Бубнова Светлана Евгеньевна

сайт учителя музыки

«Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Учитель музыки.

Увлечения: Поделки из атласных лент

Страна: Россия

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г.Саранск

Место работы: МОУ "Центр образования "Тавла"-Средняя общеобразовательная школа № 17"

Звание, ученая степень: Почетная грамота Госсобрания Республики Мордовия

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/svetlana-evgenevna-bubnova
«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)

"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека."

О себе

Образование: высшее
Профессиональное образование: учитель музыки и пения,музыкальный факультет
МГПИ им. М.Е. Евсевьева.
Стаж педагогической работы по специальности: 28 лет
Общий трудовой стаж: 31 лет
Наличие квалификационной категории: высшая
 
 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ш.Амонашвили "Здравствуйте дети"

Э.Б.Абдуллин "Теория и практика музыкального обучения в школе"

Мой взгляд на мир

В хорошее не нужно верить,хорошее нужно делать!.

Мои достижения

Моё портфолио

« Применение информационно- коммуникационных технологий на уроках музыки.»

 

 

1.Актуальность и перспективность опыта.

 

 Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

            Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

Учебным планом предусмотрены лишь по одному уроку музыки    в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема: «Увеличение интенсивности урока, его насыщенности». Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

           Если использовать информационно-коммуникационные технологии  на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности  и качество образования. 

Для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Опыт работы в школе показывает, учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Применение компьютера на уроках музыки   может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии композиторов, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных композиторов и художников, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного композитора, прослушивание мастеров музыки, их исполнения  в соответствии с целью и  объектом исследования определены следующие задачи:

1 обобщить собственный опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки;

            2 разработать методические материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий.

3. Использование современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей, а также пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.                   

 4. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться и т. п.

 5. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.                       

  6. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.                                                           

   7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

 

 

 

2. Концептуальность педагогического опыта

 

            Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества -это целое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.

            Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов на уроках музыки.

 

            Своеобразие предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.

            Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учеником реализуется концептуальная идея сотрудничества в опыте современного образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс я осваиваю на принципах концептуальных идей педагогики сотрудничества и представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества на практике.

 

            Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.

            Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями и методиками  обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания

 А это значит, что внедрение компьютерных технологий в школе на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны. Использование информационных технологий создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение

            Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

 - принцип равенства позиций;

 - принцип доверительности;

 - принцип обратной связи;

 - принцип занятия исследовательской позиции.

 

      Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

 

3.Наличие теоретической базы опыта.

 

В ходе своего опыта я использовала идеи ведущих в области педагогики и психологии отечественных ученых: Г.К. Селевко, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина и др. об активизации учебно-познавательной деятельности обучащихся. За методологическую основу своего опыта я взяла труды современных авторов, изучавших проблему творчества и психологии личности (Л.С. Выготского, A.M. Матюшкина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.).

Мой опыт базируется на трудах учёных о применении в образовательном процессе в школе ИКТ (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Н.А. Лепской, М.В. Моисеевой, Б.Хантер и др.).

Наиболее важными в своем опыте считаю принципы ИКТ, изложенные в работе «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств» Г. К. Селевко.

Изучив опыт ведущих ученых, педагогов, я наметила свой путь использования ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

 

                                                     4 .Технология опыта.

 

Целью своего педагогического опыта считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
  • организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
  • повышение текущей успеваемости и качества знаний.

Основные направления использования ИКТ на уроке музыки.

Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы: Internet Explorer для возможности выхода в Интернет,  PowerPoint, Elite Panaboard book для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, Picture Manager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах BMP, EMF, GIF, JPEG, PNG, TIFF и WMF; Excel для составления проверочных тестов, таблиц,графиков и диаграмм,

На уроках широко использую электронные образовательные ресурсы, позволяющие эффективно решать задачи:

  • обеспечение уроков информацией;
  • демонстрация учебной информации;
  • поддержка различных активных форм занятий;
  • закрепление знаний,навыков и умений;
  • оценка и контроль знаний.

В своей работе активно использую электронные образовательные ресурсы нового поколения (НП); использую их и в учебном процессе, и для самостоятельного изучения информации учащимися с целью формирования у учащихся ключевых компетенций по предмету.

Учебные материалы ЭОР соответствуют современным требованиям в предметной области «Музыка» , разработаны с учетом современных возможностей информационных технологий , возрастных ограничений взаимодействия с компьютером учащихся, особенностей восприятия информации с экрана.

Традиционный урок комбинированного типа условно можно структурировать следующим образом:

  1. предъявление информации;
  2. практическое закрепление навыков ;
  3. контроль учебных достижений.

ЭОР НП состоит из трех модулей:

  • информационный (изучение нового);
  • практический (исследовательская деятельность );
  • модуль контроля.

Некоторые модули имеют различные варианты подачи одной и той же темы, различающиеся уровнем сложности, формой подачи информации содержанием, что дает возможность составлять индивидуальную траекторию обучения. 

Тема «Симфонический оркестр»

Учитель заранее записывает приготовленные вопросы на доске. Самостоятельно прослушав лекцию, ученики должны ответить на вопросы. Ученики должны внимательно слушать информацию, чтобы ответить на вопросы(активизация внимания). Ответы детей можно организовать в виде соревнования. Класс делится на три группы .Каждой группе задается одинаковое количество вопросов, за каждый правильный ответ команда получает один балл.В итоге определяется команда победителей.

Примеры устных вопросов:

1. Струнный смычковый инструмент симфонического оркестра.

2. Струнный смычковый инструмент симфонического оркестра.

3. Ударный инструмент симфонического оркестра.

4. Струнный щипковый инструмент.

5. Медный духовой инструмент симфонического оркестра.

6. Струнный смычковый инструмент симфонического оркестра.

7. Деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

8. Клавишный инструмент.

9. Медный духовой инструмент симфонического оркестра.

 

Далее к устным вопросам учителя можно добавить тестовую часть этого модуля.

Урок – самостоятельное изучение темы учащимися с использованием ОМС.

1 вариант

Сначала учащиеся самостоятельно изучают модуль, работая за персональным компьютером, затем объединяются в группы. Каждая группа по изученной теме придумывает вопросы для других групп. Вопросы не должны повторяться. Далее учащиеся выполняют самостоятельную работу за ПК (практический модуль к теме).

2 вариант (многовариантный модуль).

Для изучения новой темы учащиеся самостоятельно выбирают вариант модуля . Образуются команды по количеству вариантов модуля. Команды обмениваются информацией, дополня друг друга . Для закрепления знаний дается самостоятельная работа за персональным компьютером.

Урок – контроля знаний.

Работа в группах. Одна группа выбирают вариант модуля для практики , самостоятельно работает за компьютерами. В это время другая группа проходит тестирование в презентации. Потом группы меняются местами.
Огромную помощь на уроках дают мультимедийные учебные пособия, художественные программы от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА». Учащиеся с интересом работают с «Энциклопедией популярной музыки Кирилла и Мефодия». Это российская мультимедиа-энциклопедия, в которой можно найти информацию практически о современной музыке, группах и исполнителях, композиторах. Энциклопедия дает возможность прослушать музыку или посмотреть видеоклип.

Фонограммы, репродукции, фотографии в этой энциклопедии встроены по алфавиту и по жанровому принципу, снабжены гиперссылками. Учитель может по собственному усмотрению выбирать различные формы знакомства с информацией: от авторской подачи материала до творческих работ учащихся.

Благодаря различным компьютерным дискам («Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и др.) можно виртуально путешествовать во времени и пространстве ,по эпохам, странам, знакомится с лучшими музыкальными образцами, с лучшими исполнителями мира, со стилями и направлениями в музыке , можно оказаться в гостях у художника в мастерской , в музее изобразительного искусства, в музее музыкальных инструментов. Например, знакомясь с темой « Оркестр русских народных инструментов», учащиеся могут не только услышать звучание музыкальных инструментов, но и увидеть вдохновенное исполнение музыкантов, понаблюдать за процессом управления оркестром выдающихся дирижеров.
Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеофрагменты, рассказы о произведениях, музыкальные экскурсии по разным странам, словарь терминов, учебно-развивающие викторины , видеофрагменты.

Очень интересен электронный образовательный ресурс «Шедевры музыки» . В этом ресурсе представлена информация в виде лекции о музыкальных эпохах и жанрах; биографии 40 композиторов; биографии музыкальных деятелей, дирижеров, исполнителей ; словарь музыкальных терминов; интерактивные статьи о музыкальных классических шедеврах; образцы звучания инструментов симфонического оркестра; познавательный тест-игра; огромное количество уникальных иллюстраций; видеофрагменты опер и балетов.

Использование интерактивной доски на уроке.

Говоря о применении современных ИКТ в организации учебного процесса, нельзя не упомянуть об использовании интерактивной доски, применение которой позволяет по-новому использовать информацию( графическую, текстовую, звуковую, видеоинформацию), обогащать методические возможности учебного процесса, условия для самовыражения обучающихся, поддерживать интерес школьников к предмету, придать уроку современный уровень, помогает активизировать творческий потенциал ребенка.

На интерактивной доске можно печатать, редактировать,сохранять текст, показывать презентации,видеофильмы, выходить в интернет. Интерактивная доска позволяет использовать огромное количество наглядности.

Интерактивная доска позволяет управлять процессом презентации, сохранять материалы урока для дальнейшего использования , потому что в ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством .На доске можно писать и делать пометки поверх всех документов, диаграмм и веб-страниц в презентациях Power Point, elite Panaboard software и др.,+перемещать объекты, работать с цветом, использовать спецэффекты (например «Шторка») и т.д. На доске удобно повторять пройденный материал, возвращаясь к нему в любой момент урока. Достаточно лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть файл, или запустить Интернет, или сделать необходимую запись.

На уроках музыки использую следующие виды работы с интерактивной доской:

  • как средство наглядности при изучении нового материала (видео, мультимедиа, компакт-диски);
  • презентации учителя к уроку;
  • закрепление пройденного материала;
  • проведение проверочных, самостоятельных работ;
  • контроль и проверка знаний учащихся (тесты, игры-викторины, нотная грамота
  • Предлагаю ссылку на материал, который ученики могут обработать на уроке музыки или дома в сети Интернет http://eomi.ws/. По этому адресу можно найти информацию о музыкальных инструментах симфонического оркестра, об истории возникновения инструментов. Здесь можно рассмотреть строение инструментов, послушать их звучание.

Урок музыки с примененнием интерактивной доски имеет ряд преимуществ для учащихся:

  • создает условия для коллективной работы учащихся, социальных навыков;
  • освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
  • сложный материал становится более доступным для учащихся благодаря более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • делает занятия увлекательными и интересными, развивает мотивацию;
  • способствует развитию креативности учащихся, их уверенности в себе;
  • для работы с доской не нужна клавиатура, что упрощает работу с ней, что повышает вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Систематическое использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию наблюдательности, эстетической восприимчивости.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.

Одним из социальных заказов современного общества является воспитание личности, способной к саморазвитию, самообразованию, которая могла бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Наиболее результативным для решения поставленной задачи является проектная технология, интерес к которой возрастает в последниегоды в педагогической практике. В процессе проектной дейтельности формируется человек, умеющий действовать не только по образццу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию, умеющий анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать ввыводы, принимать самостоятельно решения.

Проекты по продолжительности быват разными (от одного урока до нескольких месяцев). Класс мною разбивается на несколько групп, но возможно и индивидуальное выполнение. Выбрав из предложенных мною множества тем свою, группы определяют цель исследования, выдвигают гипотезу, продумывают способы реализации поставленной цели, составляют план исследования. На организационно-подготовительном этапе школьники распределяют между собой обязанности: одна группа работает с текстом, другая – с иллюстрациями, третья-с музыкой и т.п.. На поисковом этапе ребята изучают, анализируют и систематизируют собранную информацию. После выполнения этой работы проходит защита проекта, когда каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам.

Защиту проектов можно превратить в увлекательный праздник (фестиваль искусств, соревнование команд, всеобуч для родителей, музыкальный ринг, театрализация, представления для младших школьников, и т.п. ).Зрелищность проекту придаст компьютерная презентация.

Это позволяет разнообразить средства воздействия на обучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.

 

5.Результативность

           

       Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:

  • повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого

                    ученика,

  • приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную    

                    деятельность,

  • активизация познавательной деятельности и творческой активности

                    учащихся,

  • формированию личностных качеств ученика,
  • развитие у школьников операционного мышления, направленности на  

                    поиск оптимальных решений,

  • формирование умения организовать сбор информации и правильно ее

                    использовать,

  • формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового

                    образа жизни.

       

           Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей,  добиться хороших результатов.  

 

 

 

 

место

этап

год

ФИО

Название конкурса

Гран-при

Муниципальный

2015

Рузманов Артем

Смотр худ.самодеятельности «Наследники Победы»

Победитель

Республиканский

2015

Зотов Михаил

Конкурс музыкального творчества МЧС России «Мелодии чутких сердец»

Призер

Республиканский

2015

Левщанова Виктория

Олимпиада по музыке

Призер

Республиканский

2015

Николаева Алена

Олимпиада по музыке

Призер

Муниципальный

2016

Ансамбль «Родники»

«Юные искусники»

Призер

Российский

2018

Ансамбль  «Поющие Тавлята»

Этноконкурс «Панжема»

Победитель

Муниципальный

2018

Тюкин А.  Арташкин А.

Фестиваль «Поют и танцуют дети России.»

Победитель

Муниципальный

2018

Ансамбль 8х классов

Фестиваль «Поют и танцуют дети России.»

Победитель

Муниципальный

2018

Илларионова Полина

Фестиваль «Поют и танцуют дети России.»

Призер

Российский

2018

Сюсина Софья

Олимпиада «эрзянский и мокшанский языки в финно-угорском пространстве»

Призер

Республиканский

2018

Яшкина Виталина

Олимпиада по музыке

Призер

Республиканский

2018

Сюсина Софья

Олимпиада по музыке

Победитель

Муниципальный

2019

Ансамбль  «Поющие Тавлята»1д

Конкурс театрализованной патриотической песни «Отчизны верные сыны»

Победитель

Муниципальный

2019

Ансамбль  «Поющие Тавлята»1е

Конкурс театрализованной патриотической песни «Отчизны верные сыны»

Призер

Муниципальный

2019

Ансамбль  «Поющие Тавлята»2з

Конкурс театрализованной патриотической песни «Отчизны верные сыны»

 

 

 

Заключение

 

Обобщая выше сказанное, мы можем говорить об информационно – коммуникационных технологиях , как о чрезвычайно мощном и полезном инструменте в педагогической деятельности. Информационно – коммуникационные технологии- это электронное музыкальное творчество, реальная потребность подрастающего поколения в самовыражении, а увлечение этим творчеством можно сравнить с популярностью фортепьянной музыки в салонах 19 века. Директор журнала Е. Орлова «Музыка и электроника» пишет: «Невероятно, но, кажется, сейчас именно дети в музыке выбирают ее будущее. И выбирают они тем, чем могут – своей увлеченностью, которая не может быть неискренней.

 Итоги реализации моего опыта:

  • возрос познавательный интерес учащихся к предмету;
  • повысилось качество успеваемости;
  • совершенствовались навыки исследовательской работы с применением ИКТ;
  • появилась потребность в работе с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами;
  • наблюдается интеллектуальный рост, повысилась культура общения, расширился кругозор;
  • повысился творческий потенциал учащихся.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках музыки полезно и целесообразно.

 

 

            Список литературы

 

  1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006
  2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002
  3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004
  4. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003
  5. Селевко Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий -2006-с.
  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  7. Тимченко, А. А., Разваляева, Н. В. Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин как средство реализации деятельностного подхода в образовании// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции/Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. М.:Планета, 2010

 

Добавить грамоту в портфолио