Главные вкладки

    конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Магир Татьяна Васильевна

    К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «И.С.ТУРГЕНЕВ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РАССКАЗА «БЕЖИН ЛУГ»

    Урок подготовила учитель русского языка и литературы                                                    ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга                                                                                   Магир Татьяна Васильевна


    Ход урока.

    1. Орг. момент.
    2. Слово учителя об И.С.Тургеневе.

            Иван Сергеевич Тургенев – русский поэт, прозаик, драматург. Родился Тургенев 9 ноября (28 октября) 1817 г. в очень богатой помещичьей семье. Он был вторым ребёнком - первым родился его брат Николай.

            Иван Сергеевич Тургенев провел детство в имении своей матери - Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла. Большой, почти в сорок комнат дом с колоннами стоял в саду; за домом - сад с роскошными цветниками, темными, тенистыми аллеями спускался к прудам.

            И хотя позднее Тургеневу довелось увидеть много живописных мест и на родине, и за границей, однако на всю жизнь он сохранил воспоминания о своём родном «гнезде».

            Около дома находились службы; постройки для дворни, которой около трехсот человек - повара, прачки, столяры, портные, мальчики для побегушек, кружевницы... Подальше - скотный, конный и птичий дворы. В одной из галерей с колоннами помещалась большая библиотека. Были в усадьбе свои музыканты, актеры, давались иной раз и театральные представления. Усадьба Тургеневых - такая же, каких много было во времена крепостного права, и жизнь в ней шла такая же, как в других усадьбах богатых помещиков.

            Главным лицом в усадьбе была мать писателя Варвара Петровна. Она была очень богата, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

            Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна, много читала, знала несколько иностранных языков и по-русски писала «изящным слогом и без ошибок», что тогда для женщины было редкостью.

            Но, несмотря на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Тургенев писал: «Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины и проч. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне».

    Именно мать стала прототипом помещицы из рассказа «Муму».

            Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду. Сергей Николаевич был суровый и холодный, мало занимался своими детьми. Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны.

            Для детей был также установлен свой порядок жизни. Каждый день ровно в десять часов утра в детские комнаты входил Федор Иванович Лобанов - крепостной дворовый человек, который исполнял должность секретаря при Варваре Петровне. Он вручал гувернеру маленький листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание детских занятий и развлечений на день. Ни один гувернер не смел без приказания менять это расписание. Матери всегда все было известно - у нее была своя «тайная полиция».        

            В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях. Именно Фёдора Лобанова Тургенев считал лучшим из своих учителей. Они часто ходили в лес, и там мальчик учился читать русские книги. На всю жизнь Иван Сергеевич сохранил память об этом старике.

            Когда мальчику исполнилось 15 лет, он закончил частный пансион в Москве и продолжил обучение в Московском университете, откуда перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с В.А.Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

            С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции), время от времени приезжая в Россию. Там, вдали от родины, Тургенев начал записывать свои воспоминания о детских годах, и из этих записок составилась целая книга: в 1852 году появились в печати «Записки охотника». Писатель рассказал в «Записках» настоящую правду: он вспоминал друзей своего детства, их рассказы, свои беседы с ними – он хотел поблагодарить их за всё доброе, что от них получил. Основной идеей «Записок охотника» является протест против крепостного права. «Под этим именем, - писал Тургенев, - я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться…»

            «Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице.

            Конечно, «Записки охотника» - это малая часть того, что написал Тургенев, но это выдающаяся книга. Недаром император Александр II, отменивший в 1861 году крепостное право, сказал: «С тех пор, как я прочёл ваши «Записки охотника» меня ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освободить крестьян от крепостной зависимости».

            Иван Сергеевич Тургенев скончался 22 августа 1883 года в Буживале (во Франции). По высказанному им перед смертью желанию гроб с его телом был перевезён из Франции в Россию (Петербург) и похоронен на Волковском кладбище.

    1. Во время рассказа учителя ученики готовятся отвечать на вопросы (РЛ):

    - когда родился И.С.Тургенев? (9 ноября 1817г.)

    - сколько детей было в семье? (двое: Николай и Сергей)

    - как называлось имение матери? (Спасское-Лутовиново)

    - кто был «главным лицом» в усадьбе? (мать – Варвара Петровна)

    - каким характером обладала мать писателя? (жестокая, своенравная)

    - Как звали отца писателя? (Сергей Николаевич)

    - кого Тургенев считал своим лучшим учителем? (Фёдор Иванович Лобанов)

    - где учился И.С.Тургенев? (частный пансион, Московский университет, Петербургский унив-т – словесное отделение)

    - когда появились в печати «Записки охотника»? (1852)

    - в каком году и кем было отменено крепостное право? (1861, Александр II)

    - когда скончался И.С.Тургенев и где похоронен? (22 авг. 1883г. во Франции, в СПб на Волковском кладбище)

    1. Повесть «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника»

    За лесами солнышко уж село;

    На краю далеком неба зорька заалела;

    Но и та потухла. Топот в поле раздается.

    То табун коней в ночное по лугам несется.

    Ухватя коней за гриву, скачут дети в поле.

    То-то радость и веселье, то-то детям воля!

    По траве высокой кони на просторе бродят;

    Собралися дети в кучку, разговор заводят…

    И на ум приходят детям бабушкины сказки:

    Вот с метлой несётся ведьма на ночные пляски;

    Вот над лесом мчится леший с головой косматой,

    А по небу, сыпля искры, змей летит крылатый;

    И какие-то все в белом тени в поле ходят…

    Детям боязно – и дети огонёк разводят.

    Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное). 

    Вспомните, как называется описание внешности героя в литературном произведении? (портрет)

    Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока (Литературные портреты главных героев рассказа «Бежин луг»)

    1. Работа с текстом. Знакомство с персонажами.

    Найдите в тексте описания ребят. Один из учеников читает описание, затем – заполняется таблица

    Федя

    Павел

    Илюша

    Костя

    Ваня

    Внешность

    (лицо, причёска)

    Одежда

    Взгляд

    Возраст

    Занятие

    Отношение автора

    1. Словарная работа.

    Армяк – в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна

    Свитка – в старое время верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна

    Тщедушный – хилый, слабосильный

    Прикорнуть – прилечь, свернувшись комочком, заснуть

    Рогожа – грубый плетёный из мочала материал

    1. Работа по таблице:

    - Что можно узнать о герое по описанию его внешности? (жизнь, характер)

    - Докажите примерами (Федя – богатая семья, лёгкая жизнь; Илюша – заботливость – работа на заводе)

    - Что общего между мальчиками?

    - Чем они различаются? (характер, взгляд, отношение к жизни)

    - Кого из мальчиков особо выделяет автор? (Павел – единственный назван полным именем, серьёзный, смелый, рассудительный)

    - Кто из мальчиков самый старший? (Федя) Самый младший? (Ваня)

    1. Рефлексия:

    - чему научились на уроке?

    - как умение анализировать описание героя может помочь в понимании произведения?

    1. Д.З.: отметить в тексте описания природы, как реагируют мальчики на изменения в природе, как проявляются их характеры.

    Рабочий лист ________________________________________________________

    Задание 1. Выполняется во время рассказа учителя.

    - когда родился И.С.Тургенев? _______________________________________

    - сколько детей было в семье? ________________________________________

    - как называлось имение матери? _____________________________________

    - кто был «главным лицом» в усадьбе? _________________________________

    - каким характером обладала мать писателя? ____________________________

    - Как звали отца писателя? ____________________________________________

    - кого Тургенев считал своим лучшим учителем? _________________________

    - где учился И.С.Тургенев? ___________________________________________

    - когда появились в печати «Записки охотника»? _________________________

    - в каком году и кем было отменено крепостное право? ____________________

    - когда скончался И.С.Тургенев и где похоронен? ________________________

    ___________________________________________________________________

    Словарная работа.

    Армяк – в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна

    Свитка – в старое время верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна

    Тщедушный – хилый, слабосильный

    Прикорнуть – прилечь, свернувшись комочком, заснуть

    Рогожа – грубый плетёный из мочала материал

    Задание 2. Описание героев повести.

    Федя

    Павел

    Илюша

    Костя

    Ваня

    Внешность

    (лицо, причёска)

    Одежда

    Взгляд

    Возраст

    Занятие

    Отношение автора


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы по теме: И.С.Тургенев "Нравственное превосходство Герасима над барыней"

    Тема: И.С.Тургенев «Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней.Цель: 1. Показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.2. П...

    Конспект урока литературы «Литературный суд над Г.А.Печориным – главным героем романа «Герой нашего времени»

    Тип урока: урок обощения знаний.Форма урока: урок - суд.Каждый из учеников во время урока побывает на месте кого - либо из героев романа или выступит в роли свидетелей и присяжных заседателей, в резул...

    План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                              План-конспект  урока  литературы...

    Конспект урока по литературе по теме "И.С.Тургенев. "Стихотворения в прозе"

    Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.Одной из главных задач этого урока была попытка проникновени...

    Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)

    Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершит...

    Разработка урока литературы по теме: И.С.Тургенев "Бежин луг. Образы крестьянских мальчиков"

    Показано богатство духовного мира крестьянских мальчиков. Тургенев создал портрет и сравнительную характеристику героев....