Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геологических, климатических, гидрологических особенностях, флоре и фауне. Подчеркнуть его уникальность. Выявить основные экологические проблемы. Воспитательная: формировать уважительное и бережное отношение к природе нашей Родины как источнику развития патриотических, духовно-нравственных и эстетических чувств обучающихся; способствовать их экологическому воспитанию. Развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру, формировать самостоятельность мышления, начальные исследовательские навыки, умение выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы. Тип урока: урок-исследование. Форма проведения: Поисковая (групповая, индивидуальна, фронтальная). Оборудование: Технические средства: компьютер, проектор. Методические пособия: физическая карта России, географические атласы для 8 класса, учебник географии для 8 класса. Наглядный и раздаточный материал, привезенный учителем после его поездки на озеро Байкал: выставка камней с берега Байкала, сувениры, открытки, фотографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baykal-_zhemchuzhina_sibiri.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Звениговская санаторная школа – интернат»

Конспект

урока-исследования по географии в 8-ом классе

на тему:

«Байкал — «жемчужина Сибири».

Работа выполнена:

учителем

географии и биологии

ГОУ Республики Марий Эл

«Звениговская санаторная

 школа-интернат» Румянцевой Е.В.

Звенигово, 2014г.

Цели урока.

Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геологических, климатических, гидрологических особенностях, флоре и фауне. Подчеркнуть его уникальность. Выявить основные экологические проблемы.

Воспитательная: формировать уважительное и бережное отношение к природе нашей Родины как источнику развития патриотических, духовно-нравственных и эстетических чувств обучающихся; способствовать их экологическому воспитанию.

Развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру, формировать самостоятельность мышления, начальные исследовательские навыки, умение выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы.

Тип урока: урок-исследование.

Форма проведения: Поисковая (групповая, индивидуальна, фронтальная).

Оборудование:

Технические средства: компьютер, проектор.

Методические пособия: физическая карта России, географические атласы для 8 класса, учебник географии для 8 класса.

Наглядный и раздаточный материал, привезенный учителем после его поездки на озеро Байкал: выставка камней с берега Байкала, сувениры, открытки, фотографии.

Ход урока:

Организационный момент.

Объявление учителем целей урока.

Звучит фонограмма песни «Славное море – священный Байкал» (слова Д. П. Давыдова, музыка народная).

На доске эпиграф к уроку: «Байкал – ЧУДО природы во всех отношениях» (Л.С.Берг).

Вступительное слово учителя: Байкал!!! Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы – озером Байкал, озером, которое является объектом мирового наследия.

Актуализация опорных знаний.

Учитель.

А что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы. А вторую колонку таблицы мы будем заполнять по ходу нашего урока, получая новые знания об озере.

Я знаю или предполагаю

Узнал (а) новое

1. Озеро Байкал самое глубокое озеро в мире.

2. Его максимальная глубина составляет 1641 метр.

3. Байкал – сточное озеро.

 

Ученики записывают, а затем называют известные им сведения.

Учитель.

Давайте теперь подробнее познакомимся с этим удивительным краем. Совершим путешествие по маленькой частичке нашей Родины – по озеру Байкал. Байкал – это уникальный водоем.

(Показ слайдов)

Байкал … Он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала меняется сто раз на дню. И неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.

Существует легенда о том, что Байкал– живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может, поэтому он такой разный. У него, как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой.

Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный.

Изучение нового материала.

Учитель:

Итак, мы отправляемся в путешествие по Байкалу. Найдем это озеро на Физической карте России. Для этого все откройте свои атласы на страницах 14-15. (Один из учащихся показывает расположение озера на карте).

Мы нашли это озеро. Для того чтобы подробнее познакомиться с этим географическим объектом, отправимся в путешествие по озеру Байкал. Для этого сформируем экспедиции из 3-4 человек.

(Все ученики класса до урока разделились на 5 экспедиций из 3-4 учащихся, получили задания. Каждая экспедиция расположена отдельно друг от друга, занимается своей исследовательской деятельностью).

1 экспедиция: «Физико-географы».

Вопросы и задания (карточка).

1. Определить особенности географического положения Байкала.

2. Кто дал название этому озеру?

3. Определите разницу во времени между Байкалом и Республикой Марий Эл.

4. Который час сейчас на Байкале?

Примерные ответы учащихся на поставленные вопросы и задания:

1. Уникально географическое положение Байкала. Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Оно расположено в центре Азиатского материка в Восточной Сибири между 55° и 51°северной широты. Восточная и северная часть акватории озера входят в состав республики Бурятия, западная, с островом Ольхон, - в состав Иркутской области. 

2. В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Наиболее распространенная версия Байкал – слово тюркоязычное, происходит от «бай» – «богатый», «куль» – «озеро», что значит «богатое озеро».

3. Разница во времени между озером Байкал и Республикой Марий Эл 5 часов. Если сейчас у нас 10 часов, то на озере уже 15 часов дня.

Учитель.

Спасибо экспедиции физико-географов за интересное исследование.

Давайте вернемся к нашей таблице и заполним ее второй столбик. Итак, что нового вы узнали из исследования физико-географов?

Я знаю или предполагаю

Узнал (а) новое

1. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

2. Его максимальная глубина составляет 1641 метр.

3. Байкал – сточное озеро.

 1. Озеро находится в центре Азиатского материка в Восточной Сибири между 55° и 51°северной широтами.

2. Слово Байкал – произошло от слов «бай» – «богатый», «куль» – «озеро», что означает «богатое озеро».

2 экспедиция: «Геологи».

Вопросы и задания (карточка).

1. Какова максимальная глубина озера Байкал?

2. Как выглядят берега озера Байкала?

3. На какой высоте находится озеро над уровнем моря?

4. Каковы размеры озера?

Примерные ответы учащихся на поставленные вопросы и задания:

1. Максимальная глубина озера Байкал - 1637 м.

2. Озеро занимает глубочайший материковый грабен. Со всех сторон Байкал окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Окружающие Байкал горы расчленены глубоко врезанными долинами. Горы то круто обрываются к водной поверхности, то отступают от нее на небольшое расстояние.

3. Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем моря.

4. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Оно имеет вытянутую форму, так как озеро расположено в трещине.

Учитель.

Протяженность Байкала 663 км. Это расстояние можно сравнить с расстоянием от Москвы до Санкт-Петербурга. Нужно плыть 7 часов от северной оконечности озера до южной. Вот какова протяженность этого озера.

5. Неотъемлемой частью природного комплекса озера Байкал являются его острова. По последним данным здесь насчитывается 35 достаточно стабильных островов. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон.

Учитель.

Спасибо экспедиции геологов за интересное исследование.

Вернемся к нашей таблице и продолжим заполнять ее второй столбик. Что нового вы узнали из исследования геологов?

Я знаю или предполагаю

Узнал (а) новое

1. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

2. Его максимальная глубина составляет 1641 метр.

3. Байкал – сточное озеро.

1. Озеро находится на высоте 456 метров над уровнем моря.

2. Длина Байкала – 663 км, ширина – от 25 до 80 км.

3. Оно имеет вытянутую форму, так как озеро расположено в трещине.

4. Самый большой остров на озере Байкал – остров Ольхон.

3 экспедиция: «Климатологи»

Вопросы и задания (карточка).

1. Каков климат в районе озера Байкал? Назовите климатический пояс, среднемесячную температуру зимы и лета, количество осадков.

2. Какие местные ветры возникают над озером? Перечислите их. 

Примерные ответы учащихся на поставленные вопросы и задания:

1. Климат в районе Байкала резко-континентальный с холодной продолжительной зимой, с малым количеством осадков, с жарким и влажным летом, с короткой весной и осенью. Озеро Байкал находится в умеренном климатическом поясе. tср января -24 градусов, tср июля - +15 градусов. Количество осадков около 400 мм в год.

2. Над озером возникает большое количество местных ветров. Это верховик, култук, баргузин, горная, сарма, бугульдейка , тархаиха, шелонник, ангара

Учитель.

