Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.
методическая разработка по литературе по теме

Асхадуллина Гульнар Мансуровна

 

Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?

(Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, развивая  речевые, мыслительные способности

Цели урока:

-  исследование отношений Базарова и Одинцовой желание выработать свое мнение; умение грамотно и красиво выстроить диалоговую форму общения;

- формирование творческого подхода  в разрешении проблемных ситуаций;

- воспитание любви к прекрасному,  вечному.

 

Оборудование: портрет писателя, выставка книг (произведения Тургенева,  критические статьи, дополнительная литература), иллюстрации к произведению, запись романсов на стихи И.С. Тургенева, фотовыставка кадров из кинофильмов, снятых по роману «Отцы и дети».

              ТСО: фото и видеоаппаратура, компьютер, проектор                                              

Эпиграф к уроку:

«… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?

(Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, развивая  речевые, мыслительные способности

Цели урока:

-  исследование отношений Базарова и Одинцовой желание выработать свое мнение; умение грамотно и красиво выстроить диалоговую форму общения;

- формирование творческого подхода  в разрешении проблемных ситуаций;

- воспитание любви к прекрасному,  вечному.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг (произведения Тургенева,  критические статьи, дополнительная литература), иллюстрации к произведению, запись романсов на стихи И.С. Тургенева, фотовыставка кадров из кинофильмов, снятых по роману «Отцы и дети».

              ТСО: фото и видеоаппаратура, компьютер, проектор                                              

Эпиграф к уроку:

«… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

                                                 

Ход урока.

Этот урок - итоговый по теме «Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети».

И посвятим мы его раскрытию ключевых понятий бытия человеческого, что есть «жизнь» и «любовь» для Тургенева, для героев  его романа «Отцы и дети».

Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова? Что значил для нее этот поцелуй? Зарождение любви? Жалость? Или просто прощальный жест?

(звучит музыка.)

Преподаватель:    Первая встреча решает многое. Так какою же была она для Базарова и Аркадия с Одинцовой?

Студенты:

- «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица» - (гл. 24).

- Базаров  также обратил внимание на Одинцову: «Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа».

«Посмотрим,  к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа?».

Преподаватель: Шаг за шагом Тургенев дает почувствовать читателю, что в Базарове медленно назревают некоторые перемены. В герое зарождаются противоречивые чувства. На следующий же день после бала в гостинице при встрече с Одинцовой Базаров был досадно сконфужен. О чем же он тогда подумал?

Студент(ка):

«Вот тебе раз! Бабы испугался!» - подумал он и… заговорил преувеличенно развязно.

Преподаватель:  Кто знает Базарова лучше всех? Кто первым обнаружил в нем перемены?

Студенты:  

- Аркадий! Аркадия даже удивило то, что Базаров «говорил, против обыкновения довольно много и явно старался занять свою собеседницу».

- При расставании  с Одинцовой Базаров даже покраснел, что еще больше удивило Аркадия. Сам Аркадий тоже увлекся Анной Сергеевной.

Преподаватель:  А как же сам Евгений Базаров относится ко всему происходящему с ним?

Студенты:  

- Он пытается прикрыть своё смущение иронией, развязностью.  «Этакое богатое тело! ...  -  хоть сейчас в анатомический театр».

- В усадьбе у Одинцовой, в Никольском, Базаров пытается иронизировать по поводу аристократизма хозяйки.  «Да, баба с мозгом! Тертый калач!».

В то же время, посоветовав Аркадию заняться Катей, младшей сестрой Анны Сергеевны, сам Базаров предпочитает общение с Одинцовой.

Преподаватель: Каким образом складывается взаимоотношения между Базаровым и Аркадием? Можно ли назвать их прежними?

Студент(ка):

Отношения между Базаровым и Аркадием начали меняться, приятели все реже встречаются. Базаров престал говорить с Аркадием об Одинцовой, бранить её «аристократические замашки».

