские шашки, история математики

Увлечения: русские шашки, спорт

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: Лисино -Корпус

Место работы: Лисинский Лесной Колледж

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/strekalov-aleksey-lvovich
Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит.
М.В.Ломоносов

Здравствуйте дорогие друзья. Я рад приветствовать вас на моей страничке.

О себе

Здравствуйте друзья1 Я работаю преподавателем математики в Лисинском лесном колледже третий год. До этого, четырнадцать лет я работал учителем математики в школах Санкт-Петербурга. Для повышения мотивации и интереса учащихся к изучению предмета я постоянно ввожу на уроках исторические справки, рассказываю в краткой форме истории развития тех или иных математических понятий. Кроме того, в рамках дополнительного образования, я веду кружок "Русские шашки", что по моему глубокому убеждению серьезно развивает у студентов логическое и абстрактное мышление, не говоря уже о других полезных качествах.  Приведу пример

 

 Математик, не являющийся

хоть немного поэтом, не может

Быть настоящим математиком.

           

                                                                                                                                                                                        Карл Вейерштрасс

 

 

 

            В настоящее время появилась проблема мотивации учащихся в изучении предметов. Особенно остро она проявляется на уроках естественно-научного цикла.

По глубокому убеждению автора, опираясь на опыт великих педагогов и свой личный опыт преподавания математики этот вопрос можно разрешить, если проводить уроки в более живой, доступной и интересной форме. Можно перечислить различные формы и методы, такие как игровые уроки, исторические, прикладные, уроки с ярко выраженными межпредметными связями и другие.

          Настоящая работа посвящена исторической форме работы с учениками на уроках алгебры. По каждой теме предлагается проводить краткую беседу попутно с изучением программного материала. В среднем на каждые 5-6 уроков приходиться одна беседа.

          Условный термин «беседа» следует понимать как сообщение некоторого факта из истории математики, который может быть преподнесен ученикам в виде рассказа учителя, рассмотрения и объяснения рисунка, краткого замечания, разбора задачи, сопровождаемого исторической справкой.

          Знакомство учеников с фрагментами истории алгебры в связи с изучением основ предмета на уроках имеет вполне определенные цели, а именно:

  1. сведения из истории повышают интерес школьников к изучению математики и углубляют понимание ими изучаемого раздела программы.
  2. Ознакомление с историческими фактами расширяет умственный кругозор учеников и повышает их общую культуру, позволяет лучше понять роль математики в современном обществе.
  3. Знакомство с историческим развитием математики способствует общим целям воспитания подрастающего поколения.

На первый взгляд кажется трудным найти на уроке время, необходимое для ознакомления с историческим материалом. Однако вопрос о формах использования элементов истории математики на уроках почти

 

 

полностью подчинен главному вопросу – связи с изучаемой в школе алгебры с историей. Какая бы не была форма сообщения исторических фактов – краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка, - использованное время (5-15 мин) нельзя считать потерянным напрасно, если учитель сумел преподнести исторический факт в тесной связи с изучаемым на уроке тематическим материалом.

     Следует отметить, что объем данной  работы не позволяет привести все беседы по всем темам алгебры. Автор ограничился лишь малой частью наиболее ярких и доступных из них.

    Необходимо также отметить, что исторический материал вводится автором не только на уроках алгебры, но и математического анализа (вводится история развития таких понятий, как предел, производная,  интеграл), и геометрии (рассматриваются не только исторические моменты геометрии Евклида, но и не Евклидовых геометрий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий обзор исторического

развития алгебры

 

          Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых действий, произведенных над искомыми и данными величинами. Такие задачи сводятся к решению одного или системы нескольких уравнений, к нахождению искомых с помощью алгебраических действий над данными величинами. В алгебре изучаются общие свойства действий над величинами.

