Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"
    учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

    Золотарева Елена Дмитриевна

    Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и творческой работы посвящен выявлению художественных особенностей стихотворения "А вы могли бы?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Технологическая карта урока113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Золотарева Е.Д., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 267 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

    Тема урока: «В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского.  «А вы могли бы?» - стихотворение – натюрморт»

    Тип урока: Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и творческой работы

    Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с особенностями индивидуального стиля В. Маяковского.

     2. Выявить художественные особенности стихотворения «А вы могли бы?»

                             3. Постижение законов создания поэтического текста.

                             4. Овладение навыками анализа поэтического текста.

                             5. Раскрытие творческих способностей учащихся.

                             6. Расширение кругозора.

    Опорные понятия: Лирическое стихотворение,  жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт),  жанровая принадлежность произведения,  законы жанра, мир искусственной реальности,  мир естественной реальности,  символ,  композиция,  индивидуальный стиль,  зримый образ,  путь к спасению

    Новые понятия: Стихотворение – картина, стихотворение -  натюрморт, натюрморт, овеществление мира, ноктюрн, флейта.

    Межпредметные связи: Живопись, музыка.

    Этап урока

    Применяемые приемы, методы, технологии

    Цели урока для учителя

    Цели урока для ученика

    Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.

    Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.

    Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.

     1. Постижение жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт), позволяющих по-особому отражать мир.

    2. Постижение натюрморта как  специфического способа изображения  мира.

    3. Определение жанровой принадлежности стихотворения «А вы могли бы ?»

    4.Установление связи между живописью и поэзией, словом и кистью с красками.

    5. Установление связи между словом, живописью и музыкой.

    1.Отличать пейзаж, портрет, натюрморт.

    2.Овладеть законами построения натюрморта.

    3. Научиться соотносить законы построения натюрморта с законами построения поэтического текста.

    4.Научиться читать стихотворение в зависимости от выявленных в нем особенностей образной организации.

    5. Понимать роль «живой» музыки в образной интерпретации стихотворения.

    Ресурсы урока для учителя

    Ресурсы урока для ученика

    Портрет В. Маяковского; презентация по теме урока;

    композиция из цветов и фруктов;

    натюрморты.

    Текст стихотворения; дидактический материал;

    кисти, краски, бумага для рисования;

    заготовки для создания натюрморта на доске;

    магниты;

    флейта.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Ход урока

    Этап 1: актуализация необходимых знаний.

    Технология: Проектная

    Разработка проекта; формирование групп для выполнения задания; проверка готовности обучающихся к уроку.

    Аудирование, восприятие задания, мотивация.

    Восприятие текста лирического произведения;

    Выразительное чтение поэтического текста;

    Возможность соотношения поэтического текста и произведений живописи;

    Представление о зримых образах стихотворения.

    Делать выводы об особенностях художественного мира поэта, проблематике его произведений.

    Разбираться в своеобразии  постижения мира поэтом-художником, особенностях его произведений.

    Этап 2: Мотивация познавательной деятельности.

    Технология: Проблемная

    Постановка проблемы; создание эмоционального настроя на работу с поэтическим текстом и произведениями разных жанров живописи

    Подготовленное чтение стихотворения «А вы могли бы?», обращенного к читателям. Слушают стихотворение и определяют специфичность его образной и эмоциональной направленности: «А вы могли бы?» -  стихотворение-вызов.

    Уловить, почувствовать вопрос-вызов, провоцирующий, заставляющий попробовать свои силы, найти ответ.

    Делать выводы  о необычности названия стихотворения и специфичности его обращенности к читателю.

    Почувствовать  провоцирующую читателя образную и эмоциональную направленность стихотворения.

    Этап3: Организация познавательной деятельности.

    Технология: Презентация

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся.

    Наблюдение и анализ произведений разных жанров живописи ( пейзаж, портрет).

    Отвечают на вопросы учителя; сравнивают пейзаж и портрет; формулируют выводы наблюдений.

    Сопоставление пейзажа и портрета; выявление особенностей отражения мира в разных жанрах живописи.

    Делать выводы об особенностях отражения мира в пейзаже и портрете.

    Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Разбираться в специфичности отражения мира в разных жанрах живописи.

    Этап4:

    Организация познавательной деятельности.

    Технология:

    Презентация

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся.

    Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

    Наблюдение и анализ натюрморта как жанра живописи; установление этимологии слова «натюрморт», его толкование.

    Отвечают на вопросы учителя; высказывают свое мнение по поводу специфичности отражения мира в натюрморте; формулируют выводы наблюдений

    Знакомство  с особенностями натюрморта как жанра живописи; выявление особенностей отражения мира в натюрморте; выявление происхождения и значения слова «натюрморт».

    Делать выводы об особенностях отражения мира в натюрморте Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Разбираться в специфичности отражения мира в натюрморте.

    Этап5: Дополнительный материал (творческие задания  и т.п.)

    Технология:

    Мини проект

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся.

    Создает эмоциональный настрой на выполнение творческого задания.

    Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу

    Создание аппликации-    -натюрморта на доске.

    Делятся впечатлениями о натюрморте. Высказывают свое мнение о созданной работе.

    Защита мини проекта. (чтобы стать предметами натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы и морские животные – выловлены, цветы – срезаны).

    Делать выводы об особенностях отражения мира в натюрморте.

    Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Делиться впечатлениями о выполненной работе, необходимой для более глубокого постижения специфичности жанра натюрморта.

    Разбираться в специфичности отражения мира в натюрморте.

    Этап 6:

    Организация познавательной деятельности.

    Технология:

    Исследовательская

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся;

    проводит параллель с ранее освоенным материалом;

    подводит учащихся к выводу о специфичности натюрморта как жанра живописи.

    На созданном на доске натюрморте отрабатывают законы жанра; высказывают свое мнение по поводу закономерностей, лежащих в основе натюрморта; делают записи.

    Освоить законы жанра натюрморта

    1. В натюрморте вещи неподвижны;
    2. Вещи пребывают вне времени;
    3. Вещи даны крупным планом, увидены вблизи и рассмотрены в деталях;

    Натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение.

    Делать выводы об особенностях жанра натюрморта. Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Делиться впечатлениями о выполненной работе, необходимой для более глубокого постижения специфичности жанра натюрморта.

    Разбираться в правилах построения натюрморта.

    Этап 7:

    Организация познавательной деятельности.

    Технология:

    Проблемная

    Исследовательская

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся;

    выдвигает проблему; создает эмоциональный настрой на работу с поэтическим текстом; формулирует задание; обеспечивает мотивацию выполнения задания.

    Поскольку В. Маяковский создал стихотворение, аналогичное натюрморту, в котором достиг органического взаимопроникновения смысла и изображения,

    находят в стихотворении предметы, создающие мир искусственной реальности;

    Заполняют  левую  часть таблицы.

    Перенести законы жанра натюрморта на поэтический текст; найти в стихотворении зримые образы, создающие мир искусственной реальности: 

    Будни:

    карта будня;

    блюдо студня;

    косые скулы океана;

    чешуя жестяной рыбы;

    водосточные трубы.

    Делать выводы о возможности переноса особенностей жанра натюрморта на текст стихотворения В. Маяковского.

    Разбираться в правилах построения натюрморта и применении этих правил к созданию поэтического текста.

    Этап 8:

    Творческий проект

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся; создает эмоциональный настрой на работу с поэтическим текстом; формулирует задание; обеспечивает мотивацию выполнения задания;

    контролирует выполнение задания; отмечает степень вовлеченности учащихся в работе на уроке; организует обсуждение способов решения поставленной задачи, поисковую работу обучающихся

    Творческая деятельность учащихся в группах:

    1. Рисуют предметы, передающие в стихотворении В. Маяковского мир искусственной реальности;
    2. Из готовых рисунков создают на доске картину-аппликацию, картину –натюрморт – стихотворение В. Маяковского «А вы могли

    бы?

    Отвечают на вопросы учителя; предлагают способы решения задачи; высказывают свое мнение по поводу создаваемых фрагментов картины-натюрморта и о самой аппликации.

    Определение жанра стихотворения В. Маяковского «А вы могли бы?»; определение жанра созданной на доске аппликации; сопоставление стихотворения В. Маяковского и аппликации-натюрморта, созданного на доске.

    Делать выводы о жанре стихотворения . Делиться впечатлениями о выполненной работе, необходимой для более глубокого понимания образной системы стихотворения В. Маяковского «А вы могли бы?»

    Разбираться в жанре стихотворения В. Маяковского

    Этап 9:

    Творческий проект

    Технология Исследовательская

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся; создает эмоциональный настрой на работу с поэтическим текстом и текстом-картиной на доске; формулирует задание; обеспечивает мотивацию выполнения задания;

    контролирует выполнение задания; отмечает степень вовлеченности учащихся в работе на уроке; организует обсуждение способов решения поставленной задачи, поисковую работу обучающихся

    Доказывают, что созданная на доске картина - аппликация стихотворения В. Маяковского – натюрморт.

    Защита проекта

    1. Вещи пребывают вне времени.
    2. Вещи даны крупным планом, расположены вблизи и рассмотрены в деталях.
    3. Вещи превращаются в символы, содержат в себе некое представление о мире.

    Делать выводы  о том, что стихотворение В Маяковского «А вы могли бы – натюрморт, с отражением мира, свойственным этому жанру живописи.

    Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Делиться впечатлениями о выполненной работе, необходимой для более глубокого постижения специфичности жанра натюрморта в лирике.

    Разбираться в специфических чертах стихотворения-натюрморта.

    Этап 10:

    Творческий проект

    Технология

    Проблемная

    Постановка проблемы; создание эмоционального настроя на работу с поэтическим текстом и  и картиной-аппликацией, созданной на доске.

    Отвечают на вопрос: «Зачем изображать мир таким?»

    Высказывают свое предположение, что

    овеществление мира – путь к тому, чтобы увидели, ужаснулись и нашли способ исправить.

    Определение специфичности отражения мира в стихотворении  «А вы могли бы?»

    Делать выводы об особенностях отражения современного для поэта мира в стихотворении «А вы могли бы?»; формировать устное высказывание; делиться впечатлениями.

    Разбираться в особенностях отражения современного поэту мира в стихотворении.

    Этап 11:

    Творческий проект

    Технология

    Проблемная

    Постановка проблемы; создание эмоционального настроя на работу с поэтическим текстом и  и картиной-аппликацией, созданной на доске.

    Отвечают на вопрос: «Как можно изменить мир?»

    Высказывают предположение, что следует нарушить законы жанра!

    Определение способов изменения мира.

    Делать выводы о способах изменения мира.

    Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    .

    Разбираться в способах изменения мира.

    Этап 12:

    Организация познавательной деятельности.

    Технология: Презентация

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся.

    Организует беседу по уточнению и конкретизации  знаний.

    Наблюдение и анализ произведений художников, в которых были нарушены законы жанра, т.е. в мир мерт вой природы внесены элементы живой. Выявляют закономерности подобных нарушений; определяют причины нарушений.

    Знакомство  с натюрмортами, в которых были нарушены законы жанра; выявление особенностей отражения мира в таких произведениях живописи.

    Делать выводы об особенностях отражения мира в натюрмортах, где были нарушены законы жанра.

    Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Делиться впечатлениями о  подобных работах.

    Разбираться в произведениях художников, которые нарушают законы жанра;

    понимать специфичность отражения мира в такого рода работах.

    Этап 13:

    Творческий проект

    Технология

    Проблемная

     Исследовательская

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся; создает эмоциональный настрой на работу с поэтическим текстом и текстом-картиной на доске; формулирует задание; обеспечивает мотивацию выполнения задания;

    контролирует выполнение задания; отмечает степень вовлеченности учащихся в работе на уроке; организует обсуждение способов решения поставленной задачи, поисковую работу обучающихся

    Выявляют нарушения законов жанра в стихотворении  В. Маяковский «А вы могли бы?»

    Определяют, что в натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, а поэт приводит их в движение, используя глаголы (смазал, плеснул, показал, прочел, сыграть)

    Определяют и путь к спасению: от неживого – к живому, от натюрморта – к жизни, естественной реальности.

     

    Работа с глаголами  стихотворения Маяковского «А вы могли бы?», нарушившими законы жанра стихотворения-натюрморта.

    Делать выводы об особенностях отражения мира в стихотворении-натюрморте, где нарушению закона жанра способствовали глаголы. Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Делиться впечатлениями о  специфичности такого рода лирики..

    Разбираться в специфичности стихотворения-натюрморта, в котором нарушению жанра способствуют глаголы

    Этап 14:

    Творческий проект

    Технология

    Проблемная

    Исследовательская

    Выполняет роль организатора, наставника в последовательной деятельности учащихся; создает эмоциональный настрой на работу с поэтическим текстом и текстом-картиной на доске, таблицей;

    организует обсуждение способов решения поставленной задачи, поисковую работу обучающихся;

    Организует взаимопроверку работы в таблицах; беседу по уточнению и конкретизации выполненного задания; оценочные высказывания обучающих

    Выявляют, что в стихотворении В. Маяковского образы противопоставлены.

    Заполняют правую часть таблицы:

    Мечты

    Флейта

    Ноктюрн

    Сравнивают образы, предающие старый мир, и образы, создающие новый мир.

    Проводят взаимопроверку работы в таблицах; осуществляют предварительную оценку выполненной работы.

    Работа с лексикой, передающей старый мир и противопоставленный ему новый.

    Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Сопоставлять и противопоставлять старый мир и новый в творчестве Маяковского.

    Разбираться в особенностях создания образов, передающих старый и контрастный ему новый мир в творчестве В. Маяковского.

    Этап 15:

    Подведение итогов.

    Подводит обучающихся к выводу о том, как можно изменить мир;

    обеспечивает положительную реакцию детей на творчество (создание стихотворения- картины В. Маяковского «А вы могли бы?» на доске; исполнение ноктюрна на флейте ученицей;

    вновь прочитанное стихотворение В. Маяковского, в котором теперь живая музыка спасает мир искусственной реальности);

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

    Ученица исполняет ноктюрн на флейте; ребята с большим интересом слушают «живую» музыку.

    Повторное преображенное чтение стихотворения В. Маяковского «А вы могли бы?»

    Сопоставляют и противопоставляют стихотворение, прочитанное в начале урока и в его завершении.

    Подводят итоги творческой, исследовательской работы.

     Формулируют конечный результат своей работы на уроке

    Выводы учащихся о том, что сдвинутый, смазанный, «залитый краской из стакана», плоский, превращенный в карту, опредмеченный, неживой, построенный по законам натюрморта, мир искусственной реальности, оживит и спасет музыка.

    Выводы учащихся о специфичности индивидуального стиля В. Маяковского, сочетающего талант художника и поэта, где на начальном этапе творчества главенствует мастерство живописца: сначала кисть и краски, а потом уже слово.

    Формировать устное высказывание в соответствии с нормами грамматики и синтаксиса.

    Сопоставлять и противопоставлять стихотворение «А вы могли бы?» В. Маяковского, прочитанное в начале урока и это же стихотворение, исполненное в завершении урока после проведенной работы и прозвучавшего ноктюрна.

    Делиться впечатлениями о своеобразии индивидуального стиля В. Маяковского

    Уверовать во всепобеждающую роль музыки в изменении, спасении мира, построенного по законам натюрморта. Все должно вернуться на круги своя: фрукты – на ветки деревьев, рыбы – в воду, звери – в леса и т.п. И восстановивший естественность мир должен услышать «зовы новых губ» - живую музыку.

    Разбираться в  пути спасения мира, предложенного Маяковским: от неживого – к живому, от натюрморта – к жизни, естественной реальности.

    Самоанализ

    Достижения

    Затруднения

    Предложения

    Подобный подход к изучению ранней лирики В. Маяковского позволил шестиклассникам   раскрыть некоторые особенности достаточно сложной поэтической системы.

    Ребята разбираются в жанрах живописи; знают своеобразие построения натюрморта; переносят законы жанра натюрморта на поэтический текст; зримо представляют поэтический текст; создают картину- стихотворение по законам натюрморта,  находят слова - образы, отражающие старый и новый мир; сопоставляют их; понимают, что нарушение законов жанра в стихотворении В. Маяковского, как и в живописных работах, может оказаться путем выхода из сложной ситуации; осознают преображающую роль «живой» музыки в смысловой, образной трактовке стихотворения-вызова, манере его прочтения.

    Особых затруднений не было. Нужно лишь следить за временем. Поскольку самой трудоемкой является работа по созданию акварельных рисунков предметов для создания картины-стихотворения на доске, следует заранее  выполнить заготовки, которые на уроке ребята лишь раскрасят. Работа проходила живо, интересно, творчески, достаточно активно.

    Начинать работу над стихотворением В. Маяковского «А вы могли бы?» следует с создания зримых образов: сначала рисунки учеников( можно индивидуальные иллюстрации, а можно и групповые работы, когда каждая группа создает фрагмент картины, а затем общая работа-аппликация выполняется на доске, например), а затем уже вести исследование поэтических образов. Сначала кисть и краски, а потом слово. Так удобнее и понятнее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема: Добро и зло.

    Данный конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривает предварительное чтение рассказа Ю.Нагибина " Старая черепаха". Урок проводится в форме защиты проектоа....

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе.Тема урока. Тропа Насти(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

    А. А. АХМАТОВА "ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ..."...

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему "Разоблачение лицемерия в произведении А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

    Технологическая карта  урока по литературе в 6 классе на тему:"Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий"Автор УМК: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлё...

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг".Представлена работа в группах, творческий персказ, создание иллю...

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Вы их жалейте, люди» (по рассказу П. Джонсон « Лебединая песнь»)

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Вы их жалейте, люди» (по рассказу П. Джонсон  « Лебединая песнь»)  ...

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: «Пословицы и поговорки».

    расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас....