Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Боркивец Любовь Сергеевна,

    учитель русского языка и литературы

    средней школы «Земля родная»

    г. Новый Уренгой

    ДУША НАРОДА РУССКОГО…

    Цели урока: 

    определить, в чём заключается глубина и духовная мощь русского народа в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо…»

    Задачи:

    образовательные:

    1. показать на примерах из текста трудную судьбу крестьянства России  в пореформенный период;
    2. раскрыть образы крестьян, пользуясь алгоритмом композиционных приёмов создания художественных образов;
    3. доказать народность творчества поэта путём аналитического исследования;

    развивающие:

    1. развивать интерес к личности и творчеству А.Н Некрасова;
    2. формировать навыки творческого восприятия и выразительного чтения поэтического текста;
    3. способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;

    воспитательные:

    1. воспитывать любовь к Родине и уважение к историческому наследию  России;
    2. пробуждать чувство патриотизма и гражданственности;
    3. укреплять основы духовно- нравственной культуры.

    Форма: урок -исследование

    Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,   исследовательский.

    Деятельность учащихся:  парная, индивидуальный опрос, сообщения.

    Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая и технология встречных усилий.

    Средства: печатный материал, мультимедийная техника, тексты поэмы «Кому на Руси жить хорошо…»,

    Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран,  презентация к уроку, дидактический пакет.

    Ожидаемые результаты урока:

    умение отбирать материал к ответу на вопрос;

    умение находить ответ подтверждая его цитатами из текста;

    умение определять  авторскую оценку;

    умение составлять алгоритмы темы, таблицы;

    умение работать в  парах,

    системность знаний;

    обогащение словарного запаса;

    создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала;

                                                                                                                Ход урока:

    этап

    цель

    Деятельность

    оборудование

    время

    детей

    учителя

    1.

    Оргмомент.

    «Вхождение в урок».

    Полная готовность к работе

    учителя, учеников и

    кабинета.

    Цель: подготовить учащихся  к занятию; психологически настроить на совместную работу.

    Приветствуют учителя.

    Слушают учителя, участвуют
    в диалоге
    с учителем; размещают учебные материалы на рабочем

    месте, демонстрируют готовность к уроку

    Добрый день!

    - Перед вами картина Г.Г. Мясоедова «Косцы», которая иллюстрирует эпизод поэмы.

     (Глава «Последыш» из второй части)  Чтение отрывка из поэмы на фоне музыки (Картина Г.Г. Мясоедова «Косцы»)

     … Петровки. Время жаркое . В разгаре сенокос…

    - Прокосы широчайшие! –сказал Пахом Онисимыч.

    -Здесь богатырь народ!

    Смеются братья Губины:

    Давно они заметили Высокого крестьянина…

    Народу тьма! Там белые рубахи баб ,

     да пёстрые рубахи мужиков,

    Да голоса, да звяканье

    Проворных кос. «Бог на помочь! »

    - Спасибо,  молодцы!   С. 352

    Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

    Сформулируйте тему урока.

    Эпиграф  урока:

    Душа страны – народ,

    Душа народа – вера.        

                                   Иеромонах Роман, 2003г.

    Докажите, что

    слова эпиграфа выражают цель нашего урока:

            - Сегодня на уроке нам предстоит определить, в чём заключается глубина и духовная мощь русского народа в понимании Н.А. Некрасова на материале поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

    Слайд №1

    Картина Г.Г.Мясоедова «Косцы»,

    песня «Русское поле»

    2.

    Актуализация и пробное учебное действие.

    Цель: проверить знание текста и умение найти цитатную характеристику героя;

    Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

    Как вы считаете, из чего складывается собирательный  образ русского народа?

    - Собирательный образ русского народа в поэме складывается из вполне конкретных образов крестьян.

    Обратимся к прологу с.216

    Слайд №2

    3

    Выявление места
    и причины затруднения
    .

    Анализ прочитанного, умение  актуализировать свои знания по вопросу.

    Организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока.

     Создание алгоритма. Работа с таблицей и алгоритмом.

