Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Суенкова Александра Валентиновна

Задачи:

Образовательные: научиться создавать загадки

Формировать УУД:

  • Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.
  • Познавательные: строить логическую цепь рассуждений, перерабатывать информацию и предъявлять ее.
  • Регулятивные: осмысливать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самокоррекцию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v5_klasse.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  литературы в 5  классе

«Сочиню свою загадку»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Суенкова Александра Валентиновна

Тема: ««Сочиню свою загадку»

Тип: урок развития речи

Задачи:

Образовательные: научиться создавать загадки

Формировать УУД:

  • Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.
  • Познавательные: строить логическую цепь рассуждений, перерабатывать информацию и предъявлять ее.
  • Регулятивные: осмысливать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самокоррекцию.

Планируемые результаты

Предметные

Предметные: понимание роли средств языковой выразительности в идейно-художественной целостности произведения, владение терминологией (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет).

Метапредметные

познавательные:

  • извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
  • создать условия для реализации творческого потенциала ученика

коммуникативные:

  • развивать способность строить рассуждение

Личностные

  • стремиться к личностному самоопределению;
  • осознавать необходимость совершенствования культуры речи;
  • стремиться к обогащению синтаксического строя речи
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности;
  • воспитать чувство ответственности и взаимоподдержки;
  • формировать уважительное отношение к русским национальным традициям, фольклорным жанрам, интерес к УНТ

Межпредметные связи: загадки о природе

Образовательные технологии: Технология проблемного (развивающего) обучения , технология интегрированного обучения

Ресурсы урока: учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной; рабочая программа, презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Оргмомент

Приветствие

Комментарии

Фронтальное: «Решаем читательские задачи» № 1 (учебник часть 1 стр. 22-23)

Индивидуальные: представление иллюстраций к 2-3 загадкам; презентация рукописной книжки-малышки с несколькими загадками и иллюстрациями к ним.

3

Целеполагание

Подводящий диалог

Вопросы:

  • Ребята, как вы думаете, сочинять художественное произведение легко или трудно?
  • Что для этого необходимо?
  • Вы сами пробовали сочинять стихотворение, сказку, рассказ?
  • Удалось ли вам это?
  • А загадку сочинять легко?
  • Что для этого надо знать или уметь?
  • Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
  • Какова цель нашего урока?
  • Вовлекает учащихся в беседу о загадках, целях и задачах урока.

Проводит орфографическую разминку, в слове сочиню пропущена гласная буква.

  • Вовлекает учащихся в беседу по теме урока.  Что вы делаете, если  забыли загадку, а загадать ее надо младшему брату? Какие средства выразительности ппомогают авторам передать
  •    На травинке
  •  Олнце бьется
  •  с ветром на небо рвется,  но совсем не горячи
  •  Солнца белые лучи (В.Фетосов) что такое метафора
  •  

Предлагает вспомнить, мета-пере; форо-несу (перенос по форме)

Рассматриваем рисунки. Замечаем, что ромашка как солнце. Солнце на травинке - это в каком значении? Как вы это понимаете?

  • Слушают, размышляют, рассуждают

1. Записывают под диктовку, обозначают графически орфограмму «Чередующиеся гласные в корне».

Чин - порядок, сочинение – это значит привести свои мысли в порядок. Раньше говорили чин чинарем.

2.    Сравнивают, отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал

Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал

Дети вспоминают, что ромашка вообще похожа на солнце, желтая круглая сердцевина – это солнце, а белые лепестки- это лучики)

Мотивация познавательной деятельности

- Прослушиваем следующую загадку:

Стоят в поле сестрички.

Желтый глазок

Белые реснички (народная загадка)

  • отвечают на вопрос: Загадка ли это? Докажите.
  • Выводят признаки загадок.
  • Что лежит в основе загадки?
  • Почему легко запоминаются?
  • Читают, отвечают на вопросы, формулируют учебную задачу.

Организация познавательной деятельности

Организует самостоятельную деятельность учащихся по выполнению задания: прочитать загадки

1)Работа с приложением №1. (проецируются на экран – презентация).

выборочную проверку.

3) Работа с загадками

  • Организует групповое исследование и предлагает провести его самостоятельно или с помощью подготовленных вопросов –подсказок. (презентация ). Проводит опрос.

Предлагает найти ошибки в загадках) Объяснить, в чем ошибка, и исправить ее. Презентация.

Предлагает обобщить полученные знания.

Предлагает рассмотреть домашнее задание – сочинить свою загадку  о зонтике . Составляем словарь

Форма: круглая

Ручка-Гриб

Парашют

Скрыв-раскрыв

Птица-цапля

Цветок –крылья птицы

Читают задание. Планируют действия. Находят  признаки загадки объясняют. записывают в тетрадь три признака загадок.

Работают редакторами в журнале (редактируют загадки).

Читают задание. Комментируют порядок выполнения, задают вопросы при необходимости. Выполняют  работу 5 минут, двое работают у доски.

. Читают задание. (1 часть- 1 вар., 2 часть- 2 вар. письменно) Выполняют  работу 8 минут, двое работают у доски.

Рассматривают примеры. Учащиеся сами объясняют грамматические ошибки  (презентация)

Памятка «Как создается загадка»

  1. Выбери объект, который станет отгадкой
  2. На что (или кого) он похож?
  3. Запиши признаки, которые есть и у отгадки, и у похожего предмета (явления, существа…)
  4. Запиши прилагательные, которые бы описывали объект
  5. Запиши глаголы, которые бы называли действия, выполняемые объектом (или совершаемые над ним)
  6. В формулировке загадки можно использовать следующие словесные формулы:
  • И …, и …, и …, а … .
  • (глагол), да не (существительное)
  • (прилагательное), а (но) не (существительное)
  • Не (существительное), а …
  • Что это: … ?
  • Кто … ?

Рассматривают примеры. Учащиеся находят грамматические ошибки, объясняют, в чем ошибка, и исправляют ее

Подведение итогов

  • Организует работу, предлагает подготовить ответить на вопросы:
  • Какую тайну русского языка мы с вами сегодня открыли? Что нового узнали? Дополните предложения:
  • Мне понравилось на уроке…
  • Сегодня я понял…
  • Обособляются на письме…

  • Работают над сообщением и представляют полученные результаты. Подводят итоги урока.

Дополнительный материал: презентация к уроку, листы-приложения

Диагностика достижения планируемых результатов: записать в тетрадь признаков  загадки, определение сравнения и метафоры.

Дополнительные творческие задания: составить памятку по составлению загадки

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Стоит колокольчик (звонок)

На тонкой ножке

В лиловой фиолетовой одежке.

На зеленой ножке выросли сережки,

Белые пушистые, как слезинки, чистые

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Под соснами, под елками.

Лежит клубок с иголками

Ползет

Пыхтит

(еж)

Вдали, на опушке

Расцвел из-под снега

Второе небо.

Стучат буквы бойко в строчки и вбивают молоточки.

Использованные материалы:

1. Видеоролики

2. Картинки ромашки, солнца, ежа, цветов в Сети Интернет

3. Литература учебник для 5  класса  общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Н.Г. Коровина. 

4.презентация к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

ПРОГРАММА предмета «История кадетских корпусов» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-6 классы) Разработчики: Дмитренко В.В., Мусаева Т.М., Ляпин В.И., Сиренко О.Р.

Программа предмета "История кадетских корпусов" разработана для кадет и воспитаников обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века....

Статья учителя русского языка и литературы ГБОУ школы 593 Некрасовой О.Н. «ЕГЭ на 100 баллов – мечта или реальность?»

Анализ педагогической деятельности за 2013-2014 уч. год (результаты ЕГЭ 2014 года по русскому языку). Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ....

Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)

Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...