Конспект урока по литературе по теме "И.С.Тургенев. "Стихотворения в прозе"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.

Одной из главных задач этого урока была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. В начале урока разберем специфику жанра «стихотворение в прозе», затем перейдем к беседе по стихотворениям, попытаемся проанализировать несколько стихотворений по группам, чтобы сэкономить время на уроке познакомиться с большим количеством стихотворений И.С. Тургенева. Так как стихотворение «Русский язык» было задано учащимся на дом, то на уроке мы более подробно проанализируем его, считаем, что  данное стихотворение можно будет привести в качестве аргумента в ЕГЭ в части С, поэтому стихотворение «Русский язык» ребятам нужно было выучить наизусть. На таком «уроке-полилоге» увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать свое маленькое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытаемся соединить аналитическую и творческую работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stihotvoreniya_v_proze_turgenev.ppt865.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_po_stihotvoreniya_v_proze.doc131 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе по «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева

Вид урока: урок усвоения нового материала

Тип урока: урок-анализ с элементами развития речи

Тема урока: «Стихотворения в прозе». Основные темы и мотивы.

Выполнила: учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49»  Кемеровской обл., г. Новокузнецк Михеева Алена Александровна

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева.

Обучающие:

- показать особенности жанра стихотворений в прозе;

- выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”.

- раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений – «Как хороши, как свежи были розы…», «Нищий», «Мы еще повоюем!», «Лазурное царство», «Песочные часы» и др.;

- познакомить учащихся со стихотворением «Русский язык», мотивами его создания, своеобразием сюжетного материала;
- раскрыть мысли и чувства лирического героя данного стихотворения;
- повторить известные учащимся теоретические сведения об изобразительных средствах русского языка,

-познакомить с риторическим восклицанием;

-научить строить полный связанный ответ по плану

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету и к творчеству И.С. Тургенева;

- развивать навыки выразительного чтения;

- воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания ответов;

Развивающие:

- совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

 - развивать интерес к изучению литературы с помощью разных  видов работы.

  - развивать культуру речи;

 -  развивать умения определять роль детали в художественном тексте;

Учебник, по которому работает учитель: Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс: учебник для образоват. Учреждений (базовый уровень) в 2 ч. , Ч. 1/Ю.И. Лыссый, Г.И. Беленький, Л.Б. Воронин [и др.]. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 398 с.: ил.

Список литературы:

Золотарева И.В., Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004, 336с.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: http://festival.1september.ru/articles/212369/ (дата обращения: 10.10.2012)

Оборудование: компьютер, проектор, карточки со стихотворениями

Методическое обоснование

Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.

Одной из главных задач этого урока была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. В начале урока разберем специфику жанра «стихотворение в прозе», затем перейдем к беседе по стихотворениям, попытаемся проанализировать несколько стихотворений по группам, чтобы сэкономить время на уроке познакомиться с большим количеством стихотворений И.С. Тургенева. Так как стихотворение «Русский язык» было задано учащимся на дом, то на уроке мы более подробно проанализируем его, считаем, что  данное стихотворение можно будет привести в качестве аргумента в ЕГЭ в части С, поэтому стихотворение «Русский язык» ребятам нужно было выучить наизусть. На таком «уроке-полилоге» увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать свое маленькое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытаемся соединить аналитическую и творческую работу.

По мере углубления в эту кропотливую работу с текстом, ученики всё больше входят во вкус, начинают находить говорящие детали сами, радуясь своим открытиям и рождающимся вопросам, на которые затем все вместе ищем ответ, высказываем предположения, доказываем свою точку зрения. Согласно поставленной цели на уроке будут использованы следующие методы и приемы:

  • слово учителя (вводное, ведущее, сообщающее, обобщающее);
  • беседа (репродуктивная, эвристическая);
  • выразительное чтение наизусть;
  • составление сопоставительной таблицы

На слайды вынесем сопоставительную таблицу, некоторые стихотворения.

Домашним заданием будет прочитать первые 5 глав романа «Отцы и дети», подготовить доклад по истории создания романа.