Ветры на Байкале получили названия по имени долин, из которых берут начало.

Спасибо экспедиции климатологов за интересное исследование.

Вернемся к нашей таблице и продолжим заполнять ее второй столбик. Что нового вы узнали из исследования климатологов?

Я знаю или предполагаю

Узнал (а) новое

1. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

2. Его максимальная глубина составляет 1641 метр.

3. Байкал – сточное озеро.

1. Климат в районе озера Байкал резко-континентальный.

2. Климатический пояс умеренный.

3. Среднемесячная температура января – – 24градусов, среднемесячная температура июня – +15 градусов.

4. Над озером возникают местные ветры: верховик, култук, баргузин, горная, сарма, бугульдейка , тархаиха, шелонник, ангара.

Проведение физкультминутки  «Упражнение для глаз».

4 экспедиция: «Гидрологи»

Вопросы и задания (карточка).

1. В чем уникальность воды озера Байкала?

2. Сколько приблизительно рек впадает в озеро? Назовите некоторые из них.

3. Назовите реки, вытекающие из озера.

Примерные ответы учащихся на поставленные вопросы и задания:

1. Байкал считается самым крупным хранилищем жидкой слабоминерализованной пресной прозрачной воды на планете. Уникальность озера Байкала в его малой солености и прозрачности. Его соленость менее 1 промилле. Вода в озере настолько прозрачная, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 метров.

Учитель.

Действительно это озеро уникальное, так как соленость его воды менее 1 промилле, когда соленость даже пресной воды около 3 промилле. Вода в озере практически дистиллированная.

2. Точных данных о том, сколько рек впадает в озеро Байкал, до сих пор нет. По данным И.Д. Черского в озеро впадает 336 рек и речек. По данным В.М. Бояркина – 544 водотока.  Самый большой приток Байкала - это река Селенга. Она поставляет в озеро почти половину всего объема речных вод. Вторым после Селенги притоком Байкала является Верхняя Ангара. Наиболее крупные притоки Байкала: реки Сарма, Утулик, Турка, Крестовка, Харгино, Снежная, Тыя, Баргузин.

3. Ангара - одна из самых больших и уникальнейших рек восточной Сибири. Общая длина Ангары 1779 км. Она единственная вытекает из озера Байкал мощным потоком шириною 1,1 км.

Учитель.

А вы знаете, что если бы потребовалось наполнить байкальскую котловину, направив сюда воду всех рек земного шара, то потребовалось бы 30 дней.

Спасибо экспедиции гидрологов за интересное исследование. Посмотрим на нашу таблицу и продолжим заполнять ее второй столбик. Что нового вы узнали из исследования гидрологов?

Я знаю или предполагаю

Узнал (а) новое

1. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

2. Его максимальная глубина составляет 1641 метр.

3. Байкал – сточное озеро.

 1. Соленость воды в озере менее 1 промилле.

2. Вода в озере очень прозрачная.

3. У Байкала 336 притоков.

4. Вытекает одна река – это Ангара.

5 экспедиция: «Биологи»

Вопросы и задания (карточка).

1. В чем уникальность озера Байкал? Что означает слово «эндемики»?

2. Перечислите основных представителей фауны озера Байкал.

Примерные ответы учащихся на поставленные вопросы и задания:

1. Уникальность озера в том, что 60% всех живых организмов, обитающих здесь, – это эндемичные виды животных: рачки бокоплавы, эпишура, макрогектопус. Они являются дворниками Байкала, так как очищают его воду. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка.

Учитель.

Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира.

2. Из основных представителей фауны озера: необходимо сказать о БАЙКАЛЬСКОЙ НЕРПЕ, БАЙКАЛЬСКОМ ОМУЛЕ, БОЛЬШОЙ ГОЛОМЯНКЕ, МАЛОЙ ГОЛОМЯНКЕ, БАЙКАЛЬСКОМ ОСЕТРЕ, ЧЕРНОМ БАЙКАЛЬСКОМ ХАРИУСЕ, БЕЛОМ БАЙКАЛЬСКОМ ХАРИУСЕ.

(Ответы учащихся на 2 вопрос сопровождаются показом слайдов об эндемиках озера).

Учитель.

Спасибо экспедиции зоологов за интересное исследование. Обратимся к нашей таблице и продолжим заполнять ее. Что нового вы узнали из исследования биологов?

Я знаю или предполагаю

Узнал (а) новое

1. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

2. Его максимальная глубина составляет 1641 метр.

3. Байкал – сточное озеро.

 1. 60% всех живых организмов обитающих на Байкале – это эндемичные виды животных.

2. Рачки бокоплавы, эпишура, макрогектопус являются дворниками Байкала.

3. В Байкале обитает живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира.

Учитель.

Байкал уникален, и его надо сохранять для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования. Я хочу предоставить слово еще одному члену нашей экспедиции эксперту – экологу.

Эколог.

Я хочу рассказать о проблемах, которые возникли на Байкале в результате пагубной деятельности человека.

Проблемы Байкала и пути их решения.

(таблица размещена на слайде)

Проблемы Байкала

Пути их решения

1. Выбросы токсичных вод в результате деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

Единственный путь решения этой проблемы – закрытие предприятия.

2. Вырубка лесов ведет к понижению уровня грунтовых вод, разрушению берегов. Сплав бревен по рекам отравляет воды Байкала.

Запретить массированную рубку леса и начать лесовосстановительные работы, прекратить молевой сплав леса.

3. Бытовые отходы нарушают эстетический вид береговой линии озера, способствуют распространению болезнетворных микроорганизмов, забивают родники.

Продолжить практику приглашения волонтеров для сбора бытового мусора вдоль берега озера. Наложение штрафных санкций на тех, кто оставляет мусор.

4. Неумеренный промысел биоресурсов ведет к исчезновению уникальных видов фауны Байкала.

Осуществлять строгий контроль за выловом рыбы и зверя.

5. Выбросы вредных веществ в атмосферу, в воды озера, на берега ведет к изменению биогеоценоза озера.

Применять безотходные технологии  производства на предприятиях, прилегающих к озеру.

Я убедился, что озеро Байкал – это уникальный водоем: уникален его климат, вода, фауна. Его нужно беречь. Весь мир следит за экологической обстановкой, создавшейся вокруг этого озера. Поэтому 5 декабря 1996 года в Мехико на заседании ЮНЕСКО по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия. Это долгожданное решение начинает новую эпоху в охране озера.

Первый ученик.

(У доски читает стихотворение об озере Байкал)

«Море Синее – Байкал»

Слова М. Сергеевой.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал.

И скалы срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он - величав и вечен,

В гранитной раме вырезной.

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин.

И птицы-сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин.

Все это без чего не в силах,

Быт далью даль и ширью ширь.

И ты немыслима Россия,

И ты немыслима Сибирь.

Второй ученик.

Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одно из них – бурятская:

«С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было все. Леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: «Не нужно счастья от счастья искать». Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли – нет такого места, где все было бы так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю, и хлынула вода кристально чистая и приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться».

Рассказ учителя о впечатлениях после поездки на Байкал.

А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нему снова и снова.

Я побывала на озере Байкал в 2007 году, будучи студенткой Казанского Государственного Педагогического Университета. Мы ездили на это уникальное озеро на 4 курсе на дальнюю комплексную практику. Там мне очень понравилось. Но все те, чувства, которые я испытала при виде этого озера, не передать словами.

Мы были на Байкале в конце июня. В это время на Байкале все еще только начинает оживать после долгой и морозной зимы.

Уже конец июня, а деревья только-только оделись по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березки, не поверив лету стоят, еще голые.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает.

Удивительно видеть здесь два сезона года сразу: весну и лето. За спиной уже запахи лета, тайга расцвела, а Байкал еще только-только в разливе, так как вскрывается поздно.

Вода в озере чистая, как слеза. Озеро Байкал – это величайшее пресноводное озеро мира, главный родник России.

(Во время слов учителя показываются слайды с фотографиями озера Байкал).

Закрепление полученных знаний.

Учитель.

Вернемся к нашей таблице (таблица представлена на слайде). Что нового мы узнали об озере Байкал сегодня на уроке?

Я знаю или предполагаю

Узнал (а) новое

1. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

2. Его максимальная глубина составляет 1641 метр.

3. Байкал – сточное озеро.

1. Озеро находится в центре Азиатского материка на Восточной Сибири между 55° и 51°северной широтами.

2. Слово «Байкал» – произошло от слов «бай» – «богатый», «куль» – «озеро», что означает «богатое озеро».

3. Озеро находится на высоте 456 метров над уровнем моря.

4. Длина Байкала – 663 км, ширина – от 25 до 80 км.

5. Озеро имеет вытянутую форму, так как оно расположено в трещине.

6. Самый большой остров на озере Байкал – остров Ольхон.

7. Климат в районе озера Байкал резко-континентальный.

8. Климатический пояс умеренный.

9. Среднемесячная температура января – 24градусов, среднемесячная температура июня – +15 градусов.

10. Над озером возникают местные ветры: верховик, култук, баргузин, горная, сарма, бугульдейка , тархаиха, шелонник, ангара.

11. Соленость воды в озере менее 1 промилле.

12. Вода в озере очень прозрачная.

13. У Байкала 336 притоков.

14. Вытекает лишь одна река – это Ангара.

15. 60% всех живых организмов, обитающих на Байкале, – это эндемичные виды животных.

16. Рачки-бокоплавы, эпишура, макрогектопус являются дворниками Байкала.

17. В Байкале обитает живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира.

Объявление домашнего задания.

Прочитать параграф 43 в учебнике на странице 245-248. Ответить на вопросы на странице 248.

Оценивание, комментирование знаний учащихся и подведение итогов урока.

Учитель.

Мы выяснили, что Байкал – это уникальное озеро, в нем уникально все, начиная от физико-географического и геологического строения, заканчивая флорой озера.

Но на одном уроке изучить такой физико-географический объект невозможно, поэтому мы подготовили специальную выставку, где вы сможете узнать еще много нового об озере Байкал. Здесь представлены камни с берега Байкала, сувениры, открытки, фотографии. Все это привезено мной после моего путешествия на озеро. По окончании урока вы можете подойти и посмотреть эту выставку.

Итак, наша экспедиция подошла к концу.

Показ фильма «О, Байкал!», снятый учителем во время поездки на озеро в июне 2007 года.

Используемая литература.

1. Ангарская Т.И. «Триэль», Стихи – Иркутск: Издательство областной юношеской библиотеки им. ИюП.Уткина: 2001, 180с.

2. «Байкал рассказывает о климате прошлого» //Прибайкальское обозрение; 2004. №3 от 28 января, 4 с.

3. Бояркин В.М. «География Иркутской области»: Учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-ое издание, переработанное и дополненное. Иркутск, Восточно-Сибирско изд.2000, 224 с.

4. Он такой разный…Расцвет Земли будет на Байкале // Ямщик; 2002, №33 от 23 августа.

5. Пармузин Ю.П. «Живая география» Книга Для учащихся. – М; Просвещение, 1993. 240 с.

6. «Я слушаю, он дышит в тишине» // Шелеховский вестник; 1998, от 24 сентября, 3 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"

Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть".  В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...

Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"

В разработке представлены полный  конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"

урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

Методическая разработка урока " Исследование закона сохранения механической энергии при решении задач"

16 июля 1748 года Михаил Васильевич Ломоносов в письме математику Леонардо Эйлеру писал: «… все случающиеся в природе изменения происходят так,  что  если к чему-либо нечто приб...

Методическая разработка виртуальной экскурсии по географии «Уникальные кладовые Сибири» для 8-9 классов

В данной методической разработке рассмотрены и представлены вопросы, связанные с проведением занятий по географии «Уникальные кладовые Сибири» в форме виртуальной экскурсии для 8-9 классов...