Урок литературы в 9 классе «Использование технологии чтения с остановками на примере новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье» план-конспект урока по литературе (9 класс)
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Ларионова Аида Салмановна

Конспект урока внеклассного чтения  в 9 классе по новелле Ги де Мопассана с использованием технологии критического мышления,а именно чтение с остановками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_pech.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе «Использование технологии чтения с остановками на примере новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье»

план-конспект урока по литературе (9 класс)

урок разработан учителем русского языка

и литературы МАОУ гимназии 116

г.Екатеринбурга Ларионовой А.С.

2025 г.

Цели: - обучающая: познакомить с новеллой Ги де Мопассана «Ожерелье» , раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения; развивать умение классифицировать, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах;

- развивающая: развивать интерес к чтению, умения прогнозировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, умение анализировать отдельные эпизоды, образы героев, композицию, стиль;

- воспитательная: воспитывать уважение к себе, окружающим, формировать семейные ценности, умение уважать личность другого человека, ценить не только материальное, но и духовное ;

Формировать УУД:

Личностные УУД – формировать ценности в ходе работы с понятиями «уважение к близким», «любовь к семье», «семейные отношения».

Регулятивные УУД – уметь оценивать свою деятельность в ходе совместной работы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД - уметь работать в парах, самостоятельно, планировать свою работу, принимать участие в диалоге с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД – развивать умение анализировать художественное произведение, извлекать нужную информацию из текста, читать и слушать применять в анализе термины.

Планируемый результат:

Знать литературные термины (эпический герой, тема, идея. сюжет, образ, новелла, сравнение, контраст, антитеза).

Уметь анализировать прозаическое художественное произведение

Личностные: формировать ценные личностные качества,

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи в тексте, формулировать выводы

Форма проведения урока: чтение с остановками, работа в парах, использование в процессе анализа « толстых» вопросов

На доске записи: дата, тема, опорные слова

Оборудование: новелла Мопассана «Ожерелье», электронная доска с иллюстрациями к новелле, разноцветные смайлики для рифлексии

Ход урока

#1054;рганизационный момент

#1056;абота над темой урока

Чтение новеллы учителем по предложение: «У нее не было ни приданого, ни надежд на будущее, никаких шансов на то, чтобы ее узнал, полюбил и сделал своей женой человек состоятельный, из хорошего общества, и она приняла предложение мелкого чиновника министерства народного образования.»

Вопрос учителя:

Какие чувства вызывает у вас эта девушка? Какой будет тема новеллы?

Кто-то из ребят не видит ничего особенного в этой фразе , а кто-то замечает, что героиня ничего не говорит о любви, а только о «состоятельном человеке».

Учитель читает дальше до следующей остановки на предложении: « Она страдала от бедности своего жилья, от убожества голых стен, просиженных стульев, полинявших занавесок. Все, чего не заметила бы другая женщина того же круга, мучило ее и возмущало.»

Вопрос учителя: что заставляло страдать героиню?

Ученики отвечают, что она обращает внимание только на материальную сторону жизни, не думая о близком человеке, а это неправильно.

Следующая остановка после отрывка: «Ей снились затянутые старинным штофом просторные салоны, где тонкой работы столики уставлены неслыханной цены безделушками, кокетливые раздушенные гостиные, где в пять часов за чаем принимают близких друзей-мужчин, прославленных и блестящих людей, внимание которых льстит каждой женщине.»

Вопрос: о чём её мечты? Как её это характеризует?

Ребята говорят, что её мечты мелкие, эгоистичные, она не любит своего мужа. Её жизнь не так уж плоха, а она вечно недовольна.

Читаем дальше, останавливаясь на фрагменте: « Когда она садилась обедать за круглый стол, покрытый трехдневной свежести скатертью, напротив мужа, и он, снимая крышку с суповой миски, объявлял радостно: "Ага, суп с капустой! Ничего не может быть лучше!.."

Вопрос учителя: что за человек её муж? Он тоже недоволен? Похожи ли герои? Как называется такой приём сопоставления героев?

Ученики отвечают, что это сравнение, контраст, антитеза.

Следующая остановка на предложении : «Ей так хотелось нравиться, быть обольстительной и иметь успех в обществе, хотелось, чтобы другие женщины ей завидовали.»

Учитель спрашивает: можно ли считать героиню несчастной? Почему? Так ли уж плоха её жизнь? Знаем ли мы, как к ней относится муж? Почему?

Ответы ребят следующие: героиня чувствует себя несчастной, т.к. у неё нет интересов и привязанностей, она пустышка. Мы не знаем, как к ней относится муж, возможно, потому что она равнодушна к нему, ей это неважно. Но ничего плохого в её жизни не происходит.

Учитель продолжает читать, делая паузу на отрывке: «Министр народного образования и г-жа Жорж Рампонно просят г-на и г-жу Луазель пожаловать на вечер в министерство, в понедельник 18 января». Задаёт вопрос: как героиня отреагирует?

Ребята отвечают по-разному, кто-то думает, что она обрадуется, кто-то, что будет недовольна, т.к. ей не угодишь.

Можно задать следующий вопрос: как проявляет себя муж героини?

Ответ очевиден: он любит жену, старается её порадовать.

Продолжаем чтение до слов: «Он произнес, заикаясь:
— Что с тобой? Что?»

Вопрос: что подтверждает его реакция?

Ученики говорят, что муж терпеливо сносит капризы жены, он добрый и любящий человек.

Учитель читает до фразы: «Однако он ответил:
— Хорошо. Я тебе дам четыреста франков. Только постарайся, чтобы платье было нарядное.»

Вопрос: от чего герой отказывается ради любимой жены? Замечает, ценит ли она это? Испытывает ли благодарность?

Ребята отвечают, что героиня не обращает внимание на отношения с мужем, может, поэтому страдает, не ценя того, что у неё есть.

Следующая остановка на предложении: « На следующий день она отправилась к г-же Форестье и рассказала ей свое горе.»

Задание учителя: подумайте, пойдёт ли ей навстречу её богатая подруга?

Ребята высказывают свои мнения.

Продолжаем чтение до слов: «Муж с полуночи дремал в маленьком, почти пустом салоне в обществе трех других чиновников, жены которых очень веселились.»

Остановка и вопрос: почему муж героини не идёт спать?

Ребята говорят, что героине во многом повезло, рядом с ней любящий человек, но для неё это ничего не значит.

Читаем до предложения: «. И вдруг вскрикнула.»

Вопрос: как вы думаете, что случилось?

Ученики дают свои версии.

Читаем до места: «— Со мной... у меня... у меня пропало ожерелье госпожи Форестье.»

Вопрос: как он отреагирует?

Ребята уже поняли характер героя, высказывают версии, им интересно узнать, что же дальше.

Чтение продолжается до слов: «Они долго смотрели друг на друга, убитые горем.»

Вопрос: что предпримут?

Ученики высказывают предположения, некоторые из них верные. Будут искать, где только возможно.

Продолжаем чтение до отрывка: «Она так и осталась в бальном платье, не зажигая огня, не в силах лечь, так и застыла на месте, словно мертвая».

Кто потерял? Кто ищет? Что это говорит о героях? Что будет дальше?

Ребята сравнивают героев, их симпатии на стороне мужа.

Дальше учитель читает до фразы: «К концу недели они потеряли всякую надежду, и Луазель, постаревший лет на пять, объявил…»

Учитель спрашивает: что им делать?

Кто-то из ребят говорит, что надо признаться, некоторые предлагают другое.

Читаем до слов: «Но иногда, в те часы, когда муж бывал на службе, она садилась к окну и вспоминала тот бал, тот вечер, когда она имела такой успех и была так обворожительна.»

Вопрос: за что расплачивается героиня? Изменилась ли она внутренне?

Ученики грустно говорят, что она не умела ценить то, что ей было дано , думала только о богатстве и успехе у мужчин. Упустила что-то важное в жизни, не извлекла никаких уроков.

Доходим до финала: « Это была г-жа Форестье, все такая же молодая, такая же красивая, такая же очаровательная.»

Учитель спрашивает: как вы думаете, что будет дальше?

Ребята теряются в догадках, но предполагают, что будет дальше.

Дочитываем до слов: «Г-жа Форестье остановилась как вкопанная.»

Всем интересно: почему?

Догадаться довольно сложно. Почти никогда ребята не могут найти ответ.

Читаем текст до конца. Ученики поражены.

#1056;ефлексия. Какие нравственные уроки можно извлечь из новеллы? Какова её идея?

Ребята говорят, что нужно ценить отношения, любовь близких, а не только материальное. Только тогда сможешь быть счастливым.

Самооценка. Нужно наклеить на доску один из смайликов: зелёный (я хорошо работал,урок был мне полезен),синий (я не очень хорошо работал).

#1056;абота с новым термином. Работа в парах. Учитель задаёт вопрос: «Ожерелье» - это новелла, как думаете, чем она отличается от рассказа? В чём необычность сюжета?

Ребята предполагают.

Запишите в тетради: новелла обычно более компактна, остросюжетна и завершается неожиданной развязкой, часто содержащей "пуант" или "соколиный поворот". Рассказ же может быть более спокойным по тону, с менее предсказуемым финалом.

#1044;.з.

по выбору: #1087;ридумать продолжение,

#1086;тветить на вопрос, чем была интересна эта новелла ,

#1085;арисовать иллюстрацию к новелле.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План-конспект открытого урока немецкого языка с использованием ИКТ по теме «Кто живет в старых немецких городах?»

Тема урока: «Кто живет  в старых немецких городах?»Цель урока:  систематизация и обобщение знаний учащихся по темеЗадачи урока:Учебные – систематизация лексико-грамматических навыков  (...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...