Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. " (по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тоточенко Ольга Вячеславовна

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

составлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Тоточенко О. В.

по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.

 

 

Тема: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели урока:

Образовательная: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Планируемые результаты:

 Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение; обучение культуре речевого общения.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tolstoy.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

составлена учителем русского языка и литературы вей квалификационной категории

Тоточенко О. В.

по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.

Тема: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели урока:

Образовательная: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Планируемые результаты:

 Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение; обучение культуре речевого общения.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Используемые ресурсы: Используемые ресурсы: http://www.google.ru/

                                                                                                    http://www.yandex.ru/

                                                                                                     http://school-collection.edu.ru/

                                                                                                      http://rutracker.org

                           

Ход урока

  1. Организационный этап. Приветствие.

Для работы на уроке учащиеся должны разбиться на 3 группы.


II.  Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы с вами должны проанализировать рассказ Толстого «К. пленник», сопоставить поведение главных героев, определить черты их характера. Но для чего мы должны это сделать? Для того чтобы понять, ради чего написан рассказ Толстого, о чем он хочет заставить нас задуматься, к чему призывает своих читателей.

III. Постановка учебной проблемы.

Работа с названием рассказа.

- Итак, обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Можем мы сейчас ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке»? Достаточно сложно.

- А кого можно назвать пленником?

 Пленник – человек, взятый в плен, невольник.

- А почему так получается, что один человек может взять в плен другого? В какое время разворачиваются события, описанные в рассказ Толстого?

                   (идет Кавказская война)

IV. Поиск решения учебной проблемы.

1. Историческая справка.

- Действительно,  действие происходит на Кавказе. 19 век. Во время царствования Николая I.  Идет тяжелая и кровопролитная война. Давайте послушаем короткую историческую справку об этой войне.

                  (сообщение ученика)

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.

Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата ("войны мусульман с иноверцами"). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи.

- А можем мы сказать, что сейчас эта война закончилась?

                   (Наверное, нет. И сейчас многонациональный Кавказ является горячей точкой на карте нашей страны. Получается, что рассказ Толстого, написанный им в больше века назад, современен. )

Кавказ

В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу и попадает на Кавказ.  Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Кавказ никого не оставлял равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

- А каким вы представляли себе Кавказ, когда читали рассказ Толстого?  

Очень любил Кавказ А.С.Пушкин

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Виды Кавказа он запечатлел в своих картинах.

- Именно в подобных ущельях и лесах, на крутых горных дорогах, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Зачем?

    (выкуп, раб.сила)

2. Жанровое своеобразие произведения.

РАССКАЗ- БЫЛЬ

- В одну из таких засад чуть не попал и сам Л.Н. Толстой. А случай этот он потом описал в своем рассказе.  

- Давайте вспомним, что мы называем рассказом?

(Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов).

- Откройте учебники, найдите название рассказа. А что написано под ним? О чем это говорит? Что это за жанр такой?

       (Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

- А могло ли такое на самом деле произойти?

                        (сообщение ученика)

Толстой на Кавказе.

Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».

Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.

Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.

 А делал он это посредством своих произведений.

3.  Занимательная минутка.

- Знаете, у народов Кавказа, как и у русского народа, есть своя богатая культура и  традиции, невероятно красивые костюмы.

- Угадайте, перед вами стоит юноша в русском  или чеченском костюме? Как вы догадались?

- Ребята, попробуйте  угадать героя рассказа Толстого по описанию его внешности или по его словам. Итак, кто я?

  1. Я «мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с меня так и льёт» (Костылин)
  2. Я «хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. Я « был ростом маленький, на шапке  белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, иду, как волк озираюсь…» (Хаджи)
  4. А это кто? « Девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  1. Словарная работа

- А теперь, давайте-ка проверим, насколько хорошо вы знаете слова, пришедшие в наш язык из языков кавказских народов?

  •  Аул - татарская деревня;
  • Сакля - жилище кавказских горцев;
  • Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
  • Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
  • Чалма - головной убор у мусльман;
  • Джигит - молодой человек; молодец, удалец;
  • Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя".
  1.  Работа в группах

(3 группы)

- Ребята, прочитав рассказ, вы не могли не увидеть, что главные герои этого произведения очень  разные. Давайте попробуем сопоставить этих героев, посмотреть, как они ведут себя в той или иной жизненной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах. Вам предстоит ответить на предложенные вопросы. Не забывайте подкреплять свои ответы текстом.

Вопросы для обсуждения;

  1. Как договаривались вести себя, уезжая от обоза, Ж. и К., и как они себя повели,  встретившись с горцами?
  2. Сравните поведение Ж. и К. во время торгов (глава 2). Какой герой вызывает симпатию даже у врагов? Почему?

