«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».
статья по литературе (9 класс)

Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. В связи с этим метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий современной школы.

Современной школе требуются и современные методы обучения, одними из которых являются метод проектов и обучение в сотрудничестве. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
  • значимость умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям. В процессе отбора форм и методов обучения учащихся на уроках литературы мы пришли к необходимости применения проектной методики в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».

Пацановская С.В.,

методист

ГБОУ школа № 54 Красносельского района СПб

                                                                                   

Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. В связи с этим метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий современной школы. 

Современной школе требуются и современные методы обучения, одними из которых являются метод проектов и обучение в сотрудничестве. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
  • значимость умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям. В процессе отбора форм и методов обучения учащихся на уроках литературы мы пришли к необходимости применения проектной методики в своей работе.

Использование метода проекта в прикладном варианте рассматривают многие авторы: Полат Е.С. в статье "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования" говорит о том, что «результаты выполненных проектов должны быть “осязаемыми”. Чтобы добиться таких результатов, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи». Декан филологического факультета МГПУ В.А.Коханова характеристики метода проектов при изучении школьного курса литературы подробно рассматривает в своей статье «Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы». Автор отмечает, что реализация проектной методики должна происходить в рамках действующих программ по литературе, Н.А. Борисенко в статье «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся» представила методику работы над проектом по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс).

Однако большое количество публикаций и споров, касающихся вопросов проектной деятельности в средней школе, не решают многих вопросов: как научить работать над проектами и какими эти проекты должны быть? Должен ли проект реализовываться в рамках одной предметной области или же проектная деятельность должна носить межпредметный характер, давать учащимся общее представление о различных форматах проектной деятельности, направленных на решение и социальных, и исследовательских задач? Целесообразно ли говорить о долгосрочном проекте или же пытаться внедрять элементы проектной деятельности в ежедневные уроки, способствуя тем самым развитию креативного мышления у учащихся?

Мы постарались остановиться на организации системы уроков по выбранной теме в рамках реализации проектного метода обучения (проект рассчитан на 6 уроков).

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска нового метода преподавания, диктуемого требованиями ФГОС, к выпускнику школы.

На наш взгляд, основная проблема реализации метода проектов, – проблема превращения проектного метода в средство системной работы в урочной деятельности.

В связи с этим тема нашей работы определилась как: «Использование метода проекта на уроках литературы в условиях внедрения новых образовательных стандартов».

Новизна и практическая значимость данной работы заключается в разработке системы уроков изучения традиционных литературных тем на основе технологии проектного обучения.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка 

 «Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».

Использование метода проектов при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе методически целесообразно, на наш взгляд, по следующим причинам:

  1. Педагогический опыт показывает, что это произведение часто недостаточно глубоко  и эмоционально понимается  учащимися. Следовательно, необходимо искать новые пути изучения романа, стимулирующие   интерес девятиклассников.
  2. В критической литературе много оценок  произведения М.Ю. Лермонтова и его героя. Следовательно, учащиеся имеют широкие возможности для исследовательского поиска и творческого подхода к решению проблем, поставленных в романе, с использованием метода проекта.
  3. Изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе имеет большое значение                     в формировании личности учащихся, т.к. в это время перед подростками стоит проблема выбора жизненного пути. Применение личностно-ориентированной технологии проектного обучения на этом этапе может помочь школьникам самостоятельно и осознанно сделать правильный выбор.

Тема проекта – «Загадка Печорина». В процессе исследовательской работы над романом М.Ю. Лермонтова нам предстояло ответить на следующий основополагающий  вопрос: «Печорин - лишний человек или русский Гамлет?» Направление нашей проектной деятельности позволил определить проблемный вопрос: «Почему противоречивый герой романа вызывает интерес читателей?»

        Таким образом, работая над проектом по роману М.Ю. Лермонтова, девятиклассники должны были разгадать загадку Печорина, осмыслить его образ с точки зрения социальной и общечеловеческой.

При организации работы над проектом «Загадка Печорина» исследование в этом направлении мы предворили  подготовительным этапом, где учитель смог определить основные направления проектной деятельности учащихся.

Так на уроке, предваряющем изучение романа и начало работы над проектом, среди учащихся 9 класса было проведено анкетирование, цель которого – выявить первичный уровень восприятия произведения, впечатление от романа и определить значимую в исследовательском плане проблему. Девятиклассникам было предложено ответить  на  вопросы:

  1. Интересно ли было читать роман?
  2. Вызывает ли у вас положительные эмоции образ Печорина?
  3. Каким героем, по-вашему, является Печорин – не похожим ни на кого или похожим на каждого из вас?
  4. На какие вопросы вы хотели бы получить ответ при изучении романа М.Ю. Лермонтова?

        Результаты анкетирования свидетельствуют о неоднозначной оценке учащимися романа и его героя. На 1-й вопрос ответили «да» 23% учащихся, «нет» - 46%, «не определился с мнением» - 31%. Положительные эмоции Печорин вызывает у 67% учащихся. Ответы на 3-й вопрос для нас были неожиданными. Поразило почти полное единодушие девятиклассников, признающих несходство Печорина с каждым из них.  Здесь, по нашему мнению, уже наметилась та проблема, которая может стать предметом исследовательского поиска: почему Печорин вызывает положительные эмоции, но немногие видят в нём себя? В чём же загадка Печорина?

        Проанализировав все работы учащихся, был составлен список повторяющихся и наиболее интересных вопросов, которые в дальнейшем можно будет предложить для коллективного обсуждения и самостоятельных исследований девятиклассников в ходе реализации учебного проекта:

  • Печорин и Вернер: друзья ли они?
  • Роль дуэли в характеристике образа героя.
  • Был ли на самом деле счастлив Печорин?
  • Роль художественной детали в раскрытии образа.

        Собственно проектное обучение проводилось на следующих уроках, где речь шла непосредственно о произведении. Покажем в общем виде, как осуществлялась совместная деятельность учителя и учащихся по созданию проекта.

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом

На первом (поисковом) этапе в процессе «мозгового штурма» были составлены основополагающий, проблемный и частные вопросы, сформулированы темы самостоятельных исследований учащихся.        На последней стадии поискового этапа были сформированы группы в соответствии с темами исследований для дальнейшей работы над проектом. При этом осуществлялся индивидуальный подход к учащимся с учётом их учебных возможностей, интересов и склонностей.        

На втором этапе (конструкторском) участники проекта, работающие над темой «Роль дуэли в характеристике образа героя», решили попробовать себя в роли создателей художественного фильма и авторов киносценария по данной теме. Были определены обязанности каждого участника группы:

  • «Сценарист»»: составить сценарий, выбрав ключевые сцены.
  • «Режиссёр»: составить список действующих лиц; кратко охарактеризовать каждого из них.
  • «Оператор»: определить содержание «общего» и «крупного» плана; отметить наиболее важные детали, на которых следует задержать «взгляд камеры».
  • «Художники-постановщики»: выделить в тексте  описания; нарисовать       (на уроке – словами, дома – карандашами и красками) иллюстрации, эскизы декораций и костюмов.

        В конце урока этой группой было проведено 10-минутное заседание «худсовета», на котором были выслушаны отчёты о проделанной работе и намечены перспективы.

Исследователям темы «Был ли счастлив Печорин?» учитель помог скорректировать их первоначальный план:

  1. Что такое счастье?

Работа со справочной литературой (толковыми словарями С.И.Ожегова, В.И.Даля).

  1. Кaк xapaктepизyют Пeчopинa eгo выcкaзывaния o любви и cчacтьe?

Анализ текста романа. Работа с дополнительной литературой.

  1.    Кто из героев романа мог бы «составить счастье» Печорина?

Анализ текста романа. Работа с дополнительной литературой.

  1. Был ли на самом деле счастлив Печорин?

Формулирование вывода исследования.

        Остальные вопросы проекта достаточно подробно рассмотрены в критической литературе, и учащиеся практически без помощи учителя работали над темами своих исследований.

        Следующие два урока (технологический этап реализации проекта) проводились в компьютерном классе, где чередовалась традиционная  форма работы с текстовой (книжной) информацией с работой за компьютером (поиск информации в сети Интернет, оформление результатов исследований). На практике мы убедились, что использование Интернет-технологий способствует повышению эффективности учебного процесса, формированию информационной компетентности и исследовательских умений учащихся.  Кроме того, проектантов познакомили с требованиями к созданию презентаций  и буклетов.

                Завершённый проект обязательно должен был быть представлен и получить общественную оценку. Это придаёт смысл всему, на что было потрачено достаточно времени и сил, повышает мотивацию и ответственность учащихся (заключительные 2 урока).

Лист оценивания презентации группы

Критерии

оценивания

Параметры

3

4

5

«слабо»

«хорошо»

«отлично»

Содержание

презентации

Насколько текст презентации соответствует названию темы

Будет ли информация в презентации полезной (интересной) для читателя

Оформление презентации

Оценка с первого взгляда

Разумно ли использована анимация?

Как используется цветовая гамма?

Как вставлен текст?

Вывод

Сделан ли вывод

(подведен ли итог)?

Представление (защита) презентации

Соблюдение регламента

(5-7 минут)

Логика изложения

(правильная речь)

Группы, работавшие над буклетами, представляли их и обосновывали их практическую значимость. Так буклеты «Роль художественной детали в раскрытии образа», «Печорин и Вернер: друзья или они?»  могли служить вспомогательным материалом для подготовки к сочинению на эту тему.

        Отчёты групп о выполнении творческих заданий позволили сделать общие выводы, сформулировать ответы на основополагающий и проблемный вопросы проекта «Загадка Печорина».

После выступлений и беседы по теме проекта даётся время на обсуждение и оценку результатов деятельности учащихся.

Для оценки эффективности применения технологии проектного обучения на уроках литературы в 9 классе авторами данной методической разработки использовались следующие методы:

  • наблюдения учителя за деятельностью учащихся во время работы над проектом;
  • анкетирование среди учащихся 9 «А» класса;
  •  сопоставительный анализ результатов итоговой работы по литературе в    9 «А» классе, где при обучении применялся метод проектов, и 9 «Б», где обучение проводилось по традиционной методике.

        Наблюдения за деятельностью учащихся на всех этапах работы по созданию проекта дают возможность констатировать следующее: значительное развитие получил содержательно-интеллектуальный компонент познавательной активности в процессе осуществления этапа презентации проекта. Учащиеся формировали умения связно, последовательно излагать информацию по теме проектного исследования; слушать, вникать в слушаемое; контролировать логику развертывания собственного и чужого изложения; отвечать на незапланированные вопросы; применять технические средства обучения.

Следует также отметить рост в уровне сформированности оценочного компонента в составе познавательной активности. Об этом можно было судить по владению учащимися такими умениями, как сравнение полученного результата с намеченным, анализ положительных сторон проделанной работы, этапов проектной деятельности, где были допущены ошибки, определение  путей их коррекции.

        Для того чтобы выяснить, интересна ли самим обучающимся организация изучения литературы с использованием метода проектов,  мы предложили  в конце года учащимся          9 «А» класса ответить на вопросы анкеты:

Какую форму учебной работы на уроках литературы ты предпочитаешь:

  • рассказ учителя;
  • чтение учебника;
  • работа с дополнительной литературой;
  • самостоятельное исследование по значимой проблеме;
  •       участие в реализации проекта

Интересно ли тебе было работать над созданием проектов по литературе? Почему?

Какой этап работы над проектом тебе показался самым интересным?

  • исследовательский;
  • этап обработки собранного материала;
  • презентация проекта

Какими источниками информации ты обычно пользовался при подготовке проектов?

  • учитель;
  • справочная литература;
  • критическая литература;
  • ресурсы Интернет

Чему удалось научиться в процессе работы над проектом?

        Результаты анкетирования показали, что девятиклассники отдают предпочтение тем формам учебной деятельности, которые направлены на самостоятельное получение информации: работе с дополнительной литературой (56%), самостоятельному исследованию по значимой проблеме (62%), участию в реализации проекта (89%). 89% учащихся считают проектную деятельность интересной формой обучения. Причём 63% девятиклассников отмечают, что проектная деятельность интересна именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, а 72% благодаря участию в реализации проектов стали выше оценивать свои возможности и способности. 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 88% - презентацию.

        Значительным, на наш взгляд, является тот факт, что с вовлечением учащихся в проектную деятельность расширяется круг используемых ими источников информации, причем приоритет отдается критической литературе (29 %) и ресурсам Интернет (59%), а учебник, справочные материалы для школьников становятся, скорее, вспомогательными (12%) средствами обучения.        

        На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы:

  • распределять правильно время;
  • анализировать собственные действия;
  • представлять результаты своего труда;
  • доделывать все до конца;
  • достигать поставленной цели;
  • рассматривать тему с разных точек зрения.        

Для выявления степени эффективности применения технологии проектного обучения на уроках литературы мы сравнили результаты итоговой работы в конце учебного года в 9А классе, где применялась технология проектного обучения, и 9Б, где использовались традиционные методы обучения.

.        Анализ ученических работ показал, что в 9 «А» классе результаты значительно выше, чем в 9 «Б» классе.        

Итоговые результаты работы по литературе в 9-х классах

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

ср. балл

%

усп.

%

кач.

9 «А»

25

11

12

2

4,4

100

92

9 «Б»

20

4

8

8

3,8

100

60

Таким образом, можно отметить, что применение технологии проектного обучения         способствовало повышению уровня литературного образования учащихся и активизации их познавательной деятельности.

Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого учащегося.

Список литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272с.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
  3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности// Учитель. – 2000. - №4. –      С.19 –

Кротова Е.А., Макшеева А.И. Проектное обучение как средство развития творческой деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С.

  1. Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1189-1192
  2. 3.О.В.Плетенева, О.В.Целикова и т.д. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования : методическое пособие. -Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.-134с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Литература.Самостоятельная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)

Самостоятельная работа по главам "Максим Максимыч" и "Бела" состоит из 4 вариантов по 4 вопроса в каждом....

Модульные карточки к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 9 класс

Модульные карточки к уроку по главам романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", предназначенные для индивидуальной, парной, коллективной работы. Здесь же есть дополнительный материал, отв...

«Изучение темы «Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на основе технологии проектного обучения».

Процессы модернизации современного образования показали, что остро возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий, реализующей принципы личностно ориенти...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс...