План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Куракина Ольга Васильевна

                                            План-конспект  урока  литературы

 

Преподаватель: Куракина О.В.

 

Тема:  И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

 

Тема урока: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».

Цели и задачи:

Обучающая: раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; выяснить, какие взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, выдерживает ли Евгений испытание любовью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_dlya_sbornika.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            План-конспект  урока  литературы

Преподаватель: Куракина О.В.

Тема:  И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Тема урока: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».

Цели и задачи:

Обучающая: раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; выяснить, какие взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, выдерживает ли Евгений испытание любовью.

Развивающая: умение формулировать ответы на вопросы и аргументировать их, уверенное владение текстом; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная:, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у них активную жизненную позицию.

Оборудование. Творческие работы учеников, презентация, проектор.

Тип урока: урок открытых мыслей.

Технология: использование новых информационных технологий.

Основные методы обучения.

Методы стимуляции и мотивации учения: методы эмоциональной стимуляции.

Методы организации и осуществления учебных действий:

словесный – беседа, чтение наизусть;

наглядный – репродукции картин;

аудиовизуальный - использование музыкальных произведений;

 проблемный - индивидуальные задания, творческая работа.

Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля.

     

Подготовка к уроку

Учащиеся:

1. Прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Знать жанровое своеобразие психологического романа.
3. Индивидуальные задания: чтение наизусть сцены прощания, чтение по ролям, письмо Базарова к Одинцовой, записи из дневников.

Учитель:

1. Компьютерная презентация.
2. Проектор.
                                                                       Ход урока.

I. Оргмомент: эмоциональный настрой учащихся.
- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.

 II. Мотивационное начало.  Выход на тему урока:

-Господа, будемте говорить о любви...

-Нет, зачем говорить о любви, а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы её назвали? Кто эта барыня?

-Вспомните, кому принадлежат эти слова.  Где они произносятся и в какой сцене? (Кукшина и Базаров, в доме мадам Кукшиной)

Вопреки желанию главного героя романа И.С.Тургенева не говорить о любви, мы с вами сегодня на уроке об этом говорить будем.

И тема  нашего урока будет звучать так:  «Испытание любовью». (Записываем в тетрадь).

Любовь... Что это такое? Это то, о чем, хихикая, догадываются дети. Любовь - трепет, охватывающий молодых девушек, нежность и истома счастья. Любовь - вдохновляющая сила, домашний очаг, защищенность, теплая радость. Любовь - страсть, разрывающая душу в клочья, смертельная тоска...  А может, любовь - тягостное разочарование, похмелье сумасшедшего увлечения, ржавчина ревности, обжигающий огонь жестокой неразделенности.
Любовь - самый яркий цветок в букете наших чувств, самые мощные силы, самые яркие эмоции, самые серьезные уроки жизни. Как выдерживает ваша душа это огненное испытание?
- Что есть любовь для вас?

III. Постановка проблемного вопроса.

Обращаю ваше внимание на высказывания известных русских и зарубежных писателей, философов о любви. Вы можете использовать их в ваших рассуждениях на уроке.  И.С.Тургенева: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

  1. Болезнь любви неизлечима. А.С.Пушкин
  2. Известно, что пламенное чувство изъясняется кратко, но сильно. Г.Р.Державин
  3. Любовь столь  всесильна,  что перерождает и нас самих. Ф.М.Достоевский
  4. Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.П.Чехов
  5. Да разве можно объяснить, почему кто-то в кого-то влюбляется? Р.Роллан
  6. Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил. Ж.Мольер
  7. Разлука для любви – что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает.  Р.Бюсси    

Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения?  Что значит испытание?  (Проверка).

-Что проверяется в человеке любовью?  ( Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...)  Словом, любовью в человеке проверяется человек!

-А кого  в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев испытывает этим чувством?  (Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, Аркадия, Фенечку, Катю, Базарова, Одинцову.)

Мы с вами говорили о Павле Петровиче, о его любви к княгине Р. К какому выводу пришли на уроке?  Прошёл он испытание любовью? (как человек светский – нет: сломался, бросил к ногам княгини Р. всё: блестящее положение в обществе, службу, карьеру; как просто человек – да.)

Обратимся теперь к Базарову и Одинцовой.

Цель нашего урока -  выяснить, какие взаимоотношения между ними? Выдерживает ли Евгений испытание любовью.

-Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.)

-Какое впечатление производит Одинцова на Базарова? Вспомните его слова в её адрес.  (Гл. 14 текста)

Тургенев пишет: «Аркадия покоробило от цинизма Базарова». Как это понять?

Базаров – пошлый человек? Циник?

Словарная работа.

Цинизм – пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.

Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.

Примерные ответы ребят: Базаров не циник, не пошлый человек по отношению к женщинам. В силу своих убеждений он не может говорить по-другому, он – нигилист. Красивые слова не для него! В грубой форме Базаров выражает свои негрубые мысли о красоте женщины.

Итак, Базаров оказался неравнодушным к женской красоте, хотя считал себя противником всякой красоты.

 - Кто же такая Одинцова, вызвавшая интерес Базарова и заставившая его «сконфузиться»? (Гл. 15)

Давайте представим себя в имении Анны Сергеевны – Никольском (см. иллюстрации) и понаблюдаем за гостями и хозяйкой дома.

15 дней гостили Базаров и Аркадий   («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров  Аркадию о жизни здесь.)

-Какие изменения вы замечаете в Базарове?  Гл.27.  ( Легко раздражается, говорит с неохотой, глядит сердито, не может усидеть на месте, проявляется небывалая прежде тревога, мало говорит с Аркадием, избегает его и даже как будто стыдится.)

-Давайте по тексту найдём описание странного поведения героя и объяснение ему.  (Чтение отрывка учеником гл. 21)

-Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)

-Значит «романтика существует»?  Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте.  Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно,  испытание любовью!)

-Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает?  (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)

Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах  любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.

-Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви.  Какая она у него?

 ( Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...)

Вспомним страницы романа, сцену объяснения в любви.

Чтение по ролям: «Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него...........Базаров закусил губы и вышел». Гл.18.

Кусали ли вы когда-нибудь себе губы? Попробуйте. Что чувствуете? Боль физическую, а какую боль чувствует Базаров? - душевную, сердечную. Если физическая боль проходит, то душевная - никогда, к ней просто привыкаешь и живёшь с ней.

Мы подошли к дневнику Базарова, к вашей творческой домашней работе.

--Что мог бы написать Евгений Васильевич после объяснения в любви  Анне Сергеевне? Вам надо было «войти» в образ героя, через себя пропустить психологическое и эмоциональное состояние его, передать стиль, манеру изложения, употребив соответствующую лексику. Вы должны были почувствовать время, век, эпоху.

Чтение дневника Базарова.

Ненаписанное письмо Базарова к Одинцовой.

После сцены объяснения в любви, ночь тревожной была не только для Базарова, но и для Анны Сергеевны. Проанализируем её поведение.

- Что лежало в основе её отношений к Базарову?

      Любопытство → заинтересованность → увлечение → любовь.

-Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова? Конец гл. 18.

(«Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете»).

 Дневник Одинцовой поможет нам это понять. (Чтение творческих работ)

-Выдерживает ли  испытание любовью  эта героиня?  (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)

«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.

И всё же не будем столь суровы к ней. Вспомним одну из последних сцен романа – смерть Базарова. Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает.

-Почему?

- Вспомним сцену прощания героев.

Чтение отрывка из текста подготовленным учеником наизусть (музыка, свеча).

Так как же мы ответим на вопрос, заданный темой: выдерживает ли Базаров испытание любовью?

-Как нигилист – нет!

-Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Домашнее задание: творческая работа. Написать предсмертную записку Базарова Аркадию. Что бы в ней мы прочли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект по роману "Отцы и дети" « И если он называется нигилистом..."

Проект используется на уроке по теме: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Творческая история. Смысл названия."...

Тема: "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Нигилизм Базарова. Базаров и братья Кирсановы".

Урок по литературе для 10-х классов по теме "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети"....

тест по литературе. Роман "Отцы и дети"

тест по литературе для учащихся 10 классов поможет проверить знание текста и усвоенность материала...

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века.

В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века»,  «История создания и смысл названия...

Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.

Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...

Тесты по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети", 10 класс

Тесты по творчеству писателя даны в нескольких вариантах...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...