Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Бабанина Надежда Владимировна

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.6 класс.

Тема урока: «Поэзия нашего края – Югры »

Цели:

-познакомить учащихся с творчеством поэтов Югры;

-воспитывать любовь и уважение к родному краю;

-прививать интерес к творчеству разных народов;

-воспитывать бережное отношение к миру.

Оборудование:

-книжная выставка, посвященная творчеству поэтов Югры,

- рисунки детей,

-портреты поэтов.

Оформление доски: тема урока, эпиграф.

        «        В этой поэзии есть все, чем богата

                                                          человеческая культура. Это капля. Но капля,

                                                          в которой отразился весь мир»

                                          К.Яковлев, литературный

                                                          критик

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы урока.

2.На экране -презентация о Югорском крае.

Слово учителя: С глубокой древности наша земля называется Югрой. И народ, который проживал на обширной территории Иртыша и Оби, тоже называли Югрой. Первые торговые связи с этим северным народом установились уже в XI веке, и вот в 1996 году наш край отмечал свое 900-летие со дня первого упоминания в Новгородских летописях. Такие древние корни имеет наша земля.А что вы знаете о нашем крае?Проведем небольшую викторину.

Учащийся:

1.В каком году был организован Ханты-Мансийский автономный округ?

2.Какие народности проживали на этой территории?

3.Чем богат наш край?

Учащиеся выступают с небольшими сообщениями.

Север стал теперь одним из самых развитых регионов нашей страны. Развитие промышленности ускорило рост культуры и благосостояние малых народностей Севера .До революции1917 года эти народы не имели даже своей письменности ,а теперь ханты, манси, коми, селькупы создали свою самобытную литературу и искусство. Теперь у народов Севера есть свои певцы, чей поэтический голос услышала вся страна.

Учитель: Как вы думаете, о чем могут писать коренные народности Севера?

Конечно, о своей земле, родной природе. Из каждой вещи, которая окружает их, они извлекли музыку, красоту, первозданность. В их стихах- целый мир , край, жизнь.

Ученик: читает стихотворение Ивана Шульгина «Тайга»

Учитель:Это стихотворение Ивана Шульгина.Он родился в 1940 году в семье рыбака-охотника в одной маленьких деревнь Ямало-Ненецкого округа.Источником его творчества стала жизнь родного народа, неповторимость северной природы.

Первая книга поэта на русском языке –сборник стихов «Благодарность», в которой он стихами выражает благодарность  всем тем людям, кто пробудил далекий край, кто помог его народу занять равноправное место  в братской семье народов России.

И еще в его стихах -безграничная любовь к родине.

Ученик читает стихотворение «Язык».

Учитель:Немногим раньше, в 1937 году в деревне Камрадка на берегу реки Сосьвы родился будущий мансийский поэт Юван Шесталов. Как и многих детей манси, его подняла и выучила школа- интернат .Закончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена.В 1959 году вышел первый сборник на русском языке «Пойте, мои звезды!»Главная задача его-открыть широкому читателю поэзию мансийского края.

Ученик читает стихотворение «В морозной свежести земля».

Учитель: А вот другое стихотворение, навеянное образом доброй феи Миснэ из мансийских сказаний.

Учитель читает стихотворение «Моя Миснэ».

Ученик: А вот другой мансийский поэт Андрей Тарханов посвятил много стихов природе родного края. Литературоведы говорят, что от его стихов «веет свежестью и какой-то удивительной чистотой».

Ученик читает стихотворение «Березонька».

Учитель: Во все стихах А.Тарханова читатель чувствует легкость языка, художественную выразительность, высоту стиля и слога.

У вас  на столах -стихотворение «Приключение сибирского комара».Прочитаем его.

Понравилось вам стихотворение?

 Чем понравилось?

 О чем оно?

Почему стихотворение вызывает улыбку?

А какие , на ваш взгляд, поэт использует средства выразительности для этого?

3.Итог урока.

Учитель: наше маленькое путешествие в поэзию югорских народов подошло к концу, но это, я надеюсь, только начало, и вы захотите познакомиться и с другими авторами. Посмотрите на доску. Вернемся к эпиграфу (читает).Как теперь вы понимаете слова критика. Согласны ли вы с ним? Сделаем вывод по сегодняшнему уроку. (Обсуждают, записывают в тетради).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Урок " Мой край -Югра "

Разработка  урока    географии  в 7классе  " Мой  край -Югра ", проведённый в рамках недели географии  , посвящённой  юбилею ХМАО -Югры...

Внеклассное мероприятие: Мой край - Югра.

Внеклассное мероприятие - игра "Поле чудес" по теме: Мой край - Югра, реализуется в рамках образовательной программы "История и культура родного края" для обучающихся 11 класса специальной (коррекцион...

Открытое занятие "Мой край Югра"

Конспект занятия, презентация к занятию....

Познавательно-развлекательная игра «Мой край — Югра!»

Цель: расширить кругозор детей по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, к родному Отечеству. Задачи:- развивать  познавательный интерес учеников к...

Методическая разработкаурока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge Movers

Методическая разработка урока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge  Moversучителя английского языкаГБОУ СОШ № 283 Кировского районаСанкт-Петербурга Поповой Натальи Павловны...