Мини-проект по роману "Отцы и дети" « И если он называется нигилистом..."
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Тихонова Галина Алексеевна

Проект используется на уроке по теме: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Творческая история. Смысл названия."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.o.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по литературе Подготовила: ученица 10 класса МБОУ « Новинская СОШ» Даулеткалиева Олеся

Слайд 2

Тема проекта: « И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Слайд 3

Цель: Выяснить, какие черты воплотил Тургенев в Базарове, герое, стоящем в преддверии революционных событий. Задачи: Проанализировать главы из учебника, комментарии к роману «Отцы и дети», литературоведческие материалы по роману; сопоставить высказывания Добролюбова и Базарова с целью выяснения взглядов молодых людей, положенных в основу взглядов Базарова – нигилиста.

Слайд 4

Основополагающий вопрос: «Кто вы, господин Базаров?»

Слайд 5

Гипотеза проекта: Базаров- революционер- демократ, тип нигилиста, нарождающийся в русском обществе конца 50-начала 60 годов Х I Х века , требуемый временем

Слайд 6

В апреле 1860г. Тургенев начинает изучать сочинения немецких материалистов. Ему хотелось понять, почему в последнее время Добролюбов и молодые люди из редакции «Русского слова» проявляют огромный интерес к естественным наукам, почему их кумирами становились немецкие естествоиспытатели, материалисты- Бюхнер , Молешотт , Фохт.

Слайд 7

Тургенева задела статья Добролюбова « Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью»: «Мы совестимся представить вещи, как они есть. Мы непременно стараемся украсить их. Кто не убирал розовыми цветами идеализма простой, вполне понятной склонности к женщине?»

Слайд 8

Тургенева возмущало такое объяснение прекрасного чувства- любви. Ведь он на своем опыте знал, чего стоит один взгляд его любимой женщины!

Слайд 9

А вот опять Добролюбов: «Ныне в естественных науках усвоен положительный метод: все выводы основываются на фактических знаниях, а не на мечтательных теориях, ныне уже не признаются старинные авторитеты. Молодые люди читают Молешотта , Фохта, Дюбуара и Моне, да и тем не верят на слово». К.Фохт Я.Молешотт Л.Бюхнер

Слайд 10

После таких рассуждений Добролюбова Тургенев задумывается: чему же учат нигилистов немцы, их кумиры? Тому, что человеческая мысль сводится к элементарным отправлениям мозгового вещества? Что в процессе старения мозг истощается, его объем уменьшается и, соответственно, становятся неполноценными умственные способности человека и его психика в целом?

Слайд 11

А далее идет вывод о поколениях: молодежь всегда умнее стариков. А раз так- вали с пьедестала все кумиры, которым поклонялись предыдущие поколения.

Слайд 12

В дрожь бросало Тургенева от таких «откровений». Ведь получалось: нет любви, есть лишь «физиологическое влечение»,нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет духовных наслаждений искусством- есть лишь физиологическое раздражение нервных окончаний; нет преемственности в смене поколений, и молодость должна с порога отрицать «ветхие идеалы старичков».(«Материя и сила»),

Слайд 13

По Добролюбову, современная прогрессивная молодежь видела в поколении сверстников Тургенева едва ли не самых главных своих врагов. «Люди того поколения,- писал Добролюбов, были проникнуты высокими, но несколько отвлеченными стремлениями. Они стремились к истине. Желали добра, их пленяло все прекрасное; но выше всего для них был принцип. Отлично владея отвлеченной логикой, они вовсе не знали логики жизни».

Слайд 14

На смену им идет молодое поколение – тип людей реальных, с крепкими нервами и здоровым воображением, отличающийся от «фразеров» и «мечтателей» спокойствием и тихой твердостью. Молодое поколение «не умеет блестеть и шуметь», в его голосе преобладают «звуки очень сильные», оно «делает свое дело ровно и спокойно».

Слайд 15

Высказывания Добролюбова прямо перекликаются с мыслями Базарова: «Кто не убирал розовыми цветами идеализма простой, весьма понятной склонности к женщине?..»- « Нет, что ни говорите, а … врачи и натуралисты имеют резон». «Ныне в естественных науках усвоен положительный метод, все выводы основываются на опытных фактических знаниях, а не на мечтательных теориях…»- « Ныне уже не признаются старинные авторитеты… Молодые люди читают Молешотта , Фохта, да и тем еще не верят на слово». В журнале «Современник» была опубликована рецензия Добролюбова на 7 том собрания сочинений Пушкина. Ему приписывался поверхностный взгляд на жизнь, пристрастность и слабость характера, чрезмерное уважение к штыку.

Слайд 16

И в сознании Тургенева возникал смутный образ героя, убежденного, что естественно - научные открытия объясняют в человеке и обществе буквально все. Что стало бы с таким человеком, если бы он попытался осуществить свои взгляды на практике? Мечтался русский бунтарь, разбивающий все авторитеты, все культурные ценности без жалости и без пощады. Словом, виделось какое-то подобие интеллектуального Пугачева.

Слайд 17

Отправившись в конце июля 1860г. В городок Вентнор (Англия), Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского)».

Слайд 18

В статье «По поводу отцов и детей» читаем: «… в основание главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось на моих глазах то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название «нигилизма». В основе черты нескольких «живых лиц». Доктор Дмитриев, уездный врач. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» ( Тургенев) Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию; Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги; Молодой провинциальный врач, сосед по имению Виктор Иванович Якушкин (версия Н.Чернова);

Слайд 19

В романах : «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне»(1859).Тургенев говорил о том, что дворянские гнезда разрушаются, что на смену дворянам идет новый герой- нигилист. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Слайд 20

Вывод: В образе Базаров Тургенев попытался осмыслить черты «новых людей», характер которых только еще начал нарождаться в русском обществе в начале 60-х годов. Чуткий к переменам, происходящим в общественной жизни, Тургенев уловил зарождение нового героя, отрицателя, бунтаря, разрушителя привычных взглядов, норм и правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...

мини проекты детей по теме "комбинаторика"

мини проекты  по темам статистика и комбинаторика, сделанные учениками...

Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...

Мини проект – социологическое исследование “Школа глазами взрослых и детей”

В программе по математике  6 класса есть практическая работа по сбору, организации и подсчёту данных и по этим данным надо уметь строить  диаграммы. Чтобы всему этому научиться я предложила ...

Учебный мини - проект «Скульптурный портрет планеты».Участники проекта: учащиеся 5 класса

Учащиеся включаются  в создание проекта; на основе проектного задания разрабатывают туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»; оформляют проект в форме контурной карты ...

Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"

Урок  –  презентация  мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"...

Статья «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Более 100 лет нназад Д.Дьюи сказал эти слова, но актуальными они стали именно сегодня, при внедрении ФГОС......