Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

Очур Гульвира Владимировна

Итоговый урок-игра по роману

М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)

         Литературная игра проводится после изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель урока-игры: обобщить и закрепить ранее полученные знания о романе

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у учащихся умения характеризовать героев романа;
  • продолжить работу по совершенствованию умений и навыков анализа художественного произведения;

Развивающие:

  • развитие умения занимать свою позицию;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
  • способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
  • умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;
  • выработка личностного отношения к изучаемому произведению, герою;
  • развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.

Воспитательные:

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

 

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, рабочие листы, карточки для практической работы, лестница настроения для каждого учащегося и трафарет человечка.

Предварительная подготовка: выбор героя произведения, подготовка костюма в соответствии с эпохой и речи от лица героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_urok-igra_geroy_nashego_vremeni_konspekt_uroka.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок-игра по роману

М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)

        Литературная игра проводится после изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель урока-игры: обобщить и закрепить ранее полученные знания о романе

Задачи:

Образовательные: 

  • формировать у учащихся умения характеризовать героев романа;
  • продолжить работу по совершенствованию умений и навыков анализа художественного произведения;

Развивающие:

  • развитие умения занимать свою позицию;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
  • способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
  • умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;
  • выработка личностного отношения к изучаемому произведению, герою;
  • развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.

Воспитательные:

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, рабочие листы, карточки для практической работы, лестница настроения для каждого учащегося и трафарет человечка.

Предварительная подготовка: выбор героя произведения, подготовка костюма в соответствии с эпохой и речи от лица героя.

        Ход игры:

  1. Орг. момент
  2. Разминка «Восстанови хронологию» Каждый получает рабочий лист, на котором записаны названия частей произведения: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Задание. Установите, в какой последовательности должны были бы располагаться части романа, если бы автор не нарушил хронологический принцип? (Слайд 2.)

  1. Конкурс «Кто он(а)?

Каждый участник рассказывает о себе от лица героя произведения, о своих отношениях с Печориным. По рассказу, одежде, причёске необходимо узнать героя произведения.

Подводятся итоги двух конкурсов. Трое участников, набравшие наибольшее количество балов, становятся участниками «Своей игры». Оставшиеся учащиеся готовят защитную речь в адрес героя.

  1. Конкурс «Речь в защиту Печорина»

Задание. Оценка главного героя романа всегда была неоднозначной. Известно негативное отношение к Печорину царя Николая I (считал героя «жалкой   и  малопривлекательной  личностью»). Достаточно  

резко отзывался о «герое времени» и В. Кюхельбекер: «Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как гадкий Печорин». Произнесите речь в защиту Печорина.

  1. «Своя игра» (участвуют трое учащихся) Слайд

Печорин

  1. - Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова:

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой» 

                      Максиму Максимычу в ответ на то, что Печорин разлюбил Бэлу.

 200 - Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова:

«Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или не напомаженных волос». 

                                                     Вернеру по пути к месту дуэли с Грушницким

 300 -   …моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…          

О чём говорит Печорин? Почему он так этого боится?

О женитьбе. В детстве ему предсказали смерть от злой жены.

 400 - Что, по мнению рассказчика, выдавало в Печорине: 1) признак породы; 2) признак скрытности характера; 3) признак злого нрава или глубокой постоянной грусти?

1)Черные брови и усы при светлых волосах;

2) не размахивал руками при ходьбе;

3) глаза не смеялись при смехе.

Женские образы:

100 -    Узнайте героиню по её словам:

    Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!...  

(Бэла)

200 - Узнайте героиню по её словам:

  …знайте, что я всем могу пожертвовать для того, которого люблю… О, отвечайте скорее, сжальтесь…

(Мери)

300 - О ком говорит Печорин :

   Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…

(о Вере)

400 - В какую женщину никогда не влюбится  Печорин?

Надо признаться, что я точно не люблю женщин

с характером: их ли это дело!..

Портреты:

100 - Узнайте героя по портрету:

    Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, какбес!                          (Казбич)

200 - Узнайте героя по портрету:

   «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает. И которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение»                                                                              (Грушницкий)

300 - Узнайте героя по портрету:

    Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов.                                                                                                  (Вернер)

400 -  На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка… смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.                                     (Максим Максимыч)

Детали:

100 - Кому принадлежит данный предмет: небольшой чемодан, который до половины был набит путевыми записками о Грузии           (автору-рассказчику)

200 -   В чём ошибся пьяный лекарь в повести «Бэла»?

(Он объявил, что Бэла больше дня прожить не сможет, а она ещё два дня прожила)

300 -   В чём состоял подвох в дуэли между Грушницким и Печориным?

(Пистолет Печорина должен был быть не заряжен.)

400 - «Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею… Мы выпили шампанского». Что сделало счастливым Грушницкого?  

(«О, эполеты, эполеты! Ваши звёздочки, путеводительные звёздочки…

Нет! Я теперь совершенно счастлив». Грушницкий произведён в офицеры.)

Суперигра       

В чём был убеждён доктор Вернер, а в чём – Печорин?

Вернер: «Я убеждён только в одном… что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру»

Печорин: «Я богаче вас, у меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться»

  1. Итог. В конце урока жюри подводит итоги конкурса-игры.

При оценивании ответов на задания жюри руководствуется следующими критериями: точность и полнота ответа; глубина приводимых суждений и убедительность аргументов; соблюдение последовательности в изложении материала; следование нормам речи; оригинальность ответа.

 

  1. Рефлексия (Лестница настроения)

   

   

Бэла

Характер Печорина сложен и противоречив. Наряду с его положительными качествами, я вскоре убедилась в его честолюбии, эгоизме, душевной черствости. Для собственного удовольствия, из жажды новых впечатлений, он вступает в сговор с бесшабашным черкесом Азаматом, бредившим хорошими лошадьми. В обмен на лошадь Казбича, Печорин, тайно, решает заполучить меня, юную девушку, даже не думая о моём согласии. На возражения Максим Максимыча, что это «нехорошее дело», Печорин отвечает: «Дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он…».
    И вот этот немыслимый обмен меня на лошадь состоялся. Офицер Печорин стал моим хозяином  и пытался приучить меня к мысли, «что я никому не будет принадлежать кроме него…». Вниманием, подарками, уговорами Печорин сумел добиться любви. Но у этой любви не могло быть счастливого финала.   Очень скоро отношение Печорина ко мне переменилось. Бедная девочка быстро надоела ему, и он стал искать всяческого повода уйти от меня, хотя бы на время. Мы были абсолютно разными. Если он – дворянин, светский аристократ и сердцеед, то я – девушка, живущая по законам гор, в соответствии со своими национальными традициями и обычаями. Я была готова всю жизнь любить одного мужчину, быть до конца преданной ему и верной.
     Я понимала, что стала пленницей Печорина. Как настоящая жительница гор, я была готова принять любой поворот судьбы: «Если меня разлюбят – я сама уйду, потому что я – княжеская дочь…».  На самом деле я так полюбила Печорина, что, несмотря на его холодность, думала только о нем. Это огромное безответное чувство к  офицеру и стало причиной моей гибели от рук Казбича.
    Смерть я приняла спокойно, говоря только о своей искренней любви к Печорину. Наверное, я была достойна лучшей участи, но полюбила равнодушного и холодного человека и пожертвовала ради этого своей жизнью.
    Какова же была реакция Печорина на мою смерть? Он спокойно сидел с лицом, которое «не выражало ничего особенного». А в ответ на слова утешения Максим Максимыча, «он поднял голову и засмеялся».
    Всюду, где появлялся Печорин, он приносил людям страдания и несчастия. Вырванная из родной семьи и брошенная им девушка погибла. Но моя любовь и смерть стали лишь простыми эпизодами в жизни Печорина

Максим Максимыч

Я настоящий кавказец, служил на Кавказе давно, хорошо знаю его природу, местные обычаи, нравы, психологию горцев.  Я многое повидал, за спиной у меня большой опыт. Много времени я  провел в далеких неприступных крепостях...  Вся жизнь моя прошла среди простых людей. Я не испытал настоящей любви.  Мне некого было даже полюбить. Все свое нерастраченное чувство любви я отдал Бэле. Она была для меня как дочь. Говорят, что у меня золотое сердце и добрая душа. Наверное, это так и есть. Я ценю душевное спокойствие и избегаю приключений. Печорина я считал своим лучшим другом. Я простой человек, но могу сказать, что Печорин - странный человек, хотя и славный малый. Например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате ; ветер пахнет, уверяет, что простудился ; ставнем стукнет , он вздрогнет и побледнеет ; а при мне ходил на кабана один на один ; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха … Да-с , с большими странностями. Жил он со мной всего год. Но зато он памятен мне. Приглянулась господину Печорину Бэла, дочь одного мирного князя. Ну и увез ее. Прятали мы Бэлу в крепости, да так и не уберегли. Погибла она. Был там джигит, Казбич его звали, чистый разбойник, тоже к Бэле приглядывался. Раз уехали мы с Печориным на охоту. Бэла оставалась в крепости. Казбич ее и похитил. Мы не смогли ее спасти. Казбич ушел, а Бэлу ранил кинжалом насмерть. Нет, она хорошо сделала, что умерла, а то, чтобы с ней сталось, если бы, Григорий Александрович ее покинул? А это бы произошло рано или поздно, ибо не такой Печорин человек, чтоб любить долго и прочно дикарку. Да и меня он сильно обидел - такой холодной оказалась наша последняя встреча. Я очень волновался об оставшихся его бумагах, ведь дневник его - это вся жизнь Печорина, а он так холодно ответил : <<что хотите , то с ними и делайте >>. Прекрасный человек, но с «большими странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит ... да и нельзя иначе!.. Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!»  Я считал, что люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными, но не в этот раз. Быть может, Печорин никогда не считал меня другом, и просто ему не о чем было со мной говорить. Или он просто эгоист! А я ведь был способен на многое ради дружбы.

Мери

 Печорин – Это человек, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Я, девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, впитала в себя с детства многое из морали и нравов своего окружения. Я красива, горда, неприступна, но в то же время люблю поклонение и внимание к себе. Порой, я кажусь избалованной и капризной, а потому разработанный Печориным план моего «соблазнения» поначалу не вызвал сильного осуждения со стороны тех, кто о нём знал.  Я была внимательна к Грушницкому, которого считала бедным, страдающим молодым человеком. Я проявила сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания моего сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, я пала его жертвой, как и другие. Виновна ли я в этом? Вспомните,  на чем «играет» Печорин, завоевывая моё расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина  на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», Печорин «исповедуется» передо мной, зная о моей неопытности. Он рассказывает  о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, моя добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – я полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает он. А последние объяснения между нами?  Даже самому Печорину «стало жаль меня». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся надо мной.  Он  поступает со мной почти так – же, как с Бэлой. Только для того, чтобы развлечься, он начинает ухаживать за мной. Всё это видел Грушницкий. Вот почему он вызвал его на дуэль?! Печорин убил Грушницкого. После этого я ещё призналась в любви Печорину и просила остаться. «Я вас не люблю», вот те слова, которые я получила в ответ. Мне остается только страдать и ненавидеть его, а вам – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.  

Вера

Я свободная от кокетства женщина светского круга,  вызвала у Печорина наиболее сильное чувство. Но и по отношению ко мне Печорин не свободен от проявления эгоцентризма. "С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий", - говорила я Печорину. Печорин не мог решиться связать свою жизнь даже с любимой женщиной. Он признается: "Как бы страстно я ни любил женщину, если она даст мне только почувствовать, что я должен на ней жениться, мое сердце превращается в камень и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы своей не продам."
А при погони на лошади за мною после убийства на дуэли Грушницкого  Печорин, загнав до смерти коня, "упал на мокрую траву и как ребенок заплакал". Но затем он пишет: "Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться. Все очень логично и трезво с точки зрения эгоистической логики и разума. Слезы - лишь причина нервного расстройства и голода, а чувства можно приберечь и на потом. В этом и заключалась вся любовь. Первый же порыв свежего ветра развеял печаль Печорина по поводу вечной разлуки с женщиной, которая, по его словам, была ему так дорога. Я много лет знаю Печорина. За все эти годы я только страдала. Я бы должна ненавидеть Печорина, но я его по-прежнему люблю. Он знает, что я его раба; я никогда не умела ему противиться.  Я поняла, что Григорий Александрович глубоко несчастлив, и я пожертвовала собой, надеясь, что он со временем это оценит. Я хочу добавить, что в Печорине есть что-то особенное, ему одному свойственное. Он лучше других мужчин. Что бы он ни говорил, его власть непобедимая. Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ни чей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так истинно несчастлив, как Печорин, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.

Вернер

Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям. Я, как и он, презирал это водяное общество, пустое и лицемерное. В Печорине я видел родственную душу. Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком безумно храбрым, способным на риск. Печорин мне близок по духу. Мне, как и ему нравится вести разговоры на философско-метафизические темы, «об отвлеченных предметах».
Отношение в обществе ко мне неоднозначно: «завистливые водяные медики... распустили слух», будто я рисую карикатуры на своих больных, вследствие чего я остался без практики.
Мне неинтересно лечить от мнимых болезней купцов, их жен, всех представителей «водяного общества» (вспомните о лечении, которое я назначил обеим Лиговским). Я исподтишка насмехался над своими больными», но однажды плакал над умирающим солдатом.
Для меня женщины как заколдованный лес: «Только приступи... на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение.. . Надо только не смотреть, а идти прямо, — мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!».
Я принимал участие в судьбе Печорина. Я согласился стать его секундантом на дуэли с Грушницким. Во время дуэли я настаивал на разоблачении заговорщиков, беспокоясь о судьбе Печорина. Но, услышав от Печорина, что тот, возможно, ищет смерти, отступил, предоставляя ему право самому распоряжаться своей судьбой.
Перед дуэлью с Грушницким, где я был секундантом Печорина, я предупредил его, что пистолет его не будет заряжен. Но Печорина это не смутило. Меня удивило его спокойствие, но еще больше поведение на дуэли: он предложил по одному выстрелу, а один из дуэлянтов должен был стоять на краю горной площадки, так что даже при легком ранении смерть для него была неминуема. Первым стрелял Грушницкий и промахнулся. Печорин же перед выстрелом приказал зарядить свой пистолет. То, как хладнокровно он убил Грушницкого, поразило меня. Печорина я считал своим другом, но после дуэли я не мог подать ему руки.


 

Грушницкий

        Я самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, о славе и об офицерских эполетах. Мне присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Я стремился играть модную среди юношей роль в некоторой степени разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания. Конечно же, вы понимаете, что это пародия на Печорина. Может, поэтому я так ненавистен Печорину?
        Печорин занят тем, что влюбляет в себя княжну Мери, предмет моей нежной страсти. Он делает это исключительно из желания развеять скуку и досадить мне, так как Мери он не любит.  Я, как человек недалекий, не понимал отношения  Печорина, не подозревал, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у меня некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. Когда Мери влюбилась в Печорина, забыв обо мне, я, обуреваемый ревностью и негодованием, вдруг оказываюсь не таким уж безобидным: я способен быть мстительным, бесчестным, подлым.
      Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает меня на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько я подчинен злу, хватит ли у меня сил и подлости убить безоружного (вы ведь знаете, что пистолет не был заряжен). Эксперимент Печорина удался! В этом эпизоде с полной силой проявились демонические свойства его натуры: сеять зло с величайшим искусством. Чудом он остается в живых. Однако убил меня.  Я  погиб.

Установите, в какой последовательности должны были бы располагаться части романа, если бы автор не нарушил хронологический принцип?

                                                          Сюжетный порядок

Хронологический порядок

«Бэла»

  • Путешествие по Военно – грузинской дороге офицера повествователя с Максимом Максимычем
  • Первая часть рассказа М.М. о Бэле
  • Переезд через крестовый перевал
  • Вторая часть рассказа М.М. о Бэле
  • Концовка. Заключение от имени офицера-повествователя

 

«Максим Максимыч»

  • Встреча М.М. с Печориным
  • Включение сообщения о смерти Печорина

Предисловие к «Журналу Печорина»             

(Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе)

«Тамань»    

(Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью)

«Княжна Мери»        

(Запись, сделанная Печориным в крепости)

«Фаталист»

(История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы)

Установите, в какой последовательности должны были бы располагаться части романа, если бы автор не нарушил хронологический принцип?

                                                             Сюжетный порядок

Хронологический порядок

«Бэла»

  • Путешествие по Военно – грузинской дороге офицера повествователя с Максимом Максимычем
  • Первая часть рассказа М.М. о Бэле
  • Переезд через крестовый перевал
  • Вторая часть рассказа М.М. о Бэле
  • Концовка. Заключение от имени офицера-повествователя

 

«Максим Максимыч»

  • Встреча М.М. с Печориным
  • Включение сообщения о смерти Печорина

Предисловие к «Журналу Печорина»             

(Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе)

«Тамань»    

(Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью)

«Княжна Мери»        

(Запись, сделанная Печориным в крепости)

«Фаталист»

(История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы)

Мужские прически: с проборами: ото лба к затылку, посередине или сбоку. Волосы взбивали надо лбом или по бокам и зачесывали вперед. В конце 40-х годов волосы стали длиннее, до воротника. Их завивали. Но это прически для мужа Веры и второстепенных персонажей. Например, для гувернеров, приехавших с детьми. Степные помещики не гонятся за модой, носят короткие стрижки. Доктор Вернер носит прическу «под гребенку», так что видны неровности его черепа. Для пожилого Максима Максимыча я предлагаю бакенбарды. Их называли «Фавориты».  Офицеры Печорин и Грушницкий не могут носить длинные волосы. По царскому указу они обязаны носить усы (для Печорина и Грушницкого прически, как у Лунина на портрете Шевченко или у гусара Давыдова).

Одежда: офицерский пехотный мундир. Для Печорина нужен еще персидский халат. У Грушницкого – толстая серая шинель с Георгиевским крестом, позже офицерский мундир, лайковые перчатки. Для штатских обязательны круглые шляпы. Вернеру нужен стиль буржуа: простой костюм, недорогие ткани. Он одет в необычный ранее черный сюртук и жилет. Это была одежда для траура, еще недавно носили коричневые и зеленые фраки. В 40-е годы черный цвет станет повсеместным.   Прототипом доктора был Николай Майер, можно использовать его портрет. Для Вулича у нас есть  портрет его прототипа – поручика И.В. Вуича, серба.

Женские причёски: Женская мода данного периода очень интересна и затейлива. Появились прически стиля «бидермайер» по имени героя немецкого романа. Эти прически мы сидим на портретах жен декабристов, Е. Бакуниной. На висках длинные локоны, а на затылке шиньон.  Такие прически княжна и Вера носят на бал в ресторации. Прическа для бала может быть украшена перьями, цветами, драгоценностями.

 Лермонтов упоминает о множестве локонов в прическе княгини, о ее густых волосах. Замужняя женщина ее возраста должна была носить чепец и букли.  Она может быть одета как Софья Апраксина, или сестра Пушкина, или Долли Фикельмон.

Одежда женщин: Костюмы женщин этого времени очень живописны. Часто используется вышивка. Лермонтов пишет, что Мери одета по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего. В сцене у колодца на ней будет серое платье жемчужного цвета, красновато-бурые изящные ботинки. Мери увлекается  Англией, одевается по-английски романтично: широкая юбка, очень тонкая талия, корсет, воланы и кружева. Ей необходима также амазонка – платье для верховой езды в сцене с поцелуем, бальное платье с открытыми плечами, персидская шаль для ночной сцены, зонтик для прогулок.

Одежда Веры и княгини более строгая. Шляпки они носят с высоким донышком. Типа кибитки. Они почти закрывают лицо. Такая шляпка у Веры, когда она сидит в гроте. На иллюстрации Шмаринова такая шляпка на Мери. К сожалению, не соответствует  эпохе рисунок Врубеля. Такую узкую юбку будет носить Анна Каренина в конце века.

Косметикой в то время почти не пользовались. В сцене бала у провинциальной барыни будет мушка на лице. Героини 30 годов бледны и нежны. Вера больна чахоткой. А Мери страдает из-за Печорина. Нужно уделить много внимания гриму глаз. У Веры голубые глаза, у Мери – бархатные, у Белы – глаза горной серны. В моде того времени французские духи. Печорин замечает, что от Мери «повеяло ароматом, каким дышит записка милой женщины».

Защитная речь учителя в адрес Печорина

Печорин - романтик. Простая девушка ему представляется ундиной, сказочным существом. В своем приключении он видит что-то таинственное, неизведанное. Именно это влекло его горячую, жаждущую нового, натуру. Он так молод, неопытен. Ему все интересно, все важно, он должен все понять, занять себя чем-нибудь наполнить бездонную пустоту своего духа хотя бы деятельностью без всякой цели. Он смел, отважен, ищет любви, ему понравилась таинственная девушка.
Что же тут плохого? Кстати, он сам попал в ловушку и чуть не погиб. А все из-за того, что ему интересны люди их жизнь. Он хочет узнать тайну для себя, а не для коменданта. Вдумайтесь в его признание: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!» Эти слова, бесспорно вызывают сочувствие.
Вспомните водяное общество, которое окружает Григория Александровича, его нравы. В этой среде нет места для серьезных раздумий, духовной жизни, нет места благородству и честности. Господин Печорин не ищет связи с этим обществом. Он слишком умен и выше окружающих, но он одинок. И в этом его трагедия. Тоска бросает его от одного пустого действия к другому. Это его беда, а не вина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок-игра по материаловедению 5 класс

Закрепление полученных знаний по материаловедению в 5 классе в игровой форме, развивают креативность учащихся, увереность в себе, чувство такта и др....

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Итоговый урок-игра "Классицизм"

Презентация к итоговому уроку по теме "Классицизм" в форме телевизионной игры "Своя игра"....

Итоговый урок-игра по темам "Животные", "Семья", "Ферма"

Данная методическая разработка является планом-конспектом открытого урока по английскому языку для учащихся 2-х классов по УМК М. З. Биболетовой....

Конспект итогового урока-игры"Оглянись на предков наших"

Предлагаю план-конспект  урока в 6 классе, который охватывает  период отечественной истории с древнейших времен  до конца 16 века. В игровой форме учащиеся  повторяют  пройден...

Итоговый урок-игра "Древний Рим"

Материал может быть использован как повторительно - обобщающий урок по теме "Древний мир" в 5 классе....

Урок географии в 8 классе по теме "Климат России" (итоговый урок-игра)

Цель: проверить уровень обученности учащихся по теме "Климат России".  Урок проводится в форме игры. Каждая команда получает задания из изученного раздела "Климат"....