Преподаватель: Так в чем же причина всех этих перемен?

Студент(ка):

Автор прямо отвечает: «Настоящей причиной всей этой новизны было чувство, внушаемое Базарову Одинцовой, - чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался  бы с презрительным хохотом и циничною бранью, если кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»

Преподаватель:  Докажите, что теперь в Базарове уживаются два человека.

Студент(ка):

Один из них убежденный противник романтических чувств, духовной стороны любви. Другой - страстно и одухотворенно любящий,  чего раньше за собой он не замечал.

«…он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда подтрунивал, что возмущало всю его гордость».

Преподаватель: Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? Что она за человек? Какова ее позиция,  роль в романе «Отцы и дети?»

Студенты:

- Одинцова - изнеженная барыня, аристократка, не способная откликнутся на чувства Базарова женщина.

- Тургенев показывает иной аристократизм, дарованный ей русским национальным идеалом русской красоты. Анна Сергеевна царственно прекрасна, сдержанно страстна, величественна. Красота её женственно своенравна и не уступчива. Она требует к себе почтения, и даже преклонения.

Преподаватель:  Евгений Базаров влюбился в Одинцову. Как он говорит ей о своей любви?

Студент(ка):

Спровоцированный Анной Сергеевной на объяснение Базаров с присущей ему прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно…  Вот чего вы добились».

Преподаватель:  Какова реакция Одинцовой после такого признания? Что она почувствовала?

Студент(ка):

На рафинированную аристократку столь страстный порыв произвел пугающее впечатление. Одинцовой «стало страшно и жалко его». Анна Сергеевна спешит остановить героя: «Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом».            

Преподаватель:  Каков же вывод?

Студент(ка): 

Таким образом, умный и сильный Базаров терпит поражение в битве под названием  любовь.

Преподаватель:  Как повел себя волевой и сильный Базаров после того, как Одинцова отвергла его любовь.

Студент(ка):

Герой спасовал  перед жизненной неудачей. Один из принципов Базарова: «Нравиться тебе женщина, - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась».

Преподаватель:   Но так ли это?

Студент(ка):

 Базаров нарушил этот принцип: знал что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал. Полюбил он её, и очень сильно. Он все же надеялся, тешил себя надеждой, что мог обмануться в её холодности.

Преподаватель:    Почему Базаров решил в третий раз попытать счастья?

Студент(ка):

Он верил и надеялся. Приехав в третий раз в Никольское, пробыл у Одинцовой недолго.  Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.

Преподаватель:   Почему после фразы Б., произнесенной им на следующий день его приезда, лицо хозяйки имения «попеременно краснело и  бледнело»? Что так подействовало на Анну Сергеевну Одинцову?

Студент(ка):

Речь идет о возможной помолвке Кати и Аркадия.

«Партия во всех отношениях хорошая, состояние у  Кирсановых  изрядное, он один сын у отца, да и отец добрый малый, прекословить не будет».

- Одинцова после этих слов покраснела, Базарова осенило: да ведь зря он тешил себя надеждой.  Ему стало нехорошо от догадки, потому что выявил сокровенное в ней -  культ денег, в какой-то мере и снобизм.

Преподаватель:   Базаров понял Одинцову. Как развивались события в дальнейшем?

Студенты:

- «Прощайте, - заговорил он (Базаров) опять после небольшого молчания. - Желаю вам окончить это дело самым приятным образом…» Одинцова посмотрела на Базарова.   Горькая усмешка подергивала его бледное лицо. «Этот меня любил!» - подумала она - и жалко ей стало его, и с участием протянула она ему руку.  «Нет! - сказал он…- Человек я бедный, но милостыни  еще до сих пор не принимал.  Прощайте-с и будьте здоровы».

- Живя с надеждой на лучшее, Базаров и не думал, что поражение будет таким горьким.  Вот почему он не находит себе места.

- В последующих главах романа Базаров все более рассеян,  невнимателен. Безответная любовь к Одинцовой занимает его мысли.

- Просто невозможно поверить, чтобы такой волевой, сильный человек, как Базаров, смог так глупо пораниться. В том-то и дело, что он постоянно думал о ней, о той, которая, должно быть, одной из первых женщин в его жизни заставила  сильнее биться его сердце.

Преподаватель:   До встречи с Одинцовой Базаров, видимо, по-настоящему еще никого не любил, и у него сложилось превратное мнение об этом чувстве, но вот пришла любовь (пусть и неразделенная), и сама жизнь заставляет его признать, хоть и  с негодованием (нелегко отказаться от сложившихся представлений) силу  и действенность любви.  

Базаров полюбил Одинцову столь глубоко, столь сильно, даже получив отказ, продолжает думать о ней всегда, ни на минуту не забывая о своей любви.  Даже медицинская практика (врачевание недугов больных отца) не помогает забыть образ Анны Сергеевны. Он рассеян…  Вследствие чего, глупо и случайно поранившись,  заболевает тифом.

Проследим последнюю встречу Базарова и Одинцовой в доме родителей Базарова. Как себя повела Одинцова у постели умирающего Базарова? Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова, хотя и испугалась за себя? Что  это - прощание, жалость?

Студенты:

- Но и не любовь.  Ведь Базаров сам просит её об этом поцелуе.

- Одинцова, скорее всего,  пыталась этим поцелуем доказать, что Базарову не удастся  еще раз восторжествовать над собою, как тогда, когда она «краснела и бледнела»…Ведь это её последний шанс утвердить душевное равновесие, нарушенное им.

Преподаватель:   Дает ли такой шанс Базаров Одинцовой? Каковы предсмертные слова Базарова?

Студенты:

- Нет.  Умирая, он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех.

- «Прощайте… Послушайте… ведь я не поцеловал вас тогда… Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет…» Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым в предсмертной агонии.

       Преподаватель:  Читая роман «Отцы и дети», складывается впечатление, что Базаров и Одинцова ведут борьбу, цель которой, доказать: кто же сильнее?

         Своеобразная дуэль на равных до последних минут.  Базаров «споткнулся на Одинцовой, но и она без вторжения Евгения в ее тихую однообразную жизнь обречена на пассивность.

         В конце романа автор рассказывает о судьбах героев «обреченных на счастье». Аркадий женился на Кате. Николай Петрович, его отец, на Фенечке (Федосья Николаевна). Одинцова вышла замуж за  нестарого,  умного к тому же человека, и обеспеченного. У них двое детей.

Павел Петрович уехал за границу, чтобы не мешать счастью брата.

         Вот такая история. История  любви. Понравился ли вам роман?

Почему главный герой умирает в конце романа? Прошел ли он испытание любовью? Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? Мы пытались ответить на эти вопросы. Почему автор, несмотря на симпатию к Базарову не оставляет его в живых.

          Тургенев - дворянин, поэтому  Кирсановы более близки и понятны ему, нежели Евгений Базаров, который неоднократно убеждался в незрелости, несостоятельности своих жизненных «принципов», да и в любви потерпел поражение…

        Что касается Одинцовой, то она сразу дала понять, что не любит Базарова.  Чувства, которые он в ней вызывает, можно расценить как интерес, увлечение, жалость, но не любовь. А вы, ребята, на чьей стороне?  На ваш взгляд, как бы сложилась судьба героев романа, если бы они оказались нашими современниками, жили в наши дни, среди нас в 21 веке?

                                               

                       Любовь на страницах романа «Отцы и дети».

             Викторина «А знаете ли вы?» - вопросы от творческой группы студентов.

1. Пара студентов танцует вальс. Вопрос к присутствующим на уроке:  Где происходит сцена знакомства  Базарова и Одинцовой?  Назовите произведения  классика русской литературы 19 века,  в котором  герои тоже знакомятся на балу?  Ответ: Л.Н. Толстой «После бала»,  «Война и мир».

2. Что изображено на рисунке (Сфинкс)? О чем может рассказать данная художественная деталь произведения?

Ответ: В молодости Павел Петрович был влюблен княгиню Р., ей он подарил перстень с изображением сфинкса, перед смертью она пишет ему прощальное письмо и с ним возвращает перстень с перечеркнутым накрест сфинксом.

3. Перед вами розы. Кто и при каких обстоятельствах говорит о своей собеседнице, что она лучшая из роз в букете? Что это: любовь или симпатия? Как  в дальнейшем развивались события?

 Ответ: Базаров в беседке застал Фенечку с охапкой свежих роз. Делает ей комплименты, так как чувствует взаимную симпатию. Невольно подслушав их разговор, Павел Петрович делает определенные выводы, считает своим долгом вступиться за честь брата и  вызывает Базарова на дуэль.

          К тому же Базаров раздражал П.П. Кирсанова.

4. Выносят черный ящик. Перед вами ящик, внутри него предмет, о котором Базаров говорит, как о ненужной, несовременной, бесполезной во всех отношениях вещи. Он советует Аркадию выбросить ее, заменив более полезной и интересной с его точки зрения вещью.  Какое увлечение Николая Петровича Базаров считал ребячеством? Каким образом осуждал вкусы помещика, его романтизм?

Ответ: Томик стихотворений А.С.Пушкина. Игру на виолончели.

5. Звучит музыка. Вопрос: Скажите, кого из героев совместная игра на данном музыкальном инструменте сблизила? Назовите инструмент и героев?

Ответ: Фортепьяно. Катя и Аркадий.

6. Читают стихотворение на  французском языке. Вопрос: А что связывает автора романа «Отцы и дети» с Францией? Кто такая Полина Виардо?

 Ответ:    Тургенев не отрицал того факта, что во Франции в одном из замков Виардо, он прекрасно себя чувствует, есть,  где поохотиться, есть Фестиваль Партия партия папавремя  для работы (будучи во Франции он писал в основном о России). А главное,  рядом  женщина, единственная и неповторимая, ее он любил по-настоящему. Хотя Полина Виардо была замужем, а Тургенев так  ни разу и не женился.

        22 августа 1883 года Тургенева не стало, случилось это в Париже, в местечке Буживаль. Позже прах писателя перевезен на родину и похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. Это было последней просьбой писателя.

          Преподаватель:  Итак, урок наш подходит к концу.  И мы готовы    распрощаться  с героями романа «Отцы и дети».  В завершении предлагаю послушать один из романсов на стихи И.С. Тургенева.  Их, когда-то, любила слушать  Полина Виардо…

Приложение к уроку:

                      Тургенев Иван Сергеевич (1818 -1883)

        Краткая хроника жизни и творчества И.С. Тургенева.

28 октября 1818 г. - в Орле, в дворянской семье, родился Иван Сергеевич Тургенев.

1827-1829 гг. - обучение в частном пансионе в Москве.

1833 г.  - начало обучения в Московском университете.

1834 г. - перевод в Петербургский университет. Первый литературный опыт - подражательная романтическая поэма.

1836 г.  - первая публикация в печати.

1837 г.  - окончил словесное отделение философского факультета университета.

1838- 1841 гг. - слушает курс лекций в Берлинском университете.

1843 г. - сближение с Белинским. Знакомство с Полиной Виардо.

1852 г. - публикация 20 очерков из «Записок охотника».

За статью-некролог о Гоголе, за антикрепостническую направленность «Записок охотника» был сослан в Спасское-Лутовиново  под надзором полиции.

1856 г.  - публикация романа «Рудин».

1859 г. - выход в свет романа «Дворянское гнездо».

1860 г. - написаны роман «Накануне», повесть «Первая любовь». Избрание И.С. Тургенева членом-корреспондентом Петербургской АН.

1862 г. - напечатан роман «Отцы и дети» (окончен в 1861 г.).

1867 г.  - роман «Дым».

1876 г.  - роман «Новь».

1877-1882 г.  - «Стихотворения в прозе».

1880 г. - речь на открытие памятника А.С. Пушкину в Москве.

22 августа 1883 г.   - смерть близ Парижа в местечке Буживаль. Прах писателя перевезен на родину и похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

                                                                   

 Предварительная работа.

О романе «Отцы и дети».

Самостоятельная работа студентов.

К моменту появления романа автор был уже известным читательской публике  писателем.

1.Чтение начала первой главы. Приезд Аркадия с приятелем к отцу в Марьино.

2. Почему роман назван «Отцы и дети», а не «Базаров»?

Тургенева интересует не просто новый герой в определенных социально-исторических условиях, а философская проблема смены старого новым. Новый герой в этом смысле - явление не только историческое, но и философское. Тургенев уже в заглавии заявил вечную тему, которая решается  не только вне времени, но и в конкретных  исторических условиях. В этом и актуальность романа, неослабевающий интерес к нему, стремление искать параллели с действительностью.

3. Восприятие романа «Отцы и дети» современниками. Мнения критиков разделились.

Но Тургенев отмечал необходимость уделить большее внимание философскому аспекту проблемы. В борьбе «отцов» и «детей» не может быть победителей и побежденных. Тургенев лишь подметил новое явление и показал его.

Современники также отметили особую популярность данного произведения. Статьи: «По поводу «Отцов и детей» (И.С. Тургенев), М. А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д. И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «И.С.Тургенев «Отцы и дети». Ю.В. Манн «Базаров и другие»

4. Почему роман так потряс современников, вызвав бурные споры в обществе? Разрыв «Современника» с писателем.

50-60-е годы 19 века. Роман появился в переломную эпоху для России: происходит не просто смена одного поколения другим, уходит безвозвратно влияние дворянства на жизнь общества.

5. Гл. 3, 12 - анализ пейзажа, датировка (1859) событий, изображение чиновников-либералов, образ Матвея Ильича Колязина, губернатора и других  чиновников города - полнота представления социально-исторической эпохи в романе.

 Вывод: Лаконизм и выразительность языка тургеневского произведения способствуют созданию запоминающихся образов. Автор подчеркивает, что чиновники «из молодых» не нарушат устои крепостничества, хотя и проведут реформу, ратуя на словах за прогресс.                 Сама жизнь породила такой тип людей, как Евгений Базаров - новый человек, новой эпохи, демократ-разночинец, но не революционер.

  Как складываются взаимоотношения молодого Базарова с другими представителями общества? Для того чтобы лучше узнать героя, необходимо составить сопоставительную характеристику наиболее ярких героев романа: Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Характеристика героев:

Евгений Васильевич Базаров.

Павел Петрович Кирсанов.

  • Происхождение,

социальная принадлежность

  • Портрет
  • Речь
  • Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция
  • Отношение к любви
  • Образ жизни, интересы
  • Отношение друг другу

                   

Любовь на страницах романа И.С.

Тургенева «Отцы и дети».

Княгиня Р. - Павел Петрович Кирсанов.

Николай Петрович Кирсанов -  Фенечка (Федосья Николаевна)  - Павел Петрович Кирсанов (дуэль с Базаровым).

Базаров - Анна Сергеевна Одинцова  -  Аркадий Кирсанов.

Катенька - Аркадий Кирсанов.

                                                                     

Словарная работа.

Нигилизм - что это такое?

Найдите определение в философском словаре.

Дайте определение роману  -  эпическому жанру литературы.

Домашнее задание к уроку:

Исследовательская работа студентов.

1. Иллюстрации к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Кроссворды о творчестве, биографии И.С. Тургенева.

3. Презентация или рефераты на тему:

      И.С. Тургенев - классик русской литературы второй половины 19 века.

      Красота   тургеневских произведений.

      Тургенев - романист.

      Тургенев и Полина Виардо.

      Портреты И.С. Тургенева.

      Спасское - Лутовиново - родовое имение Тургеневых.

4. Эпизоды из кинофильмов по роману «Отцы и дети».

5. Романсы на слова И.С. Тургенева.

6. Стихи о любви на французском языке.

7. Вальс.

9. Музыка и костюмы того времени.

10. Знание текста «Отцы и дети». Вопросы:

Почему умирает Базаров?

О «жизни, ничтожной перед вечностью», и «жизни бесконечной» в романе «Отцы и дети».

Любовь на страницах романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Любовь - радость, праздник.

Любовь - страдание.

Любовь - испытание.

Любовь- искушение.

Любовь - жертва.

Любовь - утешение.

Любовь - спасение.

Любовь - счастье.

1. Что было причиной перемен, происшедших в душе Базарова?

2. Как воспринял Евгений «явление» Одинцовой в его жизни?

3. Вспомните, каковы были воззрения героя на любовь?

4. Изменились ли они? Перечитайте сцену ночного свидания Базарова и Анны Сергеевны. Как ведут себя герой и героиня?

6. Кто виноват в том, что любовь не состоялась? А могла ли она состояться?  

7. Почему Базаров не  смог «утешиться»  Фенечкой  (Федосья Николоаевна)?

8. Автор заставляет своего героя пройти второй круг испытаний, повторив прежний маршрут: Марьино - Никольское - родной дом.  В чем и каким образом изменилось поведение Базарова; почему он принимает вызов уездного аристократа и участвует в дуэли с ним (Павлом Петровичем)?

9. Почему нарастает его одиночество? Выдерживает ли Базаров  испытание любовью? Как история Павла Петровича и княгини Р. помогает нам понять историю Базарова? Почему  оба антагониста не находят счастья в любви? А как другие персонажи пытаются «справиться с любовью»? Счастливые браки в эпилоге - кому они дарованы? Как вы думаете, можно ли «дожиться до любви»?

10. Перечитайте сцену смерти Базарова. Его гибель - это досадная случайность или она предрешена всем ходом повествования? Каково отношение Тургенева к своему герою? Изменилось ли ваше отношение к Базарову? Нужны ли они России?

11. Павел Петрович Кирсанов - княгиня Р. Эту историю Базарову рассказывает Аркадий Кирсанов, племянник П.П. Кирсанова (гл. 7).

12. Знакомство Николая Петровича с Фенечкой. Как в доме относились к Фенечке и ее ребенку?(Митя - сын Николая Петровича) (гл. 8).

13. Знакомство Базарова с Фенечкой (гл. 9)

14. Николай Петрович вспоминает покойную жену - контраст с Фенечкой. (гл. 11)

15. Базаров и Аркадий  в губернском городе,  им предстоит побывать на балу в честь приезда Матвея Колязина. Встреча с Ситниковым и Кукшиной (пародии на нигилистов) - разговор о женщинах, об Анне Сергеевне Одинцовой (гл. 13).

Бал у губернатора.  Встреча Базарова и Аркадия с Одинцовой А.С. (гл. 14).  Продолжение знакомства в гостинице (гл. 15).  В имении  Одинцовой (Никольское). Общение Одинцовой с Базаровым. Знакомство Кати с Аркадием (гл. 16-17).

Базаров сообщает о том, что намерен уехать  к родителям, перед отъездом признается в любви Одинцовой (гл.17-18). О том, как  развивались отношения героев далее, продолжить исследование самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"

Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть".  В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...

Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "

Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...

Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"

В разработке представлены полный  конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"

урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...

Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева

Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой....

Урок-исследование "Жизнь и творчество Г.Р.Державина"

Урок включает интерсную проверку домашнего задания и самостоятельную исследовательскую работу по новой теме....