    Словарная работа по образам крестьян.

    -Каждый из этих образов несёт определенные черты. В этом можно убедиться на примерах из текста.

    -Впервые в поэме с крестьянами мы встречаемся в прологе:

    Семь странников сошлися и заспорили,

    Кому живётся весело, вольготно на Руси…

    -Существует алгоритм, основанный на композиционных приёмах создания художественного образа.

    Алгоритм  создания художественного образа.

    1.Первым шагом этого алгоритма является портретная характеристика героев. (Разный тип людей, объединённых принадлежностью к крестьянскому сословию).

    2.Вторым шагом алгоритма является речевая характеристика героев. (Сказочность речи).

    3.Третьим шагом является художественная деталь. ( Дорога).

    4.Четвёртым шагом- взаимодействие с другими персонажами. (Спор).

    5.Итогом алгоритма является конкретный образ с определёнными чертами, раскрывающими его характер. (Странники).

    –В образе странников  проявляется такая черта русского народа, как правдоискательство.

    Какой  фразой характеризуется  упорство  крестьянина:

    Мужик, что бык….

    Всяк на своём стоит…  Стр. 216 (пролог)

     

     

    Слайд №3

    Алгоритм  создания художественного образа.

     Таблица.

    4

    Целеполагание

    и по-

    строение

    проекта выхода из затруднения

    Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.

             Проблемный вопрос:

    Народ освобождён, но  духовно  счастлив ли народ?

    Слайд №4

    5

    Изучение нового материала

    5.1. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь».

    понять особенности лексического строя поэмы, передающего безудержное веселье народа; причину веселья.

    Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Анализ синтаксических, лексических особенностей текста. Умение находить ИВС, ярко выражающие особенности художественных образов

    .Запись ИВС

    Задание. Обратимся к тексту. Глава «Сельская ярмонка»

    Выразительно прочитать и постараться передать атмосферу широкого народного праздника.

    Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»).

    Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

    В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.

    — Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

    Задание. С.245

    Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.

    (В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного)

    По всей по той дороженьке

    И по окольным тропочкам

    Покуда глаз хватал,

    Ползли, лежали, ехали,

    Барахталися пьяные, ...

    Дорога многолюдная

    Что позже — безобразнее:

    Все чаще попадаются...)

    Вывод.

    Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:

    Народ суеверен                              

    На баб нарядных глядючи

    Старообрядка злющая

    Товарке говорит:

    Быть голоду! быть голоду!

    В семье деспотизм                              

    Другая: «Врешь, в моем дому

    Похуже твоего! Мне старший зять ребро сломал!...»

    Пьянству —пристрастие  Расхвастался Вавилушка,

    И старому, и малому

    Подарков насулил. А пропился до грошика!

    Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.

    В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:

    Добра ты царска грамота,

    Да не про нас написана...

    Слайд 5

    с.239

    5.2. Работа с текстом. Характеристика образа Якима Ногого

    Умение найти художественные детали описывающие образ Якима Нагого

    Ответы обучающихся по образу Якима Ногого с использованием алгоритма создания художественного образа.(группа 1) Работа с текстом, работа с таблицей.

    Обратимся к тексту Н.А.Некрасова, процитируем описание  и характеристику героя:

    Яким Нагой-представитель крестьян, с которым  мы встречаемся в главе « Пьяная ночь).

    -Пользуясь алгоритмом композиционного приёма создания художественного образа, выполним анализ образа Якима Нагого.

    1.Первый шаг. Слова из текста: Яким, старик убогонький

    2.Второй шаг: «говорящая фамилия».

    3.Третий шаг: картиночки.

    4.Четвёртый шаг: удивление крестьян поступком героя.

    -Итог.

            - Какие слова  отражают характер ЯкимаНагого? Запишите в таблицу. (Тяга к красоте, чувствительность, наивность)

    Слайд 6

    Работа с таблицей

    Стр.

    5.3.Работа с текстом. Характеристика образа Ермилы  Гирина;

    Умение найти художественные детали описывающие образ Ермилы Гирина

    Ответы обучающихся по образу Ермилы Гирина с использованием алгоритма создания художественного образа.(группа 2) Работа с текстом, работа с таблицей.

                     Ермила Гирин

    Обратимся к тексту Н.А.Некрасова, процитируем описание  и характеристику героя:

    Какие слова наиболее ярко отражают характер Ермилы? (Честность, справедливость) запишем в таблицу.

            -Какой поступок, совершённый Гириным,  заставил его душу страдать?

     Зачитайте отрывок из поэмы.

            -Какая черта  открывается в характере  Гирина в этой ситуации?   (Совестливость)

    Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Характеристика, которая раскрывает образ героя через взаимодействие с другими персонажами.

    Слайд №7

    Работа с таблицей.

    Глава «Счастливые»

    Стр.264

    5.4 Работа с текстом. Характеристика образа Савелия- богатыря святорусского

    Умение найти художественные детали описывающие образ Савелия- богатыря святорусского.

    Ответы обучающихся по образу  Савелия- богатыря святорусского с использованием алгоритма создания художественного образа(группа 3).Работа с текстом.

    Савелий – богатырь святорусский

             - Только русская земля рождает таких богатырей. Обратимся к образу Савелия – богатыря святорусского. Какие слова отражают характер богатыря - святорусского? ( Сила духа, свободолюбие, доброта). 

    Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Эти слова убеждают нас в богатырской силе духа Савелия.

            -Характер героев раскрывается через портрет, речь, художественные  детали, взаимодействие героев  с другими  персонажами. Характер в свою очередь  раскрывает внутренний мир героев, их душу.

    — Как понимает Савелий слово «терпит»?

    (Слово «терпит» в данном контексте ассоциируется с такими понятиями как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, выстоять, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство крестьянина).

    — Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает ассоциация с былиной о Святогоре?

    (Глава называется «Савелий, богатырь святорусский». Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен одновременно).

    — Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит?

    (Эх вы, Аники-воины!

    Со стариками, с бабами

    Вам только воевать!

    Звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу).

    — Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?

    (Терпение как покорность, смирение. Отчаяние, безысходность, обреченность, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина слышится в предсмертных словах героя.

    Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой — незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда— ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу).

     Слайд №8

    Работа с таблицей

    Глава3. С.309

    5.5. Работа с текстом. Характеристика образа Матрёны Тимофеевны

    Умение найти художественные детали описывающие образ Матрёны Тимофеевны

    Ответы обучающихся по образу Матрёны Тимофеевны с использованием алгоритма создания художественного образа(группа 4).Работа с текстом, заполнение таблицы.

    Матрёна Тимофеевна

    -Единственный женский образ в поэме, но  какой колоритный!

    Какие слова отражают характер Матрёны Тимофеевны как яркой представительницы  крестьянских женщин. (Красота, долготерпение, вера)

    Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Эти слова говорят о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки.

    Заключительные слова главы как бы подводят итог ее раздумьям:

    Я потупленную голову,

    Сердце гневное ношу!..

    Слова эти заставляют почувствовать, как велика сила зреющего гнева и протеста. Матрена Тимофеевна — представительница новой эпохи и нового поколения коржцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

    «Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.

    Теперь объединим все черты, составляющие духовные начала народа, в одно понятие:  душа народа русского.  С каким символом, по вашему мнению, можно провести ассоциацию русской души?

    Образ солнца - воплощение тепла и света русской души. 

    Слайд №9

    Работа с таблицей

    6

    Физкультминутка

     помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы.

    Снимают напряжение, закрыв глаза, слушают мелодию «звуки природы». Выстраивают ассоциативный ряд – русского  поля.

    Закройте глаза, положите руки на  колени, откиньтесь на спинку стула.

     Представьте себя в поле.

    Над полем плывут облака. Поднимите руки, попытайтесь дотянуться до облаков. Потянитесь вверх. Опустите руки на колени. Вот вы слышите тишину, мысленно оглянитесь по сторонам, вокруг вас красота средней полосы России. Вспомните картину Г.Г.Мясоедова «Косцы»: прочувствуйте раздолье, запахи разнотравия, несмолкаемый стрёкот кузнечиков. Глубоко вдохните  и спокойно выдохните.  Откройте глаза, продолжим работу.  

    Звуки природы.

    7

    Закрепление изученного материала

    Я предлагаю вернуться к началу урока и обратить внимание на эпиграф.

     Как вы понимаете слова эпиграфа?

    (В душе человек сохраняет веру в Бога, в любовь, в добро).

    Сейчас мы выполним небольшую творческую работу. На слайде вы видите предложения, начатые мной. Ваша задача закончить мысль и записать в тетради.

    1.Н. А. Некрасов, создавая образы крестьян, хотел донести до читателя мысль о том, что… (главное богатство России- народ).

    2.Проявления величия русской души  поэт  отразил в… (силе духа, свободолюбии, долготерпении, доброте и справедливости). 

    3.Какая почва добрая-

    Душа народа русского…,- писал Н.А. Некрасов, а мы  убеждаемся в…( глубине и духовной мощи русского народа).

    Слайд №10

    8

    Домашнее задание

    Контроль усвоения знаний, развитие речи.

    Чтение глав поэмы, письменные ответы на вопросы.

    Ответить на вопросы:

    — В чем увидел Некрасов сущность характера, миросозерцания народа?

    — Перечитать все части до «Пира на весь мир» выделить все эпизоды, в которых дается ответ на вопрос о счастье.

    — Что нового внесли поиски счастливого странниками правдоискателями в спор о счастье, вспыхнувший в «Прологе». (Письменный ответ).

    Слайд №11  

    9

    Подведение итогов. Рефлексия.

    Развитие образного мышления, ка итог аналитической работы с текстом. Обобщение материала.

    Составляют синквейн  по разобранным художественным образам.  Проверка полученной творческой работы. Взаимооценка работ.

     Обратимся вновь к эпиграфу нашего урока:

    Эпиграф  урока: и проведём рефлексию:

    Душа страны – народ,

    Душа народа – вера.        

                                   Иеромонах Роман, 2003г.

    Составить синквейны по образам героев, используя таблицу  «Образы крестьян»

    Яким Нагой

    Савелий- богатырь святорусский

    Матрёна Т.

    Ермил Гирин

    Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

    1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

    3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Слайд №12 синквейн

    10

    Итог урока

    Развитие образного мышления, ка итог аналитической работы с текстом. Обобщение материала.

    Обращение к эпиграфу урока. Вывод через ассоциативный ряд.

    Создание коллажа как итог урока.

    Если условно изобразить русскую душу, какие элементами-символами вы воспользуетесь? (Поле- широта, колокола- красота, стремление к светлому, образ Георгия Победоносца- сила, непобедимость духа).

    На чём же стоит земля русская?

    Ещё  народу русскому пределы не поставлены! Вольной птицей поднимается душа его ввысь!

    -Каждый из нас частица великого русского народа!  Поэтому будущее России зависит от того, какие духовные приоритеты мы для себя определим, по какому пути  пойдём!

    Наш урок окончен! Всем большое спасибо за глубокую работу с текстом на уроке.

    Слайд №13

    Литература:

    1. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004.

    2. Стихотворения. Поэмы/ Н.А.Некрасов.- М.: ООО Издательство «Олимп»: ООО «АСТ», 2001, -463с.- (Школьная классика).

    3.Г.Г Кустодиев картина «Косцы».

    4. Песня «Русское поле»

    Использованные ресурсы:

    1. http://pitermediaport.narod.ru/images/sound/mult/prosto/prosto.jpg
    2. http://shop.avanta.ru/upimg/big/9/6/5/208965.jpg
    3. http://www.labirint-shop.ru/images/books3/111177/big.jpg
    4. http://pics.livejournal.com/toplesss/pic/0000arek
    5. http://pitermediaport.narod.ru/sound/mult/prosto/theme.mp3
    6. http://www.logvanov.r52.ru/popup.php?catid=6&page=7#

    Слайд14


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

    Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

    Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

    Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

    Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

    Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...

    Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...

    Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

    Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...