Ход урока

№/время

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Орг-ый

Новая тема

Беседа по новой теме

Изучение новой темы

Работа в группах

Итог

Домашнее задание

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

На данном уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством И.С. Тургенева. Тема урока: «стихотворения в прозе». Основные темы и мотивы.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Обратимся к известному нам стихотворению «Русский язык». Как оно написано? Прозой или стихами?

Давайте вспомним основные особенности жанра “стихотворение в прозе”.

Вопросы при затруднении:

Кто является субъектом переживания? Большое ли стихотворение по форме? Какие средства художественной выразительности использует автор? Эмоционально ли повествование?

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово

Поговорим о истории создания «Стихотворений в прозе» Тургенева. Слушаем меня внимательно, т.к. вам нужно будет ответить на несколько вопрос, касающихся истории создании.

И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале. Сам он называл их «…нечто вроде того , что художники называют эскизами , этюдами с натуры , которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли , писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу...»

Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять».

Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера.

Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать.

51 стихотворение, отданных Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г.

Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений , в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение) , была издана только в 1930-1931 г.

Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.

Сам Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединённый общей тональностью. Хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.

Иван Сергеевич озаглавил цикл словом «Senilia» - «Старческое».

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Итак, где были написаны «Стихотворения в прозе»?

Предназначались ли эти «наброски» для печати? Кто уговорил писателя опубликовать стихотворения?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Обратите внимание на слайд, перед вами высказывания современников Тургенева, касающихся «Стихотворений в прозе». Что, на ваш взгляд, чаще всего отмечается в этих высказываниях, что больше всего восхищает читателей?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

И.С. Тургенев в совершенстве владел словом, был носителем, хранителем живого русского слова. Проведя полжизни за границей, он писал только на русском языке.

Мысль о величии русского языка и русского народа звучит в знакомом вам стихотворении в прозе «Русский язык».

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово

Стихотворение было написано в 1882 году. Этот год ознаменовался в России новым усилением реакции в связи с убийством 1 марта 1882 года царя Александра II. Реакция росла, как снежный ком. В августе были приняты Временные правила о печати. Совещание четырех министров получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. С 1883 года стали действовать жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности, были ограничены права университетского самоуправления.
Конечно, Тургенев не рассказал в своем произведении о том, что конкретно происходило в то время, но свое отношение, свои чувства к этому он передает.
Метод: слово учителя (чтение)

Прием: сообщающее слово (выразительное чтение)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Июнь, 1882

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Какая мысль заключена в данном стихотворении?

Какие чувства передает Тургенев? Чем вызваны эти чувства?

Почему мы это произведение относим к лирическому жанру?

 

Какие художественные приемы используются?

Обратим внимание на эпитеты великий, могучий, правдивый, свободный. На основании каких признаков мы можем судить, что перед нами не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка?

Какие чувства испытывал автор, когда употреблял такие эпитеты?

Почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак? Зачем писатель его поставил?

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово
Прием ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений, называется риторическим восклицанием.
С какой силой звучит проникновенная любовь к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Тургеневу была свойственна обострённая чуткость к слову. И нам он завещал относиться к слову бережно, с вниманием, с любовью.

Все качества, которые писатель отметил в русском языке – величие, могущество, красота, правда – должны быть присуще русскому человеку.

Метод: слово учителя                                                  Прием: инструктирующее  слово
Послушайте, как будем работать дальше. По группам будем анализировать по 3 стихотворения, при этом заполнять таблицу, при ответе одноклассников будем заполнять пробелы в таблице. Первой группе для работы предлагаются стихотворения в прозе “Старуха”, “Мы ещё повоюем!”, “Nessum maggior dolore” (“Нет большей скорби”). Вторая группа работает с текстами “Лазурное царство”, “Стой!”, “Без гнезда”. Третья группа выполняет задание по стихотворениям в прозе “Песочные часы”, “Воробей”, “Как хороши, как свежи были розы…”

План, по которому будем работать, представлен на слайде и на раздаточном материале. Таблицу также можете видеть на слайде.

План:

  • определить преобладающее настроение каждого текста,
  • выделить ключевую фразу, выражающую это настроение,
  • продумать краткий анализ художественных текстов (главная мысль, чувства лирического героя, отношение автора)
  • одно из трех стихотворений в прозе, наиболее понравившееся, подготовить для выразительного чтения.

Метод: слово учителя                                                  Прием: инструктирующее  слово
По окончании работы каждая группа должна ответить на вопрос: какие настроения выразил автор в предложенных текстах? Что является сквозным мотивом тургеневского цикла? На работу у вас 10 минут.

Метод: беседа                                                              Прием: репродуктивная беседа
Проверяем.

Метод: слово учителя                                                  Прием: ведущее  слово                                          Заполняем таблицу, выписываем в нее ключевые слова и наши размышления.

Светлое, жизнерадостное настроение

Единство жизнерадостного и драматичного

Пессимистичное, трагичное настроение

“Мы ещё повоюем!”

“Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я”.

“Nessum maggior dolore”

голубое небо, запах цветов, улыбка счастья и

“ложка скверного, бесполезного лекарства”.

“Старуха”

“Не уйдешь!”

“Лазурное царство”

“О царство лазури, света, молодости и счастья!” “Воробей”

“Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею… держится и движется жизнь”.

“Стой!”

счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности.

“Как хороши,

как свежи были розы…”

летний вечер, веселый шум, молодые, добрые голоса и скучный старческий шепот, зима, темная комната

“Без гнезда”

“И не пора ли и мне упасть в море?”

“Песочные часы”

“слабый и непрерывный шелест утекающей жизни”

Метод: беседа                                                      Прием: репродуктивная беседа

Итак, какие вопросы волнуют Тургенева в последние годы жизни? Какие основные контрастные мотивы сборника вы выявили?

Метод: слово учителя                                                     Прием: инструктирующее слово

Запишем домашнее задание. Прочитать первые 5 глав романа «Отцы и дети», индивидуальное задание – подготовить 5-ый доклад на тему «Творческая история романа «Отцы и дети».

Метод: слово учителя                                                     Прием: обобщающее слово                                                 Все чаще обращаясь к мысли о смерти, писатель создает цикл произведений, в котором проявляется интерес к «разнообразным явлениям жизни»: размышления о судьбе русского крестьянина, утверждение моральной силы и нравственного превосходства простого человека; вера в великое будущее русского народа; тема всепобеждающей любви, молодости, вино обновляющейся жизни. Обратим внимание учащихся на то, что, когда возник вопрос о напечатании стихотворений, Тургенев решил озаглавить их латинским словом «Senilia» (Старческое), а книге было предпослано следующее обращение к зрителю (предлагается прослушать в записи).
Метод: слово учителя                                                     Прием: оценочное слово                  

Мы хорошо поработали. Спасибо за урок.                              

Приложение:

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение.…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Ответ:

Стихотворение написано прозой.

Ответ:

  • миниатюрность формы,
  • краткость текста;
  • богатое использование изобразительно-выразительных средств;
  • эмоциональность повествования;
  • ритмизированность,
  • музыкальность прозы;
  • лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

 

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Ответ:

В Буживале.

Не предназначались для печати, они служили бы материалами для большой работы. Уговорил опубликовать произведения друг Тургенева – М.М. Стасюлевич.

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Ответ:

Поэтическое мастерство, глубина мысли, выразительность и богатство речи.

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Мысль о величии русского языка и русского народа.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,» «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома».

Размышлениями о судьбе Родины.

Выражает чувства автора.

Эпитеты: их только 4,они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык – великому народу».

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий, могучий, правдивый, свободный», – сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика  конкретных качеств языка.

Любовь к родине, гордость за народ, веру в будущее великого народа.

Выражение твердой уверенности.

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Ответ:

стихотворения в прозе, с которыми они только что работали, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувства автора; другие – печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.

Сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения.

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Ответ:

В последние годы жизни Тургенева волнуют коренные вопросы бытия, которые он ставит и пытается решить в своих стихотворениях в прозе, которые вначале были названы самим писателем по-латыни “Посмертное”, а затем “Старческое”. Среди основных контрастных мотивов и образов были выделены следующие: молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее и т.д.