- А зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери? Почему не хочет, чтобы письмо дошло?

4. Как герой ведет себя в плену? Чем занимается? Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, Костылина? (3 глава)

- Почему Дина начала носить ему молоко, еду? Только потому, что он ей куколку сделал?

- Вспомните старика в чалме. Как он относится к русским? Почему?

Выходит, не все татары одинаково относятся к русским. Большинство, конечно, настроено против пленных русских. Корни этой вражды невероятно глубоки, кроются они в национальной принадлежности, в разности культур и самое главное -  в разности религий.

НО!

- К какой мысли нас подталкивает Толстой? Могут ли люди разных национальностей найти общий язык и подружиться?

           5. Как Жилин готовится к 1 побегу? Помогал ли ему Костылин? (4 глава)

6. Как проявляют себя во время 1 побега оба героя? (5 глава) Какую фразу повторяет Жилин? Какие слова повторяет Костылин? Как это их характеризует?

(ведут себя по-разному: там, где один активно борется, проявляет волю, стойкость, мужество, другой страдает, жалуется, хнычет)

7. . Как изменилось житье Жилина и Костылина после 1 побега? Как ведут себя и что делают герои, оказавшись в яме? (глава 6)

- Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом?

- Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?

- Удается ли 2 побег Жилину? (колодки, ноги сбил, идти не может) Почему?

(силен духом, это результат его жизнестойкости, жизнелюбия

V. Систематизация знаний.

Оформление таблицы

На слайде перечислены различные качества: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; плачет;  деятельный человек; сумел прижиться в ауле; жалуется ; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.

- Распределите эту информацию в разные столбики: в первый столбик – качества, которые присущи Жилину, второй столбик – качества, которые присущи Костылину.

Фамилии

- Как вы думаете, от  каких слов произошли фамилии героев? Обратите внимание на толкование этих слов.

      На слайде: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.

- Сделайте вывод: в чем смысл таких фамилий?

(Один «жилистый», выносливый, а другой бесхарактерный, ему всегда и везде опора нужна)

- Посмотрите, Толстой рисует двух абсолютно разных героев, противопоставляя их друг другу. Как называется такой прием, прием противопоставления?  (антитеза)

VI. Итоги урока. Решение учебной проблемы.

Мы видим Жилина и Костылина, характерного и бесхарактерного героя, оказавшихся в абсолютно одинаковых условиях. Но как по-разному ведут себя эти герои!

Знаете, основу любого характера составляют сила духа, твердость и воля, трудолюбие и любовь к Родине. И если нет этой основы, то и человек будет бесхарактерным. В любых условиях: в труде и на отдыхе, на войне и в мирной жизни. А чтоб не стать  бесхарактерным человеком, нужно воспитывать себя с детства, закалять характер, трудиться. А иначе можно превратиться в такого человека, как Костылин.

       Итак, мы так много говорили сегодня на уроке о главных героях, но давайте сейчас вернемся к названию произведения.

- Сколько было пленников? (двое)

- А почему в названии один? (пленник там один - Костылин) А кто из них главный герой? Кого можно назвать настоящим героем? Кем восхищается Толстой?

- Ребята, попробуйте сейчас сделать вывод (каждый для себя): о чем вас заставил задуматься Л.Н.Толстой? Чему учит рассказ?

Толстой описывает представителей разных национальностей и религий и утверждает своим произведением, что человечность определяется не принадлежностью к какой-либо нации или культуре, а духовностью, милосердием, теми нравственными ценностями, которые и формирует религия. А нравственные ценности едины у всех народов, культур и религий. Главное – человек всегда должен оставаться человеком.

VII. Рефлексия.

Учитель. Оцените свою работу на уроке, подчеркните нужное. На уроке мне было:

 -интересно

-скучно

-безразлично

-я работал

-я отдыхал

-я узнал больше

-знания пригодятся мне в жизни

VIII. Домашнее задание

1. Составить план для ответа на вопрос: «Какие эпизоды и как показывают разницу в поведении Жилина и Костылина»?

2. На выбор. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду рассказа «Кавказский пленник».

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.

Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.    Сравнительная  характеристика героев рассказа». 5 класс.   Используемые технологии: ИКТ-технологи...

Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин: сравнительная характеристика

Таблица для сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Заполняется цитатами....

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Урок литературы в 5 классе.Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:  Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделят...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Урок литературы на тему "Нравственные уроки в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "

При прочтении и анализе данного рассказа важно донести до учащихся проблему конфликта между народами и показать, какие человеческие качества важны в жизни  независимо от национальности....