Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)
статья по теме

Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Как взрастить таланты в школе

(из опыта работы)

Талант – выдающиеся врожденные качества,  особые природные способности. Такое определение даёт нам толковый словарь русского языка. И каждый из нас, педагогов, прочитав это определение, вряд ли  уверенно может сказать, что талантливые дети  у него в классе есть. Талант – это Толстой, Энштейн, Ломоносов, Королёв…  талант – это что-то далёкое недостижимое. Но ведь все эти королёвы точно так же учились в школе, да и Ломоносов начинал с рыбацкого посёлка. Так может, и нам стоит присмотреться к сидящим рядом ученикам и помочь тем, кто мыслит нестандартно, неординарно, проявляет особые способности в той или иной области знаний. Может, не так страшно это слово – талант? Может, надо начинать с малого?

Первое, на мой взгляд, и очень важное, что способствует поддержке таких детей, это пример самого педагога. Если учитель – человек творческий, заинтересованный, что называется – трудяга, это передаётся и его ученику. Таланты нужно целенаправленно «натаскивать», а самый эффективный метод – наставничество. Помните, что писал Макс Фрай ( литературный псевдоним Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина ): «… нужно учиться новому делу только у того, кто умеет это делать лучше всех в мире – тогда частица удачи учителя переходит ученику...» И не важно, кто этот «учитель» - талантливый, образованный дядя Пушкина или дьячок местной церкви из рыбацкого посёлка, где жил Ломоносов. Результат и там и там поразительный.

Но не только личный пример учителя способствует развитию таланта у детей. Нужно спуститься на грешную землю и посмотреть, чем практически можно помочь таким детям, чтобы расширить их знания, увеличить интерес. Конечно, в школе должны быть для этого условия : факультативы, кружки, «круглые столы», конференции, чтобы ученик способный мог пообщаться с такими же заинтересованными, обменяться мнениями, а не  оставаться один на один с педагогом. Конечно, наставничество – важно, но, порой, результат появляется именно тогда, когда люди одного возраста и положения спорят, доказывают, учатся друг у друга, внося в общение долю здорового эгоизма.

В прошлом году ученик моего класса, девятиклассник  Владислав, стал Призёром Межрегионального конкурса по литературе и Художественной культуре. Я ещё скажу, как приходилось готовить к этому конкурсу ученика, но  мне очень понравилось, как была организована работа в городе, как каждый из ребят старался проявить себя, не стесняясь, аргументированно доказывая свою позицию. И всё это было с такой заинтересованностью, с таким увлечением! Наставник - лишь сторонний наблюдатель. Разве это не способствует развитию таланта? Так же можно организовывать работу и в школах. Скажете, есть олимпиады, «Медвежонок», «Кенгуру»…  На мой взгляд, эти формы «отбора» немного устаревают, изживают себя, всё больше превращаются в формализм, а живое общение - актуально для нашего времени. Группы по интересам образуются сами по себе. Ребята способные, талантливые, под умелым руководством наставника  будут сами стремиться обмениваться опытом и проявлять себя. Конечно, и выход дальнейший должен быть : напечатать статью, поучаствовать в городской конференции, выступить в другой школе. Вы скажете, что всё это уже есть. Возможно. Только предложения, в большинстве своём, спускаются сверху, а я говорю об инициативе самих детей. И это важно.

Как важно и то, что каждая победа , пусть самая маленькая, должна иметь систему поощрений. Я в этом твёрдо убеждена. Талантливые дети должны иметь возможность свободно печатать статьи, ездить на экскурсии, посещать бесплатно музеи, расширять свой кругозор.

Без поддержки семьи талантливый ребёнок «тускнеет», потому что ему, в первую очередь, важно, что он оправдал надежды своих близких. И если мама и папа , заботясь о материальном благосостоянии своего отпрыска, будут видеть в нём ещё и личность, помогать развивать его способности, тогда за такого ребёнка нужно бороться вдвойне.

Конечно, работать с детьми талантливыми – сложно , потому что, наряду со способностями, они проявляют упрямство, настойчивость, желание отстоять своё мнение, даже если оно не совсем правильное. И я тоже с этим столкнулась. Мой ученик – человек способный, но с характером. Приходилось убеждать его быть корректным при написании работы, высказывать мысли точно, соблюдать логику и стиль. Но у него были свои убеждения. И, честно скажу, иногда приходилось уступать, оставляя всё,  как есть. Может, поэтому со временем и мой ученик стал прислушиваться к мнению других.

Работа с талантливыми , способными детьми – это дополнительное время учителя, это «копание» в специальной литературе, это контроль над своими эмоциями и амбициями. Да, амбициями. Потому что иногда ученики «перерастают»  своих учителей.

Но всё же, как трудно ни было бы нам в работе со способными учениками, таланты продвигать нужно и важно. И в этом я полностью согласна с  Д. А. Медведевым, который в своей статье «Россия, вперёд!», опубликованной 10 сентября 2009 года, сказал: «Инновационная экономика  возникает, конечно, не от бедности, болезней,  страха, несправедливости. Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас….. Мы – государство,  общество и семья – должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей»…Талантливых учеников мы можем вырастить, воспитать в школе!

                      Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 Отставнова Татьяна Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы №302"

В статье представлен опыт работы учителей русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...