Тоточенко Ольга Вячеславовна

Тоточенко Ольга Вячеславовна

Сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Лингвистический анализ художественного текста

Увлечения: Филателия

Регион: Иркутская область

Населенный пункт: г. Усть-Кут

Место работы: МОУ Лицей УКМО

Самое благое поприще – служение добру и правде; Самые святые понятия – мама, отчий дом, Родина; Самая верная дорога – дорога честного труда; Самое значительное дело – то, которое ты сам выбрал и которому предан; Самый мужественный поступок – признание собственных ошибок; Самая прочная жизненная опора – знания. Знания дает учитель...

О себе

 

 

У каждого педагога, по каким бы учебникам и программам он ни работал, в процессе его деятельности складывается определенная система работы. Мой трудовой стаж  составляет 11 лет, думаю, что это не так много, чтобы заявлять о сформировавшейся системе работы, но считаю, что уже имею свой педагогический почерк.

Приоритетом деятельности любого педагога должно являться гуманистическое отношение к ребенку. Убеждена, что искусство прикосновения к личности базируется на философии человека, этике взаимоотношений людей и психологии межличностного общения.

Ведущую идею  моей работы можно представить в виде следующих составляющих:

- гуманистическое отношение к ребенку,

- ответственное отношение к работе,

- достоинство личностного «Я» педагога,

- профессиональная  солидарность.

Гуманистическое отношение к ребенку ставит главный акцент  на отношении «человек - человек», отодвинув на второй план отношения «учитель-ученик». Гуманистическое отношение к ребенку обеспечивается и проявляется внешне через интерес к внутреннему миру ребенка, через заботу о его счастливой жизни,  уважение неповторимой индивидуальности ребенка как человека.

Ответственное отношение к работе  обеспечивается добросовестным исполнением профессиональных обязанностей, постоянным творческим поиском новых методик и технологий, ориентированных на успех развития ребенка и его социально-психологическое благополучие.

Достоинство личностного «Я» педагога слагается их таких проявлений, как

  • доброжелательность, направленная в адрес любого человека независимо от его звания, должности, возраста и социального положения, - то, что обозначается часто в обыденной жизни «простота», а в психологии – «открытость»,
  • скромность, проистекающая из признания достоинств окружающих людей, в том числе воспитанников,
  • гордость, основанная на признании своих человеческих и профессиональных свойств и качеств.

Профессиональная  солидарность по отношению к коллегам выражается в товарищеской помощи и содействии общему успеху, профессиональной деликатности по отношению к коллегам, коллективной ответственности за общее профессиональное дело воспитания детей.

 

 

21 век провозглашают веком образования. Его начало ознаменовано и новыми проблемами. Информация, появляющаяся  во всех сферах жизни и науки, в нынешнем веке удваивается ежегодно. Учиться необходимо и самому учителю, для того чтобы потом научить своих учеников. Я стараюсь постоянно работать над собой - моей темой самообразования является работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

 Сегодня многие учителя-словесники обращаются к анализу текста, потому что целью такой  работы является успешная сдача новой формы экзамена - ЕГЭ,  подготовка к районным и областным олимпиадам,  подготовка к всевозможным конкурсам по русскому языку и литературе, а также систематический и комплексный анализ является мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой — логического.

    Лингвистический анализ является фундаментом изучения художественного текста. Важность такого анализа первостепенна для понимания идейно-художественных особенностей текста. Ведь для того чтобы изучить идейное содержание какого-нибудь произведения, его художественной особенности, которые отличают его от других произведений, для того чтобы правильно воспринять художественное произведение как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление, трогающее ум и сердце, надо это произведение правильно понимать. Именно понимание художественного текста как той или иной информации, выраженной определенными языковыми средствами, дает нам его лингвистический анализ.

    Основной задачей анализа текста является изучение литературного произведения как факта истории общественной мысли, изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств. А также важной задачей анализа текста  является  изучение системы понятий и терминов лингвистики текста, формирование представления о свойствах текста вообще и художественного текста в  частности.   Важнейшей целью лингвистического анализа текста является выявление и объяснение использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении, поскольку они связаны с пониманием литературного произведения как такового.

 

 

       Учитель русского языка и литературы работает сегодня в очень тяжелых условиях. Одна из трудностей, с которыми сталкивается словесник, - это постоянная нехватка времени, отведенного на изучение материала. К тому же лингвистический анализ текста требует систематической, кропотливой работы, индивидуальной или в небольших группах. Закономерно, что у меня возникла идея создания новой программы - программы факультативного курса «Лингвистический анализ художественного текста». Данный курс можно отнести к числу резервных путей литературного образования и речевого развития учащихся. Программа факультативного курса «Лингвистический анализ художественного текста» включает в себя материал двух предметов: русского языка и литературы.   Новизна такой работы состоит в том, что программе данного факультативного курса осуществлена новая компоновка знаний, что позволяет через поуровневый лингвистический анализ текста выходить на концептуальный уровень произведения. Такой путь очень современен, т.к. отражает принятые сегодня подходы к анализу художественного текста, он является наиболее актуальным, т.к. помогает добиться хороших результатов в обучении.

В целом такая работа дает возможность моим учащимся отлично справляться с учебными задачами, успешно выступать со своими работами на научно-практических конференциях, принимать участие в районных предметных олимпиадах и конкурсах. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Читаю абсолютно разные произведения. Добрые, чистые, светлые... Люблю стихи Пушкина, Блока, Цветаевой, Гамзатова. Люблю книги, которые пробуждают в человеке лучшие его чувства, например:   "Баллада об ушедших на задание" Акимова,  "Русь изначальная" и "Русь великая" Иванова, "Золотой теленок" Ильфа и Петрова, "Таис Афинская" Ефремова и др.

Моё портфолио

"Не останавливайся. Думай. Ищи. Применяй современные методики, используя новейшие технологии. Главное - не навреди, не сломай..." -  эти слова должны быть главными в работе каждого  учителя. Мне кажется,  настоящий педагог всегда находится в процессе поиска, развития, всегда способен признавать свои ошибки и готов учиться вместе с детьми. Я нахожусь в постоянном творческом поиске: изучаю новые методы и приемы работы, активно участвую во внеклассной работе, привлекаю к ней своих учеников.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы