Главные вкладки

    Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Сидорова Н.С

     

    Цели:

    -способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;

    -воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиваться к голосу своей совести;

    -развивать умение выделять главное, находить ключевые слова;

    -формировать аналитические, исследовательские умения

    Тип урока: интегрированный (история, русский язык, обществознание, литература)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_literatury_11_klass.docx16.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урок литературы в 11 классе

    Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

    Цели:

    -способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;

    -воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиваться к голосу своей совести;

    -развивать умение выделять главное, находить ключевые слова;

    -формировать аналитические, исследовательские умения

    Тип урока: интегрированный (история, русский язык, обществознание, литература)

    Ход урока

    Организационный момент

    Слово учителя

    Сегодня мы отойдем от привычного анализа текста и начнем наше занятие с просмотра нескольких слайдов.

    Презентация «Счастливые люди в счастливой стране»

    Это история нашей страны, определённый этап в истории нашей страны. Конспект, написанный государством, которое обещало сделать каждого человека сытым, богатым, счастливым.

    Но существуют и другие конспекты, написанные теми, кто жил в советской стране в тот период, о котором государство предпочитало молчать. Конспекты тех, кто выжил. Конспекты людей, прошедших испытание голодом.

    Презентация «Голод в

    увиделя куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах» 1932-1933»

    30-е годы являются объектом споров, в них есть всё: грандиозный рывок страны от сохи и лаптей к могучему государству, и срывы, трагедия перенапряжения, вирус страха. Сегодня мы увидим это на примере рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки»

            Тема голода не нова для русской литературы. В произведениях Некрасова, Тургенева, Короленко, Чехова и других авторов мы встречали классические ситуации: ты сыт, а рядом голодные. Это ранит твое сердце. Когда голоден ты и голодны твои мать и сестра, потому что в блокадном Ленинграде не хватает продовольствия.

            Но в рассказе Тендрякова ситуация особенно трагична. Это рассказ о самой страшной войне: войне против своего народа. Голод 1932-1933 годов был организованным голодом. В стране были вполне достаточные запасы хлеба, чтобы спасти людей, но, тем не менее, вымирали целые деревни: мужчины, женщины, грудные младенцы.

    Рассказ Тендрякова воспроизводит атмосферу ненависти , в которой жила страна, ненависти к внутренним врагам, которую внедряли в людей, объявляя её высшей формой человечности. Через всю жизнь пронес память об увиденном герой рассказа Тендрякова, хотя его лично голод даже не задел.

    Аналитическая беседа.

            «Уже взрослым, я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем –то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые

    Какой ответ дает сам автор?

    «Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу, и у меня была возможность как – то попривыкнуть, обмозолиться»

    Что значит «обмозолиться»?

    Привыкнуть, притерпеться к боли, свыкнуться с ней, очерстветь, огрубеть

    У Достоевского: «Ко всему подлец–человек привыкает. Поплачет, поплачет и привыкнет»

    Какова роль вводного слова в этом предложении?

    Неуверенность, предположение

    Значит, все не так просто? Что помешало ему обмозолиться?

    Ему было стыдноза то, что он сытый. Его мучила совесть.

    Словарная работа.

    А что такое совесть, по-вашему?

    Внутренний закон; то, что руководит человеком и т.д.

    Запись на доске: совесть-нравственная категория + внутренний закон и состояние души

    Вспомните фразы, устойчивые сочетания, в состав которых входит слово совесть.

    Нет совести, мучает совесть, укоры совести, больная совесть.

    Больная совесть. ..Когда человек болен, он пытается вылечить свою болезнь, избавиться от нее. Совесть Володи Тенковабольна? А он пытался ее вылечить? Как?

    Несет хлеб в школу, понимает, что всем не хватит и приносит еще больше. Мальчишки голодны и поэтому неаккуратны. Хлеб истерзан и растопчен.

    Что удивило, потрясло Володю в этой ситуации?

    Учительница не враг, но она тоже голодна и готова так же, как и женщина на улице упасть на колени и съесть хлеб

    Что тон еще предпринимает?

    «Слон» (поначалу все складывается хорошо, но потом появляютсяи другие куркули, а всех накормить он не сможет)

    Запись на доске: несёт хлеб в школу, «слон»

    Мальчишка загнан в угол. Число попрошаек стало расти, и тогда случился срыв - «излечение», как его назвал автор. «Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!..» Простые, распространенные в жизненном обиходе слова, но так ярко и выразительно передают они эмоциональный надрыв ребенка, его страх, протест, боль. Ведь они не живут, совести нет.

            Опять неудача, болит совесть, нет лекарства. В чем же спасение?

    Работа с текстом.

    Давайте попробуем проанализировать отрывок.

    «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлебы, а свою совесть. Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».

    Найдите ключевые слова в этом отрывке.

    Кормил кусками хлеба…свою совесть…, совесть продолжала воспаляться… но не опасно для жизни

    Так исцелился?

    Нет, успокоил

    Успокоил, но через 36 лет снова вернулся к этой истории и с болью, страданием, мукой вспоминает этот страшный, голодный, жестокий год, потому что совесть, тогда пробужденная, жила в нем все эти годы и мучила его.

    Ребята, как вы считаете, нужны ли такие рассказы современному читателю?

    Да, потому что это наша история. Потому что он учит нас быть в ответе за каждый наш поступок.

    Итог урока.

    Думаю, что слова, сказанные героем А.П.Чехова, в одном из его рассказов, созвучны нашей беседе и нашей сегодняшней жизни. Я бы хотела, чтобы вы взяли их себе на вооружение.

            «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда-болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

    Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

    конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

    Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

    Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

    Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

    Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

    Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

    Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

    Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

    Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

    Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

    конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс

    К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....