Технологическая карта урока по теме «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман русской литературы»
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

Калинина Оксана Михайловна

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме "Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман русской литературы" содержит технологическую карту урока и рабочие материалы для обучающихся по группам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата:02.03.2020

Класс:9к

Предмет: литература

Тема: «Роман М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени» - первый психологический роман  русской литературы»

Учитель: Калинина Оксана Михайловна

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технология: развития критического мышления

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:

  • освоение понятия «психологизм литературного произведения»;
  • освоение понятия «лишний человек как тип литературного героя»;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное
  • узнают, что такое синквейн, правила его составления

Личностные:

  • способствовать формированию нравственных ценностей, таких как неприятие эгоизма, цинизма, подлости в человеческих отношениях;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации

Метапредметные:

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Познавательные УУД: формулирование  познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, синтез как построение целого из частей с восполнением недостающих элементов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: определение целей и функций участников команды, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

Регулятивные УУД: целеполагание, сохранение учебной  задачи, планирование своих действий для достижения поставленной цели, контроль и коррекция  результатов учебной деятельности по эталону

Личностные УУД: совершенствование имеющихся знаний, осваивание нового вида деятельности (фишбоун и синквейн), нравственное оценивание изучаемого литературного материала, способность делать личностный моральный вывод, исходя из социальных ценностей

Ресурсы: текст романа, учебник «Литература» для 10 класса под ред. Коровиной, рабочая тетрадь по литературе,  раздаточный материал, смарт-доска.

Этапы урока

время

Основное содержание учебного материала, приемы, методы, формы работы

Педагогическое взаимодействие

Формирование УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оргмомент

1 мин

Живое слово учителя

Приветствует учеников, напоминает, что необходимо иметь к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют подготовленность к уроку

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности

Постановка цели урока

2 мин.

Беседа:

-Прочитайте тему нашего урока.

Как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня получить ответы? (Что такое психологический роман? Почему роман «Герой нашего времени» можно назвать психологическим?)

Задает вопросы, фиксирует ответы на доске

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации

Регулятивные: целеполагание

Личностные: совершенствование имеющихся знаний

Метапредметные: формулирование  познавательной цели

Вызов

3 мин.

Прием «Верно-неверно»:

-Для того, чтобы мы могли повторить изученный  раннее материал и настроиться на работу,  вам предложена таблица с вопросами,  на которые вы можете ответить «верно» (знак+) или «неверно» (знак-). В конце урока вы сможете внести поправки в эту таблицу, для этого у вас есть последняя  графа.

Объясняет цель работы.

 Дает задание

Отвечают на вопросы

Личностная цель: мотивация к учебной деятельности

Реализация смысла

10мин

- «Славный был малый, только немного странен…»»- кто из героев романа так отозвался о Печорине. Почему?

-Сам Печорин говорит о себе: «Во мне будто два человека…». Сейчас нам предстоит услышать голос обоих Печориных, мы назовем их Печорин внутренний и Печорин внешний

Ваше д/з состояло из трех групповых заданий. Во время выступления групп заполняем общую таблицу.

«Группа «Печорин против любви и дружбы»

 - Какие были даны вам вопросы и какие наблюдения вы сделали?

Да, герой романа способен чувствовать глубоко и остро, но Печорин – эгоист, он любит только ради себя, приятельские отношения поддерживает только до тех пор, пока ему это необходимо. Он ничем не жертвует ради других людей, принимая их дружбу и любовь как должное. Это привело к тому, что герой очень одинок

«Печорин против общества»

-Какие были даны вам вопросы и какие наблюдения вы сделали?

Печорин – благородный человек, которому не чуждо милосердие, он не жаждет крови своего противника, но  Он ненавидит общество, где царит лицемерие, зависть, подлость и предательство. Общество не понимает Печорина и платит ему той же монетой.

«Печорин против Печорина»

- Какие были даны вам вопросы и какие наблюдения вы сделали?

Печорин не реализовал свои способности,  под влиянием внешних сил растерял прекрасные качества своей души, «сделался нравственным калекой». У него в жизни нет дела, большой цели, и поэтому он прожигает жизнь, тратя ее на мелкие страсти и  бессмысленный риск.

При этом он причиняет страдания другим людям.

- Сравните таблицу, которую заполнили вы с эталоном, дополните ее.

Вывод по этапу урока:

- В.Г. Белинский назвал Печорина «страдающим эгоистом». Как вы понимаете это выражение, и согласны ли вы с критиком?  

     

Объясняет цель работы.

 Дает задание группам. Координирует групповую работу, консультирует, оказывает помощь при необходимости

Работа с электронной доской

Работают в группах: анализируют указанные учителем фрагменты романа, отвечают на вопросы.

Заносят свои ответы и ответы своих одноклассников в таблицу.

Сравнивают свою работу с эталоном

Познавательные: формулирование  познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст

Коммуникативные:

Определение целей и функций участников команды, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

Регулятивные: сохранять учебную задачу, планировать свои действия для достижения поставленной цели;

Личностные: совершенствование имеющихся знаний, умение работать в команде, нравственное оценивание изучаемого литературного материала, способность делать личностный моральный вывод, исходя из социальных ценностей

Предметные: актуализация знаний по роману «Герой нашего времени»

Личностные: способствовать формированию нравственных ценностей, таких как неприятие эгоизма, цинизма, подлости в человеческих отношениях

Метапредметные:

Учить собирать материал, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

5 мин

-  Является ли проблема счастья человека проблемой психологии как науки? Почему?

- Можем ли мы считать проблему счастья одной из основных проблем романа? Почему?

- Сейчас мы попытаемся понять, как решает   проблему счастья своего героя автор романа.

Составление фишбоуна:

 - Нижний ряд – факты, цитаты из романа,

Верхний ряд – наши выводы. Соединив все в одну схему, мы сделаем открытие.

Консультирует, направляет работу.

Работает с электронной доской. Объясняет принцип работы с фишбоуном

На фишбоуне остается     неоткрытым «хвост»

Работают на распечатках со схемой фишбоуна, опираясь на составленную таблицу.

Сверяют свою схему с эталоном на доске.

Познавательные: синтез как построение целого из частей с восполнением недостающих элементов, построение логической цепи рассуждений, структурирование знаний, Регулятивные: создавать схемы и модели для решения поставленной задачи

Личностные: осваивание нового вида деятельности (фишбоун

Предметные:

учить учащихся составлять психологический портрет героя литературного произведения.

Личностные: способствовать формированию нравственных ценностей, таких как неприятие общественной пассивности; осознание важности найти свое место в жизни

Метапредметные :

5 мин

Введение понятия «литературный тип»

Развитие  понятия  «лишний человек».

- У вас на столе лежат два конверта. Прочитайте их содержимое.

- Какое из описаний подходит для характеристики Печорина? Сравните с фишбоуном.

- О каком типе героя идет речь? Проверьте себя.

Сделайте свой вывод, запишите его в схему

- Как вы думаете, почему тип «лишнего человека» получил свое развитие в эпоху правления Николая I? Что этому способствовало? (Общественно-политическая обстановка, удушающая атмосфера в обществе)

- Своеобразный  портрет общественной жизни России того времени создал Лермонтов в  стихотворении «Прощай, немытая Россия!»

.

Дает задание. Работает с электронной доской, таблица

После записи определения «лишнего человека» открывает «хвост» фишбоуна

Записывают определение литературного типа в тетрадь.

Читают определения «лишнего человека» и «маленького человека» на распечатках, выбирают правильное определение. Заносят его в схему фишбоуна.  Определение записывают в тетрадь.

Вспоминают лит. героев, представляющих тип «маленького человека».

Познавательные: поиск и выделение нужной информации, подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

Регулятивные:

Личностные: осваивание нового вида деятельности (фишбоун)

Предметные: развитие понятия «лишний человек»,

Учить обучающихся отличать  типичное от характерного в литературном герое

10 мин

Освоение понятия «психологизм литературного произведения»

Приемы: беседа, работа с учебником:

-Какой  герой, с которым мы встречались на уроках литературы в этом году, является представителем типа «лишних людей»? (Онегин)

- Чем они похожи?

-Чем отличаются?

 - Давайте прочитаем, что об этом сказал Белинский.

Учебник для 10 класса, стр. 194

-Попробуйте сделать вывод: какое произведение можно назвать психологическим?

(Психологическим можно назвать произведение, в котором автор уделят большое внимание  психологии своего героя, его душевным состояниям, переживаниям, размышлениям, мотивации его поступков).

Работа с понятием «психологизм литературного произведения»

Задает вопросы, комментирует ответы обучающихся

Создает проблемную ситуацию

Работа с электронной доской

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником: поиск нужного материала,

Чтение, выписки

Записывают понятие «психологизм в литературе» в тетрадь.

Познавательные: поиск и выделение нужной информации

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

Личностные: осознание трудностей, : совершенствование имеющихся знаний

Предметные: помочь обучающимся усвоить понятие «психологический роман»,

Рефлексия

5       мин

Чтение фрагмента из Предисловия к «Журналу Печорина»:

«Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»

- Согласны ли вы с автором романа?

Задание:

Выразите ваше отношение к Печорину при помощи синквейна

Работа с таблицей «Верно-неверно»

Объясняет принцип составления синквейна.

Составляют и читают синквейны

вносят поправки в таблицу, обсуждение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

Регулятивные: сохранять учебную задачу, действовать по плану для достижения поставленной цели;

Личностные: осваивание нового вида деятельности (синквейн)

Метапредметные:

Оценивание

Д/з

3 мин

Оцените себя, пожалуйста, при помощи оценочной таблицы. Шкала оценок под таблицей.

Д/з: привести примеры психологической прозы из русской литературы XIX-XX века

 

Собирает оценочные листы, оценивает работу учащихся, дает д/з, комментирует его

Заполняют оценочный лист, записывают Д/з

Регулятивные: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного

Личностные: осваивание нового вида деятельности (оценочный лист)



Предварительный просмотр:

Печорин против любви и дружбы

 Задание 1: в ходе анализа указанных эпизодов повести «Княжна Мери» покажите двойственность натуры Печорина (голос сердца и голос разума) в отношениях с женщинами.  

Таблица 1.

Героиня

Голос сердца

Голос разума

Вера

Эпизод погони:

Мери.

От 6-го июня:

От 11-го июня:

Эпизод прощания:

От 3-го июня:

Бэла

 Повесть «Бэла». После смерти Бэлы:

Повесть «Бэла». Монолог Печорина о любви

2. Ответьте на вопросы:

1)Был ли Печорин способен любить по своей природе?

2)Как относится Печорин к любви? (цитата) Запись от 16-го июня

Задание 2:  ответьте на вопросы, сделайте вывод:

1) Кто из героев романа  считал себя другом Печорина?

2) Как ведут себя приятели Печорина во время его жизненных испытаний? Ценит ли он такое отношение к себе? Как долго он поддерживает приятельские отношения?

3) Что говорит Печорин о дружбе? (цитата) Запись от 13-го мая.

Вывод:  Почему в жизни Печорина нет места настоящей дружбе и верной любви?  К чему это привело?

Занесите выводы из ваших наблюдений в таблицу 2. Во время выступления других команд фиксируйте их ответы в таблице

Таблица 2

Отношение героя

Внутренний человек

Внешний человек

Печорин против любви и  дружбы

Печорин против Печорина

Печорин против

общества

Печорин против Печорина

1. Задание: прочитайте  фрагмент запись от 3-его июня повести «Княжна Мери» от слов «Да такова была моя участь с самого детства!» до слов «Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение…»

Заполните таблицу 1

Таблица 1

Печорин был

?

Печорин стал

Сделайте вывод: Какой приговор выносит себе Печорин в конце этого монолога? Кого он винит в этом? Как вы озаглавите вторую графу таблицы?

Задание 2: прочитайте фрагмент записи от 16-го июня повести «Княжна Мери» от слов «Пробегаю в памяти прошедшее и спрашиваю себя невольно…»,  ответьте на вопросы, сделайте вывод:

- Нашел ли Печорин свое предназначение? (цитата)

- На что он  потратил свою жизнь?  

  Занесите выводы из ваших наблюдений в таблицу 2. Во время выступления других команд фиксируйте их ответы в таблице

   

Печорин против общества

Задание 1: прочитайте указанные эпизоды повести «Княжна Мери», услышьте голос Печорина - внутреннего человека, сравните с мыслями и чувствами Печорина - внешнего человека.

Заполните таблицу 1

Таблица 1

Внутренний человек

Внешний человек

Как ведут себя люди в обществе

Грушницкий

Запись от 11-го мая со слов «Он довольно остер..» до слов «Я его также не люблю…»

Заговор

Запись от 12-го июня со слов «Я вернулся домой, волнуемый двумя различными чувствами…» до слов «Я вам не игрушка!..»

Задание 2: прочитайте указанный фрагмент повести «Княжна Мери»,  ответьте на вопросы, сделайте вывод:

- За что драгунский капитан невзлюбил Печорина? Как он о нем отзывается (цитата) Запись от 12-го июня, от слов «Драгунский капитан, разгоряченный вином, ударил по столу кулаком…» до слов «И что за надменная улыбка!» Дал ли Печорин повод для подобной ненависти?

- Что стало причиной дуэли? Как это характеризует Печорина?

- Что чувствует Печорин на дуэли после выстрела Грушницкого, как ведет

себя перед своим выстрелом? Запись из крепости: рассказ Печорина о дуэли.

Вывод: как Печорин относится к обществу, к которому принадлежит по рождению, и почему? Как общество относится к Печорину?

Занесите выводы из ваших наблюдений в таблицу 2. Во время выступления других команд фиксируйте их ответы в таблице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №3 по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Презентация посвящена анализу третьей повести "Максим Максимыч" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени "....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности....

«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».

Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориенти...

«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».

Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориенти...

Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)         Литературная игра проводится после изучения романа М.Ю. Лермонто...