Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_fgos_literatura_5_klass_zhilin_i_kostylin.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература

5 класс

Тема

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Тип урока

Комбинированный

УУД

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

Обучать  выразительному чтению художественного

текста, определять тему, идею произведения; отвечать на вопросы с использованием цитирования, составлять план сравнительной характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснять мотивы действий Жилина и бездействия Костылина.

Приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся, обогащать словарный запас.

Формировать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать и с честью выходить из самой трудной ситуации, воспитывать толерантность, прививать культуру речевого общения и этикет.

Решаемые учебные проблемы

1.Формировать умение  составлять сравнительную характеристику героев.

2.Давать ответы на вопросы с использованием цитирования.

  1. 3. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

Интерактивная доска, документ-камера, компьютер, обеспеченный выходом в Интернет

Методическое назначение  средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

www.slovari.ru

Материалы

и оборудование:

Шаблоны таблиц для заполнения в группах.

учебник-хрестоматия в 2-х частях «Литература. 5 класс» (автор-составитель В.Я. Коровина);

презентация в формате «Power Point»;

иллюстрации Р.Писарева;

рабочие тетради.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (5мин.)

Формирование конкретного образовательного материала

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного  результата

Вступительное слово учителя:

Работа над  пословицами (слайд №2)

Береги платье снову, а честь смолоду.

Сам погибай, а товарища выручай.

                             

1.Вспомните, к какому жанру фольклора относится данный текст.

2. В чем суть этой народной мудрости?

3. Характеризуя какого героя, мы можем обратиться к этим пословицам?

 (Предполагаемый ответ: Жилин).

4. Из приведенных на слайде пословиц выберите те, которыми можно проиллюстрировать характер Костылина. (Под лежачий камень вода не течет. Лентяй и сидеть устает. Тот ничего не сделал, кто ничего не начал. Жаль друга, да не как себя. Кто хвалится, тот кается. Ласковое слово лучше сладкого пирога) (слайд №3)

5. Какое действие мы с вами сейчас совершали? Выберите из предлагаемых вариантов (на слайде: описывали пейзаж, составляли портрет, сравнивали героев, анализировали отрывок из текста). (слайд №4)

6. Мы, работая в группах, будем перечитывать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и выбирать информацию для сравнения характеров Жилина и Костылина. Тема нашего урока «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы».  

7.Откройте конверты, рассмотрите таблицы и вопросы, над которыми мы будем работать.

 

Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Форма организации деятельности учащихся.

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к освоению нового учебного материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. (20 мин.)

Формирование конкретного образовательного материала

1.Знакомство с литературоведческими понятиями «сравнительная характеристика, контраст, противопоставление».

2. Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

3. Обобщение и систематизация информации, подготовленной  во время урока

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Лексический анализ «говорящих» фамилий, используя www.slovari.ru

Костылин

Жилин

(Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных).

2.Работа в группах с текстом рассказа

1 группа

2 группа

3 группа

Найдите в тексте описание внешности героев (перечитывают и заполняют предложенную таблицу)

Предполагаемый ответ:

Жилин

Костылин

 не велик ростом

грузный

удал

толстый

весь красный

пот с него так и льёт

Выпишите из текста глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина

(перечитывают и заполняют предложенную таблицу)

Предполагаемый ответ:

Жилин

Костылин

ходит по аулу

спит

всматривается

скучает

выпытывает информацию

считает дни

рукодельничает

ждет ответ на письмо

Найдите в тексте слова, с помощью которых автор показывает отношение татар к пленникам.

(перечитывают и заполняют предложенную таблицу)

Предполагаемый ответ:

Жилин

Костылин

джигит

смирный

- Рассмотрим иллюстрации  Р. Писарева к рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и сравним наше представление о внешности героев, полученное в ходе заполнения таблицы 1 группой.

-Сопоставим поведение героев в плену, основываясь на представленной таблице 2 группы? (предполагаемый ответ: Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели - освобождению. Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи).

-Почему татары так по-разному относятся к героям?

(Жилин и Костылин бежали вместе. Письма о выкупе писали оба. Но проанализировав сложившуюся ситуацию, татары, видимо, нашли три веские причины избавиться от Жилина: денег за него должны прислать мало, моральное состояние пленного отличное - он не сломлен (опять рыл в яме ход), может вновь затеять побег. Жилин — активный враг, опасный. Костылин - пассивный, опасений не вызывает).

Физ.минутка

 -Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условия, какие черты характера проявляют герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми? А составление кластера поможет найти

ответ на этот вопрос.

Используя материал таблицы, охарактеризуйте взаимоотношения героев.

мать

дети

горцы

Дина

Костылин

Благородство

Нежность

Забота

 Эгоизм

иждивенчество

Доброта

Великодушие равнодушие

любовь

Дружелюбие

Уважение

Мастерство Лень

неуважение

Внимательность

Забота

Нежность

благородство равнодушие

Великодушие

Прощение

сострадание Предательство

иждивенчество

Составленные группами кластеры проецируются на интерактивную доску и анализируются.

Предполагаемый ответ:

 Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Методы обучения

Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная. Правила работы в группе. Разработка шаблонов таблиц.

Этап 3. Практикум (5 мин.)

Формирование конкретного образовательного материала

 Какие качества в человеке ценит Л.Н.Толстой?

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Письменный ответ в тетради на проблемный вопрос: «Какие качества в человеке ценит Л.Н.Толстой?»

Предполагаемый результат: Л.Н.Толстой ценит силу духа, умение преодолевать трудности, чувство долга, доброту, отзывчивость, верность, дружбу, храбрость и стойкость.

Методы обучения

Выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск верного решения.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная.

Этап 4.Проверка полученных результатов (5мин.)

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Зачитывание своих ответов 3-мя уч-ся перед аудиторией

Методы контроля

Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам.

Способ контроля

Сбор тетрадей в конце урока .

Способ коррекции

Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся, анализ работ на следующем уроке.

Форма организации деятельности уч-ся

Обсуждение плюсов и недоработок в ответах

Роль учителя на данном этапе

Организующая, направляющая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Устные комментарии к ответам уч-ся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание (5 мин.)

По вариантам: составить синквейн  на одну из тем «Пленник»,  «Честь»,  «Предательство»,  «Жилин», «Костылин» (по выбору учащихся).

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Какие мысли вызвал у меня данный рассказ?

Для этого используется метод незаконченных предложений:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…

Мне близка мысль…

Я согласен с тем, что…

Я думаю, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...