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Слайд

Воробей

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
      Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
      Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
      Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
      Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
      Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
      Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
      Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
      Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
      Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

Лазурное царство

О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне.
      Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.
      Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!
      Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
      И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!
      А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы… Казалось, самое небо звучало им в ответ — и кругом море сочувственно трепетало… А там опять наступала блаженная тишина.
      Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.
      Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпáли нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные, длиннокрылые птицы.
      Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.
      Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… Женские голоса чудились в них… И все вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою — все говорило о любви, о блаженной любви!
      И та, которую каждый из нас любил, — она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение — и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… Ее рука возьмет твою руку — и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!
      О лазурное царство! я видел тебя… во сне.

Июнь, 1878

«Как хороши, как свежи были розы…»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…

А в комнате все темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шепот…

Как хороши, как свежи были розы…

Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…

Как хороши, как свежи были розы…

Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…

Как хороши, как свежи были розы…

Сентябрь, 1879

Мы еще повоюем!

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! 
      Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
      Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. 
      Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. 
      И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! 
      Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель — и полно! 
      А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. 
      Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. 
      И пускай надо мной кружит 
мой ястреб…
      — Мы еще повоюем, черт возьми!

Ноябрь, 1879

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Июнь, 1882

БЕЗ ГНЕЗДА 

   Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?
   И вот она расправляет свои крылья – и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?
   Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.
   Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.
   Птица спешит, перелетает пустыню – и всё глядит вниз, внимательно и тоскливо.
   Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется – но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.
   Устала бедная птица… Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… но не свить же гнезда в той бездонной пустоте!..
   Она сложила наконец крылья… и с протяжным станом пала в море.
   Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.
   Куда же деться мне? И не пора ли и мне – упасть в море?

   Январь, 1878 г.

СТАРУХА 

   Я шел по широкому полю, один. 
   И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шел по моему следу. 
   Я оглянулся – и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо. 
   Я подошел к ней... Она остановилась. 
   – Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни? 
   Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света. 
   Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц... из чего я заключил, что она слепая. 
   – Хочешь милостыни? – повторил я свой вопрос. – Зачем ты идешь за мною? – Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть. 
   Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой. 
   И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги. 
   "Опять эта женщина! – подумалось мне. – Что она ко мне пристала? – Но я тут же мысленно прибавил: – Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так". 
   Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей. 
   Однако я продолжаю идти... Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится... какая-то яма... "Могила! – сверкнуло у меня в голове. – Вот куда она толкает меня!" 
   Я круто поворачиваю назад... Старуха опять передо мною... но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами... глазами хищной птицы... Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам... Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик... 
   "Ах! – думаю я... – эта старуха – моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!" 
   "Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться". И я бросаюсь в сторону, по другому направлению. 
   Я иду проворно... Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко... И впереди опять темнеет яма. 
   Я опять поворачиваю в другую сторону... И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди. 
   И куда я ни мечусь, как заяц на угонках... всё то же, то же! 
   "Стой! – думаю я. – Обману ж я ее! Не пойду я никуда!" – и я мгновенно сажусь на землю. 
   Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут. 
   И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне! 
   Боже! Я оглядываюсь назад... Старуха смотрит прямо на меня – и беззубый рот скривлен усмешкой... 
   – Не уйдешь!  Февраль, 1878



Стой!

 Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда такою в моей памяти! С губ сорвался последний вдохновенный звук – глаза не блестят и не сверкают – они мерк- нут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, Иван Тургенев «Стихотворения в прозе» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 28 той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки! Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малей- шим складкам твоей одежды? Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри? Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе! Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Дру- гого бессмертия нет – и не надо. В это мгновение ты бессмертна. Оно пройдет – и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя… Но что тебе за дело! В это мгновенье – ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда. Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности! Ноябрь, 1879

Песочные часы День за днем уходит без следа, однообразно и быстро. Страшно скоро помчалась жизнь, – скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом. Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фи-Иван Тургенев «Стихотворения в прозе» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 36 гура Смерти. Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон – мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни. Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко. Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем… И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние уда- ры.

Декабрь, 1878

Nessun maggior dolore

Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, луче- зарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза… к чему, к чему всё это? Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа – вот, вот что нужно. Июнь, 1882

Песочные часы 

День за днем уходит без следа, однообразно и быстро. Страшно скоро помчалась жизнь, – скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом. Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фи-Иван Тургенев «Стихотворения в прозе» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 36 гура Смерти. Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон – мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни. Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко. Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем… И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние уда- ры.

 Декабрь, 1878


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...