Лепихина Татьяна Николаевна

Сайт учителя начальных классов

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Актерское мастерство

Увлечения: Цветоводство

Регион: Кировская область

Место работы: МБОУ СОШ с.Бисерово

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-nikolaevna-lepihina

Моя работа  строится  по принципу: «Обучая  других – учишься сам».

О себе

   

«Большинство из нас воспитывали так, чтобы мы были хорошими, а не настоящими; приспосабливающимися, а не надежными, адаптивными, а не уверенными себе».

Джеймс Холлис

        В современном обществе, воспитание детей – сложный процесс, самый трудный вид творческой деятельности. Для любого творчества нужна и глубокая интуиция, и  большие знания, а для такого творческого процесса, особенно.     Воспитание   ребенка -  это не подготовка его к будущей жизни, а сама жизнь. Для  педагога воспитание – это тоже период его жизни рядом с ребенком. Каждый в этой жизни чему- то учится, но очень важно, когда в этот период рядом с ребенком находится мудрый взрослый.    Почему же   все усилия родителей и педагогов по воспитанию детей 21 века практически сводятся к нулю? Почему родители и учителя порой не понимают детей, а дети не могут понять, что требуют от них взрослые?

               Давайте попробуем разобраться, как построить систему воспитания детей в условиях 21 века.

         Сегодня образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Обычная отработанная, внедренная век назад популярная система взаимодействия учитель-ученик такова: задание, исполнение, контроль. С этим связано стремление дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.   В погоне за интеллектуальным развитием, мы упускаем такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта.

           Чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем легче ребенку адаптироваться в социуме, заводить друзей, общаться со старшими родственниками и педагогами. Сопереживание, эмпатия, поддержание, контакт - эти способности помогают им строить отношения с миром и людьми в нем каждый день. А в будущем, это не только дружеская и деловая коммуникация, а значительные достижения профессиональных целей. 

           21 век-это эпоха цифрового мира, быстрых реакций, визуальной культуры, чрезмерно насыщенной среды. Развитие коммуникативных технологий, доступ информации и большое количество времени проведенного в интернете, снижает навыки коммуникативности, эмоционального развития,  креативного мышления, самостоятельности  детей. Это является универсальной проблемой сегодняшнего дня.

           Как же в этих условиях школьному педагогу конкурировать с гаджетами, привлекать внимание, создавать условия для развития потенциала личности учащегося? Как сделать так, чтобы пространство любого урока стало пространством жизни ученика? Как сделать изучаемую тему, прочитанный рассказ, математическую задачу, воспитательное мероприятие - фактом жизни учащегося?

          Только с помощью новых для школьной системы образования языков: эмоциональность, чувственность, телесность. Согласно концепции Л.С.Выготского  рука человека является первичным инструментом познания. Только из ощущений рождаются эмоции и чувства, которые стимулируют появление вопросов и определяют мысль. Эмоциональное подключение связано с заинтересованностью, чувственность – с процессом проживания и присвоения новой информации, а телесность с реакциями тела на условия образовательной среды.

        Роль педагога  при таких условиях вырастает от передатчика информации к режиссеру образовательной среды, где личность ученика самостоятельно добывает знания, проживает его и применяет в своем опыте. Дети не воспринимают серых учебников, скучных определений  и нравоучений. Единственное, что они поймут и запомнят, так это то, что не оставило их равнодушным, смогло вызвать в них сопереживание и эмоции.

         Самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

         Работая в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник - Его Величество Театр.

         У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Большую помощь  в работе мне оказывает  Е.Н. Лучникова - руководитель  независимого учебного театра «КАКТУС» г. Киров,  режиссер, педагог, магистрант продюсерского факультатива ГИТИСа г. Москва.

       Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития эмоционального интеллекта детей. И если доверительные беседы с детьми не всегда возможны в силу разных причин, то  игра снимает эмоциональные зажимы, позволяет раскрыть и заново прожить яркие чувства.

        При этом наши спектакли, это не традиция с  зазубренной ролью, которую  надо отбарабанить перед родительскими включенными смартфонами. Это, прежде всего, спектакли для детей, чтобы они  могли почувствовать эмоции героев, а заодно и свои собственные, пробудили  в них способность к состраданию, сопереживанию, активизировали  мышление, воображение, а главное – помогли  психологической адаптации ребенка в коллективе.

      Еще одним немаловажным аспектом выбора театрализации в качестве средства развития эмоционального интеллекта является его деятельностный характер, позволяющий быть активным участником процесса обучения, проявляя такие качества личности, как активность, самостоятельность и рефлексию. Именно сформированность этих качеств позволяет ребенку быть субъектом учебной деятельности, что является значимым для дальнейшего обучения.

       Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на развитие эмоциональной личности ребенка оказывает та система отношений, которая его окружает. Дети развиваются в самовоспитании и самообразовании, а мы должны их  правильно поддержать, учиться у них, учиться  вместе с ними и учиться их понимать, принимать ребенка таким, каков он есть.  Не переделывать, не перевоспитывать ребенка, а развивать то, что в нем уже есть и выращивать то, чего пока еще нет. Меняться надо взрослым, так как нам со своими детьми жить в новое время.

         Это и будет являться ценностями воспитания в условиях глобальных вызовов 21века.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.Некрасов "Путы материнской любви"

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы