Гончукова Светлана Владимировна

сайт учителя начальных классов

Всё начинается с любви - и озарение, и работа, глаза цветов. глаза ребёнка

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: систематически и постоянно занимаюсь самообразованием, изучаю новинки книгоиздательств по преподаваемым предметам в начальных классах. информационными и педагогическими технологиями

Увлечения: музыка

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: Ростов-на-Дону

Место работы: МБОУ "Гимназия № 95"

Звание, ученая степень: не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/svetlana-vladimirovna-gonchukova
Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете.
В.О.Ключевский

Достучаться до каждого    сердца 

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог  

  полюбить!
И какой-то проспавший 

    мальчишка
Опоздает на первый урок,
И проказница в прошлом    

  девчонка
Пригласит на последний  

   звонок!
И пройдут еще многие годы,
Может сложится чья-то судьба,
И исчезнут и боль, и невзгоды,
Прекратится повсюду стрельба!

А пока будут будни учебы,
И ответы звучат у доски,
Без насилия мир и без злобы,
И подаренных роз лепестки! 

                       Марк Львовский

 

О себе

Я учитель начальных классов в МБОУ "Гимназия №95" г Ростова-на-Дону. Стаж работы 27 лет.

Окончила Ростовсский педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». С тех пор ни разу не изменяла детям и своей профессии. Работаю до сих пор.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Приобрести жизненную мудрость мне позволили романы Л.Н.Толстого. Почувствовать тонкий психологизм различных ситуаций я смогла в произведениях Ф.М. Достоевского. Пауло Коэльо в своей книге "Алхимик" помог мне поверить в себя, в свои  силы, а также доказал, что жизнь - тонкая  штука и нам просто необходимо уметь читать знаки судьбы на своём жизненном пути. Задела меня и книга Бернхарда Шлинка "Чтец". Весь трагизм данного произведения - личная драма главного героя, нацистские преступления - ведет к осмыслению прошлого через абстрактные размышления. Польская писательница Элиза Ожешко проникновенно описала историю женщины в своём романе "Марта",чем потрясла меня до глубины души. А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц" - книга, которую я посоветовала бы прочитать каждому - это детская сказка про взрослых, которые забывают свои мечты и надежды. Во время отпуска с удовольствием читаю иронические детективы Д. Донцовой, Г. Куликовой. В жанре женской прозы интересны произведения Е. Вильмонт, Г. Щербаковой, В.Токаревой, Л.Улицкой.

       Совсем недавно я прочитала несколько книг из серии "Сказки Эльфики" Ирины Семиной. Сказки, которые позволяют многое понять и переосмыслить в жизни. Благодаря им через сказочные образы и вымышленные сюжеты я стала лучше понимать себя и других. Сказки Эльфики - великолепная терапия для человеческих душ

 

Мой взгляд на мир

Великая школа — жизнь.
Первый вздох, первый крик, первый шаг... Сад, школа, институт. И вот я учитель начальных классов. Есть знания, огромная работоспособность, энергия, но почему-то не всё получается. И только с годами приходит тот ценный опыт, когда ты, как дирижёр, умело управляешь классом, чувствуешь ритм и уверенно вступаешь в нужный такт. И урок проходит легко и непринуждённо. И всё-таки, когда начинаешь анализировать свою педагогическую деятельность, осознаёшь, что всё время возвращаешься в детство. Ведь детская мудрость гораздо глубже ума взрослых.
Я — ученица второго класса. Учительница очень часто меня хвалит. «Умничка», «Молодец, какой красивый ровный почерк», «Спасибо за старание» и т. д. Я горжусь собой, я уверена в своих силах и, конечно, стараюсь учиться с удвоенной силой. Будучи учителем, из этой ситуации я усваиваю свой первый урок — найди в любом ребёнке ту изюминку, за которую можно похвалить.
Я — пятиклассница. У нас появилась дача. Дача — это громко сказано. Просто необработанный участок земли. И вот однажды в осенний промозглый день папа берёт меня на дачу. Я не хочу идти — холодно, далеко, спрятаться от дождя негде, работы море. Иду за отцом — слёзы капают, обида гложет. На даче папа выкорчёвывает пни, я ему помогаю. Мне тяжело, грязь засасывает мои сапоги. Но после работы мы разводим костёр, пьём чай, беседуем. И вот тут я испытываю истинное удовлетворение от той работы, которая ещё недавно казалась мне непосильной. И для меня это второй урок. Любой успех определяется тем, как ты трудишься. Труд облагораживает человека. А учёба — это труд. И самое важное в школе - помочь детям почувствовать удовлетворение от проделанной работы.
1988 год. У меня родилась дочь. Я испытываю необыкновенную вселенскую любовь к своему ребёнку. Кажется, что в мире столько счастья, что дух захватывает, как на высокой вершине горы. И я открываю третий урок своей педагогической деятельности — любовь преображает мир. Если детей обучать и воспитывать в любви, они станут уверенными, сильными людьми, которые будут совершать поступки, направленные на достижение гармонии в жизни.
Внучка уже второклассница.  Жизнь преподносит мне четвёртый урок. Ребёнок — это чудо, которая дала нам жизнь. Каждый ученик — это чей-то сын или чья-то дочь, внук, которого безумно любят родители. И, отправляя своих детей в школу, они ждут их здоровыми и счастливыми.
Эти четыре урока, простые жизненные истины, стали основополагающими в моей педагогической деятельности.   

Мои достижения

Призёр районного конкурса "Учитель года - 2010", дипломант Всероссийского конкурса методических разработок превентивных программ в 2009 году

Моё портфолио

Эссе учителя начальных классов МБОУ "Гимназия № 95"

Гончуковой Светланы  Владимировны на тему: «Я – учитель»

Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете.

В.О. Ключевский

В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрал. Ты думаешь о том, был ли это случайный выбор в твоей жизни или этому предшествовали разные события прожитых лет. 

Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя первая учительница Мишустина Валентина Ильинична. Не могу забыть её добрых глаз, требовательный, но ласковый  голос, доброжелательное отношение к своим ученикам. И сегодня я ощущаю трепетную радость, вспоминая минуты, когда мы начали только читать первые слова. Совместные прогулки, экскурсии, праздники, уроки-путешествия на другую планету – всё это сохранилось в моей памяти.  Выбор профессии был налицо. Я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою первую учительницу.

Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма не возможно испытать радость открытия.

Школа – это  вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и  духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог.   Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. Я работаю в школе  сравнительно недавно. Но, всё-таки, постараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности.
         Каждый человек должен оставить о себе память. Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель. Как сказал философ  И.  Ильин: «Учитель  в тебе, во мне, в нас». И, наверное, более ёмко и точно сказать невозможно! У человека любой профессии  обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня. Как измерить работу учителя? Ведь он соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, которая наиболее хрупкая и ранимая, особенно в детстве. Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, учитель должен заботиться обо всём и делать это с улыбкой на лице. А где же черпать вдохновение?  В самой себе, в детских глазах, смотрящих на тебя и  выражающих целую гамму чувств.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –  интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому часто на уроках мы идём с опережением, как говорят педагоги "ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка". А потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: успела, уже понимают, осталось только закрепить.

 У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. 

 Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Наверное, нет  родителей, которые не мечтали бы о  том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то способности  проявляются раньше, у кого- то позже.

В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход  в обучении . Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, самостоятельную. Но в силу того, что в моём классе учатся 26 детей, использую чаще работу в парах, реализуя принцип взаимопомощи, когда более сильный ученик курирует более слабого.

Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

У меня особая профессия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». И помогаю воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через литературу, тренинги, внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям. 

Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.

Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Вспоминая моих учеников, я хочу им сказать словами великого Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья, мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен!»

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы