Главные вкладки

    План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

    Чижова Светлана Николаевна

              План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:

    Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

    Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

     

     

    Учебная цель:

    1. повторить ранее изученный материал;
    2. рассмотреть образы Печорина, Максима Максимыча, Бэлы;
    3. дать понятия: фабула, сюжет.

     

    Воспитательная цель:

    1.      доказать, что каждый человек  должен быть сильным, смелым, решительным, что эти качества помогут ему в достижении высоких и благородных целей;

    2.      учащиеся должны уйти с урока с сознанием того, что русская литература – это великая литература, которую необходимо изучать, любить, понимать.

     

    Развивающая цель:

          1. создать условия для активизации словаря и развития связанной речи;

          2. совершенствовать умения, навыки в процессе анализа художественного текста.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

              План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:

    Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

    Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

    Учебная цель:

    1. повторить ранее изученный материал;
    2. рассмотреть образы Печорина, Максима Максимыча, Бэлы;
    3. дать понятия: фабула, сюжет.

    Воспитательная цель:

    1. доказать, что каждый человек  должен быть сильным, смелым, решительным, что эти качества помогут ему в достижении высоких и благородных целей;
    2. учащиеся должны уйти с урока с сознанием того, что русская литература – это великая литература, которую необходимо изучать, любить, понимать.

    Развивающая цель:

          1. создать условия для активизации словаря и развития связанной речи;

          2. совершенствовать умения, навыки в процессе анализа художественного текста.

      Оборудование: презентация, отрывки из фильма (фильм1965года http://www.youtube.com/watch?v=fFjnfk6hqY&list=PL8EB6F1AA409D26A6)

                                                               

                                                                  Ход урока

     - «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» роман: его центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная жизнь, рассматриваемая изнутри. В данном случае – личность Печорина.

    - Из каких повестей состоит роман?  

    Эти повести Лермонтов расположил не в хронологическом порядке, а так, чтобы композиция помогла максимально полно раскрыть характер Печорина, и чтобы мы переключили внимание с происшествий и приключений (внешние события) на внутреннюю жизнь героя, постепенное раскрытие характера героя.

    (Даются понятия «сюжет» и «фабула»)

    Исходя из хронологической последовательности событий, первой повестью должна быть «Тамань», где Печорин останавливается по пути из Петербурга на Кавказ и  чуть не погибает от руки ундины. Проходит месяц и он оказывается под дулом Грушницкого («Мери»), затем эпизод с Вуличем («Фаталист»), встреча с Бэлой во время службы в крепости, куда Печорин сослан за дуэль с Грушницким и, наконец, встреча с Максим Максимычем во Владикавказе.

    О Печорине рассказывают различные персонажи:

    Максим Максимыч - «Бэла»                                  

    странствующий офицер – «Максим Максимыч»

    «Тамань»                       журнал Печорина

    «Княжна Мери»

    «Фаталист»

    В первых двух повестях автор показывает противоречивые поступки Печорина, его поведение загадочно и непонятно. Но вот автор открывает страницы журнала и читатель понимает мотивы поступков героя. От поступков Лермонтов ведет к их причинам – постепенное раскрытие внутреннего мира героя.

    Деятельность учителя                                                        Деятельность учащихся

    Сегодня мы с вами поговорим о повести «Бэла», а для начала давайте вспомним её содержание.

    От чьего лица ведется повествование в повести «Бэла»?

    Каким представляете себе этого человека: он человек света или человек из народа? На этот вопрос вы ответите после просмотра фрагмента фильма.

    Действительно М.М. бывалый штабс-капитан, простой человек, не имел титулов, особого знатного происхождения. Добродушный, мягкий человек.  Печорина в повести «Бэла» мы видим глазами этого человека, он - выразитель народного взгляда, этому человеку можно верить. В повести М.М. даёт внешнюю характеристику Г.А. Какая же она? Найдите отрывок описания Печорина в тексте произведения

    А теперь предлагаю вашему вниманию видеофрагмент встречи Печорина и М.М., после просмотра которого прошу выделить положительные качества героя и его характеристики, которые вас настораживают. 

    Теперь, когда мы выяснили положительные и отрицательные внешние характеристики героя прошу вас дать объяснение слову «странный» из фразы М.М.: «Славный был малый, смею вас уверить; только немного странен…»

    Продолжая разговор о Печорине, предлагаю вашему вниманию еще один видеофрагмент, после просмотра которого я жду от вас ответы на вопросы:

    1. Какие черты характера героя можно выделить?

    2. Почему полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?

    3. В чем причина внутренней опустошенности П?

    - ММ ничего не понимает из  монолога Печорина. Спрашивает, что за мода «скучать» и вся ли столичная молодежь такова. Для ММ Печорин – обычный столичный денди, ему странно слышать жалобы на жизнь 25 летнего человека, жизнь которого благополучна.

    Причины непонимания – разница мировосприятия героев, их характера.

    Вы все читали повесть. Скажите, что следует за эпизодом «Исповедь Печорина»?

    Скажите, а как отреагировал Печорин на смерть девушки? (ММ не понимает внутреннего состояния Печорина, видит внешние изменения – нездоров и исхудал, винит его в равнодушии « его лицо ничего не выражало особенного – я бы на его месте умер с горя)

    Безусловно, Печорин страдает, потеряв Бэлу. Но он не привык к открытому проявлению чувств, его смех в сцене с ММ – это истерика.

    - Любил ли Печорин Бэлу? Чем была для него любовь к Бэле: каприз или попытка вернуться к чувствам?

    - Сделайте выводы о его характере (эгоист, благороден – готов отдать за Бэлу жизнь, хотя ее уже не любит)

    - Задумывался ли он о судьбе других людей?

    Выводы:

    1. Печорин – человек, думающий только об удовлетворении своих желаний, эгоист

    2. Без деятельности он не может

    3. Он – странный, соткан из противоречий

    4. Он – натура сильная, способная всех подчинять себе

    5. Честен перед собой – журнал – это исповедь умного и во многом несчастного человека

    Домашнее задание: тактика Печорина  в отношении Бэлы.

    Дети смотрят фрагмент 1 минута. Потом отвечают на вопрос.

    Дети дают ответ из текста.

    Дети смотрят фрагмент 1мин 16 сек, затем обсуждение и заполнение таблицы.

    Звучит мотив внутренней противоречивости героя

    Дети смотрят «Исповедь Печорина»  3:33. Сам. Работа.

    В своем монологе Печорин словно приоткрывает свою внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто не приносило удовольствия. Но ему присуща жажда нового, «сердце ненасытное».

    Смерть Бэлы». Смотрим фрагмент  8 мин)

    Дети  рассказывают. Сразу включаем фрагмент  1 мин. После окончания фрагмента сделать паузу.

    Печорин не способен на искреннюю любовь. Ему нравится влюблять в себя женщин. Любовь для него – средство хоть немного развеять скуку. Ему кажется, что любовь Бэлы возродит его интерес к жизни. Он ошибся. Фактически он погубил Бэлу ради собственного каприза – желания избавиться от скуки.

    Печорин недоволен собой и своей жизнью, страдает от своего характера, он – следствие законов времени и своего круга. 



    Предварительный просмотр:

                              Интегрированный урок в 7 классе

                      по информатике и русскому языку по темам:

    русский язык: «Синквейн о причастии»

    информатика: «Информационное моделирование. Словесные модели»

            

                                                              Подготовили и провели:

                                                              Чижова С.Н.,учитель русского языка

                                                              Сырятова Л.В., учитель информатики

    Урок проводят учитель информатики и учитель литературы, 45 минут.

    Тип урока: повторительно-обобщающий

    Цель:

    Русский язык: диагностика усвоения темы «Причастие», орфографический и синтаксический повтор.

    Информатика: продолжить изучение информационных моделей, познакомиться с понятием словесной (вербальной) модели, изучить способы словесного описания, некоторые особенности естественного языка, сделать вывод о пригодности естественного языка для создания информационных моделей, сделать вывод о взаимодействии информатики и словесности.

    Задачи:

    Русский язык

    Задачи обучающие (образовательные): закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.

    Задачи развивающие: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

    Задачи воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.

    Информатика:

    Задачи обучающие (образовательные): сформировать представление о словесных моделях, закрепить сведения об особенностях естественного языка, придающих общению выразительность, красочность, усовершенствовать навыки использования информационных технологий, формировать поисковый тип познавательной деятельности.

    Задачи развивающие: развивать внимание, речь, воображение, интерес учащихся к изучаемым предметам.

    Задачи воспитательные: умственное и эстетическое воспитание учащихся, показать многогранность и «живую» силу естественного языка, связь информатики с другими областями знаний.

    Оборудование: экран, компьютер, диапроектор,  презентация.

    Основные понятия:

    • Объект
    • Модель
    • Информационная модель
    • Системный анализ
    • Словесная модель
    • Многозначность
    • Синонимия
    • Омонимия

                                                                       Ход урока

    1. Оргмомент.

    Вступительное слово учителя русского языка.
    - Ребята, сегодня у нас увлекательный урок русского языка в кабинете информатики. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.

    Подготовительная работа к актуализации опорных знаний.

    - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Для того, чтобы узнать тему, надо ответить на несколько вопросов (игра «Выбери правильный ответ»)

    Итак, тема нашего урока «Синквейн о причастии».

    «Причастие - часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (В.Даль)

    - Как видно из темы нашего урока – урок двойной. Действительно, цели урока русского языка: повторить теоретические сведения по изученной теме. Вторая цель урока информатики: дополнить и обобщить представления о словесных информационных моделях.

    -Ну что ж, начнем.

    2. Первое задание назовем «Веришь или не веришь». Ваша задача, ребята, определить верное или ложное суждение содержится в вопросе. Если суждение верно, поднимите зеленый кружок, если суждение ложно, поднимите красный кружок. Внимание начали.

    (Учитель читает суждения (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), на доске эти суждения открываются по очереди. Учитель фиксирует ответы и по окончанию игры подводит итоги)

    3. Следующий этап нашего урока называется «Составь предложение». Длительность этого этапа игры - 5 минут. Высшая оценка за этот конкурс пять баллов. Их получит тот, кто первый справится с этим заданием и поднимет зеленый кружок. Итак, в конвертах вам предложены части предложений, на доске вы их видите все вместе. Ваша задача из предложенных частей предложений составить верные предложения.

    № 1. Повесть, отредактированная редактором,  известна всем.

    № 2. Тучи обещали дождь.

    № 3. Дети, играющие во время урока, будут подвергнуты наказанию.

    № 4. Попугай, купленный в магазине, оказался говорящим.

    № 5. Цветы, растущие в саду, красивы.

    (Учащиеся получают конверты с карточками (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и работают с ними. По истечении 5 минут проводится проверка выполненного задания. На доске отражаются правильные ответы. Учитель подводит итоги конкурса.)

    - Какое предложение при транспортировке “потеряло” свой причастный оборот. Какие тучи могут обещать дождь? Запишем данное предложение.

    Тучи, гонимые ветром, обещали дождь.

     (Дети переделывают предложение так, чтобы был включен причастный оборот «Тучи, гонимые ветром, обещали дождь». За правильный ответ ученик получает 3 балла)

    • Перестройте устно предложение, чтобы знаки препинания исчезли. При каком же условии необходимо ставить знаки препинания при причастном обороте?

    4. Следующий конкурс «Ответь на вопросы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). За каждый правильный ответ - два балла.  Знаете ответ - поднимайте зеленый круг.

    1. В предложении 1 определите у причастия морфологические признаки прилагательного.
    2. В предложении 2 определите у причастия признаки глагола.
    3. Какие причастия использованы в предложениях 1 и 2?
    4. Вспомните орфограмму в причастиях используемых в предложениях 1и 2.

    (Учитель подводит итоги конкурса)

    5. Конкурс «Хлопни в ладоши». Если прозвучит словосочетание с причастием (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), вам нужно хлопнуть в ладоши. За неправильный хлопок минус 1 балл.

    (Учитель подводит итоги конкурса «Хлопни в ладоши»)

    6. Следующий конкурс «Угадай причастие» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). На экране представлено задание. Отвечая на вопросы задания угадайте слово. За каждый правильный ответ 2 балла. Для удобства в работе у каждого имеются рабочие листы.

    (Учитель проводит игру. По окончанию этапа подводит его итоги.)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Вторая часть нашего урока будет посвящена практической работе по теме «Информационное моделирование. Словесные модели».

    Учитель информатики

    На прошлом занятии мы с Вами познакомились с информационными моделями, с их классификацией. Прежде, чем продолжить разговор об информационных моделях, давайте вспомним классификацию моделей.

    Ответ ученика.

    Учитель

    Как вы думаете, какие из этих моделей наиболее тесно могут быть связаны со словесностью?

    Ответ ученика

    Учитель

    Совершенно верно. Это словесные модели. Их еще называют вербальными (от лат. Verbalis - словесный). Что мы описываем на естественном языке?

    Ответ ученика (все, что нас окружает: предметы, события, процессы, ситуации).

    Учитель

    Сегодня мы познакомимся еще с одной формой словесного описания синквейн. Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. С1997 года стала использоваться и в России. Традиционный синквейн состоит из пяти строк:

    1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

    3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Синквейн на тему ПРИЧАСТИЕ вы должны будите представить к концу урока. Работать вы будете в парах. Займите рабочие места за компьютерами. Работать вы будете в текстовом процессоре WORD. Оформление работы оценивается дополнительно 2 баллами.

    (Учащиеся работают за компьютерами, составляя синквейн на тему «Причастие». По окончанию работы подводится итог конкурса и итог всей игры.)

    Итог урока:

    причастие

    настоящего, прошедшего

    обозначает, образует, переходит

    обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного

    часть речи

    Увлекательный урок русского языка в кабинете информатики завершен. Всем спасибо за активную работу.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    – Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

    – Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

    – Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

    – Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

    – Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

    – Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

    – Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Повесть

    растущая в саду

    известна всем

    Тучи

    отредактированные корректором

    обещали дождь

    Дети

    купленные в зоомагазине

    будут подвергнуты

    наказанию

    Попугай

    назначивший даме свидание

    оказался говорящим

    Цветы

    играющие во время урока

    красивы

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    № 1. Повесть, отредактированная редактором,  известна всем.

    № 2.  Попугай, купленный в магазине, оказался говорящим.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Свежий ветер, непримятая трава, заколдованный лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес, заснеженные кусты, тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    Задание 1

    Корень у этого слова такой же, как у слова  ЛАЯТЬ

    Суффикс - как у слова  ПОРХАЮЩАЯ

    Это причастие стоит в форме единственного числа, творительного падежа, мужского рода  (лающего)

    Задание 2

    Корень у этого слова такой же, как у слова  СИЛЬНЫЙ

    Приставка – как у слова УБЕЖАТЬ

    Суффикса два: как у глагола ПОЛИВАТЬ и как у причастия ЛАЮЩАЯ

    Окончание – как у слова ВИСЯЧИЙ

    Имеется возвратный суффикс –СЯ (усиливающийся)

    Задание 3

    Корень у этого слова такой же, как у слова  ВЫЧИТАЕМОЕ

    Приставка – как у слова ПРОБЕЖАТЬ

    Суффикса два: как у глагола БЕЖАТЬ и как у причастия ЗАВИСЕВШИЙ

    Окончание – как у слова БОЛЬШАЯ (прочитавшая)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

    В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

    Презентация к уроку литературы в 9 классе. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

    Данная презентация поможет учителю в проведении урока по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...

    Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

    В данном конспекте показана методика проведения дебатов...

    Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

    Технологическая карта урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Княжна Мери", анализ дуэли Печорина и Грушницкого....

    Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

    Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

    Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

    Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...

    Презентация к уроку по теме "Бессоюзные сложные предложения в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

    Презентация  к уроку по теме "Бессоюзные сложные преложения в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...