Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Трифонова Антонина Васильевна

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные методы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroy_nashego_vremeni_dlya_sayta.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Тема: «Странный человек» (повести «Бэла», «Максим Макимыч»)

Цель: начать работу над текстом, проанализировать повести «Бэла» и «Максим Максимыч», выяснить с учащимися, кто Печорин – виновник или жертва трагедии?

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания:

  1. Идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  2. Сюжет и композиция.

2.Вступительное слово учителя.

Повесть «Бэла» открывает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Поэтому необходимо разобрать широкий круг вопросов:

-нужно понять образ Максим Максимыча, который первым знакомит читателей с Печориным;

-важно увидеть изображение природы, активно участвующей в сюжете и оценке происходящего;

-нужно разобраться в том, что представляет собой главный герой, в чем необычность его судьбы и личности.

3.Сообщения учащихся с последующей рецензией на тему: «Изображение природы Кавказа и быта горцев».

         4. Беседа:

-Какое описание запомнили и чем оно привлекло вас? (Прочитать вслух, объяснить).

-Сравнить 2 пейзажных описания: Койшаурской долины и перевала через Гуд – гору.

(В пейзаже Койшаурской долины воспроизведен живописный ландшафт одного из уголков Кавказа и передано восхищение его красотой: яркостью красок, разнообразием, величием.Соседство такой природы многое оттенит в характере героя и прояснит идеалы М.Ю.Лермонтова.

В описании дороги на Гуд – гору  важен не сам вид неба, ущелий, золотых снегов, а то чувство обновления, которое овладевает человеком, когда он удаляется от общества и приближается к природе).

-Воспроизведите картины.

-Найдите слова, передающие чувства автора и его состояние.

-На чем сосредоточено внимание автора в 1 и 2 – ом  повествованиях и чем объяснить их различие?

5.Анализ повести «Бэла». Комментированное чтение:

-О чем рассказал Максим Максимыч  путешественнику?

-Каким вы представляете  Максим Максимыча ?

-Что узнали о Печорине из рассказов Максим Максимыча ? В чем его необычность? (противоречивая натура )

-Как произошло знакомство Печорина с Бэлой?

-Подслушанный разговор

-Как поступил Печорин с Бэлой? Почему?

Чем закончилась история?

-Что видит и чего не понимает Максим Максимыч  в характере Печорина?

-Какие чувства вызывает Печорин в этой повести, в какие моменты оно непонятно?

 6.Комментированное чтение повести «Максим Максимыч»:

- известие о приезде Печорина ,

- ожидание Печорина,

- встреча, внешность Печорина.

7. Беседа с привлечением текста.

-Как можно объяснить поведение Печорина при встрече с Максим Максимычем? (В нем выросло равнодушие к жизни, безнадежность и опустошенность).

-Помогают ли, по – вашему, эти описания понять что – либо в характере Печорина и в идеалах автора?

-Что в характере и жизни Максима Максимыча вызывает расположение к нему читателя и почему мы ему, безусловно, верим?

-Описание внешности Максим Максимыча.

-Слова его о службе и прошлой жизни.

-Отношение к Печорину и Бэле.

8.Обобщение.

-Особенности характера Бэлы.

-При каких обстоятельствах произошло знакомство Печорина с Бэлой?

-Как попала Бэла в крепость к Печорину?

-Почему изменилось отношение Печорина к Бэле ( исповедь Печорина;  возле умирающей Бэлы).

-Что видит и чего не понимает Максим Максимыч в характере Печорина?

-Какие чувства вызывает в вас Печорин в этой повести, в какие моменты оно непонятно?

-Чем по настроению эта повесть отличается от повести «Бэла»? (Больше грусти, печальнее. Более горькая повесть).

-Почему здесь меньше пейзажных описаний и каким чувством они окрашены в этой повести? (Нарисованы скупо, либо овеяны тоскливым настроением).

-Как можно объяснить поведение Печорина при встрече с Максим Максимычем? (выразительное чтение).

Подводим учащихся к выводу:

-Печорин и Максим Максимыч – люди разных миров. Жестокость Печорина по отношению к Максим Максимычу – внешнее проявление его характера, а под этим кроется горькая обреченность на одиночество.

-Здесь, как и в сценах столкновения с контрабандистами и горцами, автор осуждает индивидуализм Печорина, не считающегося с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути.

-Но откуда же этот безграничный эгоизм? Откуда скука, преследующая Печорина повсюду, преждевременная душевная усталость, глубокое разочарование в жизни? Что это -временное состояние духа или неизлечимый нравственный недуг? Ответ найдём в дневнике Печорина.

Общий тон повести подготавливает читателя к последней встрече с Печориным и восприятию поведения героя во время его общения с Максим Максимычем.

В Печорине выросло равнодушие к жизни, безнадежность и опустошенность.

Путешествие в Персию – последняя попытка обрести хоть какую – нибудь цель, наполнить существование новыми впечатлениями.

Последняя его фраза «Авось, где – нибудь умру по дороге» - вызывает боль за него.

Вопрос:

-Что значила эта встреча для каждого из героев, какой след она оставила в их жизни?

Обобщение:

По сравнению с Печориным кругозор Бэлы, Максим Максимыча, горцев узок, их духовная жизнь бедна. Но это натуры цельные. Они не знают противоречий, сомнений, живут просто и естественно – любят, враждуют, радуются, страдают. Такими их изобразил автор. На фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина.

Ведь Печорину можно предъявить много серьезных обвинений: он отнял коня у Казбича, сделал бездомным абрека Азамата, стал виновником смерти Бэлы и ее отца, нарушил покой в душе Максим Максимыча.

Но надо видеть и другое.

Трагичность судьбы самого Печорина.

Был ли он счастлив?Что он пережил и передумал, находясь в расцвете сил и молодости в заброшенной крепости? Какие чувства вызывает в вас Печорин в этих повестях и в какие моменты его поведение вам кажется менее понятным?

-Обратим внимание на портрет Печорина.

9.Задание на дом.

  1. Перечитать повесть «Тамань».
  2. Ответить письменно на вопросы:

В чем вы видите противоречие поведения Печорина в повести «Тамани» его состоянию в момент появления там?

С какой стороны раскрывается характер героя в отношениях с девушкой и слепым мальчиком?

Какие слова и с каким чувством произносит герой в конце повести?

Как вы понимаете эти слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"

Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с  программой 2100 с использованием информационных технологий.  Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"

Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...

Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.

Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...

Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"

Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...

Методическая разработка урока по теме: "Музыка в нашей жизни"

Методическая разработка урока по английскому языку: "Музыка в нашей жизни" Защита проектов: "Мой любимый стиль музыки", " Музыкальные предпочтения учеников и учителей&quo...