          Некоторые алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне. Немало свойств, правил действий над величинами, алгебраических приемов знали ученые Древней Греции. Однако они выражали их в геометрической форме. Следы геометрической алгебры встречаются поныне в терминах «квадрат» числа, «куб» числа и т.д. процесс освобождения алгебры от геометрической формы и создание буквенной символики начался еще в Древней Греции (Диофант) и был продолжен в Индии ив средние века в Европе. Однако, лишь после того как Виет ввел буквенное обозначение не только для неизвестных, но и для известных величин, после появление трудов Декарта, Ньютона и других ученых этот длительный исторический процесс был в основном завершен.

          Введение в алгебру операций над буквенными символами ознаменовало начало переменных величин. Рассмотрение переменных величин, связей между ними и введение декартовых координат привели к понятию функций.

          Понятие переменной величины и функции возникли в XVII в. не случайно, а под влиянием запросов естествознания, требовавшего изучения явлений, связанных с движением. Примерно до середины XIX в. на развитие алгебры влияла в основном проблема решения уравнений.

          Под влиянием исследований молодого французского математика Э.Галуа (1811-1832) в дальнейшем развитии особенно в XXв., алгебра все больше определялась как наука об общих алгебраических операциях (действиях). Значение современной алгебры выходит далеко за пределы учения об уравнениях. Алгебра широко применяется в любом разделе математики, в естествознании и технике. Она продолжает бурно развиваться и в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

Алгебраические сведения в «Арифметике»

Л.Ф.Магницкого

 

 

 

«Арифметика» Магницкого, изданная в 1703 г., наряду с подробным и систематическим изучением арифметики содержала также сведения из алгебры. По книге Магницкого русский читатель впервые знакомился с действиями над многочленами, с правилами решения уравнений первой и второй степени. Хотя в целом Магницкий не употреблял еще алгебраической символики, он все же был знаком с нововведением Виета, следуя которому обозначал неизвестные величины прописными гласными, а известные согласными буквами. Подобно английскому математику Т.Гарриоту он еще писал вв, ввв… вместо в , в , …

          В левом нижнем углу заглавного листа «Арифметики» Магницкого изображена доска со следующей записью: 

        2R + 1

                                                                           3R ¸ 2

                                                                           6g + 3R

                                                                                ¸ 4R ¸ 2

                                                                             6g ¸ 1R ¸ 2

 

          Это не что иное, как умножение «столбиком» двух многочленов. Буквой R (начальная в латинском слове Radix – корень) обозначено неизвестное (наш X), буквой g – неизвестное в квадрате. Черточка с точками ¸ служила знаком вычитания.

          Задание ученикам: Переписать запись Магницкого современными символами и проверить умножение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неравенства

 

 

           В 1557 г., когда Роберт Рекорд впервые ввел знак равенства, он мотивировал свое нововведение следующим образом: никакие два предмета не могут быть между собой более равными, чем два параллельных отрезка. Знак равенства Рекорда стал, однако, общеупотребляемым лишь в XVIII в. после того как им стали пользоваться Лейбниц и его последователи.

          Знаки неравенства (>,<) появились впервые в 1631 г. но понятие неравенства, как и понятие равенства, возникло в глубокой древности.

           В развитии математической мысли без сравнения величин, без понятия «больше» и «меньше» нельзя было дойти до понятия равенства, тождества, уравнения. Приближенные вычисления также связаны с понятием неравенства.

          Некоторые неравенства древности.

  1. В V книге начал Евклида доказывается:

« если а – наибольшее число в пропорции

а  =   с

                                                                             в       d                 

 

          где а, в, с, d – положительные числа, то существует неравенство

         

                                                          а + d > в + с                 

 

          Докажите!»                  

 

  2) В основном труде Паппа Александрийского, названном «Математическое собрание»          и написанном в III в., доказывается:

 

     «Если   а >   с

                  в      d ,   то аd > вс  ( а > 0,  в > 0, с > 0, d > 0 )

          Докажите!»

 

Символы  ³  и  £  были введены в 1734 г. французским математиком Пьером Буге. Еще более 2000 лет назад было известно следующее неравенство:

 

            а * в  £  а + в

  1. ,

 

где а, в ³ 0. Словами оно выражается так: среднее геометрическое двух неотрицательных чисел не больше среднего арифметического этих чисел.

Задание ученикам: доказать неравенство.

 

Как составлял и решал Диофант

Квадратные уравнения

 

 

 

            При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает неизвестные.

                   Вот, к примеру одна из его задач.

«Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение – 96».

Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 96, а 100. таким образом , одно из них будет больше половины их суммы, т.е. 10 + x, другое же меньше, т.е. 10 – x. Разность между ними 2x. Отсюда уравнение

                   (10 + x) * (10 – x) = 96 , или же

                             100 – x   =  96

                             x  - 4  = 0

отсюда x = 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение 

x = -2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала тока положительные числа.

Ясно, что, выбирая  в качестве неизвестного полуразность искомых чисел, Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного квадратного уравнения.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О теореме Виета

 

 

 

          Теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями, носящая имя Виета, была им сформулирована впервые в 1591 г. следующим образом : «Если В + D, умноженное на А минус А , равно АD, то А равно В и равно D».

Чтобы понять Виета, следует вспомнить, что А, как и всякая гласная буква, означала у него неизвестное ( наше x ), гласные же В, D – коэффициенты при неизвестном. На языке современной алгебры вышеприведенная формулировка Виета означает:

Если имеет место

                              (а + в) xx = ав,

т.е.                        x  - (а +в)x + ав = 0

то                          x  = а , x  = в

 

Выражая зависимость между корнями и коэффициентами уравнений общими формулами, записанными с помощью символов, Виет установил единообразие в приемах решения уравнений. Однако символика Виета еще далека от современного вида. Он не признавал отрицательных чисел и поэтому при решении уравнений рассматривал лишь случаи, когда все корни положительны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системы двух уравнений первой степени

с двумя неизвестными

 

 

 

Издавна применялось исключение неизвестных из линейных уравнений. В XVII – XVIII вв. приемы исключения разрабатывали Ферма, Ньютон, Лейбниц, Эйлер, Безу, Лагранж и др.

В современной записи система двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеет следующий вид

                                                          а x + в у = с

                                                          а x + в у = с

 

Решение этой системы выражается формулами

 

          с в  - с в   ,                а с  - а с                     

          а в  - а в                    а в  - а в

 

Нижние индексы при буквах впервые употребил в 1675 г. немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, что в большей мере способствовало созданию теории определителей.

Благодаря методу координат, созданному в XVII в. Ферма и Декартом, стало возможным геометрическое решение уравнений системы. Так называемый графический метод решения состоит в построении абсциссы x и ординаты у точки пересечения двух соответствующих прямых (рис.)   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

История математики, Библия.

Моё портфолио

Рад всех приветствовать на своей страничке.
  В настоящее время появилась проблема мотивации учащихся в изучении предметов. Особенно остро она проявляется на уроках естественно-научного цикла.

По глубокому убеждению автора, опираясь на опыт великих педагогов и свой личный опыт преподавания математики этот вопрос можно разрешить, если проводить уроки в более живой, доступной и интересной форме. Можно перечислить различные формы и методы, такие как игровые уроки, исторические, прикладные, уроки с ярко выраженными межпредметными связями и другие.

          Настоящая работа посвящена исторической форме работы с учениками на уроках алгебры. По каждой теме предлагается проводить краткую беседу попутно с изучением программного материала. В среднем на каждые 5-6 уроков приходиться одна беседа.

          Условный термин «беседа» следует понимать как сообщение некоторого факта из истории математики, который может быть преподнесен ученикам в виде рассказа учителя, рассмотрения и объяснения рисунка, краткого замечания, разбора задачи, сопровождаемого исторической справкой.

          Знакомство учеников с фрагментами истории алгебры в связи с изучением основ предмета на уроках имеет вполне определенные цели, а именно:

  1. сведения из истории повышают интерес школьников к изучению математики и углубляют понимание ими изучаемого раздела программы.
  2. Ознакомление с историческими фактами расширяет умственный кругозор учеников и повышает их общую культуру, позволяет лучше понять роль математики в современном обществе.
  3. Знакомство с историческим развитием математики способствует общим целям воспитания подрастающего поколения.

На первый взгляд кажется трудным найти на уроке время, необходимое для ознакомления с историческим материалом. Однако вопрос о формах использования элементов истории математики на уроках почти

 

 

полностью подчинен главному вопросу – связи с изучаемой в школе алгебры с историей. Какая бы не была форма сообщения исторических фактов – краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка, - использованное время (5-15 мин) нельзя считать потерянным напрасно, если учитель сумел преподнести исторический факт в тесной связи с изучаемым на уроке тематическим материалом.

     Следует отметить, что объем данной  работы не позволяет привести все беседы по всем темам алгебры. Автор ограничился лишь малой частью наиболее ярких и доступных из них.

    Необходимо также отметить, что исторический материал вводится автором не только на уроках алгебры, но и математического анализа (вводится история развития таких понятий, как предел, производная,  интеграл), и геометрии (рассматриваются не только исторические моменты геометрии Евклида, но и не Евклидовых геометрий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий обзор исторического

развития алгебры

 

          Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых действий, произведенных над искомыми и данными величинами. Такие задачи сводятся к решению одного или системы нескольких уравнений, к нахождению искомых с помощью алгебраических действий над данными величинами. В алгебре изучаются общие свойства действий над величинами.

          Некоторые алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне. Немало свойств, правил действий над величинами, алгебраических приемов знали ученые Древней Греции. Однако они выражали их в геометрической форме. Следы геометрической алгебры встречаются поныне в терминах «квадрат» числа, «куб» числа и т.д. процесс освобождения алгебры от геометрической формы и создание буквенной символики начался еще в Древней Греции (Диофант) и был продолжен в Индии ив средние века в Европе. Однако, лишь после того как Виет ввел буквенное обозначение не только для неизвестных, но и для известных величин, после появление трудов Декарта, Ньютона и других ученых этот длительный исторический процесс был в основном завершен.

          Введение в алгебру операций над буквенными символами ознаменовало начало переменных величин. Рассмотрение переменных величин, связей между ними и введение декартовых координат привели к понятию функций.

          Понятие переменной величины и функции возникли в XVII в. не случайно, а под влиянием запросов естествознания, требовавшего изучения явлений, связанных с движением. Примерно до середины XIX в. на развитие алгебры влияла в основном проблема решения уравнений.

          Под влиянием исследований молодого французского математика Э.Галуа (1811-1832) в дальнейшем развитии особенно в XXв., алгебра все больше определялась как наука об общих алгебраических операциях (действиях). Значение современной алгебры выходит далеко за пределы учения об уравнениях. Алгебра широко применяется в любом разделе математики, в естествознании и технике. Она продолжает бурно развиваться и в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

Алгебраические сведения в «Арифметике»

Л.Ф.Магницкого

 

 

 

«Арифметика» Магницкого, изданная в 1703 г., наряду с подробным и систематическим изучением арифметики содержала также сведения из алгебры. По книге Магницкого русский читатель впервые знакомился с действиями над многочленами, с правилами решения уравнений первой и второй степени. Хотя в целом Магницкий не употреблял еще алгебраической символики, он все же был знаком с нововведением Виета, следуя которому обозначал неизвестные величины прописными гласными, а известные согласными буквами. Подобно английскому математику Т.Гарриоту он еще писал вв, ввв… вместо в , в , …

          В левом нижнем углу заглавного листа «Арифметики» Магницкого изображена доска со следующей записью: 

        2R + 1

                                                                           3R ¸ 2

                                                                           6g + 3R

                                                                                ¸ 4R ¸ 2

                                                                             6g ¸ 1R ¸ 2

 

          Это не что иное, как умножение «столбиком» двух многочленов. Буквой R (начальная в латинском слове Radix – корень) обозначено неизвестное (наш X), буквой g – неизвестное в квадрате. Черточка с точками ¸ служила знаком вычитания.

          Задание ученикам: Переписать запись Магницкого современными символами и проверить умножение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неравенства

 

 

           В 1557 г., когда Роберт Рекорд впервые ввел знак равенства, он мотивировал свое нововведение следующим образом: никакие два предмета не могут быть между собой более равными, чем два параллельных отрезка. Знак равенства Рекорда стал, однако, общеупотребляемым лишь в XVIII в. после того как им стали пользоваться Лейбниц и его последователи.

          Знаки неравенства (>,<) появились впервые в 1631 г. но понятие неравенства, как и понятие равенства, возникло в глубокой древности.

           В развитии математической мысли без сравнения величин, без понятия «больше» и «меньше» нельзя было дойти до понятия равенства, тождества, уравнения. Приближенные вычисления также связаны с понятием неравенства.

          Некоторые неравенства древности.

  1. В V книге начал Евклида доказывается:

« если а – наибольшее число в пропорции

а  =   с

                                                                             в       d                 

 

          где а, в, с, d – положительные числа, то существует неравенство

         

                                                          а + d > в + с                 

 

          Докажите!»                  

 

  2) В основном труде Паппа Александрийского, названном «Математическое собрание»          и написанном в III в., доказывается:

 

     «Если   а >   с

                  в      d ,   то аd > вс  ( а > 0,  в > 0, с > 0, d > 0 )

          Докажите!»

 

Символы  ³  и  £  были введены в 1734 г. французским математиком Пьером Буге. Еще более 2000 лет назад было известно следующее неравенство:

 

            а * в  £  а + в

  1. ,

 

где а, в ³ 0. Словами оно выражается так: среднее геометрическое двух неотрицательных чисел не больше среднего арифметического этих чисел.

Задание ученикам: доказать неравенство.

 

Как составлял и решал Диофант

Квадратные уравнения

 

 

 

            При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает неизвестные.

                   Вот, к примеру одна из его задач.

«Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение – 96».

Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 96, а 100. таким образом , одно из них будет больше половины их суммы, т.е. 10 + x, другое же меньше, т.е. 10 – x. Разность между ними 2x. Отсюда уравнение

                   (10 + x) * (10 – x) = 96 , или же

                             100 – x   =  96

                             x  - 4  = 0

отсюда x = 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение 

x = -2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала тока положительные числа.

Ясно, что, выбирая  в качестве неизвестного полуразность искомых чисел, Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного квадратного уравнения.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О теореме Виета

 

 

 

          Теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями, носящая имя Виета, была им сформулирована впервые в 1591 г. следующим образом : «Если В + D, умноженное на А минус А , равно АD, то А равно В и равно D».

Чтобы понять Виета, следует вспомнить, что А, как и всякая гласная буква, означала у него неизвестное ( наше x ), гласные же В, D – коэффициенты при неизвестном. На языке современной алгебры вышеприведенная формулировка Виета означает:

Если имеет место

                              (а + в) xx = ав,

т.е.                        x  - (а +в)x + ав = 0

то                          x  = а , x  = в

 

Выражая зависимость между корнями и коэффициентами уравнений общими формулами, записанными с помощью символов, Виет установил единообразие в приемах решения уравнений. Однако символика Виета еще далека от современного вида. Он не признавал отрицательных чисел и поэтому при решении уравнений рассматривал лишь случаи, когда все корни положительны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системы двух уравнений первой степени

с двумя неизвестными

 

 

 

Издавна применялось исключение неизвестных из линейных уравнений. В XVII – XVIII вв. приемы исключения разрабатывали Ферма, Ньютон, Лейбниц, Эйлер, Безу, Лагранж и др.

В современной записи система двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеет следующий вид

                                                          а x + в у = с

                                                          а x + в у = с

 

Решение этой системы выражается формулами

 

          с в  - с в   ,                а с  - а с                     

          а в  - а в                    а в  - а в

 

Нижние индексы при буквах впервые употребил в 1675 г. немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, что в большей мере способствовало созданию теории определителей.

Благодаря методу координат, созданному в XVII в. Ферма и Декартом, стало возможным геометрическое решение уравнений системы. Так называемый графический метод решения состоит в построении абсциссы x и ординаты у точки пересечения двух соответствующих прямых (рис.)   


http://vk.com/id152954563

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы