Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. 
Предмет: литература
Класс: 10
Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровни . В двух частях Часть 1 В. И. Коровин Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 12-е издание Москва «Просвещение», 2012
Дата проведения: 20 сентября 2021г.
Тема урока: «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети». 
Тип урока: комплексный урок применения знаний и умений 
Цели урока: определить сущность идейных расхождений между семьёй Базаровыми и Кирсановыми. 
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказать и обосновать свою точку зрения.
Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. 
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.
Дидактическое обеспечение урока: учебник, текст, иллюстрации. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Предмет: литература

Класс: 10

Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровни . В двух частях Часть 1 В. И. Коровин Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 12-е издание Москва «Просвещение», 2012

Дата проведения: 20 сентября 2021г.

Тема урока: «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети».

Тип урока: комплексный урок применения знаний и умений

Цели урока: определить сущность идейных расхождений между семьёй Базаровыми и Кирсановыми.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказать и обосновать свою точку зрения.

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.

Дидактическое обеспечение урока: учебник, текст, иллюстрации.


ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

УУД

Организационный момент

Цель: включение в деятельность, мотивировать учащихся к изучению темы.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Добрый день, ребята! Прежде чем начать наш урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить друг другу улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к доброму общению.

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

Регулятивные:

мобилизация сил и энергии.

Личностные:

сформированность позитивной моральной самооценки.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний учащихся

Цель: повторение изученного материала.

Перед вами небезызвестная картина и строки стихотворения. Определите автора этой картины и автора строк и предположите, имеет ли это связь с проблемой «отцов и детей» и романом И.С. Тургенева.

Во второй половине 18 века в европейской литературе появляется особый интерес к жанру воспитательного романа. В 19 веке, как и в Европе, так и в России интерес этот не ослабел, а наоборот, проблема семьи, взаимоотношений взрослых и детей, становится излюбленной темой многих писателей, она как бы рвется из круга повседневности и становится центральной в произведениях Гете, Диккенса, Гюго, Пушкина, Бальзака. Достоевский был прекрасно знаком с творчеством названных писателей, отзвуки их произведений слышны в романах, повестях, рассказах и публицистике писателя.

К проблеме "отцов и детей" все авторы подходят по-разному. Кроме романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Вспомните, в каких произведениях художественной литературы поднимается эта проблема?

- Хорошо, молодцы!

- Ученик: Д.И. Фонвизин «Недоросль»

- Ученик: А.С. Грибоедов «Горе от ума».

- Ученик: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».

- Ученик: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

- Ученик: Н.А. Островский «Гроза»

- Ученик: Л.Н. Толстой «Детство», «Война и мир».

Познавательные:

систематизирование знаний.

Регулятивные:

контролирование учебных действий, исправление допущенных ошибок.

Личностные:

понимание значения данной темы.

Коммуникативные:

формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умение.

- «Яблочко от яблоньки далеко не падает» — гласит старинная русская пословица. Действительно, каждое последующее поколение наследует от предыдущего не только материальные ценности, но и основные мировоззренческие и жизненные принципы. Когда принципы, выработанные «веком минувшим», не принимаются «веком нынешним», возникает конфликт поколений.

- Предположите, какова будет тема урока и, исходя из нее, попытайтесь определить его цель и круг задач, которые нам предстоит решить.

Тема: «Пути решения проблемы «отцов и детей»»

Цель урока: Определить сущность идейных расхождений между Базаровым и Кирсановыми, выяснить, как автор решает проблему «отцов и детей».

Задачи:

  1. Провести параллель с содержанием романа и биографическими фактами из жизни писателя.
  2. Обобщить знания об эпохе создания романа. Проанализировать образы главных героев романа.
  3. Закрепить навыки анализа эпизода, подбора цитат.

Личностные:

желание приобретать новые знания, совершенствование имеющихся.

Коммуникативные:

ответы на вопросы,

формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Изучение нового Ознакомление с теоретическим материалом

Цель: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация.

- При анализе любого литературного произведения необходимо иметь представление о времени его создания. Послушаем сообщение о том, как роман «Отцы и дети » связан с эпохой.

- Двоим ученикам, было на дом задано задание, подготовить небольшие сообщения.

- Как роман «Отцы и дети» связан с эпохой?

Хорошо, молодец! Основные даты вы записали себе в тетрадь.

-Послушаем второе выступление.

- Роман назван «Отцы и дети» не случайно

- Хорошо, молодец, садись! Записали нужные даты себе в тетрадку.

Ученик 1: Роман написан в 1861 году. Время действия — 1855-1861 гг. — период, сложный для России. Слайд 5. В 1855году закончилась Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли. Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях».

Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Роман был начат в 1860 году на о. Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

- Также необходимо сказать о жанровых особенностях романа и его художественном и композиционном своеобразии.

Ученик 2:

Автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно сводить название романа «Отцы и дети» к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения — и «детей» в полном смысле этого слова. По жанру роман является социально-психологическим.

Проблема отцовства одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. В романе Тургенева показаны раздумья автора: кто они «новый люди», дети 60-ых гг., можно ли с ними найти общий язык и связать свое прошлое с их будущим?

«Я попытался представить конфликт двух поколений» — писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру романа.

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Композиция в романе кольцевая; Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино — Никольское— дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою Теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, и это проявляется его взглядах, словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями романа, автор рисует портрет Базарова. Тургенев — мастер многозначительной детали.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстает не вся жизнь героя, а лишь самые важные узловые моменты его биографии.

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев. В этом проявляется характерный художественный принцип романиста. По словам Тургенева, писатель «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления».

Тургенев — мастер диалога. Тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние его героев. Меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные глубоко личные, задушевные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

В романе социальная заостренность сочетается с глубоким лиризмом, мастерством создания человеческих характеров. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев. Это и является художественным своеобразием романа.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

структурирование знания.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Первичное усвоение новых знаний

Цель: отслеживание собственного понимания.

- Давайте теперь более детально поговорим о произведении.

- Какие основные события 5-11 глав.

- Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

- Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

- Что вы можете сказать о Николае Петровиче? Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава 2, гл. 8, гл.9)

- Задание. Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя:

Аркадий ему лишь говорил, что его родители — добрые люди. Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов — мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. (гл.2) Вывод. Значит, главное — внешний вид, облик героя.

Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки (гл.2) говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже прическа им многое сказала. «Волосатый» — разночинцы были ненавистны дворянам

Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», (гл.1)а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. (Гл. 4). «Я человек мягкий и слабый» (гл. 8). По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века.

Задание. Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя: «...войдя в законное владение имением в Сп. Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с барщины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавал ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки. Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: «Перемелется — мука будет». «Я объездил все свои деревни, — сообщал он П. В. Анненкову,— и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились... Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению. Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («...народ.., в надежде, что... выйдет еще указ — и землю отдадут даром, или царь ее подарит...».

Личностные:

формирование мотивов достижения целей, формирование границ «знания» и «незнания».

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные:

контроль действий партнёра,

адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные:
планирование и выполнение задания в соответствии с целью.

адекватно оценивание результата выполнения
учебного задания.

Физкультминутка

Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений

Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала.

Анализ идеологического конфликта в романе.

- В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре. Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

- Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

— Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

Третья линия спора о русском народе. Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте?

— Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

Задание. Индивидуальное сообщение о художниках передвижниках.

— Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию? Зачитайте его афоризм (глава 6). Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 10).

— Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

— Как же смотрит Базаров на природу?

— Как решается эта линия спора?

- Хорошо, молодцы! Всё верно и правильно сказано.

Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа

Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.

Основные линии спора:

- об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

- о принципе деятельности нигилистов;

- об отношении к народу;

- о взглядах на искусство и природу.

Гл. 10. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.

По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)

Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз...; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.

Художники-передвижники. Через семь лет после образования Артели на смену пришло «Товарищество передвижных художественных выставок». Вдохновленные идеей народничества, объединились московские и петербургские живописцы и взялись за просветительскую работу и организацию выставок. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Горячо приветствовал вольное содружество в русском искусстве знаменитый критик Владимир Стасов.«Очень замечательным для русского искусства явлением» назвал начинание передвижников Михаил Салтыков-Щедрин.

И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости». Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».

Гл. 6. «Порядочный химик …». Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.

Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.

В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.

Личностные:
развитие самооценки личности;
формирование адекватной позитивной самооценки;
формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:

контролирование учебных действий.

Познавательные:

выполнение учебно-познавательных задач,

осуществление операций анализа, синтеза, классификация, обобщение, выводы.

Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
  3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
  4. Была ли польза от такого рода работы?
  5. В чем вы видите собственное приращение?

Отвечают на вопросы и делают выводы по проведению урока.

Личностные:
формирование адекватной самооценки

Регулятивные:
восприятие оценки учителя,
соотношение поставленной цели и полученного результата деятельности

Коммуникативные:

высказывание и обоснование своей точки зрения.

Информация о домашнем задании, инструктирование о его выполнении

Домашнее задание:

- Прочитать и выписать в тетрадь все любовные линии, которые встречаются в произведении с выпиской глав.

- Сделать сообщение о самой яркой любовной линии в романе.

Записывают домашнее задание в дневники.

Личностные:

положительное отношение к учебной и познавательной деятельности, стремление приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"

    Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Какое слово самое главное? Как оно соотносится с темой урока?Беда и радость ходят рядомВечно –Людей спасает только человечностьПимен Панченко, народный поэт Белоруссии...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...