Тимофеева Людмила Алексеевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Учу и учусь

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Гуманитарные науки

Увлечения: Театр, книги, путешествия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ гимназия №73 "Ломоносовская гимназия" Выборгского района Санкт-Петербурга

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/timofeeva-lyudmila-alekseevna-uchitel-russkogo-yazyka
Ребята, давайте жить дружно!
Кот Леопольд (герой мультфильма)

Данный конспект урока, с моей точки зрения, может быть интересен учителям-практикам, кто готовит учащихся выпускных классов к сдаче экзаменов в формате ГИА и ЕГЭ.

О себе

В 1982 году закончила ЛГПУ им.Герцена по специальности "учитель русского языка и литературы". В течение тридцати лет работаю по специальности. Являюсь экспертом по русскому языку по ЕГЭ и ГИА.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская классика.

Мой взгляд на мир

1. Я не червонец, чтобы меня любили.

2. Хороших людей все-таки больше.

Мои достижения

1. Победы учащихся на конкурсах различного уровня, в том числе всероссийского и международного.

Моё портфолио

«Дети цифрового века» в мире современной гимназии

Современные дети находятся в гораздо более насыщенной информационной среде, чем их сверстники 10, 15 лет назад. Практические требования к преподаванию русского языка и литературы, которые диктует повседневная деятельность, коренным образом изменились с внедрением в школьную практику компьютеров и широким использованием интернета.

 Школьники и сегодня довольно много пишут, но необходимость в безукоризненном знании правил орфографии и пунктуации постепенно отходит на второй план: многие ошибки автоматически правит компьютер. В результате появляются типичные ошибки, свойственные не только большинству школьников, но и, например, журналистам и корректорам. На неправильность переноса (нельзя «отрывать» первую букву от корня, лучше переносить по морфемам – так когда-то учили в школе наше поколение) давно уже никто не обращает внимание, а неправильная постановка знаков препинания, например, двоеточия и тире, становится приметой «авторского» стиля.

  Уже не для кого не секрет, что максимум внимания в старших классах , особенно в выпускных, уделяется  подготовке к ГИА и ЕГЭ. И в этой работе есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, готовя учащихся к тестированию, мы учитываем высокую мотивацию выпускников на конечный результат .Кто-то из них вынужден механически заучивать одни правила, демонстрируя при этом полное полное  незнание других, как происходит, например, с грамматической терминологией, этимологией. Но даже при таком «зазубривании» отдельных тем, например, корни с чередованием, плюс очевиден – память ученика в очередной раз тренируется. Но в ситуации стресса, а это уже минус.

С другой стороны, готовя к сочинению (часть С), учитель не может в своей практике обойтись без комплексного анализа текста. Выполняя ряд тестовых заданий    ( 9 класс -часть А, 11класс – часть В), учащийся исследует текст, перечитывает его многократно, пытаясь «увидеть» автора текста, понять ход его мыслей. Это плюс, а в минусе все, что касается литературной аргументации. Здесь у каждого учителя «свой воз и маленькая тележка» смешных и грустных примеров! А ведь о том, что любой литературный текст не существует внелитературного контекста говорим на уроках литературы постоянно!

Письмо и чтение – два неразделимых понятия. Что читать? Как и когда? Острейшие вопросы любого думающего учителя, которые не исчезнут никогда.

Обилие современных писателей, в том числе зарубежных, а так же всевозможные экранизации литературных произведений уменьшают тягу к чтению и пониманию классической литературы. Большинство школьников читает тексты с экрана, традиционные книги и библиотеки нужны всё реже и реже. Полностью изменилась культура чтения. Длинные тексты очень трудны для восприятия, клиповое мышление требует коротких и ёмких произведений: красочные описания, краткость фраз, быстрая смена событий особенно ценятся  детьми. Тяжёлая и объёмная проза очень редко вызывает интерес, красота текста остаётся за гранью  понимания. То, что наши школьники по международным тестам по чтению заняли 32 место (сведения из интернета), вполне объяснимо, если внимательно изучить программу по литературе в 19 – 11 классах и соотнести круг произведений с количеством времени, отведенного на их изучение. А если опять же вернуться к тестовым заданиям по литературе, должно быть еще и время на изучение теории литературы. А она нужна в классе единицам - только тем, кто будет сдавать ГИА и ЕГЭ по литературе.

Вопрос кто виноват, что делать не исчезнут из учительской жизни никогда. То, что сегодняшнее поколение школьников – «дети цифрового века», свершено иные – это факт. Значит, и вторжение в практику обучения русскому языку и литературе электронных текстов неизбежно. Учителю, если он еще хочет идти в ногу со временем и быть интересным для своих учеников, это надо принять как руководство к действию.

Современный ребёнок привык быть пассивным зрителем, поэтому необходимо максимально вовлекать его в учебный процесс, делать уроки интерактивными. И хотя в преподавании русского языка никуда не уйти от традиционных методов,  необходимо стараться выдерживать грань между разумным консерватизмом и необходимым новаторством. Использование современных методик и технологий должно подкрепляться знанием и пониманием психологии «детей цифрового века».

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы