Ларина Татьяна Васильевна

сайт учителя физики

Профессия: учитель физики

Профессиональные интересы: Повышение интереса к предмету

Увлечения: Психология

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Шатура

Место работы: МБОУ СОШ № 4

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-l-2
Наука - самое невероятное приключение, в которое может отправиться человеческий разум.
Ричард Фейнман

О себе

     Было это более чем сорок лет назад. В 1973 году я закончила педагогическое училище и получила распределение на работу. Распределяли нас и в Молдавию, и в Красноярский край,  и на север и на юг, и на восток и на запад. Чаще всего в национальные окраины. Училась я хорошо и могла бы получить свободный диплом  для   продолжения учебы в университете, что тогда было редкостью. Несколько раз директор педучилища  вызывала меня к себе и настаивала  на продолжении учебы, но я упорно стояла на своем, ведь я собиралась не просто на целину, а в Тувинскую область нести доброе и светлое. Это было самое дальнее распределение.  

     О нашем поколении говорят, что мы были наивными и инфантильными. Может быть наивными мы и были, но инфантильными – нет. Это чистой воды фантазия. Мы росли в семьях, где было не менее 3 детей и родителям было не до нас. Им приходилось не только много работать, но и содержать  хозяйство.  Мы умели все: шить, вязать, сажать и окучивать картошку, кормить кур и корову, доить ее, сажать, поливать, залечивать ранки  с помощью подорожника и вынимать многочисленные занозы. Большинство из нас были ловкими и быстрыми и с удовольствием участвовали в дворовых играх. Директор педучилища заявила, что только через ее труп я поеду в Туву, и в последний момент нам с подружкой Татьяной было выдано распределение в Архангельскую область. Так мы оказались на ярославском вокзале.
     На вокзале мы простились с родителями моей подружки, с  моими родными еще раньше. У меня был небольшой фибровый чемодан моей бабушки. Стоило его открыть, как  чудесный запах груш ностальгически обволакивал тебя. Бабушка жила в Вологодской области. Когда мы были детьми, она изредка приезжала к нам и привозила  для нас резиновые куклы и гостинцы. Душистые сухие груши для нас были  особенным лакомством. В чемодане  было аккуратно уложено единственное  рабочее платье, несколько методичек, сборник стихов Василия Федорова и личные вещи.  К чемодану была привязана небольшая подушка. В авоське был батон, 2 банки сгущенки, огурцы и помидоры. 
     Чемодан Татьяны заслуживает особого внимания.  Он, можно сказать, спас мне жизнь. Был он раза в два шире моего, а поставленный на попа, доставал мне до подбородка. Помню, что мы пытались отказаться от него, но заботливые родители настояли на своем, заявив, что в большом городе к московскому поезду всегда  выходят носильщики. 
     Ранним  субботним утром поезд прибыл в Архангельск. Никаких носильщиков мы не обнаружили,  и чемодан волоком потащился за нами. Во всем поезде насчитывалось человек 10-15 молоденьких учительниц.  Всех  собрали  на вокзале у справочного бюро, а потом на трамвае доставили в какое – то общежитие в районе  Соломбалы.  Два выходных дня мы провели в общежитии, гуляли на пристани или по впервые увиденным  деревянным  соломбальским тротуарам. В понедельник мы получили направление в Шенкурский район и отправились в аэропорт. В Шенкурске  мы наконец-то избавились от нашего мучителя – чемодана,  с удовольствием сдали его в камеру хранения  аэропорта и налегке отправились в РОНО.  Не догадывались мы подмосковные девчонки, что ждет нас здесь величайшая  мистификация. Мы напрочь забыли, что в стране есть места, куда только самолетом можно долететь, где нет электричества и автобусов. Вот  и  Шахановская восьмилетняя школа, в которую нас сосватали, находилась в одном из таких поселков - маленьком поселке Стрелка.  Школа была новой,  директор - новым. Нам предстояло самолетом  добраться  до деревни Шахановка, а там автобусом - до Стрелки. Работы для учителей начальных классов не было, а вот в восьмилетних школах преподавать было некому. Чтобы не расставаться с подружкой пришлось пойти на жертвы: уступить подружке любимую математику и согласиться на преподавание физики, черчения и рисования, а потом и  истории. 
      В аэропорту Шенкурска была полная демократия: расписания полетов на Шахановку не было, самолет вылетал тогда, когда набиралось достаточное количество пассажиров. Рано утром мы уже были в аэропорту, голодные, не имея во рту ни крошки еды, ни капли чая со вчерашнего дня.  Столовка открывалась через час, а когда вылетит самолет,  было не ясно. Мы только задумали перекусить, как прошел слух, что на Шахановку вылетает  санитарный самолет. Другого - не будет. По радио объявили о полете и для нас открыли камеру хранения. Народ приобретал билеты и шел к самолету, а мы выгребали из-под чужого багажа наш огромный чемодан. Он снова бодро навалился на наши бедные руки и, оставляя широкий след на песке, потащился за нами. Народ с любопытством  выглядывал на нас из самолета. Наконец кому- то надоело нас ждать, и  он с молодым задором подхватил наш чемодан, но, удивленно охнув, поволок его в самолет. Это был кукурузник. Если вы, представили  себе удобные кресла самолета, то глубоко ошиблись.  По двум сторонам у стены были прикреплены лавки. На них – то и расселись местные жители. К ним каким-то образом привязали и нас.
    Пассажиры  и мы сами походили на партизанскую группу, которую должны были вот – вот выбросить в тыл врага. Наши чемоданы были свалены в центре самолета, прямо на санитарные носилки. Самолет взревел и словно муха, покачиваясь, полетел. Очень хотелось увидеть что-нибудь внизу, но с непривычки  кружилась голова и мутило пустые желудки.
     Через некоторое время самолет приземлился посреди песчаного поля. Мы выглянули из самолета, ожидая автобус, но его не было. Нас попросили покинуть самолет, выкинули в поле банки с фильмами и наши чемоданы.  Загрузили больного,  а грузовая машина, которая его доставила, отправилась в деревню. Водитель сказал, что скоро за нами прибудет автобус.  Так мы остались на поле в ожидании автобуса. Самолет  отъехал на край поля, весело завернул свой хвост, и, взревев, стал разгоняться. Поднялась невиданная песчаная буря. Мы удивленно сидели на своих чемоданах, щедро осыпанные песком. Вокруг расположились местные, что не смогли уехать с машиной. Песок скрипел на шее, на зубах, под блузкой. Хотелось пить и есть. Из большого чемодана достали банку сгущенки, чтобы хоть немного заглушить голод. Теперь жутко захотелось пить.
     Еда- едой, но о весть о том, что мы учителя, быстро стала всем интересна. Какой- то маленький мужичонка неряшливого вида утверждал, что он родственник директора школы. Говорил он по- русски, но так, что мы ничего не понимали. Как оказалось позже, в данной местности был свой особый говор, своя мелодия речи, с особой интонацией, особым логическим ударением и ритмом. Поначалу мы даже не всегда понимали ответы своих учеников. Но потом так освоились, что нас перестали понимать наши собственные родители.
     Сидим мы, значит, посреди поля, ждем автобус. А солнце печет, песок на зубах скрипит. Решили мы спрятаться в избушке на краю поля, которую все местные почему-то называли красивым словом аэровокзал. Кое-как доволокли свои чемоданы до нее, поразились ее убожеству и опять уселись на солнышке. Тут на подножке грузового автомобиля подъехал молодой красивый мужчина, как оказалось начальник лесопункта. Он  заверил нас, что автобус вот-вот будет… и укатил обратно. Часа через полтора на краю поля показался еще один грузовик с высокими бортами.  На  таких скот на бойню возят. Из машины выглядывал чуб молодого парня. Все стали упрашивать его подвезти до Стрелки. Парень отнекивался. Собрал коробки с фильмами и собирался уехать, но тут народ не выдержал и загрузился в кузов. Весело покидали наши чемоданы и  расставили их между пассажирками. Рядом со мной оказалось наше наказанье. Машина тронулась, и веселый августовский ветерок стал обдувать нас, обещая новую и счастливую жизнь. Едва машина покинула поле, дорога испортилась. Она тянулась среди оврагов и промоин и сама напоминала большой овраг. Машину стало трясти так, что мы подскакивали как пушинки. 

     Было весело и жутко. Я села на дно кузова, обняла большущий чемодан и таким образом удержалась в машине. Где –то  на краю поля мы обнаружили автобус, который стоял еще совсем без колес, водитель лежал под ним и наверно не скоро приехал бы за нами. За лесом увидели Шахановку, а еще через некоторое время  и Стрелку. Маленький компактный поселок лесорубов встретил нас тарахтящим движком, закрытым обворованным магазином и пьяным мужичком на ступеньках столовой. Так началась наша новая жизнь.Природа здесь была неповторима, люди тоже. Относились к нам с большим уважением. Не смотря на то, что в поселке проживало много осужденных на вольное поселение, нас никто никогда не обидел ни словом, ни поступком. Это было время, когда вместо железных дверей квартира закрывалась на веник у порога. Вместе с молодыми коллегами участвовали в  художественной самодеятельности, уборке сена, топили дровами печь, сами кололи для нее дрова, носили воду из речки. Утром в рабочие дни питались в школе макаронами по-флотски, а по вечерам - в поселковой столовой. По праздникам и выходным нас нередко приглашали в гости, т. к. в магазине кроме водки, конфет - подушечек, протертых яблок и хлеба ничего не было. Для нас топили баню, и отогревали на русской печи. Добрые человеческие отношения и молодость сделали это время самым счастливым.

     Через несколько лет поступила на физический факультет МГУ. Поработав инженером, я  вновь вернулась в школу, сначала учителем математики, а затем и физики. Сейчас я работаю в МБОУ СОШ № 4 г. Шатуры, собираюсь на пенсию. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги Жюль Верна, А. Пушкина, Л. Н. Толстого, Стихи Асадова, Василия Федорова.

Мои достижения

Грамота Управления образования Шатурского муниципального района Московской области за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного процесса и в связи с Международным  Днем учителя, 2005 год.

Почетная грамота главы Шатурского муниципального района.

Благодарственное письмо Управления образования за подготовку победителей олимпиады школьников в 2011 – 2012 учебном году.

Благодарность Ученого Совета и Дирекции ИПЛИТ РАН за руководство подготовкой доклада на восьмой научно-образовательной конференции «Преемственность поколений. Шатура – 2012».

Благодарственное письмо  Второго международного профориентационного конкурса «Хочу быть врачом» 2013-2014 учебного года.

Диплом «Учитель цифрового века» 2013/ 2014 учебный год.

Диплом лауреата муниципального конкурса методических материалов по предупреждению детского электротравматизма в номинации «Лучший сценарий внеклассного мероприятия по предупреждению детского электротравматизма» по теме «Неделя электробезопасности в школе»

Грамота Московской Астрономической школы «Вега» за достижение высоких результатов в подготовке лауреатов астрономической реферативно – практической конференции «Веговские чтения» 2012 г.

Грамота Московской Астрономической школы «Вега» за достижение высоких результатов в подготовке лауреатов астрономической реферативно – практической конференции «Веговские чтения» 2013 г.

Грамота Московской Астрономической школы «Вега» за достижение высоких результатов в подготовке лауреатов астрономической реферативно – практической конференции «Веговские чтения», 2014 г.

Грамота Московской Астрономической школы «Вега» за достижение высоких результатов в подготовке лауреатов астрономической реферативно – практической конференции «Веговские чтения», 2015 г.

Медаль «850-летие Москвы».

Почетная грамота департамента Московской области по образованию, 1997 г.

Благодарность участнику конкурса «Учитель года – 99» за грамотное применение физического эксперимента в обучении учащихся, Москва, ЮВО,1999 г.

Ветеран труда.

Соросовский учитель.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы